«Национальный капитал» Татарстана оставляет робкую  надежду и исторический шанс на просвет и выход из Великой Смуты «Национальный капитал» Татарстана оставляет робкую надежду и исторический шанс на просвет и выход из Великой Смуты Фото: «БИЗНЕС Online»

КАКУЮ СТИХИЮ ВОЗБУДИЛ КЛАССОВЫЙ ВИРУС МАРКСИЗМА В НАЦИОНАЛЬНО-СОСЛОВНОМ СОЦИУМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Так в чем же эта российская специфика адаптации марксизма с именем «марксизм-ленинизм»? Она — с точки зрения классической марксистской парадигмы — в том, что буржуазно-классовая теория, откалиброванная под евростандарт nation state, невероятным образом была применена и реализована в сословной полуфеодальной империи с огромной мелкобуржуазной крестьянской массой и анархо-общинным соборно-коллективистским мировосприятием, которое довлело во всех сферах жизни и во всех частях имперского механизма власти.

Промышленный пролетариат — социальная база марксизма — созрел только в советский период, в результате индустриализации — ныне деклассирован… А класс буржуазии — что с первой, что со второй, нынешней попытки — был и есть политически слабый, неспособный создать собственную идеологию, родить национальную идею и хоть какую-то партию, даже вроде СПС. Вечно пресмыкающийся перед самодержавной властью, живущий с оглядкой на Запад и пытающийся либо подкупить «неподкупную» власть, либо вступить с нею в неравный брак, а то и вовсе спрятаться в Сибирь или убежать за бугор…

Разве что «национальный капитал» Татарстана оставляет робкую  надежду и исторический шанс на просвет и выход из Великой Смуты. Но только пока и если остатки былой «Корпорации Татарстан» не будут реструктурированы, раскулачены и инкорпорированы олигархатом — родным татарстанским или братским русско-еврейским…

Свободное трудовое предпринимательство на почве народного хозяйства и местного, регионального оборота и рынка всегда гнобилось и гнобится — независимо от его исторической формы и корневой хозяйственной энергии — староверческо-общинной, просветительско-вакуфной (файда) и торгово-татарской («чумара») или нынешней «либерально-рыночной». Причем давилось и подавляется с двух сторон — равнодушного к «нуждам и чаяниям» чиновного аппарата и крупного бизнеса, примкнувшего к Системе, казенного, монопольного или олигархического.

Ленинская гвардия пыталась обуздать сословную крестьянскую стихию России, оставшуюся в итоге мировой войны и трех революций без Бога и без царя в голове, дрессируя ее по-марксистски с левой стороны — со стороны мировой революции. Чем бы закончился этот эксперимент? Скорее всего и в лучшем случае, европейская Россия в первой половине прошлого века разделила бы судьбу Югославии второй половины века, а азиатская часть — через вековое посредничество держав Антанты и Японии — постепенно перешла бы под китайский протекторат.

Это в лучшем случае. Таким именно образом сослагательный аспект реальной истории тоже бывает постфактум полезен для полноты осознания картины…

ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ СТАЛИНСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ

Ленинская гвардия, сложившаяся из эмигрантов — изгоев-активистов еврейских, польских, прибалтийских и других западно-инородческих общин «тюрьмы народов» — была заточена на мировую революцию и постоянно экспериментировала в попытках апробировать марксизм на российской почве — как до, так и в особенности после Октября.

Потому что, как и любой марксист на их месте — даже сам Маркс, если б воскрес, — не знали, что им делать с крестьянской страной и разгулявшейся за годы первой мировой войны мелкобуржуазной стихией и анархией — политическим, армейским, хозяйственным и криминальным дезертирством, мародерством, бандитизмом и паникёрством и т. д. и т. п.

Поэтому логично и естественно-исторично, что Иосиф Сталин, в отличие от революционных активистов ленинской гвардии лучше знавший российскую «кровь и почву», в качестве ресурса для построения казарменного (единственно возможный в тех условиях вариант) социализма использовал народно-природную, к тому времени разбушевавшуюся по всей стране, и безбожную мелкобуржуазную стихию.

