Евгений Дитрих: «2019 год для транспорта с точки зрения инвестиций был позитивным» Евгений Дитрих: «2019 год для транспорта с точки зрения инвестиций был позитивным» Фото: president.tatarstan.ru

«НИЧЕГО МЕНЯТЬСЯ НЕ БУДЕТ, ТОЛЬКО ДОПОЛНЯТЬСЯ»

«2019 год для транспорта с точки зрения инвестиций был позитивным», — приветствовал сегодня на деловом завтраке гостей форума «Транспортная неделя» министр транспорта России Евгений Дитрих. По его словам, объем вложений на инфраструктуру за последний год вырос более чем на 14% и составил 2,4 трлн рублей, из которых 1,5 трлн рублей — чисто внебюджетные средства. Глава минтранса РФ выразил надежду, что в следующем году эта цифра вырастет как минимум до 2 трлн рублей. Регионам постепенно передаются акцизы на нефтепродукты, которые наполняют дорожные фонды, многие субъекты отказываются от дополнительного налогообложения региональных дорог, совершенствуется механизм частно-государственного партнерства, концессий и так далее — перечислял Дитрих. В числе ключевых проектов он упомянул коридор Европа — Западный Китай, к которому приступили с этого года на основе трассы Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань.

Первым Дитрих микрофон дал миллиардеру Роману Троценко, который через презентацию нового новосибирского аэропорта Толмачево и наводящие вопросы главы минтранса РФ выразил сразу же главную мысль всей последующей дискуссии: каждый должен заниматься только своим делом. В частности, губернаторы нужно работать над развитием инвестиционной привлекательности своих регионов. На этом же следом настаивал и замминистра финансов РФ Андрей Иванов. По его словам, с различными преференциями для инвесторов в стране полный порядок. «Не надо чинить то, что хорошо работает», — отмечал Иванов.

Андрей Иванов: «Не надо чинить то, что хорошо работает»Фото: president.tatarstan.ru

«К любой действующей системе нужно относиться очень осторожно. То, что сказал Андрей Юрьевич, это главная мысль — ничего меняться не будет, только дополняться. Мы можем быть спокойны за те инструменты, которые созданы», — соглашался губернатор Пермского края Максим Решетников. Он указал на то, что неплохо было бы обеспечить инвесторам уверенность в завтрашнем дне, как-то прописав гарантии в финансировании не на один, а сразу на несколько лет вперед. О долгосрочных планах финансирования говорил и губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Мол, чтобы подрядчики сразу знали, на какие проекты замахиваются, а не так, чтобы через полгода становились банкротами из-за переоценки проектных смет. Впрочем, на эту проблему указал сам Дитрих, когда спрашивал главу Удмуртии Александра Бречалова, дороже или дешевле обойдется обновление аэропорта в Ижевске. Тот однозначного ответа так и не дал, зато красочно рассказал о том, как в свой первый день работы на посту губернатора добирался до Ижевска через аэропорт Бегишево в Набережных Челнах — других более доступных путей тогда не было. Теперь всеми силами исправляет упущение, чтобы не через Татарстан летать.

Прекрасный кейс многофакторности дорожных инвестиционных проектов продемонстрировал замправления «Новатэка» Эдуард Гудков, который на примере порта Сабетта, создаваемого изначально для транспортировки газа, рассказал, как постепенно гавань становится местом транспортировки других углеводородов и даже зерна из Омска. Но в целом залог успеха, по словам Гудкова, кроется в сильной и смелой команде как на местах, так и в самих компаниях. Чего не занимать, судя по словам Дитриха, гендиректору государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Сергею Храмагину.

Рустам Минниханов: «Главное — поручение министра, а мы дальше добьем»Фото: president.tatarstan.ru

«МЫ С ТАТАРСТАНОМ ГОТОВЫ НА ВСЕ»

Тот рассказал, что их компания работает в транспортной отрасли достаточно давно — застали госпрограммы как при Игоре Левитине, так и нынешние, например по газомоторным автобусам и энергоэффективных троллейбусов и трамваев. Во время самопрезентации Храмагин также отметил, что ГТЛК является крупнейшим заказчиком российских вертолетов. Компания также работает с самолетом «Сухой», и 50% заказа водных судов тоже реализуется с помощью механизмов ГТЛК.

