По опыту могу сказать, что одна из частых форм реакции учителя на обращение родителя по поводу буллинга такова: «Ну это что-то не так с вашим ребенком. Сводите его к психологу» «По опыту могу сказать, что одна из частых форм реакции учителя на обращение родителя по поводу буллинга такова: «Ну это что-то не так с вашим ребенком. Сводите его к психологу» Фото: предоставлено Лилией Хисамутдиновой

БУЛЛИНГ — ЭТО НЕ КОНФЛИКТ

По статистике, на данный момент 10% детей подвергаются буллингу. Ко мне часто приводят жертв травли. По опыту могу сказать, что одна из частых форм реакции учителя на обращение родителя по поводу буллинга такова: «Ну это что-то не так с вашим ребенком (не может постоять за себя или, напротив, конфликтный). Его не случайно исключают из коллектива. Сводите его к психологу». Очень важно различать конфликт и травлю. Буллинг — это не конфликт. В буллинге происходит травля одной стороны другой, причем имеется неравенство. Есть унижающий и унижаемый.

Существует заблуждение по поводу буллинга в том, что якобы он является следствием непопулярности школьника. Родители ошибочно думают, что, сделав ребенка популярным, например купив ему iPhone, они решат проблему. Ученик не обязан быть популярным. Интровертам, например, вообще это не надо — они любят быть одни или с кем-то таким же тихим, спокойным, избегают шумных компаний и не завоевывают себе место в классной иерархии. Подобное создает иллюзию, что ребенок непопулярный. Бывает, что умному школьнику просто скучно с интеллектуально менее развитыми одноклассниками. Если ребенок непопулярен в классе, это не проблема, а его особенность. Но те, кому выгодно, представляют все иначе. Если тот же интроверт оказался жертвой буллинга, то он стал ею совсем не по причине психологического типажа.

Травля — это сбой системы школьного образования, которая обязана соблюдать права ребенка, в том числе на безопасность. Учителя и вся школа должны обеспечить в том числе и психологическую безопасность каждого учащегося, пока он находится в школе. У нас везде есть инструкции, техника безопасности — на уроках физкультуры, труда, в столовой, на переменах. Если ребенок не пришел в школу и от родителей не было предупреждения, учитель сразу сообщает о том семье. Но почему-то все забывают о психологической безопасности учащегося, а это его право на жизнь! Если он получает физическую травму в школе, то виноват учитель, а если психологическую, попав в жернова буллинга, то почему-то ребенок и его родители, которые не воспитали в нем высокую самооценку, лидера. Но так рассуждать алогично!

Почему буллинг происходит именно в школе? Потому что детей сгоняют в классы принудительно, просто по территориальному и возрастному признакам, а не по интересам, например. И эти коллективы могут никогда не сложиться в дружные команды. Некоторые учителя удивляются: «Они же учатся с 1-го класса, почему не сдружились в старших классах?!» Я говорю: «Они не обязаны сдружиться, нет у них общих увлечений». Вот, например, в кружках, секциях совсем другая атмосфера, и травли там практически не бывает, потому что их посещают добровольно. Как случается у взрослых: человек устроился на работу и не вписался в коллектив! Бывает такое? Да, и это считается нормой. Но если работу можно поменять, то со школой все сложнее.

«Родители ошибочно думают, что сделав ребенка популярным, например, купив ему Iphone, они решат проблему» «Родители ошибочно думают, что, сделав ребенка популярным, например купив ему iPhone, они решат проблему» Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРАВЛЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ УЖЕ ВО 2-м КЛАССЕ

Микроклимат в классе зависит от учителя. Если в этом коллективе происходит травля, то тренинг на командообразование только ухудшит ситуацию, потому что не устраняется причина. Еще хуже, если учитель озвучит причину, по которой проводится данная психологическая игра. Нельзя нашлепывать пластырь на гниющую рану, пока остается очаг инфекции.