Потому что знал, что в своей глубинной, веками проверенной основе эта народная энергия, хоть и анархичная, но общинно-коллективистская. Пусть временами и бунташная, но на большой дистанции она на самом деле голубино-покорная верховной власти, если эта власть утвердится кнутом и пряником…

Большевизм, как и декорации марксизма-ленинизма, Сталин унаследовал от ленинской гвардии, и, как настоящий религиозный реформатор, придал передовой европейской теории силу христианских догматов и прививку православной соборности, народности и державности. А партийный большевизм Ильича превратил в оболочку персонального самодержавия.

Реальный большевизм — это рожденная Ордой и возрожденная Октябрем практика власти и управления, когда продвинутое меньшинство железной волей ведет неразумное большинство к общему светлому будущему. До тех пор, пока сохраняется идейное и духовное единство авангарда и массы.

Вот так и кидало Россию в минувшем веке из одной крайности в другую — массы и вожди колебались вслед за партийным курсом. Качание на качелях до тошноты и потери ориентации, — по Божией воле, — уж не для того ли, чтоб научить неразумных строго двигаться по прямому пути?

Повод еще раз задуматься о том, почему Коран призывает всегда и во всём придерживаться умеренности и срединного пути…

ДЕКЛАССИРОВАННЫЙ СОВОК — ВМЕСТО ИСКОМОГО СРЕДНЕГО КЛАССА

В новой России тот же по сути типаж возник и развивается на базе широкого слоя бывших «советских мещан». Недаром знаковая дискуссия поздней советской «Литгазеты» — «Люди и вещи» — обозначила распространение вируса «вещизма» в массовом сознании, как неизбежного спутника курса КПСС на «неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся» — в полном противоречии с приоритетами классического марксизма.

Это именно тот самый Совок, хотя термин, введенный в оборот Александром Зиновьевым, чаще всего используют не по адресу — те из молодых, кто подхватил либеральный вирус жизневосприятия и испытывает аллергию ко всему советскому, не разбирая корней, форм проявления и следствий.

Пройдя криминальные потрясения лихих 90-х, соблазны потребительства «тучных» нулевых, а теперь судорожно пытаясь вырваться из безысходной депрессии последней «тощей пост-пред-кризисной семилетки», бывший Совок утвердился в своем социально-озабоченном жизневосприятии, на глазах достигает истерично-эмоционального предела повседневного поведения (смотри криминализацию ленты новостей) и скоро станет готов к любым внезапным и непредсказуемым массовым акциям за пределами добра и зла — очередная Великая Смута!

Причины — на зримом и предметном поле материализма. Пока страна остается в зоне действия марксистского истмата, надо просто посмотреть правде в глаза —  на базис и надстройку.

А что у нас в базисе? Порочный круг постоянного «первоначального капиталистического накопления», то есть бесконечный процесс «экспроприации экспроприаторов»: раздела, передела, дробления и поглощения — путем рейдерских захватов, банковских «санаций», госпрограмм приватизаций, нацпроектов и т. д. и т. п. — способов разделить остатки полуживых, не раз перелицованных и морально устаревших активов советского народного хозяйства. Хотя реального наследства уже почти не осталось, только видимость — движение нулей на банковских счетах, их действительно много — девать некуда, поэтому, переливаясь через край кубышки, нули утекают за границы…

А своего много построили — за счет бюджета и фонда народного благосостояния? Попробуйте перечислить без кривой и скорбной усмешки. 

Какая «египетская казнь» станет на сей раз точкой срыва в хаос — Бог весть! Так или иначе, очередной техногенный, природный, финансовый или административный катаклизм может стать переломной точкой в процессе перемен, идущих и набирающих силу уже 7-й год. Возможно и скорее всего, по признакам, она и может стать точкой разделения «на лица белые и лица черные». Или другими словами — точкой сингулярности для одних, точкой бифуркации для других и нулевой точкой для третьих.

