Опрос недели: Есть ли в Набережных Челнах туризм и нужен ли он городу?
Совместное исследование финансового университета при правительстве России и «Ингосстраха» показало, что четверть челнинцев отводят туризму важную роль в жизни города. Существует ли туризм в Челнах на самом деле? Зачем люди приезжают в город? Стоит ли автограду развивать эту отрасль? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Олег Афанасьев, Валентин Голубев, Дмитрий Покров и другие.
Олег Афанасьев руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ»— По вопросам бизнеса мы встречаем примерно по 600 делегаций в год, в каждой в среднем по 10 человек. Но этих 6 тысяч человек я бы не назвал туристами, потому что они наши партнеры, клиенты и поставщики. Другое дело — промышленный туризм. На КАМАЗе он представлен двумя видами: платный, когда мы водим заказные экскурсии, и бесплатный, когда студенты, школьники или другие организации просят показать производство и мы идем навстречу. Таких туристов свыше трех тысяч человек.
Туристической отрасли в Набережных Челнах нет — вы не найдете ни одного оформленного маршрута. Даже такого, чтобы, к примеру, приехал человек на КАМАЗ на полдня, а вечер мог бы посвятить экскурсии. Приезжающие к нам просто ждут следующего дня, чтобы улететь. Чтобы занять своих гостей, мы, бывает, возим их в Елабугу, а то и в лес погулять. Или вот недавно друг ко мне приезжал на три дня: сходили порыбачить, съездили в Елабугу — вот программа, которую могут предложить Челны. Во многих городах просто придумывают туристическую инфраструктуру, какие-то значимые объекты — в Челнах, к сожалению, и такого нет.
В конце концов, у нас есть огромная Кама, но нет даже банальных прогулок на катерах, хотя услуга распространена в городах с доступом к такой серьезной акватории. Я, как рыбак, считаю, что у нас мог бы очень активно развиваться рыболовный туризм с вывозом гостей на лодках. Так делается и на озере Селигер, и на Ладожском озере — это целая индустрия, для которой у Набережных Челнов огромный потенциал.
Еще одно направление, которое лежит на видном месте и которое я приметил за границей, — это национальный парк. Во всем мире природная красота монетизируется. Национальные парки — это места, куда люди едут просто полюбоваться природой. У нас есть нацпарк, высокий красивый берег Камы. Я не говорю о бизнесе, который будет наносить ущерб природе, но организованные услуги просятся. Не в том виде, в каком они представлены сейчас — банями и разными непонятными сооружениями, — а цивилизованной инфраструктурой. Оборудованные тропинки, указатели, места отдыха, кафе — это направление могло бы стать прибыльным и интересным даже для внутреннего туризма. Посещаемость парка Прибрежный наглядно показывает, что потребность такая есть.
Дамира Тазиева директор турфирмы «Салам»— Туризм в Челнах представлен не как отрасль, а как посреднический агентский бизнес. Сама по себе индустрия гостеприимства развита очень слабо, хотя в былые времена промышленный туризм привлекал людей в Челны. Они ехали со всего СССР — из Прибалтики, с Кавказа, даже с Курильских островов, я уж не говорю про иностранные группы. Но это было скорее политическое явление, и тот успех не повторить. И потом, в то время работала пристань, а сейчас она не в состоянии принимать пассажирские суда.
Небольшое оживление началось с появлением дельфинария. К ним едут из Башкортостана, Удмуртии, раньше из Казани приезжали, и группами на автобусах в том числе. Заводы КАМАЗа стали пускать туристов. Но все равно реального потока не наблюдается. Есть только промышленный туризм, дельфинарий и Елабуга в 15 километрах. В историческом плане существуют музей, улица Центральная, хорошая набережная и неплохие прогулочные зоны. Мы пытаемся возрождать исторический туризм, но, к сожалению, в период строительства города и КАМАЗа историческую часть территории безжалостно уничтожали, а оставшееся видоизменили уже в последние годы. Лишь несколько отдельных зданий сохранили облик начала XX века. Нужно реанимировать пристань — и дело пойдет.
Валентин Голубев директор бизнес-отеля «Татарстан»— Если брать регионы Российской Федерации, которые раскачивают внутренний туризм, то они начинают с создания крупной инфраструктуры общепита, затем внедряют ресторанное направление, и только потом появляется трафик к точкам притяжения. У нас в городе нет исторических мест, однако можно было бы организовать промышленный туризм. Тем не менее в Челнах нет ни того ни другого. Не имеется достаточного количества национальных или европейских ресторанов, классифицированных гостиниц тоже немного — около 10.
Гости нашего отеля, как и других, приезжают в Челны с рабочими визитами. Как правило, пик посещаемости приходится на вторник-четверг. Если бы они ехали с досуговыми целями, то самый разгар был бы в пятницу-воскресенье, как это происходит, например, в Казани.
Я считаю, предпосылок для развития туризма в Челнах нет. Нужен ли он? Да. Пусть у нас нет истории, но давайте посмотрим на Казань. Моя семья на прошлой неделе ездила, чтобы погулять в парках, сходить в аквапарк, в цирк и так далее. Такая культурно-развлекательная программа не подразумевает посещения исторических мест вроде Кремля или музеев. Чем не пример? В 200 километрах от Челнов создаются объекты для туризма, которые не имеют исторической ценности.
