Айдар Исмагилов: «Если мойка в хорошем месте, она может приносить от 250 до 500 тысяч рублей в месяц. Это зависит от того, насколько успешно вы управляете. Средний показатель — 400 тысяч, в год 5 миллионов где-то» Айдар Исмагилов: «Если мойка в хорошем месте, она может приносить от 250 тыс. до 500 тыс. рублей в месяц. Это зависит от того, насколько успешно вы управляете. Средний показатель — 400 тыс., в год 5 млн где-то»

«Раньше спрашивали, как мойку открыть, в этом году — как закрыть» 

— Сегодня в сети «Мойдодыр» сколько автомоек?

— Две мы закрыли, 12 осталось. 11 — в Казани, одна в Нижнекамске.

— Сколько человек работают в компании?

— 450 человек, из них 300–350 автомойщиков, остальные административные работники. В среднем на одну автомойку приходится порядка 30 человек.

— Сколько в среднем машино-мест на одной мойке «Мойдодыра»?

— 8. Это самый оптимальный формат, если меньше, доходность резко снижается. Сейчас в этой отрасли кризис, но он интересный. Как есть урожайные-неурожайные годы, так есть и моечные-немоечные годы. 2019-й — немоечный. Если раньше у меня спрашивали, как мойку открыть, так в этом году спрашивают, как закрыть. Из этого становится понятно, что год не только немоечный, но и многообещающий, потому что на 2020 год рынок станет пошире для тех, кто не закроется (смеются).

— У тебя было больше 12 автомоек?

— 17. Закрыли мы маленькие — на 2–4 места и получили результат в остальных.

«Сейчас машина — это функционал. Тебе надо куда-то ехать, и ты не думаешь о том, как она выглядит, ты думаешь, как она обслуживает твои потребности. Раньше ты машину обслуживал, теперь она тебя» «Сейчас машина — это функционал. Тебе надо куда-то ехать, и ты не думаешь о том, как она выглядит, ты думаешь, как она обслуживает твои потребности. Раньше ты машину обслуживал, теперь она тебя»

— Свою первую мойку тоже закрыл?

— Первую автомойку мы арендовали на заправке, там даже заправку закрыли.

— Расскажи об экономике 8-постовой автомойки.

— Если мойка в хорошем месте, она может приносить от 250 тысяч до 500 тысяч рублей в месяц. Это зависит от того, насколько успешно вы управляете. Средний показатель — 400 тысяч, в год 5 миллионов где-то. И в сезон прибыль колоссально отличается.


— Октябрь — это сезон?

— Погода пока не сезонная, но октябрь, ноябрь, декабрь традиционно сезонные месяцы.

— Я пока доехал сюда от офиса, машина вся стала грязной.

— Да, но ты не поедешь мыться, потому что машина еще раз испачкается, пока вернешься. Ты поедешь мыться, когда на улице будет сухой асфальт. А он нам не светит, пока не похолодает. Начнется сезон в один день. Все встанут в очередь и будут чертыхаться, что очередь.

Предприниматель Айдар Исмагилов за 20 лет прошел путь от мойщика машин до владельца сотни шиномонтажных мастерских «Пятое колесо» и 12 автомоек «Мойдодыр» Предприниматель Айдар Исмагилов за 20 лет прошел путь от мойщика машин до владельца сотни шиномонтажных мастерских «Пятое колесо» и 12 автомоек «Мойдодыр»

«Культура сейчас другая. Машины моют вдвое реже»

— Насколько рентабельный автомоечный бизнес?

— Я тут на рыбалку ездил с ребятами, у которых была раньше мойка. Говорят, она приносила им по 1–1,5 миллиона чистой прибыли в месяц. Такие были результаты и у меня. Но эти времена прошли, сейчас в два раза меньше.

— Мне непонятна физика этого процесса. Автомобилей продается все больше, количество автомоек не увеличивается. Или увеличивается?

