Прямо сейчас в челнинском Органном зале завершается концертная программа КАМАЗа, подобно тому, как «Татнефть» отмечает День нефтяника в Альметьевске Прямо сейчас в челнинском Органном зале завершается концертная программа, посвященная Дню машиностроителя Фото: president.tatar.ru

«В СУББОТУ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЗДРАВЛЮ ЛЬВА БОРИСОВИЧА ОТ ВСЕХ НАС…»

День машиностроителя в Набережных Челнах осень отметила утренним первым снежком, который успел растаять к приезду в город президента Татарстана Рустама Минниханова. Глава региона посетил автоград по нескольким поводам: во-первых, прямо сейчас в челнинском Органном зале завершается концертная программа КАМАЗа, который еще несколько лет назад застолбил праздник за Челнами, подобно тому, как «Татнефть» отмечает День нефтяника в Альметьевске. Впрочем, организацией торжества в автограде занимается не столько КАМАЗ, сколько минпромторг РТ.


Во-вторых, по случаю грядущего 50-летия КАМАЗа в этом году ко Дню машиностроителя приурочили и открытие бюста первого директора завода Льва Васильева, а в-третьих, устроили церемонию открытия после капремонта главной челнинской магистрали, состоящей из проспектов Мира, Набережночелнинский, Мусы Джалиля, Альметьевского тракта и улицы Абдуллы Алиша. Но начался маршрут президента от гендирекции КАМАЗа, где появилась мемориальная плита в честь Васильева с его цитатой, высеченной в натуральном камне. «Это счастье, что в моей жизни был КАМАЗ. Мне был дан уникальный шанс!» — такую фразу выбрали устроители из книги «Генеральный директор», изданной в 2009 году по заказу муниципалитета Челнов и при участии завода. Собственно, бронзовый бюст, отлитый членом союза художников России и Татарстана Факилем Гайфутдиновым, стал элементом композиции, интегрированным в плиту.

«В преддверии 50-летия КАМАЗа приятное событие — мы открываем бюст великого руководителя, машиностроителя Льва Борисовича Васильева, Героя Социалистического Труда, — открыл церемонию Минниханов. — От начала до завершения пуска завода Васильев работал на предприятии. За это время населенный пункт с количеством жителей в 37 тысяч человек вырос до 360 тысяч. И школы, и улицы, и весь город были построены за данный период».

Нынешний гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин рассказал присутствующим, что решение об установке бюста Васильева было принято в прошлом году. Сейчас 94-летний предшественник Когогина живет в Москве, спикер намерен отправиться к нему в гости в эти выходные — лично поблагодарить за вклад, внесенный в строительство КАМАЗа.

«В 44 года он взвалил на себя ответственность за строительство такого завода, как КАМАЗ, с нуля, — напомнил собравшимся Когогин. — Прошло много лет, но и сейчас мы называемся автогигантом. Эта была самая большая стройка в автопроме всего мира. Почти 300 тысяч автомобилей выпущено за время работы Льва Борисовича. Огромное ему спасибо за то, что он сделал. Я горжусь тем, что его монумент будет стоять здесь, рядом с нами. В субботу обязательно поздравлю его от всех нас».

Далее публике предложили и слова самого Васильева, правда, в записи. Речь была лаконична. «На река Каме стоит Камский автомобильный завод. Просто и ясно. Это великое счастье для меня, что я оказался в такой ситуации. Все-таки лебединая песня — это КАМАЗ», — высказался директор завода, занимавший данный пост с 1969 по 1981 год.


«ТУТ ПАРНИ ГОВОРЯТ, ЧТО ВЫПОЛНЕНО КАЧЕСТВЕННО, ПОЭТОМУ ПУСТЬ В ЧЕЛНАХ И ДАЛЬШЕ ОТКРЫВАЮТСЯ ХОРОШИЕ ДОРОГИ…»

Из 37 км отремонтированной дороги администрация города выбрала для церемонии официального открытия участок напротив ДК «КАМАЗ» — возможно, из-за обновленного недавно универсама «Октябрьское», который еще не успел испачкаться и обзавелся новой парковкой, а может быть, просто ради экономии времени, поскольку точка расположена на одной линии и с гендирекцией завода, и с Органным залом — ехать две минуты.

Кортеж президента прибыл точно в назначенное время. За пять минут до этого новую дорогу перекрыли и вывели на нее несколько десятков работников «Камдорстроя» — подрядчика капремонта. Стоя перед одиноким пока микрофоном, камдорстроевцы растянули перед собой корпоративный флаг. Первым с речью к ним обратился на этот раз мэр города Наиль Магдеев.

«Все вы являетесь живыми свидетелями того, как мы при поддержке президента приводим в надлежащее состояние наши дороги. В городе они стали не только хорошие, но и безопасные, качественные. Благодаря таким усилиям у нас на 40 с лишним процентов снизилось количество дорожно-транспортных происшествий. Это человеческие судьбы, жизни, и мы считаем, что данный проект не только помогает комфортно передвигаться, но и обеспечивает безопасность наших жителей. От имени полумиллионного автограда я хочу сказать слова благодарности президенту Российской Федерации. Подобное сделано в рамках национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“. Ежегодно на дороги в Набережных Челнах выделяется более 2 миллиардов рублей, и такая история продолжается уже пять лет. Все местные жители надеются, что и дальше руководство страны и республики будет уделять внимание городам. Набережные Челны — крупный промышленный центр, родина КАМАЗа».

