Опрос недели: А вы как боретесь с пьянством на работе?
Широкий резонанс получила инициатива «Татэлектромаша» об установке алкотестера на проходной производства. Кто-то счел процедуру унизительной, кто-то — негигиеничной, а кто-то оценил скопившуюся с утра очередь у проходной завода. А как контролируют состояние подчиненных другие работодатели? Проверяют ли, поголовно ли? Кто больше пьет — рабочий или менеджер? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Олег Коробченко, Василий Маньковский, Дмитрий Калачев и другие.
Олег Коробченко председатель совета директоров группы компаний «Кориб», депутат Госсовета РТ— Раз на проходной поставили алкотестер, значит, это мера вынужденная. У «Татэлектромаша» крупнейшее и опаснейшее производство, должны быть соблюдены все меры безопасности, и поэтому все правильно! Не стану оценивать этот шаг по принципу «хорошо/плохо» — это сугубо личное решение успешного руководителя. Но вообще я за то, чтобы люди несли ответственность за себя и за свою деятельность. Если твой коллега периодически приходит выпившим — об этом надо сообщать, а не покрывать его. Должен быть строгий контроль со стороны руководителей подразделений.
На нашем предприятии практикуется только самоконтроль, но стоит один раз попасться в нетрезвом виде — немедленно увольняем. Каждый руководитель отвечает за своих работников, каждое утро проводятся планерки и совещания — всех видно.
Я полагаю, не стоит лезть в чужой монастырь со своим уставом. В каждом доме свои правила — где-то тебе предложат тапочки, а где-то скажут, куда пойти и куртку повесить, и ты соглашаешься. Я руководителя «Татэлектромаша» знаю, и если он принял такое решение, то я его полностью поддерживаю: значит, так нужно было!
Василий Маньковский генеральный директор ГК «КОМ»— Я считаю, это явление не совсем нормальное — перегнули палку на «Татэлектромаше». Может, есть у них проблемы, но ведь надо понимать, почему люди пьют. Они пьют от невозможности удовлетворить свои амбиции, применить свои силы и мозги — в общем, от нереализованности. Прикладываются к бутылке, чтобы уйти в параллельную реальность. Дайте им возможность реализовать свои таланты — и не будет пьянства.
Я состояние своих работников контролирую по внешнему виду. У нас были проблемы с пьянством на работе, мы находили бутылки. Наказали людей, двоих уволили, и с тех пор уже лет 10 ничего такого нет. Алкотестеров у нас нет, и ставить их мы не будем. Они нужны там, где люди связаны с объектами повышенной опасности — на транспорте, на крупном производстве. У нас, на предприятии, как-то сложилась атмосфера доверия, дружбы и сочувствия. Люди хорошие, и к таким вещам они сами относятся серьезно.
Я не ханжа — и выпить могу, и с людьми пообщаться. Магазины забиты спиртным, бери — не хочу, но все равно потребление легального спиртного в России падает, а никакой уважающий себя человек паленый алкоголь пить не станет — ни синие воротнички, ни белые.
Сергей Майоров председатель правления машиностроительного кластера РТ— На многих заводах в России стоят алкотестеры. Мы были как-то на одном предприятии в Калужской области. Работают там около 2 тысяч сотрудников. Не всех, конечно, через эти устройства прогоняют, а выборочно — от кого запах слышен. Завод как раз занимается системами безопасности, и они сами себе разработали устройство, на расстоянии распознающее пары алкоголя. Лампочка загорается, и охрана сразу такого работника тормозит. Но по большей части эта система простаивает, потому что лишь изредка встречаются люди с остаточными парами.
Оборудование это не особо актуально, потому что сама рыночная система у нас потогонная — люди на двух-трех работах должны успеть. Когда тут пить? Те, кто не работает, через проходную не ходят.
Если ко мне финансовый директор зайдет, еле на ногах держась, — я, конечно, замечание сделаю… А если серьезно, у нас не пьют на работе, не принято. Давно уже нигде не пьют — ни на работе, ни до работы, потому что режим сумасшедший. Человеку вечером нальешь, а он: «Извини, мне завтра на работу». Я с XX века не припомню, чтобы где-то на производстве возникли серьезные проблемы с пьянством. Это уже XXI век. Но саму процедуру я не считаю унизительной, это нормально.
Думаю, что влиянию зеленого змия больше подвержены белые воротнички. Рабочий с 8:00 до 17:00 отработал, и голова у него не болит. А у белых воротничков, и особенно у собственников бизнесов, голова болит круглосуточно, и праздников у них нет.