Педагогов учат азам психологии. Так вот одним из ее разделов является психология групп. Класс — это группа, она имеет законы своего развития — так называемую групповую динамику. Мало кто из учителей знает, что это такое. А без положительной, конструктивной динамики группа перестает быть функциональной и превращается в дисфункциональную. В функциональной члены группы обогащаются, растут, чему-то учатся, дружат. Дисфункциональный коллектив уничтожает сам себя. Самый яркий пример такой группы — секта, в которой есть люди, обслуживающие интересы вышестоящих лидеров. Там обязательно есть элементы унижения, оскорбления, подавления. Буллинг начинается в коллективе с отрицательной групповой динамикой. Он проявляется уже во 2-м классе (в 1-м детям пока не до этого, они привыкают к новой среде). Педагоги обязаны следить за поведением учащихся в классе, за тем, как они сбиваются в подгруппы. Вот говорят, что дети бывают жестокими. Это правда, потому что в младшем школьном и подростковом возрасте они еще не знают все о том, что такое мораль, сколько бы дома лекций им ни прочли. Буллинг проявляется там, где самоустраняется взрослый, в данном случае учитель. Он не берет на себя ответственность за взращивание морали в детском коллективе. Некоторые педагоги считают, что они должны только учить, а воспитание — задача родителей. Но учителя не понимают, что семья имеет дело только со своим ребенком отдельно, она не взаимодействуют с группой, это осуществляет преподаватель, завуч, директор. Причем часто бывает так, что вне класса зачинщик травли или его соучастники вполне нормально могут контактировать с жертвой. Это наглядно было продемонстрировано во всем известном фильме «Чучело», когда некоторые подростки пытались жалеть главную героиню. Почему так происходит? Дело в том, что у свидетелей травли возникает страх: мол, если не будут травить этого одноклассника, могут переключиться на меня, так что пусть все остается как есть. Обычный инстинкт самосохранения.

«Почему буллинг происходит именно в школе? Потому что детей сгоняют в классы принудительно, просто по территориальному и возрастному признакам, а не по интересам, например» «Почему буллинг происходит именно в школе? Потому что детей сгоняют в классы принудительно, просто по территориальному и возрастному признакам, а не по интересам, например» Фото: pixabay.com

НЕ НАДО ПЫТАТЬСЯ ИСКАТЬ ПРИЧИНУ БУЛЛИНГА В РЕБЕНКЕ

Последствия буллинга, которые бывают ужасными, сейчас активно изучаются специалистами. Считается, что жертвы травли психологически травмируются сильнее, чем те, кто подвергся домашнему насилию. Причем травмируется не только сама жертва, но и ничуть не меньше все участники травли! У лидера и свидетелей возникают проблемы с окружением во взрослой жизни. У жертвы буллинга очень сильно снижается самооценка, которая тяжело поддается коррекции, возникают неврозы на фоне постоянного стресса, проявляется социофобия. И самое серьезное последствие травли — суицидальные мысли. Перевестись в другую школу непросто — если ребенок не отличник, его могут не принять в другое заведение, тем более если на данный момент он учится по месту жительства. Надо обосновать перевод бумажками, а как доказать, что ты ежедневно подвергаешься тягчайшему унижению? Нужно вызывать инспектора по делам несовершеннолетних, фиксировать… Одно дело, если после первого же факта унижения учитель, родители забили тревогу, подключили инспектора по делам несовершеннолетних и пресекли подобное явление на корню. Ребенок в этом случае отделался легким испугом. Такие случаи в моей практике были.

«Как ни странно, механизм буллинга часто — в 90% случаев — запускает сам учитель, выделяя ученика, косо посмотрев на него, делая замечания, давая всем понять, что он не такой как остальные» «Как ни странно, механизм буллинга часто — в 90 процентах случаев — запускает сам учитель, выделяя ученика, косо посмотрев на него, делая замечания, давая всем понять, что он не такой, как остальные» Фото: pixabay.com

Но чаще буллинг имеет продолжительное действие, поскольку родители могут не придавать значения происходящему и советовать ребенку не обращать внимание на задиру. Но это неправильно. Человек — существо социальное, именно свойство сбиваться в группы позволило первобытным людям выживать. Нам и сегодня важно быть принятым группой, это жизненно важная потребность, дающая ощущение безопасности. Дети еще ближе к природе и подобным инстинктам, чем взрослые, у них нет достаточно развитого критического мышления. Они склонны винить в буллинге себя. Все слова родителей о том, что они любят ребенка таким, какой он есть, не помогают, потому что чадо не может передать высказывания в школе — классу они ни о чем не говорят. Каждый день учащийся ходит в школу как на эшафот, потому что от него отворачиваются, отсаживаются, ему что-то подсыпают в еду, его вещи могут оказаться в унитазе, над ним смеются… После всего этого ребенок просто не хочет жить, потому что он чувствует себя ненужным группе. Педагог обязан проследить на уроке, нет ли в классе учащегося, которого изолировали, к которому никто не обращается, с ним никто не сидит.