В Челнах я знаю лишь одно место, в которое все стремятся, — это музей команды «КАМАЗ-Мастер». Вернее, не в курсе, как дело обстоит сейчас, но несколько лет назад, чтобы попасть в музей команды, приходилось искать контакты и договариваться о пропусках. Может быть, сегодня стало проще, но я сомневаюсь, что можно пройти в музей «КАМАЗ-Мастера», просто купив билет на входе.
Марсель Зарипов директор Набережночелнинского дельфинария— Конечно, развитие туризма имеет для нашего города огромное значение. Люди приезжают к нам и оставляют свои деньги. Они пользуются нашими услугами, сервисом, питаются здесь. Я хочу сказать, что эти деньги имеют мультипликаторный эффект. Грубо говоря, оставленный миллион рублей в нашем городе идет на оплату налогов, выплату зарплат и другие нужды.
Как-то мы интересовались темой туристического пути наших иногородних посетителей и постарались узнать, что бы они еще хотели посмотреть в Челнах. К примеру, ижевчане отвечали нам, что хотят съездить в торговый центр «Палитра», потому что там есть Adidas и скаутский магазин. Так мы поняли, что отсутствие какого-либо сервиса или услуги в родном городе провоцирует у туристов интерес к Челнам. Специально в скаутский магазин никто не поедет, но при посещении дельфинария люди заодно ходят и по нашим магазинам, оставляя в них деньги. У приезжих из Башкортостана был другой интерес — я уже не помню, куда они хотели попасть, но это тоже было связано с какими-то услугами.
Я думаю, что в Челнах туристов привлекают именно торговые центры, бренды, которых нет у них. Будь КАМАЗ более доступен для организованных посещений, однозначно мы могли бы поработать со школьниками других регионов. Визит на КАМАЗ — это, условно говоря, уникальное торговое предложение. Пока мои дети учились, они раз шесть побывали в Елабуге и ни одного на КАМАЗе. Сейчас вроде посещение возможно, но как-то это все ограничено и процесс долгий.
Сами Челны, к сожалению, в историческом плане не представляют интереса для туристов. Индустриальный туризм — это здорово, но он не столь интересен, как политика той же Елабуги. Вот где ведется серьезная работа. У Елабуги есть что показать, но в туризме действует не только этот принцип: если истории нет, ее надо придумать. Мы как-то задавались вопросом о том, не напрасно ли рекламируемся в других городах. Вдруг люди просто едут в гости к челнинцам, а те ведут их к нам? Мы провели опрос посетителей и выяснили, что около 95 процентов из них целенаправленно приезжают в дельфинарий. Даже из Москвы. Самая востребованная наша услуга — этот «День рождения с дельфинами». У нас она стоит 7 тысяч рублей и включает много мероприятий, в Москве же просто поплавать с дельфинами выйдет намного дороже.
Роза Сироткина директор туристического агентства «Фортуна»— Если к нам и едут, то не ради туризма, а ради бизнеса. Также велика доля гостей, которые навещают родственников. В последнее время развивается такой тренд: клиенты для своих гостей заказывают обзорную экскурсию по Челнам и добавляют к ней поездку в Елабугу. Вот где много интересных мест. Понятно, что у нас не Санкт-Петербург и не Казань, но на небольшую экскурсию маршрут набирается, тем более что КАМАЗ в последние годы открыл заводы для посещений. Они тоже пользуются спросом, интересны и взрослым, и детям.
Общее количество туристов нашего города оценить сложно — могу сказать только, что бизнес-визитов мы принимаем по 200–300 в год, это основной поток. Для его роста нужно развивать инфраструктуру — у людей всегда есть потребность что-то посмотреть, посетить, покушать…
Дмитрий Покров блогер— Челны — город, который вообще не располагает к туризму, но это нормально. Фишка в том, что у нас в последнее время стали неверно трактовать само слово «туризм». Есть такой туризм: взял мешок, закинул за плечо и пошел гулять по лесам, полям и городам. Есть другой: садишься на теплоход и тебя везут в Венецию что-то там показать. Наш город располагает к тому, чтобы взять мешок и пройтись по Челнам, а затем двинуться дальше. В этом смысле Челны — такой же туристический город, как и все остальные. Но в том, чтобы тратить кучу денег на привлечение туристов, я не вижу никакого смысла. Кто захочет — тот сам приедет
Как было с Елабугой? Хотели сделать туристический центр, переименовали зачем-то кучу улиц, потратили деньги. Пытались превратить Казанскую улицу в туристическую. И что? Все мы были в Елабуге и знаем, что на ее обход хватит получаса. Идешь по Казанской улице — все кафешки либо закрыты, либо дорогие. Ну и проходишь мимо. А башня, собранная в XIX веке из кусочков… Ну вот, одна лишь башня, даже не Пизанская. Елабуга — транзитный город. Люди сходят на пристани и в ожидании теплохода могут подняться на гору, посмотреть на башню, а затем ехать дальше.
То же и с Челнами: можно выйти, доехать до промзоны к КАМАЗу, никто тебя туда не пустит и ты отправишься дальше. Допустим, приехал я из Сыктывкара — кто меня на КАМАЗ пустит-то? Я должен пойти в турбюро, подать заявку, чтобы обойти КАМАЗ под конвоем. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. Так что и промышленного туризма в Челнах не существует. Разве что организации какие-нибудь приезжают — ну так это просто обмен опытом. Ни один нормальный человек не поедет на КАМАЗ, чтобы смотреть на станки. Все эти рассказы про промышленный туризм — обман.
Фото:
«БИЗНЕС Online»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.