Школьники своими руками создают модели полимеров, проводят игровое научное исследование, изучают предметы, созданные из нефти и газа, и работают в игровых нефтяных бригадах Школьники своими руками создают модели полимеров, проводят игровое научное исследование, изучают предметы, созданные из нефти и газа, и работают в игровых нефтяных бригадах

ИГРУШКИ, СКОТЧ, ПОМАДА ИЗ НЕФТИ И ГАЗА

На полтора часа актовый зал альметьевской школы №16 превращается в нефтехимическую лабораторию. На каждом столе — необходимое оборудование. Перед началом занятия обязательное условие: надеть каску и выслушать инструкции инженера. Конечно, никакая опасность детям не грозит. Работать им предстоит с пенопластовыми «молекулами» углерода и водорода. Школьники своими руками создают модели полимеров, проводят игровое научное исследование, изучают предметы, созданные из нефти и газа, и работают в игровых нефтяных бригадах. Создание атмосферы лаборатории — важная часть уникальной образовательной программы «Нефтяная кухня», разработанной молодыми российскими учеными-нефтяниками. 

Во время мастер-класса школьники собирают пять артефактов и создают из них свой собственный арт-объект. Артефактами становятся «молекулы», которые они изготавливают сами, и предметы, полученные за выполнение заданий. Завершив игровое исследование, школьники узнают, как производится полиэтилен, а потом знакомятся с предметами, изготовленными из нефти и газа. 

«Аналогов нашей разработки нет ни в России, ни в мире, — рассказывает руководитель проекта „Нефтяная кухня“ Айгюль Шадрина. — Логика проекта такова: нефть и газ — это гордость нашей страны» «Аналогов нашей разработки нет ни в России, ни в мире, — рассказывает руководитель проекта «Нефтяная кухня» Айгюль Шадрина. — Логика проекта такова: нефть и газ — это гордость нашей страны»

Проводят мастер-классы сами авторы проекта — квартет призеров всероссийских и международных профильных конференций и олимпиад с опытом работы в нефтегазовой промышленности. «Аналогов нашей разработки нет ни в России, ни в мире, — рассказывает руководитель проекта „Нефтяная кухня“ Айгюль Шадрина. — Логика проекта такова: нефть и газ — это гордость нашей страны. Человек более тысячи раз в день использует предметы из них. Нам важно знать, что игрушки, скотч, помада — из нефти и газа. Очевидные факты не всегда оказываются таковыми без подобных мастер-классов. Мы стремимся повысить техническую грамотность школьников, что очень важно для жизни. Основы нефтепереработки должен понимать каждый человек любого возраста».

Знакомить с черным золотом и его производными решили учеников 7–8-х классов. Проект рассчитан не на олимпиадников, а на самую широкую аудиторию. Органическую химию в рамках школьной программы ребята еще не изучают, однако на мастер-классах успевают получить знания, близкие к вузовским. И все это благодаря простым бытовым примерам. В ходе занятия проводится уникальный ассоциативный ряд между нефтегазовой отраслью и работой пекарни. В этих, казалось бы, далеких производствах есть общие шаги, которые позволяют школьнику разобраться в сложном нефтехимическом процессе. 

«Мы хотим зажечь в школьниках познавательную активность, рассказать о сложных вещах простым языком, чтобы стимулировать их творчество, креативность, чтобы они хотели узнавать что-то новое, интересное, становились более любопытными» «Мы хотим зажечь в школьниках познавательную активность, рассказать о сложных вещах простым языком, чтобы стимулировать их творчество, креативность, чтобы они хотели узнавать что-то новое, интересное, становились более любопытными»

«НЕОБХОДИМО ДАТЬ ДЕТЯМ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ТОЧЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ»

Всего в Альметьевске в рамках этого заезда запланировано 48 мастер-классов «Нефтяной кухни». Посетят их более тысячи учеников города и района. Для школьников участие бесплатное. Оно стало возможным благодаря заинтересованности компании «Татнефть» в деятельности авторов проекта.

Знакомство команды молодых ученых и представителей благотворительного фонда «Татнефть» состоялось на нефтяном саммите, где был презентован проект «Нефтяной кухни». Как выяснилось, цели сторон — повысить техническую грамотность и кругозор школьников — совпадают. Так и было заключено соглашение о сотрудничестве.