Унижать можно по-разному — обзывать, ругать, исключать из общих игр, воздействовать на интимную зону общения (расстояние не менее 20 см — одна из зон психологического комфорта, куда мы пускаем для объятий только самых близких), подходя к жертве. В последнем случае важно не сделать физически шаг назад, не поддаться агрессору, даже если страшно, чтобы не показать, что он имеет влияние. Учителю в ситуации буллинга важно не вступать в конфронтацию с зачинщиком, поскольку это ребенок. Возможно, дома с ним поступают так же. Жертва буллинга выбирается совершенно хаотично. Девочку затравили из-за лишнего веса и довели до анорексии — она почти перестала есть. Но я сразу хочу донести до родителей и всех-всех, что не надо пытаться искать причину буллинга в ребенке. Она не в нем, а, как я уже сказала, в групповой динамике, которую должен контролировать учитель. Если педагог не предложил детям общие интересы, не распределил их по подгруппам для каких-то занятий, группа становится неуправляемой, она ищет опорную точку, которая бы их объединила. Первое, что приходит в голову для выброса агрессии, — найти жертву. Придраться можно к чему угодно — к тихому голосу, дефекту внешности… Под жернова может попасть даже успешный ученик. Был такой случай, когда девочка-отличница заболела и в школе ее вырвало. В классе к ней возникло отвращение, потому что учительница неправильно среагировала. Более того, ребенок расплакался и усугубил ситуацию. От буллинга не застрахован никто!

«Последствия буллинга сейчас активно изучаются специалистами, и они бывают ужасными. Считается, что жертвы травли психологически травмируются сильнее, чем жертвы домашнего насилия» «Последствия буллинга, которые бывают ужасными, сейчас активно изучаются специалистами. Считается, что жертвы травли психологически травмируются сильнее, чем те, кто подвергся домашнему насилию» Фото: pixabay.com

ЧАСТО ТРАВЛЯ ЗАРОЖДАЕТСЯ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Как ни странно, механизм буллинга часто — в 90% случаев — запускает сам учитель, выделяя ученика, косо посмотрев на него, делая замечания, давая всем понять, что он не такой, как остальные. И дети понимают, что, если бы не этот ребенок, у них был бы идеальный класс с идеальным педагогом. Они также уясняют, что унижение — это нормально, ведь так делает преподаватель! Часто травля зарождается на уроке физкультуры, детей разделяют на подгруппы, и когда, например, в эстафете проигрывает команда с полным или просто плохо бегающим ребенком, то всем становится очевидно, кто всех подвел и поставил себя под насмешки: «Если бы тебя не было, мы бы выиграли». И вот тут важно вмешаться учителю, но он часто неправильно реагирует, например, пошутив: «Ну пусть ты толстый, зато, наверное, умный». Нужно встать в конфронтацию не с лидером начинающейся травли, а с фактором унижения, важно не согласиться, что это норма. Например, если травят ребенка в очках, то учительница, также носящая очки, может предложить участникам буллинга поговорить с ней о проблеме ее сниженного зрения. Важно перевести внимание на себя. И, как правило, подобного хватает, чтобы дети поняли, что не надо о таком говорить. Люди в очках или полные — это нормально. Но учителя часто просто не хотят замечать буллинг и вмешиваться. А иногда ведь достаточно сказать: «Я не понимаю, чем вы тут занимаетесь?!» То есть показать детям неприемлемость ситуации.

