«Наша технология позволяет все вредные вещества убрать по максимуму», — утверждает Андрей Шипелов, гендиректор компании «РТ-Инвест», намеренной построить в Татарстане мусоросжигательный завод ценой в 26 млрд рублей. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, кто и какие комплектующие поставит для МСЗ, при какой температуре будет гореть мусор и что станет с отходами процесса.
Андрей Шипелов: «Если для спокойствия жителей необходимо, мы готовы пройти любую экспертизу»
КОНСОРЦИУМ ИНВЕСТОРОВ МСЗ: ОТ АРАБСКИХ ФОНДОВ ДО «РОСНАНО» И БАНКОВСКОГО ПУЛА
«Рустам Нургалиевич объявил, что мы еще должны пройти международную экспертизу. Мы с удовольствием согласились на этот шаг… Если для спокойствия жителей необходимо, мы готовы пройти любую экспертизу», — заявил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «РТ-Инвест» Андрей Шипелов. Его компания планирует построить в России пять мусоросжигательных (МСЗ) заводов: четыре из них — в Подмосковье, еще один — неподалеку от села Осиново Зеленодольского района. Напомним, его мощность — до 550 тысяч тонн твердых коммунальных отходов ежегодно.
Шипелов сообщил, что стоимость татарстанского завода составит примерно 26 млрд рублей, при этом инвестиции структурированы следующим образом: 20% — собственный капитал инвесторов проекта, 80% — заемное финансирование, которое привлекается у консорциума банков. «Лидирующим партнером консорциума для нас являются Внешэкономбанк, Газпромбанк и другие крупные российские банки. В составе акционеров — „РТ-Инвест“, „Роснано“, российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), крупные арабские фонды (Саудовская Аравия и Кувейт). В будущем, возможно, будет еще несколько крупных международных фондов», — отметил наш собеседник, добавив, что Татарстан в данном случае лишь создает все необходимые условия для инвесторов. Шипелов особо подчеркнул, что ключевой партнер Hitachi Zosen Inova контролирует процесс на всех стадиях проектных работ, производства оборудования и монтажа на площадке.
На какой ступени процесс строительства в Татарстане? Пока идут подготовительные работы, уже пройден этап главной экологической экспертизы. «Сейчас мы в стадии главгосэкспертизы, которая подчиняется минстрою. Это самая основная экспертиза. По двум заводам в Подмосковье — в Воскресенске и Наро-Фоминске — мы ее прошли», — уточнил Шипелов. Кроме того, в настоящее время выбирают генподрядчика для строительства завода. Например, в Наро-Фоминске к возведению МСЗ приступила турецкая компания, для предприятия в республике выбор еще только предстоит сделать. Гендиректор «РТ-Инвест» отметил, что к этому вопросу фирма подходит очень серьезно. «Мы делаем шорт-лист самых мощных компаний. Дальше приглашаем их участвовать в конкурсе. Цена тут не самая определяющая, в конкурсе много пунктов гарантии качества — это превыше всего. Есть залоговые суммы, которые данные организации должны держать на счетах. Более того, приемка ведется поэтапно. Компания не только своим имиджем и проектами, которые осуществляла, но и рублем несет ответственность за качество строительства», — рассказал Шипелов. По его словам, в конкурсе по выбору генподрядчика для строительства МСЗ участвуют в том числе компании из республики, тем более что в РТ есть опыт возведения куда более сложных предприятий нефтехимии. Окончательный выбор Шипелов пообещал сделать в ближайшие месяцы.
МСЗ в Татарстане удастся сдать в срок — в 2022 году, уверен собеседник «БИЗНЕС Online». Несмотря на то что впереди еще международная экспертиза, компания продолжает инвестировать, готовясь к выходу на стройплощадку. «У нас большие элементы проходят не на стройплощадке. Мы уверены, что любая экспертиза точно подтвердит эффективность нашего предприятия, его безвредность и заявленные нами характеристики, поэтому идем на риск — строим для завода в Татарстане оборудование, привлекаем инвестирование, не останавливаем процесс. Мы уверены, что выдержим любую международную экспертизу», — заверил Шипелов.
Кстати, проводить ее сама компания не будет — выбор экспертов за республикой, чтобы исключить влияние на процесс инвесторов строительства МСЗ. Однако в положительном результате особо не сомневаются: в Европе хорошо знают плюсы и минусы технологий и давно отказались от закапывания мусора в землю. Например, в Швейцарии сжигают 53% отходов, остальные 47% идут на вторсырье.
«В Европе хорошо знают плюсы и минусы технологий и давно отказались от закапывания мусора в землю»
ТЕХПРОЦЕСС И ФИЛЬТРЫ ИМПОРТНЫЕ, А КОТЕЛ И ТУРБИНЫ РОССИЙСКИЕ
Читателей «БИЗНЕС Online» волновал вопрос, где будет производиться оборудование для промплощадки МСЗ. Гендиректор «РТ-Инвест» напомнил, что ранее подобных заводов в России никто не строил. Поскольку хотелось реализовать проект самого современного предприятия, то в качестве партнера выбрали Hitachi Zosen Inova. Именно эта компания предоставляет документацию по техпроцессу, включая чертежи котла, в котором идет процесс сгорания отходов. «Например, впервые в России была освоена технология „Инконель“ — это холодная наплавка никель-хромового сплава на поверхность котла. „Инконель“ необходим для обеспечения жаростойкости и позволяет выдерживать температуру горения в 1 260 градусов. Такие параметры необходимы, чтобы по максимуму уничтожить все вредные вещества, которые могут содержаться в продуктах горения. Локализация технологии в России позволила использовать ее не только для проектов МСЗ, но и для других целей», — рассказал Шипелов. Собственно котлы (а это сердце технологии и завода) изготовят на «ЗиО-Подольск», известном своими поставками оборудования для теплоэлектростанций в РФ и за рубежом.
Та же история с турбинами, которые разрабатывались под контролем Hitachi Zosen Inova. «Мы произвели с нашим партнером, Уральским турбинным заводом, первую российскую турбину, которой никогда не существовало. Готовы уже две турбины», — уточнил гендиректор «РТ-Инвест». Ну и разумеется, все строительно-монтажные работы будут осуществляться из российских металлов, цемента, арматуры.
Однако систему газоочистки, которая сильно волнует многих, станут закупать за рубежом. Шипелов отметил, что в мире существуют три признанные компании, которые производят такое оборудование. «Так вот мы будем выбирать кого-то одного из этих трех. Мы на стадии, когда идет рабочее проектирование такого оборудования. Его состав будет определен до конца ноября текущего года», — сказал он.
Также повышенные требования предъявляются к системе автоматизации производства на МСЗ, потому отдано предпочтение импортным компонентам. «Я сейчас специально не называю поставщиков, но это тоже топ-5 мировых компаний. Все они известны, мы между ними проведем конкурс. Первым и основным будет не цена, а качество, гарантии и сервисное сопровождение завода после того, как мы сдадим его в эксплуатацию. Мы стремимся к тому, чтобы топовые компании были с нами на этапе не только строительства, но и эксплуатации заводов», — пообещал Шипелов.
«Котлы (а это сердце технологии и завода) изготовят на «ЗиО-Подольск», известном своими поставками оборудования для теплоэлектростанций в РФ и за рубежом»
«НАША ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ПО МАКСИМУМУ ВСЕ ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА УБРАТЬ В КОТЛЕ»
Почему столь много внимания «котельной» части проекта? Горение должно идти при температуре 1 260 градусов — в этом случае эмиссия вредных газов будет минимальной. Тогда требуется менее сложная система фильтрации продуктов горения. Напомним, что на том же заводе в швейцарском Люцерне, где побывал корреспондент «БИЗНЕС Online», стоит пять ступеней фильтров, а в российском проекте (впрочем, как и в британском Риверсайде) их всего три. Нет, к примеру, электростатического противопылевого фильтра, нет каталитического — для тонкой очистки от окислов азота, который в Швейцарии взят с избытком и обеспечивает фильтрацию строже, чем нормативы Евросоюза. Но главное — температура сгорания, которая обеспечивает нейтрализацию столь пугающих всех диоксинов и фуранов.
«Экологическую угрозу надо купировать в котле. Наша технология позволяет по максимуму все вредные вещества убрать на этой стадии, — пояснил Шипелов. — Таким образом, когда говорят, что, дескать, есть заводы с шестиступенчатой газоочисткой, а ваши — с трехступенчатой, это сбивает людей с толку. Никто ведь не объясняет, что котел с шестиступенчатой очисткой может работать в других температурных режимах. Наш котел данные газы обезвреживает внутри себя — это пик мировой технологии. В дымовых газах уже нет вредных диоксинов, они полностью распадаются при температуре 1 260 градусов, а повторная камера с 850 градусами препятствует их обратному синтезу после распада. Таким образом, из котла выходит намного менее вредный состав газов, чем то, что выделяется при обычной температуре горения в 850 градусов».
Также Шипелов заверил скептиков, что МСЗ позволит утилизировать мусор так, что после не останется ни одного килограмма, который бы пришлось захоранивать. Что касается утилизации шлаков и золы, то пока в качестве базовой «РТ-Инвест» рассматривает разработанную в Великобритании технологию Carbon 8, которая позволяет переработать шлак и применить потом полученный продукт в строительных материалах.
«Он применяется при смешивании с цементом при строительстве дорог, производстве плит, бордюров, других элементов конструкций. Это востребованный продукт. Технологию разрабатывал Гринвичский университет совместно с другими университетами мира более 15 лет. В защиту данной технологии мы исходили из мирового признания. Она два года назад была удостоена премии ООН за вклад в циклическую экономику. Ученые мира признали ее эффективной для переработки шлаков с таких заводов. Она позволяет не оставлять после себя ни одного килограмма отходов», — пояснил Шипелов.
Он также рассказал, что вместе с заводами планируют к 2022-му построить фабрику по переработке шлаков. «К концу 2019 — первому кварталу 2020 года полностью определимся с нашими партнерами по переработке шлаков», — добавил наш собеседник. Так, планируется, что в Подмосковье появится одна такая фабрика, куда будут свозить шлаки со всех четырех заводов. Что касается Татарстана, то тут вопрос остается открытым, поскольку строить отдельную фабрику для одного МСЗ экономически невыгодно. Поэтому, как уточнил Шипелов, если «РТ-Инвест» до конца 2020 года получит очередной контракт на строительство мусоросжигательного завода на юге России, то тогда будут думать, где еще построить одну фабрику по переработке шлаков. Если этого не случится, то, видимо, шлак татарстанского завода придется везти в Подмосковье.
Также в ходе интернет-конференции Шипелов рассказал, почему для строительства МСЗ были выбраны именно земли в охранной зоне «Казаньоргсинтеза», как компания будет вести диалог с местными жителями, кого она готова пустить на новый завод для контроля. Также гендиректор «РТ-Инвест» пояснил, почему Казань может побить все рекорды по раздельному сбору мусора, сколько процентов отходов будут перерабатываться, а какие поедут на мусоросжигательный завод.
Полная стенограмма интернет-конференции с Шипеловым появится на сайте «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 365
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.