— Подождите, Сергей Николаевич, экзекуция еще не закончилась, — шутливо заметил Дитрих, после того как Храмагин сказал все, что хотел, и попытался сесть на свое место за накрытый закусками стол. И сделал предисловие к выступлению президента РТ Рустама Минниханова.

— Мы не так давно с Рустамом Нургалиевичем обсуждали тему, — отметил Дитрих. — Что там, «Метеор»?

— «Чайка», — поправил главу минтранса не Минниханов, а Храмагин, который, судя по всему, уже знал, о чем дальше пойдет речь. А разговор зашел о планируемых к производству на Зеленодольском судостроительном заводе новых туристических кораблей на СПГ.

— Вы сказали, что готовы ко всему новому. Может, мы поможем Республике Татарстан в строительстве такого судна? — уже конкретно спросил Дитрих директора ГТЛК.

— А мы с Татарстаном готовы на все, — тут же отрапортовал Храмагин, после чего Дитрих уже передал слово Минниханову.

— Доброе утро всем, — поздоровался контрастно бодрым на фоне постных, если не сонных голосов предыдущих ораторов Минниханов. — Этот корабль разработан зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Самое главное, он на газомотороном топливе». Не так давно Минниханов уже подробно обсуждал тему реинкарнации советских скоростных пассажирских судов с зампредправления ПАО «Газпром» Виталием Маркеловым. «Все корабли, которые сегодня эксплуатируются, в очень плачевном состоянии. Поэтому мы хотели бы этот проект запустить, построить его на Зеленодольском заводе имени Горького, и, конечно, это будет очень хороший шаг», — добавил Минниханов.

— Сергей Николаевич, задача понятная? — командовал Дитрих, обращаясь к Храмагину.

— Мы уже давно в этой теме, — ответил тот.

— Главное — поручение министра, а мы дальше добьем, — продолжил Минниханов и шутливо заметил. — Он далеко от нас не убежит.


«У НАС ЕСТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ, ЧТО ВСМ ПОКА НЕТ»

После того как Минниханов рассказал о проекте «Чайка», Дитрих решил переключиться на другие транспортные проекты, связанные с РТ.

— Наш сегодняшний завтрак начался с глобального проекта, который под майский указ делается, — это коридор Европа — Западный Китай, наша дорога Москва — Казань и дальше на юг, на Самару и на Казахстан. Вы же наверняка изучали этот проект. Насколько он сегодня важен для республики? Каких экономических эффектов вы от него ждете? Есть в нем вообще смысл или нет? — спросил Дитрих президента Татарстана.

— Я бы хотел поблагодарить министерство транспорта, агентство, — по-восточному уважительно начал Рустам Нургалиевич. — Самая большая проблема у нас существовала — трасса М7 Казань — Челны. Это была дорога смерти. Благодаря целенаправленной работе, чемпионату мира данная дорога существует, но она очень сильно загружена. Мы в рамках стратегического плана «Европа — Китай» уже имеем земляные работы, имеем трассу между М7 и М5. Татарстан очень активно работает как с Казахстаном, так и с Китайской Народной Республикой. Для нас трасса Китай — Казахстан — Европа стратегическая. И последние новости, которые появились о строительстве обхода и новой дороге М12 (речь о платной автодороге Москва – Казань, которая должна быть построена к 2024 году, — прим. ред.), конечно, в рамках того, что доложил заместитель министра финансов господин Иванов по защите инвестиций…

— Товарищ Иванов, — шутливо перебил Минниханова министр транспорта РФ.

— Кому-то — товарищ, кому-то — господин. Для вас — товарищ, для нас — господин, — весело ответил президент РТ и всерьез рассмешил завтракающих господ-товарищей. — Вообще, мы считаем, что любой инвестиционный проект без транспортной увязки нереализуем. И мы давно ждем этот закон. У нас от 4 до 5 триллионов есть инвестиций в большие проекты. Они увязаны внутренней инфраструктурой, которая будет реализовываться. И есть решения по возврату капитала.