Да, мы все мечтаем, чтобы наш ребенок попал к сильному и душевному, понимающему детей педагогу. Но, как правило, нам приходится выбирать между сильным и душевным, и часто мы склоняемся к первому, поскольку в школе детям ставят оценки. Всем важна успеваемость, ОГЭ и ЕГЭ… Учитель, работающий с детьми, должен не столько любить, сколько уважать детей, знать и понимать их индивидуальные и возрастные особенности и потребности. Но на этом особое внимание не фокусируется, особенно сейчас, в условиях качественного кадрового дефицита. Правда, в школах города сейчас прорабатывается внедрение системы медиации. Возможно, ей займутся школьные психологи или социальные педагоги. Это классная идея. Медиаторы помогают соединить стороны, которые находятся в состоянии конфликта, и последние, как правило, равны. Но медиация бессильна в случае травли.

Если учитель игнорирует проблему буллинга в классе, значит, он психологически незрелая личность, и бить тревогу должны родители. Тут важно, насколько доверительные отношения в семье. Бывает, что у ребенка отбирают сотовый телефон и запугивают расправой над ним в случае рассказа родителям правды. Еще страшнее для учащегося, когда зачинщики травли пугают тем, что расправятся с его мамой. Вот тут не каждый школьник действительно поделится проблемой, он лучше соврет, что потерял телефон.

«Межвозрастной буллинг — это уже самоустранение не только учителя, но и всей школы! Поэтому опять же задача родителя — идти к учителю, если он игнорирует — к завучу, а потом при необходимости к директору школы» «Межвозрастной буллинг — это уже самоустранение не только учителя, но и всей школы! Потому опять же задача родителя — идти к учителю, если он игнорирует — к завучу, а потом при необходимости к директору школы» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА И ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Но неладное можно заподозрить и по другим признакам — резкое изменение аппетита (очень мало ест или много, слишком налегает на сладкое), смена поведения, пропажа денег, материальных ценностей из дома, необъясняемые задержки после школы, порванная одежда, частые синяки, бормотание во сне, к которому надо прислушаться, странные ритуалы. Например, у меня был случай, когда ребенку старшеклассники велели дома вставать в полночь и съедать ложку соли — и он, запуганный, так делал! Межвозрастной буллинг — это уже самоустранение не только учителя, но и всей школы! Потому опять же задача родителя — идти к учителю, если он игнорирует — к завучу, а потом при необходимости к директору школы!

Самые главные ошибки родителя в случае буллинга.

1. Игнорирование ситуации, «само пройдет», дети сами разберутся.

2. Не путать буллинг и непопулярность. Ребенок имеет право быть непопулярным, интровертом. Это не причина для травли.

3. Давить на жалость, взывая к участникам травли. Это еще больше укрепляет лидерство зачинщика и страх свидетелей, которые боятся оказаться на месте жертвы и сильнее примыкают к лидеру. Нужно подойти к родителю зачинщика и учителю, чтобы обсудить ситуацию.

4. Игнорирование потребностей ребенка в семье, которое может сделать его зачинщиком буллинга в школе. Бывает, родители не разговаривают с чадом и, что еще страшнее, заявляют: «Я тебя сегодня не люблю, уйди от меня, ты принес двойку». В таком случае у подростка возникает вопрос: «А зачем ты меня родила? Зачем я нужен? Кто еще меня полюбит, раз меня даже мама не любит?» Когда я на тренингах с родителями подобное изображаю, они смотрят на себя со стороны, рыдают и говорят, что это очень страшно и больно.

Потому не надо бояться идти выше учителя, школа заинтересована в разрешении проблемы, поскольку в администрации понимают, что стресс сказывается на успеваемости и, если сор будет вынесен из избы в управление образования, прокуратуру, коллектив ждет лишение премии и другие неприятности. Поэтому после обращения к завучу или директору вашего ребенка уже никто не посмеет травить и выделять на уроках. Учитель, увидев способность родителя встать на защиту ребенка, просто побоится повторения ситуации и приложит все усилия для ее недопущения. Бешеных мам не любят, но и их детей не трогают. Есть такое понятие «достаточно хорошая мать» — это мать, удовлетворяющая самые важные потребности ребенка. И не надо делать его счастливым, успешным. Можно не выполнить лучше, главное — не сделать хуже ребенку. Если родитель принимает его таким, какой он есть, то уже молодец.

 Лилия Хисамутдинова