ГЕНДИРЕКТОР КАПО ИМ. ГОРБУНОВА РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE» О БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Вчера на ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» презентовали книгу о, пожалуй, самом известном руководителе этого предприятия — Виталии Егоровиче Копылове. Среди прочего говорилось и о том, что завод, некогда «дававший» две трети бюджета республики, в первом полугодии 2011-го выпустил только один самолет. Побывавший на презентации корреспондент «БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов генеральному директору КАПО Василу Каюмову.

СОПЛЯКИ, ПАКЕТЫ АКЦИЙ И МИЛЛИАРД СОВЕТСКИХ РУБЛЕЙ

Книга, приуроченная к 85-летию Виталия Копылова, состоит из очерков-воспоминаний заводчан. Собственно, и издана она их усилиями: трудом энтузиастов, вроде Аркадия Ню и Риммы Беловой, а необходимые на проект 500 тысяч рублей собирали всем миром — в финансировании участвовали 33 организации и юридических лица.

Неудивительно, что лейтмотивом вечера было подспудное противопоставление «эпохи Копылова, настоящего рабочего директора» и нынешнего времени. «Докатились мы в промышленности до предела. Заводами управляют юристы, сельским хозяйством — медики. А каково это, когда в организацию приходит после детского сада какой-нибудь сопляк и начинает руководить - только потому, что папа ему подарил пакет акций?!», - не искали обтекаемых фраз ветераны КАПО.

«В начале 90-х нас всех фактически бросило наше государство, - вспомнил генеральный директор Казанского филиала ОАО «Туполев» Эдуард Соркин. - Я видел, как Виталий Егорович это переживал. Он был настоящий патриот, и понять этого не мог».

Один из выступавших отметил, что в первом полугодии 2011-го Россия выпустила только два гражданских самолета — SuperJet100 в Комсомольске-на-Амуре и Ту-214 - в Казани. Соркин «в унисон» напомнил: «Когда-то две трети бюджета республики давал авиационный завод, и 31 декабря обком КПСС ждал, когда завод закроет планы - от этого зависели планы республики. Виталий Егорович создал великолепнейший завод».

Интересные детали вспомнил бывший старший представитель министерства обороны СССР на КАПО Эрнст Мазин, например, - о запуске в серию Ту-160: «Это и Виталий Егорович создал Ту-160. Начиная с первого полета опытной машины в Москве, с первого взлета серийного самолета, который мы поднимали здесь. Помню, когда я оформил первую машину, позвонил Копылов: «Как, руки дрожали?!» Ха-ха! За первую машину я подписал платежку на 70 миллионов рублей! Можете себе это представить в 1984 году?!.. Да, действительно, в конце года шли звонки из обкома: «Как план?» В 1986-м суммарные деньги, которые мы получили за выпущенные за год Ил-62 и Ту-160, составили около миллиарда советских рублей!.. В конце концов, посмотрите на Соцгород — каким он был до приезда Копылова в 1973-м, и каким стал после?»

Тут Мазин вспомнил историю, как Копылов, узнав, что в Москве от подготовки к Олимпиаде-80 остались неиспользованные панели для двенадцатиэтажек, сумел их заполучить, доставить баржами в Казань и построить дома.

Собственно, обо всем этом рассказывается в книге, жаль только, что она изначально — библиографический раритет — 1 тысяча экземпляров (издательство «Вертолет»).

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ С КНОПКАМИ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ БОРТАХ

Памятуя обо всем сказанном на презентации, по ее окончании корреспондент «БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов генеральному директору КАПО Василу Каюмову.

- Васил Кадымович, как реализуется заключенное год назад между правительством Татарстана, Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и ЗАО «АэроКомпозит» соглашение по вопросу организации на КАПО производства изделий из композиционных конструкций на территории?

- «Аэрокомпозит» сейчас проводит тендер на выбор строительной организации - надо реконструировать и достроить один наш корпус. Соответствующая документация прошла экспертизу. Есть вопросы по финансированию, но Анатолий Гайданский (генеральный директор «Аэрокомпозита». - Авт.) сейчас эти вопросы решает при помощи Михаила Погосяна (президент ОАК. - Авт.). Думаю, дело скоро пойдет, тем более что вопрос совсем недавно рассматривался на встрече Погосяна и министра торговли и промышленности Татарстана Равиля Зарипова.

- Сроки начала производства остались теми же?

- Они не переносились: конец 2012-го - начало 2013 года.

- Ровно год назад на авиакосмической выставке в Казани между правительством Татарстана и ОАК было подписано соглашение по вопросам комплексного развития КАПО. Документ, среди прочего, подразумевает, что после 2011 года объемы выручки КАПО будут расти; что корпорация будет продвигать на рынке специальные самолеты на базе Ту-214; что с 2012 года объем заказов на такие спецборта будет не менее четырех самолетов в год; что ОАК поспособствует заключению контрактов с авиакомпаниями. Это соглашение реализуется?

- Я не скажу, что все реализовано. Произошла определенная переоценка некоторых пунктов договора - в конце концов, в ОАК произошла смена руководства. Некоторые акценты сместились, но «канва» осталась прежней – вывод завода на безубыточность, налаживание работы без подпитки деньгами извне. Новым руководством корпорации поставлены ориентиры по годам, в которые завод должен выйти на определенные параметры по безубыточности, а дальше наращивать мощность. Предусматривается определенное развитие программ: поддержание в летной годности самолетов военной авиации, выпуск самолетов специальной авиации, развитие кооперации в рамках программ изготовления авиационной техники. Что касается последнего пункта, то это изготовление оперения для Ил-476, а также работа по крылу «Суперджета» (это первоначально), а потом – по крылу для МС-21.

- В соглашении говорилось о продвижении Ту-214…

- Сложна судьба не только Ту-214, но и Ту-204СМ. Надо отдать должное «Эйрбасу» и «Боингу» – они здорово влезли на наш рынок, а за ними и другие иностранные производители подтянулись – «Бомбардье», «Эмбраер», АТР серьезно вошел уже новыми самолетами… Что касается 214-й машины, то здесь мы больше будем делать акцент на специальную авиацию. Наши самолеты себя зарекомендовали – два самолета-ретранслятора летают, два пункта управления работают в президентском авиаотряде.

- Кстати, чем закончилась история с претензиями к президентскому Ту-214?

- Самолет летает, обслуживает как первое, так и второе лица государства.

- А в чем все-таки была причина недовольства самолетом?

- Это техника. Вы же знаете нашу электронную промышленность. У вас вот не российской марки диктофон... Где сегодня наша электронная промышленность, на каком месте в мире она стоит? А машины, на которых летают первые лица, должны оснащаться только отечественными электронными системами. Потому проблемы с кнопками и возникают.

- А новые заказы на специальные самолеты есть?

- Да, сейчас в работе заказы для министерства обороны России: один самолет - для международной программы «Открытое небо», второй – спецпрограмма генерального штаба России... Также получили техническое задание на самолет для ФСБ, возможно, будет и еще одна машина.

- Что покажете на МАКСе?

- На салоне будет летать Ту-214ОН, покажем свои возможности. Надеемся завлечь иностранных участников программы «Открытое небо», потому что наш самолет, как заверяет головной заказчик в лице концерна «Вега», не имеет аналогов – ведь он целенаправленно конструировался под эту программу.

Тимур Латыпов