Иван Шигин Генеральный директор ООО «Идея комфорта»— У нас состояние работников контролирует служба безопасности, как на проходной, так и на производстве, плюс мастер, который отвечает за работу бригад. Для мастера существует инструкция, в которой прописаны все действия и ответственность за пренебрежение ими. За пьянство мы штрафуем, можем и уволить. У нас производство небезопасное — станки, погрузчики, поэтому алкоголь недопустим. Должна быть самодисциплина, а если ее недостаточно, то подключается внешний контроль, потому что в случае ЧП ответственность полностью ложится на директора предприятия.
Мы практикуем только визуальный контроль, алкотестерами не пользуемся. Коллектив сложился давно, кто выпивал — тот уже не работает. Алкотестер, по-моему, нужен тогда, когда штат слишком велик, а у нас все люди на виду, поэтому и нет необходимости.
Когда нас инспектор ГИБДД просит дунуть в трубочку — это унизительно или нет? Если тебя такой метод не устраивает — пожалуйста, могут проводить в ГНД. Мне кажется, что и на производстве должен быть такой выбор: не хочешь дунуть — поехали в ГНД. Думаю, работнику самому спокойнее, если он прошел алкотестер и без вопросов отправился к станку. И семья будет довольна такими мерами сдерживания, и дорога до работы безопаснее, если работник добирается на своей машине.
Что касается офисных сотрудников, то они, мне кажется, более ответственны, кроме того, им приходится общаться с клиентами. И за станками они не работают, поэтому я бы их не проверял. Для меня это в первую очередь вопрос промышленной безопасности.
Я, конечно, не располагаю статистикой, но предполагаю, что рабочие все-таки пьют больше, чем менеджеры. Проблемы есть везде, но усталость накапливается больше у работников физического труда. С другой стороны, в деревнях пьют, наоборот, от безделья.
Дмитрий Калачев директор сети магазинов «Впрок»— Установка алкотестера на проходной — это абсолютно нормальная практика. Мы работаем точно так же, причем давно. Порой засекаем работников в похмелье. Всех сотрудников склада, независимо от должности, мы обязываем ежедневно проходить алкотестер.
На заводе люди, видимо, столкнулись с этим впервые, и, может быть, там все это было технически неверно организовано. Возникли длинные очереди, неудобство. В требовании ежедневного прохождения алкотестера я лично ничего унизительного не вижу. Большинство из нас — водители автомобилей, и нас иногда просит пройти эту процедуру сотрудник ГИБДД. Что в этом такого? А мы ведь сейчас говорим о «Татэлектромаше» — вы представляете, что там может случиться, если на производство допустить пьяного сотрудника? Это опасное производство, с большим количеством машин и факторов риска. По вине пьяного может случиться производственная авария, да и сам человек может покалечиться. Выброс вредных веществ возможен… Прямая обязанность работодателя — обеспечить безопасность своего персонала и не допустить на работу нетрезвого сотрудника.
Николай Тятюшкин гендиректор ООО «Пассажирские перевозки»— На проходных многих предприятий установлены алкотестеры. Скорее всего, на «Татэлектромаше» установили профессиональный аппарат, а у нас, например, простые — два алкотестера по 15 тысяч рублей. Такие же, какими инспекторы пользуются. Алкотестер на предприятии — это не новшество, он есть во всех строительных компаниях. Их не просто так ставят — работодатель несет ответственность за состояние своих сотрудников. Если кто-то травму получит из-за заторможенной реакции после выпитого, то отвечать будет работодатель!
В пассажирских перевозках с этим очень строго. У нас один алкотестер показывает наличие алкоголя в парах, а другой — дозу. Поэтому водитель, если чувствует себя плохо после выходного дня, даже не явится на работу. Состояние водителя перед рейсом проверяет медработник, и малейшее отклонение от нормы закрывает для него рейс. Если я выпущу нетрезвого водителя на маршрут и он попадется сотруднику ГИБДД на линии, мне придется заплатить штраф в размере 100 тысяч рублей. Сам водитель получит штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав. Кому это надо?
Я думаю, люди на «Татэлектромаше» скоро привыкнут и будут проходить тест быстро. Ничего оскорбительного в этом нет! Не нужно же кровь сдавать и давление мерить. Люди просто поймут, что не надо пиво по вечерам пить.
Фото на анонсе: Бобылев Сергей/ТАСС
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.