— Уменьшается даже. Принцип в том, что раньше это был элемент престижа, автомобиль должен был блестеть. А сейчас машина — это функционал. Тебе надо куда-то ехать, и ты не думаешь о том, как она выглядит, ты думаешь, как она обслуживает твои потребности. Раньше ты машину обслуживал, теперь она тебя.

— Ты хочешь сказать, что они ездят на грязных автомобилях?

— Они реже моются, это объективно так. Раньше культура была другой. Человек мог мыться два раза в неделю и считать, что его машина грязная, сейчас он моется один раз в неделю и считает, что его машина чистая.

«Раньше культура была другой. Человек мог мыться два раза в неделю и считать, что его машина грязная, сейчас он моется один раз в неделю и считает, что его машина чистая» «Раньше культура была другой. Человек мог мыться два раза в неделю и считать, что его машина грязная, сейчас он моется один раз в неделю и считает, что его машина чистая»

— Может, это связано с тем, что на дорогах стало чище?

— Безусловно, дороги стали чище, но это не отменяет грязные машины в солнечную погоду. Если раньше солнечная погода предполагала, что стоит очередь на мойку минут 30–40, то сейчас вообще нет очередей. Это говорит о том, что у водителей не было времени помыться и это не так важно. А раньше это было важно.

— У тебя был опыт открытия экспресс-мойки. Можешь рассказать?

— Это была даже не экспресс-мойка, это была экспресс-инвестиция. В 2007 или 2008 году, еще до кризиса, мы купили три автоматические линии по 300 тысяч долларов и потеряли миллион долларов по экспресс-тарифу.

— Но одна линия запустилась? Я здесь мылся.

— Запустились две линии, но они не сработали. Они не приносили ничего, кроме убытка.   

 Эта линия должна была обслуживать до 250 автомобилей в сутки. А обслуживала только 120.

— Ты думаешь, что автомойки дальше будут закрываться?

— В нашем случае гадать больше не нужно. Мы смотрим на факты и принимаем решения. В этом году мы закрыли одну автомойку сами, на одной с нами расторгли договор аренды. И придется закрыть еще одну, потому что она не работает. И это несмотря на то, что мы лидеры на рынке и у нас 20 лет опыта. Так было уже в 2009-м. Мы закрыли четыре автомойки и после этого открыли еще пять.

— Не было мысли переформатировать мойки под другой бизнес?

— Мы уже переформатировали мойку под мегашиномонтаж, где одновременно обслуживаются 20 автомобилей. Точно знаем, что в сезон будет спрос на перекидку. Это будет первый такой опыт для автолюбителей, он точно всем понравится.

«В этом году мы закрыли одну автомойку сами, на одной с нами расторгли договор аренды. И придется закрыть еще одну, потому что она не работает. Это несмотря на то, что мы лидеры на рынке и у нас 20 лет опыта» «В этом году мы закрыли одну автомойку сами, на одной с нами расторгли договор аренды. И придется закрыть еще одну, потому что она не работает. Это несмотря на то, что мы лидеры на рынке и у нас 20 лет опыта»

«Не сокращаем персонал, мы увеличиваем функционал»

— Вы давно не модернизировали мойки, клиентские зоны — такие же, как 10 лет назад. Я не вижу здесь профессионального дизайна, при этом замечаю очень высокий ценник.

— Чтобы делать «вау!», надо увидеть, что рынок этого требует. Три недели назад мы открыли новый объект, вложили в него 80 миллионов рублей. Дизайн, стеклянные окна, шикарное место, парковка — там круто, но очередь тоже не стоит. Эта теория проверена за миллион евро. Всему свое время, результат будет, но это не значит, что я перестрою все наши объекты и рынок вдруг увеличится хотя бы на 25 процентов. Я думаю, максимум мы получим 8–10 процентов роста.

— Может, идет перераспределение долей в этом бизнесе, пришли какие-то игроки?