По словам Минниханова, Татарстану нужны магистральные дороги, в том числе железные. Руководство РТ обсуждает с РЖД развитие камского кластера, альметьевского, большой проект развития казанского кластера. «Решение, которое принято по строительству автодороги… Хотя у нас есть разочарование, что ВСМ пока нет… Но эта дорога [автобан до Москвы] пока важнее», — добавил глава Татарстана, вновь имея в виду трассу М12, хотя относительно ее названия решение окончательно еще не принято.

На этом короткое, но красочное выступление Минниханова подошло к концу. Разве что напоследок он снова пошутил: «Храмагину передаю микрофон. На! Чтоб ты мне не предъявил лизинговые платежи».

— Я уверен, что Сергею Николаевичу не отвертеться теперь, — закончил шутку Дитрих.

ДЕНЬГИ ЕСТЬ, ЖЕЛАНИЯ НЕТ

На этой минорной ноте он передал микрофон сначала руководителю управления финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Олегу Панкратову, заявившему о намерении поддерживать все стоящие инвестпроекты, а потом уже и председателю совета Infraone Альберту Еганяну. Но перед этим напомнил всем губернаторам, что перед подачей документов на федеральное финансирование неплохо было бы тщательнее прорабатывать свои региональные проекты.

«В нашей экономике на счетах у банков денег населения скопилось порядка 24–30 триллионов рублей. Это притом что нам на всю новую Россию необходимо всего 20 триллионов», — рассказывал Еганян. По его словам, на сегодняшний день в стране банки ежегодно готовы выделять на инфраструктурные проекты около 700 млрд рублей, но транспортная отрасль забирает из них только около 120 млрд рублей. То есть деньги на развитие транспортной инфраструктуры в стране есть. И у банков, и у государства — порядка 550 млрд рублей на ГЧП и концессии просто не используется. И так из года в год. «Транспортная отрасль — очаг инвестиционной компетенции, и, в принципе, этому очагу можно еще полыхать примерно на плюс 550 миллиардов рублей ежегодно», — подчеркнул Еганян. «Дровишки где взять, чтобы подбросить [в очаг]?» — спрашивал Дитрих. По словам Еганяна, вся отрасль сегодня способна переваривать порядка 100–110 заявок по ГЧП и концессий, которые инициирует бизнес. Но ежегодно таких заявок по стране набирается около 10 — то есть транспортная отрасль в плане инвестиций работает только на 10%.

Что с этим делать? По мнению главы Infraone, нужно просто всем внимательно изучать детали в законах о концессиях и ГЧП, где всего-то 50 страниц. Но и их, по мнению Еганяна, из присутствующих в зале губернаторов никто не читал. При этом ежегодный потенциал в 550 млрд рублей — это, как заверил спикер, еще самая скромная и консервативная оценка Центробанка. «Китайцы любят лапшу, европейцы — пасту. Нам сегодня блинчики подавали. Нельзя приглашать китайских инвесторов и говорить им: „Ешьте блины“, если они хотят лапшу. Нельзя приглашать европейцев на лапшу, если они хотят свою пасту, — также обращал внимание Еганян на особенности работы с инвесторами, в итоге подытоживший все сказанное кратко и емко. — Отжимать по максимуму».

«Я бы считал, что расширение нашего транспортного меню, которое прилагается к деловому завтраку, для нас имеет определенное благо, — в шутливой форме завершал деловой завтрак Дитрих. — Важно, чтобы все те упомянутые в этом меню строчки были действительно приготовленными и вкусными. Уверен, что нас сегодня никто не отравит, если мы будем вспоминать, что мы кушали. Но транспортное инвестиционное меню — здесь нужно понимать это очень четко. Потому что от несочетаемого можно потом получить не очень приятные последствия».

Подытоживая, глава минтранса РФ еще раз отметил, что в стране есть сильная управленческая команда, существует стабильность и полно денег. Теперь дело за малым — чтобы возможности были правильно обеспечены желаниями. «Нужно, чтобы эти деньги, возможности мы умели правильно упаковывать в то самое транспортное меню», — заключил Дитрих.