ГОСКОРПОРАЦИИ ОТЧИТАЮТСЯ ЗА ИНВЕСТИЦИИ, БАНКИ СТАЛИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ В ОТМЫВАНИИ ДЕНЕГ, И ЗАЧЕМ ГРЕФА ПОЗВАЛИ В АСИ

Количество сотовых абонентов по сравнению с маем в России выросло до 222,7 млн. (по числу активных SIM-карт). При этом единственным из восьми крупнейших российских сотовых операторов, кто продемонстрировал снижение числа абонентов, оказалось ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС): его абонентская база в России в июне уменьшилась до 71,08 млн. пользователей против 71,37 млн. в мае.

ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА ПРЕВЫСИТ НАРУЖКУ И ПЕЧАТНУЮ ПРЕССУ

Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) подвела итоги развития рекламного рынка страны за первое полугодие 2011 года. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения, за вычетом НДС, составил почти 122 млрд. рублей, что на 28% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Все сегменты рекламного рынка продемонстрировали положительную динамику к показателям первого полугодия 2010 года, однако интенсивность роста в зависимости от медиа существенно отличалась. Общая тенденция при этом сохранилась: медленнее всего растут печатные СМИ, а интенсивнее всего интернет.

Телевидение в первом полугодии прибавило 29% и достигло совокупного объема в 61,4 - 61,9 млрд. рублей. При этом темпы роста кабельно-спутникового ТВ достигли 50% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, однако его доля в общем телевизионном пироге по-прежнему малозначительна – 800 млн. рублей. Радиорекламный рынок за шесть месяцев текущего года подрос на 18% и достиг уровня в 5,1 - 5,3 млрд. рублей. Несмотря на все перипетии последнего времени, сотрясающие рынок и в столицах, и в регионах, существенно прибавила наружная реклама. Если после первых трех месяцев рост этого сегмента составил 20%, то спустя еще три месяца он достиг 25%, а в денежном выражении – 17,4 - 17,6 млрд. рублей. Рост печатных изданий, как уже отмечалось выше, оказался наименее значительным – 11%, или 19,4 - 19,6 млрд. рублей.

Некоторое перераспределение отметили эксперты и в интернет-сегменте. Темпы его роста снизились с 60% (I квартал) до 57%, а сам рынок достиг объема в 16,1 - 17 млрд. рублей. При этом динамика роста медийной рекламы снизилась с 60% до 48%, в то время как рост рынка контекстной рекламы ускорился – с 60% до 62%. Если тенденции роста не претерпят значительных изменений, то уже к концу третьего квартала объем рынка интернет-рекламы превысит и наружную рекламу, и печатную прессу.

ГОСКОРПОРАЦИИ ОТЧИТАЮТСЯ ЗА ИНВЕСТИЦИИ

Госкорпорации обяжут отчитываться перед государством за инвестиции. Контроль будет идти снаружи и изнутри: в составе структуры создадут службу контроля за инвестированием временно свободных средств, а сами компании обяжут сообщать о всех решениях руководства в минфин и минэкономразвития.

Это должно были повысить эффективность и прозрачность работы госкорпораций. В соответствии с проектом постановления правительства «Об инвестировании временно свободных средств госкорпорации» внутри организаций должны быть созданы службы контроля за инвестированием временно свободных средств, которые должны проводить ежедневный внутренний мониторинг соблюдения правил инвестирования и сообщать государству обо всех нарушениях.

Государство ужесточает контроль за тратой денег, раньше проводили только мониторинг по крупным инвестициям, считают эксперты: риск по таким вложениям должен быть минимальным, максимальная доходность не должна быть самоцелью в ущерб риску. Однако тем самым введение меры еще больше обессмысливает работу членов совета директоров. И помогут они справиться лишь с самыми вопиющими случаями злоупотреблений при инвестировании временно свободных денежных средств. Впрочем, Ростехнологии ранее могли инвестировать любые средства в порядке, определяемом наблюдательным советом самой корпорации. Тогда как новые правила инвестирования и контроля за ним, безусловно, наложат существенные ограничения на ее инвестиции.

БАНКИ СТАЛИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ В ОТМЫВАНИИ ДЕНЕГ

Контроль за соблюдением банками антиотмывочного законодательства становится жестче — привлекать банкиров к ответственности за соответствующие нарушения начинают правоохранительные органы. Многочисленные запросы и новые требования со стороны правоохранительных органов превращают банки, до сих пор рассматривающиеся регуляторами, как инструмент для борьбы с отмыванием, подозреваемых в таких преступлениях.

О возросших требованиях к банкам говорится в обращении Ассоциации российских банков (АРБ). В дополнение к информации, запрашиваемой по операциям банковских клиентов, правоохранительные органы теперь требуют предоставлять и внутрибанковскую информацию. Речь идет о копиях правил внутреннего контроля в целях борьбы с отмыванием, документов о назначении ответственных за это сотрудников, а также о сообщениях по операциям, подлежащим обязательному контролю, направленных банками в Росфинмониторинг.