— Я слышал теорию, что все пользуются мойкой самообслуживания. Я сел за руль и посмотрел. Да, стоит очередь. Но только в одном месте. А на другой мойке самообслуживания пусто. Есть какая-то районная точка, которая пользуется спросом, это существует в любом бизнесе. Если на какой-то заправке больше заправляются, это не значит, что на всех заправках больше покупают бензина.

— Но машины где-то же мыться должны!

— Мы считаем даже, что следующий год будет моечный, но и он чудес не принесет, потому что в 2019 году впервые за 20 лет было 7 худших месяцев из 9. Это говорит о том, что рынка нет.

— Ты сокращаешь персонал?

— Мы не сокращаем персонал, мы увеличиваем функционал (смеются). Мы берем людей, которые способны две задачи делать эффективно.

— У тебя есть исполнительный директор компании?

— По традиции мойкой управляет бывший автомойщик. Этому правилу 20 лет.

— Кто работает у тебя? Студенты?

— Подавляющее большинство — да. Мойщик — это не профессия, по всей сети человек 15–20, которые работают мойщиками больше 7–8 лет.

«Мы считаем даже, что следующий год будет моечный, но и он чудес не принесет, потому что в 2019 году впервые за 20 лет было 7 худших месяцев из 9. Это говорит о том, что рынка нет» «Мы считаем даже, что следующий год будет моечный, но и он чудес не принесет, потому что в 2019 году впервые за 20 лет было 7 худших месяцев из 9. Это говорит о том, что рынка нет»

«В шиномонтажном бизнесе конкурентов нет. Только мы»

— Сейчас автомоечный бизнес переживает не лучшие времена. А шиномонтажный?

— А в шиномонтажном бизнеса нет, только мы. Скажу честно, до 20 сентября 2019 года я считал, что у нас есть конкуренты. А потом обнаружил, что наши конкуренты за 6 лет открыли 12 точек. Мы в 2019 году открыли 94, через неделю будет ровно 100. Если мы за шесть месяцев открываем 100 точек, а кто-то 12 за 6 лет — это все равно что сравнить бумажный самолет с Boeing. Вроде и тот, и другой летит, но по-разному.

— В шиномонтажном бизнесе у тебя абсолютное доминирование на рынке, но при этом ты теряешь клиентов в автомоечном?

— Сидя в кресле управляющего «Мойдодыром», я не могу изменить потребности наших клиентов. Они не будут мыться как раньше, дважды в неделю. Наступила такая культура, я это четко понял. «Мойдодыр» — это, во-первых, лидер рынка. Во-вторых, инкубатор для таких компаний, как «Пятое колесо», «Кыстыбый», «Бредли» и тех, которые мы еще купим. Эта система уникальна, она существует 20 лет и дает возможность развиваться другим. Вопрос не в результате, а в том, насколько система может жить. «Мойдодыр» — это вечная система. Людям всегда нужна будет чистота.

«В шиномонтажном бизнеса нет, только мы. Скажу честно, до 20 сентября 2019 года я считал, что у нас есть конкуренты. А потом обнаружил, что наши конкуренты за 6 лет открыли 12 точек» «В шиномонтажном бизнеса нет, только мы. Скажу честно, до 20 сентября 2019 года я считал, что у нас есть конкуренты. А потом обнаружил, что наши конкуренты за 6 лет открыли 12 точек»

«Я думал, чем заняться, пошел мыть машины и угадал на 20 лет»

— С чего начался «Мойдодыр», сколько тебе было лет, когда ты открыл компанию?

— Мне было 20–21, четвертый курс университета. Я учился на юрфаке и понимал, что чем-то надо будет заниматься по окончании. И пошел мыть машины, в прямом смысле этого слова. И очень даже неплохо, за 17 минут комплексная мойка.

— Ты пошел мыть машины с целью научиться вести бизнес или заработать денег?

— Я работал на мойке, которую сам арендовал. Я хотел зарабатывать, выбрал на шару мойку. Это все равно что подумать, чем заняться, — и угадать на 20 лет.

— Ты не знал бизнеса, это была авантюра?

