«Супруги и днем и ночью находились вместе, не имея личного пространства, весь негатив с работы несли домой, бесконечно обсуждая развитие и провалы. При этом за два года они достигли отличных результатов — открыли 16 офисов в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии. Однако за развалом компании последовал и развод», — раскрыла одну из причин заката некогда успешной и известной в Челнах семейной компании автор блогов на сайте «БИЗНЕС Online» Лилия Шелест.
Лилия Шелест: «На старте в супружеских тандемах жена обычно берет на себя соцсети для привлечения клиентов. И как минимум 10 тысяч на SMM-щика экономит»
«МЫ С МУЖЕМ ТОЖЕ ВЕДЕМ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС, И Я НЕ СКАЖУ, ЧТО ЭТО ВСЕГДА ВОЛШЕБНО»
В мире известно много семейных компаний. Но, что интересно, бывает, что после того, как основатель уходит в мир иной, наследники не всегда становятся руководителями. Порой совет директоров нанимает крепких управленцев, чтобы не погубить семейное предприятие.
Мы с мужем тоже ведем семейный бизнес, и я не скажу, что это всегда волшебно и понимаем друг друга с полуслова.
Плюсы, безусловно, есть:
— Доверие. Партнер не сделает того, что погубит бизнес: не украдет, потому что семейный бюджет один.
— Экономия. На старте в супружеских тандемах жена обычно берет на себя соцсети для привлечения клиентов. И как минимум 10 тыс. на SMM-щика экономит.
— Ценности сходятся, и партнер в семье становится таковым и в бизнесе.
Минусы:
— Работа — еще один повод для ссор. Когда-то известная в Челнах семейная корпорация пластиковых окон «Саламандра» хорошо стартовала и разрослась, но в итоге закрылась, в том числе и из-за непонимания партнеров. Супруги и днем и ночью находились вместе, не имея личного пространства, весь негатив с работы несли домой, бесконечно обсуждая развитие и провалы. При этом за два года они достигли отличных результатов — открыли 16 офисов в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии. Однако за развалом компании последовал и развод.
«Когда вела бизнес с подругой, мы поначалу не договорились об этом, и потом начались странные ситуации, когда я говорила одну информацию клиентам, партнер — другую»
— Усталость друг от друга. Еще одной семейной паре после 15 лет совместной работы пришлось разъехаться по разным квартирам на время. Представьте — с одним и тем же человеком и на работе 8–10 часов, и дома, и в отпуск с ним, и на встречи с друзьями. Да, эта пара вовремя одумалась и постаралась перестроить свои отношения.
— Если на вас двоих зациклены основные бизнес-процессы, то совместный отпуск может стать проблемой.
— Все яйца в одной корзине. Ваш бизнес может зависеть от сезона, и тогда общий доход семьи упадет. А если бизнес вообще рухнет, вы оба останетесь не у дел.
— Круглосуточные беседы о работе. Порой семейной паре не о чем поговорить, кроме бизнеса. Хотя это бывает и в обычных семьях, где все разговоры сводятся к детям. Любой семейной паре нужно общее увлечение, которое будет поддерживать общность. Каждому участнику тандема необходимо иметь свою личную жизнь, связанную с хобби, друзьями. Важно не зацикливаться друг на друге и бизнесе. Тогда вечером за ужином всегда найдется о чем поговорить.
— Сотрудники и соискатели порой скептически могут относиться к карьерному росту в семейном бизнесе, закономерно полагая, что все высокие должности займут свои. Но это неправда. Как сказал британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон: «Пока у вас небольшой бизнес, вы обязаны вникать в детали работы каждого подразделения. Если он растет, вам рано или поздно придется решать, кто вы: менеджер или предприниматель. Если вы менеджер, оставайтесь в бизнесе и способствуйте его росту. Если предприниматель, ищите менеджера. Найдете — и сможете двигаться вперед, создавая новый бизнес».
«Каждый из партнеров должен понимать, для чего он в этом бизнесе. «Взяла мужа в партнеры, чтобы он на нелюбимую работу не ходил, а всегда был под рукой и помогал с выгрузкой товара»
«ЕСЛИ У ВАС И ДО СОВМЕСТНОГО БИЗНЕСА БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ В ОТНОШЕНИЯХ, ТО С НИМ ОНИ ОБОСТРЯТСЯ»
Важные условия успеха семейного бизнеса:
1. Каждый из партнеров должен понимать, для чего он в этом бизнесе. «Взяла мужа в партнеры, чтобы он на нелюбимую работу не ходил, а всегда был под рукой и помогал с выгрузкой товара» — вряд ли такая позиция оправдана.
Каждый должен быть членом команды. Важно четко разделять обязанности и зоны ответственности: обычно мужчина занимается операционкой, поставщиками, работает с клиентами. А женщина — привлечением заказчиков, маркетингом, персоналом, развитием. Хотя бывают и неклассические случаи, например, в сети кондитерских Medovik муж занимается просчетами, открытием и ремонтом новых точек, а жена — операционкой, производством и выстраиванием бизнес-процессов.
Если же обязанности размыты (каждый делает все для бизнеса), то и ответственность никто не берет на себя. «Я думал, ты за этим смотришь». «А я считала — ты…»
2. В партнерстве тоже всегда должен быть тот, кто принимает последнее решение.
Когда вела бизнес с подругой, мы поначалу не договорились об этом, и потом начались странные ситуации, когда я говорила одну информацию клиентам, партнер — другую. Тогда предложила — давай решать, кто будет главный: у тебя есть вот такие плюсы и минусы как у руководителя. А вот мои минусы и плюсы как начальника. Кто из нас будет принимать последнее решение? Это был честный разговор, в итоге мы пришли к обоюдному решению и держались его.
Это как соотношение с пакетом акций: 51% и 49%.
«Каждому участнику тандема необходимо иметь свою личную жизнь, связанную с хобби, друзьями. Важно не зацикливаться друг на друге и бизнесе. Тогда вечером за ужином всегда найдется о чем поговорить»
3. Переключать «окна», как в Windows. Вы должны уметь переключаться с работы на семью и обратно. Не связывать, что это один и тот же партнер накосячил на работе и теперь сидит с вами дома за столом. Считайте, что это два разных человека. Так и семья будет крепче.
4. Считается, что если у вас и до совместного бизнеса были проблемы в отношениях, то с ним они только обострятся. В нашем городе есть пример семейного бизнеса — магазин для кондитеров, где работают и муж и жена. Их отношения стали еще крепче, но только потому, что у них и до совместного бизнеса были взаимопонимание, принятие и поддержка.
5. Платить себе и партнеру зарплату. Это часть бюджета и затрат, которые вы планируете для своего бизнеса. Если партнеры находятся на птичьих правах и не знают, сколько можно потратить из выручки, тут тоже могут начаться конфликты, когда один планирует закупку, а второй выгребает все деньги из кассы на новый спиннинг или пальто.
Так зло или благо — семейный бизнес? Есть такое высказывание: бизнес — это отношения людей, а не денег. Так что, смотря какие отношения…
Лилия Шелест
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.