Знакомство команды молодых ученых и представителей благотворительного фонда «Татнефть» состоялось на нефтяном саммите, где был презентован проект «Нефтяной кухни»

По словам директора благотворительного фонда «Татнефть» Рената Мамина, «Нефтяную кухню» пригласили в республику для того, чтобы представить детям химические процессы в игровой манере. «Мы хотим зажечь в школьниках познавательную активность, рассказать о сложных вещах простым языком, чтобы стимулировать их творчество, креативность, чтобы они хотели узнавать что-то новое, интересное, становились более любопытными. Необходимо дать детям как можно больше точек для развития и дальнейшего самоопределения. В этом заинтересованы как сами школьники, так в конечном счете и республика», — отметил он.

В планах «Татнефти» — развивать сотрудничество с «Нефтяной кухней». «Это не последний их визит в Альметьевск В планах «Татнефти» — развивать сотрудничество с «Нефтяной кухней»

В планах «Татнефти» — развивать сотрудничество с «Нефтяной кухней». «Это не последний их визит в Альметьевск. Более того, я думаю, с этим проектом мы пригласим их и в другие города, где ведет свою деятельность „Татнефть“», — делится планами Ренат Мамин.

Есть у проекта, помимо большой общеобразовательной цели, и другая задача — через игру проводится профориентация. Собирая муляжи соединений метана, этилена, полиэтилена, прослеживая всю цепочку производства, дети знакомятся с профессией нефтяника. Как поясняет Айгюль Шадрина, ее команда стремится пробудить в школьниках интерес к нефтяной отрасли, чтобы в дальнейшем кто-то из них мог стать мотивированным специалистом.

Первые результаты появляются уже во время мастер-класса. Школьники с удивлением узнают, что привычные для них предметы — результат сложных химических реакций и что, например, платок и зубная щетка изготовлены из одного материала.

Мнения детей «Нефтяная кухня» учитывает. Школьники даже становятся соавторами проекта. До и после мастер-класса в специальных опросниках ребята отмечают свои пожелания, и следующая серия мастер-классов прорабатывается с их учетом Мнения детей «Нефтяная кухня» учитывает. Школьники даже становятся соавторами проекта. До и после мастер-класса в специальных опросниках ребята отмечают свои пожелания — и следующая серия мастер-классов прорабатывается с учетом этого

Так, семикласснику Данилу Яфизову, который мечтает стать футболистом, показалось необычным, что в основе мяча — нефть и газ. Его одноклассница Елизавета Талипова признается, что даже немного захотела стать ученым, но больше поваром, а потому ее заинтересовало, что процесс нефтепереработки можно сравнить с выпеканием хлеба: «Мне было очень интересно. Мы узнали, из чего делаются некоторые предметы — зонты, пакеты, мягкие игрушки, туфли. Хочется побольше интересных мероприятий, чтобы мы узнавали много нового».

Мнения детей «Нефтяная кухня» учитывает. Школьники даже становятся соавторами проекта. До и после мастер-класса в специальных опросниках ребята отмечают свои пожелания — и следующая серия мастер-классов прорабатывается с учетом этого. 

«Мне было очень интересно. Мы узнали, из чего делаются некоторые предметы — зонты, пакеты, мягкие игрушки, туфли. Хочется побольше интересных мероприятий, чтобы мы больше узнавали нового» «Мне было очень интересно. Мы узнали, из чего делаются некоторые предметы — зонты, пакеты, мягкие игрушки, туфли. Хочется побольше интересных мероприятий, чтобы мы узнавали много нового»

В завершение мастер-класса ребята получают не только знания. В конце встречи проходит награждение, где каждому вручают именной сертификат от федерального проекта «Нефтяная кухня» с прописанными академическими часами и изученными темами.

Затронутые на мастер-классах темы, как и сотрудничество «Нефтяной кухни» с благотворительным фондом «Татнефть», будут расширяться. С серией мастер-классов, адаптированных под другой возраст, молодые ученые приедут в Татарстан снова, чтобы рассказать просто о сложном и другим школьникам.