За пять минут до этого новую дорогу перекрыли и вывели на нее несколько десятков работников «Камдорстроя» — подрядчика капремонта На новую дорогу вывели несколько десятков работников «Камдорстроя» (подрядчика капремонта), которые растянули перед собой корпоративный флаг Фото: president.tatar.ru

Напомним, ремонт 37 км полотна в обе стороны обошелся в 1,36 млрд рублей и стал, пожалуй, самым дорогим дорожным проектом за время работы Наиля Гамбаровича в Челнах. За последние два года в автограде удалось обновить проспекты Московский и Хасана Туфана, а также улицы Нариманова, 40 лет Победы, команды «КАМАЗ-Мастер», Раскольникова и Академика Королева. Вообще, крупные инвестиции в отрасль из Москвы и Казани потекли еще при мэре Василе Шайхразиеве, однако администрацию Магдеева руководство действительно привечает систематически. Так, в 2015 году Челнам в общей сложности было выделено на дороги 2,1 млрд рублей, 2016-м — 1,2 млрд, 2017-м — 2,03 млрд, 2018-м — 2,4 млрд, в этом году — 2,04 миллиарда. Таким образом за пять лет автоград обновил дорожную сеть на 9,83 млрд рублей.

Стоя в зеленом галстуке перед камдорстроевцами, Минниханов изъяснялся исключительно по-татарски. «Дорогие дорожники, жители Челнов, — обратился он к аудитории. — Открытие такой дороги — большое событие для города. Тут парни говорят, что выполнено очень качественно, поэтому пусть усилия будут благотворными, пусть в Челнах и в дальнейшем станут открываться хорошие дороги, а всем вам благополучия и здоровья!»

Ограничившись двумя этими короткими приветствиями, вся компания — Минниханов, Магдеев, сопровождавший их Когогин и руководство «Камдорстроя» — в пять рук перевернула символический знак. «Кирпич» сменился на зеленую надпись «Проезд открыт», на проспект выехали поджидавшие за углом перекрестка грузовики «Камдорстроя» с традиционным пробегом, а высокие гости тем временем отправились в тепло Органного зала.

Магдеев со своей стороны назвал КАМАЗ социально-ориентированным предприятием и обещал любовь и поддержку на все времена «Автогигант достойно встречает свое 50-летие — с полным обновлением производства», — заявил Минниханов
Фото: president.tatar.ru

«В НАШЕЙ ОТРАСЛИ НИЗКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ВЫСОКАЯ НАУКОЕМКОСТЬ, НЕ ВСЕГДА ВСЕГО ХВАТАЕТ…»

Здесь, на основной праздничной площадке, в кругу своих сотрудников и коллег – директоров татарстанских машиностроительных заводов Когогин сосредоточился на репутации КАМАЗа. «Мы стремимся развиваться и никогда не жадничаем — готовы делиться всем, что знаем, и использовать знания других, — заявил он. — У нас очень непростая репутация. С одной стороны, без машиностроения невозможна повседневная жизнь, с другой — в нашей отрасли низкая рентабельность, высокая наукоемкость, не всегда всего хватает. Наверное, мы не совсем современная отрасль, но хотим успевать за временем и обгонять его. С моей точки зрения, машиностроение в Республике Татарстан — это очень зрелая отрасль. Мы можем гордиться своим прошлым, у нас достойное настоящее, думаем о развитии в будущем».

Магдеев со своей стороны назвал КАМАЗ социально ориентированным предприятием и обещал любовь и поддержку на все времена. Основная же часть микрофонного времени досталась президенту.

«Автогигант достойно встречает свое 50-летие — с полным обновлением производства, — заявил Минниханов. — В мае текущего года был открыт завод по выпуску каркасов кабин, в июне — линия алюминиевых топливных баков, в четвертом квартале текущего года запланировано начало производства грузовиков поколения К-5. Более 40 лет предприятие остается лидером среди отечественных производителей. Лидером судостроения стал завод имени Горького, который в результате поступательного развития с 2010 года в 2 раза увеличил объем производства. На сегодняшний день здесь строится каждый третий военный корабль нашей страны. Глубокая модернизация завершилась на Казанском вертолетном заводе, который своевременно исполняет оборонзаказ».

Также президент напомнил о текущей модернизации на ПОЗиСе, которая позволит увеличить мощность компании на 40%, и отдельно отметил 13 предприятий «Ростеха» в Татарстане. На них заняты порядка 44 тыс. человек, по итогам 2018 года объем выпущенной продукции местных структур «Ростеха» составил 178 млрд рублей. В заключение Минниханов отметил и сравнительно нового игрока рынка — китайскую компанию Haier, которая уже открыла в Челнах три завода.