— Я только знал, что хочу заработать, готов не спать, готов пахать. Проходя мимо автомойки, я замечал веселых ребят, которые с пивом в руке мыли машины. В те времена не каждый мог позволить себе помыть машину, это стоило дорого. И очень небедные ребята проводили там время. Я пошел к собственникам этой мойки и говорю: «Пьяные сотрудники умудряются делать вашу компанию успешной, а я, трезвый, сделаю ее вообще уникальной». Им понравилась моя речь, они сказали: «Окей, даем тебе месяц».

— Стоимость аренды помнишь?

— Нет. Помню выручку. У меня было 2100 рублей за сутки, и я почувствовал себя богатым человеком в тот момент. Помыли 17 автомобилей, и это были космические ощущения.

— Дальше как получилось?

— Дальше я увидел человека, который простоял в очереди на мойку шесть часов. И понял, что пора строить вторую, моек точно не хватает. Потом рекорд был по очереди четыре часа, потом два, потом 40 минут, сейчас, если человек минут 25 ждет, это уже рекорд.

«Главная моя ошибка — я прокладывал только свой путь и не смотрел на чужой опыт. Человек должен смотреть на чужие ошибки, чтобы не делать свои. Мне казалось, что я если не самый умный, то почти самый умный» «Главная моя ошибка — я прокладывал только свой путь и не смотрел на чужой опыт. Человек должен смотреть на чужие ошибки, чтобы не делать свои. Мне казалось, что я если не самый умный, то почти самый умный»

— Откуда появились деньги на развитие сети? По какой модели ты двигался?

— Все деньги, которые зарабатывали, вкладывали. Мы с отцом вторую мойку вручную обшивали панелями, я сам плиты перекрытия клал. Экономил на всем, чем можно. Мы строили сеть руками, брали земельные участки официально, на аукционах Казани.

— Стоит ли принимать участие в аукционах? Многие считают, что там все коррумпировано.

— В какой стране мы живем, все прекрасно понимают. И что коррумпирована бо́льшая часть вопросов, все тоже понимают. Но, если вы хотите, никто помешать не может. Мы взяли 10 участков по аукциону. Последний — 1000 кв. м на улице Чистопольской — мы выиграли у банка в открытом аукционе с подниманием номерков за 10 миллионов 200 тысяч.

— Значит, можно у нас в стране делать бизнес?

— Смотря до какой стадии. До миллиона долларов — спокойно. Наш пример доказывает, что это не вопрос.

— Ты еще работаешь с партнерами. Когда у человека есть автомойка, ты берешь ее в управление. Как выглядит эта модель?

— Это вообще самое легкое. Когда у человека есть свободные деньги, но он не хочет работать или есть автомойка, которая работает плохо, вы определяете, какой у него результат сейчас. Например, обслуживаются там 50 автомобилей в день, она приносит 250 тысяч рублей в месяц. Вы ему говорите: «Вы свои 250 тысяч безусловно получаете, но все, что выше, мы с вами делим пополам». Получается, каждый в плюсе.

— Что можешь посоветовать начинающим предпринимателям?

— У каждого свой путь развития. Мне было удобно читать, кому-то нужно идти на курсы. Но однозначно для всех — изучать лучший опыт, быть в контакте с лидерами отрасли, быть в сообществе предпринимателей.

— Можешь рассказать, какие у тебя были ошибки?

— Главная моя ошибка — я прокладывал только свой путь и не смотрел на чужой опыт. Человек должен смотреть на чужие ошибки, чтобы не делать свои. Мне казалось, что я если не самый умный, то почти самый умный. А нужно было сказать себе, что ты еще достаточно глуп, и тогда бы скорость была другой.

— Что тебе дает твоя активность в соцсетях?

— Я передаю тот опыт, который привел меня к успеху. Я купил самолет, автомобиль, яхту. Для меня важно, что общество дало мне возможность быть успешным, и я бы хотел, чтобы этот успех перешел другим людям.

Канал Руслана Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес с Айдаром Исмагиловым здесь

«Инстаграм» Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции