«ВАЖНО, ЧТО ЕСТЬ ТАКИЕ ЛЮДИ, КАК РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ»

Турецкий производитель бумажных полотенец и туалетной бумаги из первичной целлюлозы под брендами Papia, Familia и Focus сегодня запустил вторую очередь производства в ОЭЗ «Алабуга». Компания Hayat Kimya увеличивает объем выпуска продукции с 70 тыс. т до 140 тыс. т в год. 

Запуск второй очереди стал поводом, чтобы пригласить в пресс-тур по предприятию журналистов республиканских изданий, которым показали как, из чего и в каких объемах будет теперь производиться продукция на заводе. Главным гостем торжественного мероприятия стал гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев. Он рассказал, что объем выручки всех предприятий – резидентов ОЭЗ «Алабуга» по итогам прошлого года составил 90 млрд, объем инвестиций государства в развитие инфраструктуры — 25 млрд, а объем инвестиций частного бизнеса в свои производства на особой зоне превысил 125 млрд рублей.

«То есть на каждый рубль государственных инвестиций приходится 5 рублей частных денег, — похвастал Шагивалеев отличной пропорцией. — За это время создано 7 тысяч рабочих мест — очень серьезный показатель, учитывая, что в Елабуге проживают 70 тысяч человек. В данном смысле особая зона представляет большие перспективы по предлагаемой работе для елабужан».

Он также отметил, что холдинг Hayat является не только якорным резидентом, но и стратегическим партнером для особой зоны. Сотрудничество с турецкой компанией, по его словам, началось еще в 2008 году. В 2015-м она уже запустила первую очередь завода. Начав строительство второй очереди в конце 2017 года, в августе Hayat завершил монтаж оборудования, вложив в стройку 3,9 млрд рублей.

Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» вспомнил также, как в период серьезного охлаждения отношений между Россией и Турцией в ноябре 2015 года именно президент Татарстана Рустам Минниханов взялся отстаивать интересы турецкого бизнеса, к тому времени уже осуществившего серьезные инвестиции в экономику РТ.

«Так бывает у соседей, что когда-то отношения улучшаются, когда-то ухудшаются, но важно, что есть такие люди, как у нас Рустам Нургалиевич, которые помогают сложные ситуации проходить и отстаивать интересы инвесторов и на региональном, и на федеральном уровне. Это, безусловно, говорит об особых отношениях Татарстана и Турции. Конечно, для „Алабуги“ большая честь, что она является частью больших отношений Татарстана и Турции», — заявил Шагивалеев.

ПОТРЕБИТЕЛЬ НЕ ХОЧЕТ БУМАГУ ИЗ ВТОРСЫРЬЯ

Новый корпус пристроен к первой очереди завода, и большую его часть занимает бумагоделательная машина шведской фирмы Valmet. Инвестиции в проект составили около 3,9 млрд рублей. На линию идет чистая целлюлоза с предприятий Сибири и Архангельской области. На выходе получаются бобины весом в 3,5 т, которые затем перематываются и нарезаются в привычные рулоны бумаги или полотенец. Лаборатория оценивает мягкость, эластичность, прочность и другие качества продукции.

Производство серьезно автоматизировано — к примеру, упаковкой готовой продукции занимаются исключительно роботы. До запуска второй очереди продукт одной бумагоделательной машины перерабатывали две линии конвертации, а теперь их пять. Полная автоматизация и на складе: готовая продукция поступает на передвижные стеллажи, которые автоматически раскладывают ее для отгрузки конкретному покупателю. Производство работает круглосуточно, практически без остановок.

О деятельности Hayat на глобальных рынках рассказал гендиректор ООО «Хаят Кимья Россия» Четин Мурат. Холдингу, как выяснилось, уже 80 лет — он работает на рынках Ближнего Востока, Северной Африки, в России и Восточной Европе. Дочерние компании, помимо Турции и России, имеются в Алжире, Болгарии, Иране, Египте, Марокко, Нигерии, Пакистане и Кении. Компания насчитывает 83 тыс. точек дистрибьюции по всему миру.

На многих из этих рынков Hayat, по словам Мурата, является либо лидером в своем сегменте, либо вторым номером. В России за все время работы холдинг вложил уже более 11,7 млрд рублей. В российских подразделениях работают сегодня порядка 800 человек. По итогам прошлого года местное производство показало выручку в 8,7 млрд рублей. Экспорт продукции, производимой на алабужском заводе, осуществляется в 14 стран. По словам гендиректора, компания признана экспертами отрасли лидером по окупаемости инвестиций в строительство. Вторая очередь завода была построена всего за 18 месяцев, в то время как средний срок возведения таких производств составляет около 48 месяцев.

По словам спикера, главным конкурентным преимуществом Hayat является глубокое погружение в рынок, тренды и желания потребителей. Перед тем как выйти на российский рынок, были проведены серьезные маркетинговые исследования, согласно которым российский потребитель хочет покупать бумагу не из вторсырья, (которую, к примеру, выпускает Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат), а из первичной целлюлозы с ее превосходящими потребительскими качествами.

Как результат — Hayat за два года стал компанией №2 в России по объемам выпуска бумажной санитарно-гигиенической продукции. На сегодняшний день, по словам Мурата, холдинг удерживает долю в 17% российского рынка по туалетной бумаге и в 22% — по бумажным полотенцам. Он выразил надежду на то, что в ближайшее время инвестиции позволят турецкой компании стать брендом №1 в России.

Упомянутый Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат пока выпускает одно- и двухслойную туалетную бумагу из макулатуры. В этом сегменте предприятие занимает порядка 13% российского рынка (данные «Бумпром.ру»), по упаковке из гофрокартона — около 8%. Выручка КБК за 2018 год составила 11 млрд рублей.

КТО В ТРЕНДЕ?

Напомним, картонно-бумажный комбинат проявлял крайнее беспокойство еще на этапе входа Hayat в Татарстан. В 2013 году на тот момент гендиректор ЗАО «НП НЧ КБК им. Титова» Владимир Бестолков заявлял в интервью «БИЗНЕС Online», что информация о появлении Hayat стала для КБК «крайне неприятной и неожиданной».

Владимир Бестолков заявлял в интервью «БИЗНЕС Online», что информация о появлении Hayat стала для КБК «крайне неприятной и неожиданной» Владимир Бестолков заявлял в интервью «БИЗНЕС Online», что информация о появлении Hayat стала для КБК «крайне неприятной и неожиданной» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Во-первых, турецкая фирма Hayat среди сообщества бумажников малоизвестна, — отзывался он о потенциальных конкурентах. — Никаких новых технологий они не привезли — это однозначно. Для нас факт появления конкурента под боком был неприятен еще и потому, что мы планировали поставить еще одну бумагоделательную машину как раз для переработки целлюлозы, чтобы делать бумагу двух сегментов — 100-процентно из облагороженной макулатуры и из целлюлозы, расширив номенклатуру изделий до салфеток, бумажных полотенец и носовых платков. Но турецкая фабрика ставит крест на наших планах».

Комбинат тогда планировал вложить в целлюлозное производство около миллиарда и увеличить оборот процентов на 30, но под давлением обстоятельств вынужден был отказаться от идеи. «Нам непонятно, почему никто даже не проконсультировался с предприятием, которое несет „золотые яйца“ для республики, и, самое главное, не поинтересовались нашими планами», — возмущался Бестолков. Впрочем, уже осенью 2015 года действующий гендиректор народного предприятия Андрей Фомичев говорил газете «БИЗНЕС Online», что компании не будут пересекаться на рынке, потому что у продукции Hayat другой покупатель. «Мы всегда были ориентированы на слои населения с уровнем дохода, приближенным к среднему. Уровень жизни россиян постепенно растет, есть тренд, но, на мой взгляд, все прекрасно будет еще очень не скоро», — прогнозировал он и даже делился планами о возможном сотрудничестве с турками, которым для упаковки МДФ требуются гофролисты. МДФ, поясним, производит завод Kastamonu, также входящий в группу Hayat.

В текущем же году ситуация снова переломилась. В мае Фомичев заявил, что КБК все-таки настроился на производство белой туалетной бумаги из целлюлозы — этот проект вошел в программу развития предприятия до 2025 года. «Мы прекрасно понимаем, что менталитет покупателей будет меняться в сторону белой бумаги, — цитировал его портал отраслевой ассоциации. — Это придет со временем, когда вырастет доходность населения, когда потребитель будет готов платить больше за 18 метров белой бумаги из целлюлозы, чем за 50 метров из макулатуры. В новой программе развития мы планируем выпускать белую двух- и трехслойную туалетную бумагу из первичной целлюлозы. Новый проект будет работать параллельно с производством нашей однослойной продукции. Мы уже ведем технические и финансовые переговоры, сформирована рабочая группа, которая выбирает лучшие и приемлемые для нас технологии ведущих европейских производителей».

«ЕСЛИ ОНИ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИБИРСКУЮ ЦЕЛЛЮЛОЗУ, ТО ЭТО ОЧЕНЬ СТРАННО»

Мнение руководства КБК относительно удвоения мощностей Hayat сегодня прояснить не удалось — Фомичев отказался комментировать вопрос, сославшись на занятость.

Зато актуальные тренды целлюлозно-бумажного рынка прояснил для «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «Набережночелнинская картонно-бумажная фабрика» Ильмир Сабиров. Эта организация, напомним, появилась в Челнах лишь недавно, став одним из резидентов местного ТОСЭРа. На рынке интересы Hayat с КБФ не пересекаются: челнинская фабрика работает с макулатурой и ориентирована на выпуск бумаги для гофрирования — для коробок.

«Hayat действует согласно мировой тенденции — на планете сейчас все больше и больше производится сангигиенической бумаги именно из первичного волокна. Это, конечно, не очень хорошо с экологической точки зрения, но такой вектор развития отрасли обусловлен спросом. Как только уровень жизни в среднем по планете поднимается, производители начинают тяготеть к первичному сырью», — передал он отраслевые новости, явно не самые позитивные для КБК.

Экологический фактор связан, конечно, не с вопросами утилизации — бумага биоразлагаемая, но ради нее вырубаются леса, чему и противостоял на протяжении всей своей истории КБК, а теперь помогает КБФ. Отметим, что Hayat до сих пор не использовал ни хвойную, ни лиственную целлюлозу — турки везли сырье из тропических лесов. Как пояснил Сабиров, экваториальная целлюлоза мягче, поэтому хороша для гигиенических целей, в то время как из привычных нам пород древесины лучше получаются изделия пожестче, вроде гофротары. Однако со второй очередью все иначе, ведь на новой линии турки намерены использовать отечественную целлюлозу от нескольких поставщиков. В частности, на сегодняшнем открытии корреспондент «БИЗНЕС Online» отметил маркировку сырья — оно поставлено брендом Mondi, под которым работает акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК».

«Если они будут использовать сибирскую целлюлозу, то это очень странно, потому что резиденты ОЭЗ освобождены от таможенных пошлин — им удобно завозить импортное сырье, — считает Сабиров. — Что ж, возможно, они изменили планы. Сейчас рынок целлюлозно-бумажной промышленности в целом просел, цены упали как на товарную целлюлозу, так и на бумагу и картон. Соответственно, заводы-производители, такие как архангельский, повысили свою конкурентоспособность относительно зарубежных производителей целлюлозы. В принципе, любую целлюлозу можно сделать и мягкой, и жесткой, это только технологический вопрос. Полагаю, у Hayat грамотные технологи, они сумеют сделать мягко».