По словам участников рынка, раньше правоохранительные органы серьезного интереса к ним не проявляли, но в последнее время число таких запросов резко возросло. В МВД заявляют, что дополнительная информация необходима для того, чтобы препятствовать сговору банков с клиентами с целью отмывания средств и вывода активов: «банки проводят клиентские операции, в ходе которых те выводят активы в оффшоры, отмывают средства или занимаются незаконной обналичкой». Банки не всегда являются соучастниками преступлений, признают в ведомстве, но это вскрывается лишь в момент отзыва лицензий за нарушение антиотмывочного законодательства.

ГРЕФА ПОЗВАЛИ В АСИ

С Агентством стратегических инициатив, придуманным премьером Владимиром Путиным для борьбы с административными барьерами, будет сотрудничать председатель Сбербанка Герман Греф. Грефа позвали в агентство не только потому, что возглавляемый им Сбербанк — серьезный ресурс по работе с проектами среднего бизнеса, но и потому, что Грефу удалось внедрить в банке систему оценки профессиональной компетентности: решено, что такая система нужна и для тех, кто будет работать в АСИ, отмечают наблюдатели.

Кроме того, правительство в 1999 году уже было инициатором создания некоммерческой организации – фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР). АСИ и ЦСР — инструменты Путина для экономических новаций и выявления новых людей, полагают в правительстве. Чиновники отмечают, что сотрудники ЦСР, работавшие там в начале 2000-х, превратились в кадровый резерв Владимира Путина: Греф стал министром экономики, а Эльвира Набиуллина и Аркадий Дворкович его заместителями. В начале 2000-х Греф был молодым и никому не известным человеком и, получив задание создать для Путина мозговой штаб, блистательно с ним справился, считает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: «К написанию «стратегии-2010» он привлек лучших экспертов, а документ стали называть «программой Грефа», потому что он был основным организатором и имел прямой контакт с президентом».

ПРИОБРЕЛИ НА НЕФТИ, ПОТЕРЯЛИ НА ДОЛЛАРЕ

Фонд национального благосостояния с 15 января по 31 июля 2011 года потерял более 108 млрд. рублей на курсовой разнице от переоценки средств, которые размещены на счетах в иностранной валюте в Центробанке РФ.

Еще 17,49 млрд. рублей было потеряно на курсовой разнице от переоценки депозитов в долларах, размещенных во Внешэкономбанке. При этом доходы федерального бюджета от размещения средств во Внешэкономбанке в июле составили около 8 млрд. рублей, а за все семь месяцев - 22,49 млрд. рублей. В целом Фонд национального благосостояния в июле сократился с 2,6 трлн. рублей до 2,57 трлн. При этом, если пересчитать в доллары, то получится, что ФНБ даже вырос: с 92,61 до 92,7 млрд. долларов. Что касается Резервного фонда, то его объем в июле сократился с 746,8 млрд. рублей до 735 млрд. При этом в долларах также произошло сокращение: с 26,6 до 26,55 млрд.

В резервные фонды Россия складывает средства, полученные от незапланированно высоких цен на нефть. В бюджете России на 2011 год было изначально запланировано, что отечественная нефть будет в среднем за год стоить 75 долларов за баррель. По итогам семи месяцев нефть стоила 109,17 доллара, что является абсолютным максимумом для этого периода.

МТС ТЕРЯЕТ АБОНЕНТОВ

По данным аналитической компании АСиМ, количество сотовых абонентов по сравнению с маем в России выросло на 0,6% до 222,7 млн. (по числу активных SIM-карт). При этом единственным из восьми крупнейших российских сотовых операторов, кто продемонстрировал снижение числа абонентов, оказалось ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС): его абонентская база в России в июне уменьшилась до 71,08 млн. пользователей против 71,37 млн. в мае. Получается, что политика снижения затрат на подключение новых абонентов, объявленная новым гендиректором компании Андреем Дубовсковым, стала приносить плоды, шутят наблюдатели.

Напомним, что ранее в апреле, подводя итоги 2010 года, генеральный директор МТС Андрей Дубовсков заявил, что снижение прибыльности до 43,1% объясняется, прежде всего, ростом затрат на розничный бизнес и увеличением дилерских комиссий, так как компания активно привлекала новых абонентов, в том числе, в сегменте передачи данных. Одновременно он заявил, что в 2011-м МТС будет экономить на привлечении абонентов, в частности, за счет снижения дилерской комиссии, уменьшения количества промостоек в торговых центрах и т.д.

Сейчас вперед вырвался "ВымпелКом" (Билайн), который до весны 2011 года отличался как раз тем, что месяц за месяцем терял абонентов, пока руководство компании не приняло специальных мер по борьбе с этой тенденцией, в том числе - за счет наращивания количества монобрэндовых салонов связи. В июне "ВымпелКом" обеспечил 58,5% всего чистого прироста сотовых абонентов в России, увеличив число пользователей на целых 1,4 млн. - до 55,25 млн. человек. На МегаФон приходится 29,4% всего июньского прироста абонентов в России, в результате чего у этого сотового оператора количество пользователей выросло на 700 тыс. - до 57,61 млн. человек.

БИЗНЕС Online