Вопрос, ведь, даже не в том, когда придет день испытаний — на то Божия воля, а час знает только Алла Тегэлэ. Вопрос в том, кто в критическую минуту способен действовать ответственно и в одной связке. Много ли их?

Бюст Льва Ахмат-хана Гумилева в Казани — «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы» Бюст Льва Ахмат-хана Гумилева в Казани — «русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы» Фото: Рустам Курчаков

СОВКОВЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР И ИЗБЫТОЧНЫЙ ОЛИГАРХАТ — ДВОЙНАЯ БЕДА РОССИЙСКОГО СОЦИУМА

Увы, российский финансово-экономический «базис», проевший, проигравший и растранжиривший за четверть века советское хозяйство, воспроизводит не «средний класс» как социальную основу федерации народов, разумной политики, справедливого законодательства и судебной системы, образования, науки, то есть всей цивилизованной надстройки… а только горстку олигархата и массу деклассированного Совка — офисный, бюджетный и корпоративный планктон, мелких чиновников и рядовых силовиков.

В результате и без того неширокая прослойка «среднего класса» съеживается, а российский «Совок-комок» возбухает, как на дрожжах. Причем у Совка еще оставались реальные основы прочного положения (бесплатное обучение, медицина и пенсионное обеспечение) и даже признаки классовой принадлежности к трудящимся, несмотря на то, что КПСС на закате СССР объявила о построении «общенародного государства» и «единой общности — советского народа»…

Сегодня исчезают остатки былой «уверенности в завтрашнем дне», и уже никого не обманешь лозунгом «рынок все исправит». Нация и семья — единственные скрепы и формы общности, за которые еще пытаются держаться до конца, но и эти скрепы заметно слабеют. Приватизированный Совок, попавший в условия дикого рынка, где за все надо платить, перемалывает все правила, прежние устои и социальные институты, что попадаются на пути. Он мечется между слабым, ненадежным и бездушным «государством» и гигантскими корпорациями, которые закрылись от всех своей «коммерческой тайной» и безнаказанно могут творить произвол.

«Глубинного народа», не попавшего в крепостную зависимость от государства или корпораций, живущего своим трудом и хозяйством осталось процентов 20–25, не более того, если считать не по статистическим головам, а по реальной хозяйственной самодостаточности.

Самое время вспомнить суровое кораническое предупреждение о свойствах «большинства»:

«…Если будешь повиноваться большинству тех, кто на земле, то они могут побудить тебя сбиться с пути Бога, поскольку сами они лишь предполагают и всего лишь гадают» (К. 6:116)

В Про-Свет прямого пути пройдут единицы, соединённые в артели и роты.

Каждый волен сделать свой выбор, но не каждый произнесёт клятву:

И да будет Воля Твоя! — не моя, а Твоя!

Странные люди — подписывают унизительные договоры и вступают в сделки себе во вред, идут в кабалу к банкам и уже душу продают — не только свою, но своих детей и близких — едва ли не на каждом углу и телеканале…

***

Опыт круглых столов и первые попытки проектной работы показывают, что пока в нашем больном социуме для серьезной артельно-ротной работы годятся очень немногие.

Осознать искомое, как всегда, помогает не столько усилие ума, сколько верный образ, всплывающий в исторической памяти:

Рыцари круглого стола Короля Артура — жизнеутверждающий азиатско-тюркский вирус (терЭк — живой), непостижимым уму образом занесенный через пехоту римских легионов на угрюмую и кровавую почву бриттов и саксов…

Для справки: согласно новейшим данным Школы сингулярной пассионарности народов Льва Ахмат-хана Гумилева, Великобритания — 18 толчков пассионарности в анамнезе, последний в XVII веке.

Россия пережила пока лишь 7 толчков сингулярной пассионарности, последний 30 лет назад.

Курэсэ бар алэ! То ли еще будет!

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции