Сладковский на этот раз доверил своему другу Мацуеву самое дорогое — свой оркестр Сладковский на этот раз доверил своему другу Мацуеву самое дорогое — свой оркестр

«ЭТО БЫЛ ОСОБЕННЫЙ КОНЦЕРТ, ПОТОМУ ЧТО РЕДКО БЫВАЮТ ТАКИЕ СОЧЕТАНИЯ»

Казалось бы, чем можно удивить искушенную казанскую публику, которая за 7 лет привыкла видеть в ГБКЗ им. Сайдашева знаменитого Дениса Мацуева на фестивале «Денис Мацуев у друзей»? Однако прославленному пианисту и не менее известному художественному руководителю и главному дирижеру ГСО РТ Александру Сладковскому это удалось. Сладковский на этот раз доверил своему другу Мацуеву самое дорогое — свой оркестр. Многих слушателей концерта 18 ноября удивило, что во время исполнения во втором отделении концерта №3 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена на сцене не было дирижера — его заменял пианист, сидящий лицом к музыкантам.

«Это был особенный концерт, потому что редко бывают такие сочетания: первое отделение — сольное, а второе — с оркестром, да еще и без дирижера, — рассказал Мацуев журналистам на следующий день. — Надо сказать, что концерты Бетховена возможно играть без дирижера. В этот момент оркестр превращается в некий „Персимфанс“ (оркестр, существовавший в Москве с 1922 по 1932 годы, первый в истории академической музыки симфонический оркестр без дирижера — прим. ред.), где играли и Моцарта, и Баха, и Бетховена. Но здесь важен уровень коллектива, подготовка и увлеченность процессом. Я как никто доверяю этому коллективу. Несмотря на то что маэстро вчера был в другом месте, они справились с таким блеском! Я получил огромное наслаждение и хочу этот формат „застолбить“ и проехаться по многим местам именно в таком формате».

«Это был особенный концерт, потому что редко бывают такие сочетания: первое отделение — сольное, а второе с оркестром, да еще и без дирижера, — рассказал Мацуев журналистам на следующий день «Это был особенный концерт, потому что редко бывают такие сочетания: первое отделение — сольное, а второе — с оркестром, да еще и без дирижера», — рассказал Мацуев журналистам на следующий день

«Без дирижера, наконец-то!» — пошутил Сладковский, вызвав взрыв смеха у присутствующих. Стоит добавить, что то самое «другое место», где был Сладковский, — Большой концертный зал Московской консерватории. Там маэстро дирижировал оркестром студентов консерватории и вручил именную стипендию молодому дирижеру Ивану Никифорчину. В некоторой степени они с Мацуевым поменялись местами — пока Сладковский поддерживал молодые таланты в Москве, пианист чествовал их в Татарстане, а именно: в Альметьевске и Казани. «Третий год мы в Альметьевске проводим акцию, связанную с „Новыми именами“. В этот раз мы вручили пять стипендий. И это очень хороший результат. Уровень подготовки детей здесь очень и очень приличный», — написал Мацуев в «Инстаграме». В Казани стипендии и сертификаты на поездку в летнюю школу получили тоже четыре юных музыканта Яна Булатова, Камиль Фатыхов, Эльмира Мухаметзянова, Илья Ефремов и художница Александра Рябова. Еще двое участников конкурса — Ольга Луценко и Рустем Акияков — получили поощрительные стипендии.

«В рамках нашего фестиваля, помимо музицирования, проходит вручение стипендий фонда „Новые имена“. Сегодня мы вручили их очередным очаровательным искоркам. Наша любовь и семья в Татарстане расширяются — и в Альметьевске позавчера пять стипендий было, и весной в Набережных Челнах, и вновь сегодня в Казани. Для нас это важно, потому что Татарстан подтверждает свой уровень из года в год. Мы же не просто так раздаем стипендии, это знак качества, высокая планка. Уровень музыкантов в Татарстане замечательный — еще и потому, что у них есть возможность послушать коллектив такого высокого класса», — отметил Мацуев, разумеется, имея в виду ГСО РТ.

В первом отделении Мацуев предсказуемо был виртуозен и экспрессивен — в сонатах Бетховена слушатели снова стали свидетелями откровенного разговора композитора и пианиста В первом отделении Мацуев предсказуемо был виртуозен и экспрессивен — в сонатах Бетховена слушатели снова стали свидетелями откровенного разговора композитора и пианиста

«БУДЕМ ЗА АЛЕКСАНДРА ВИТАЛЬЕВИЧА ТОЖЕ ОТДУВАТЬСЯ — В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ СЛОВА»

Первый концерт фестиваля посвятили Людвигу ван Бетховену — в 2020 году исполняется 250 лет со дня его рождения. В программе значились две сонаты композитора — №23 «Апассионата» и №32, а также концерт №3 для фортепиано с оркестром. После репетиции Мацуев в своем «Инстаграме» показал музыкантов ГСО РТ и рассказал о подготовке концерта без дирижера. «Сегодня необычный концерт, потому что главного дирижера сейчас нет — он находится в Московской консерватории, моей любимой альма-матер. Но выступление нельзя было переносить или отменять. Завтра мы играем Второй концерт Прокофьева, а сегодня — „Бетховен-гала“. Будем за Александра Витальевича тоже отдуваться — в хорошем смысле слова. Только что прошла репетиция, и могу сказать, что, естественно, дирижерская профессия замечательна и уникальна, но иногда можно играть и без дирижера», — улыбаясь, отметил пианист. И добавил: «Оркестр потрясающий, но все-таки, когда Сладковского нет, на сцене нет и того напряжения, того взгляда, после которого сыграть плохо невозможно. Мы тебя ждем, любим, приезжай к нам в Казань, Саша! Завтра мы с тобой играем».

В первом отделении Мацуев предсказуемо был виртуозен и экспрессивен — в сонатах Бетховена слушатели снова стали свидетелями откровенного разговора композитора и пианиста, в результате которого произведения играли новыми эмоциональными и смысловыми красками. «Возвышенная и исступленная» «Апассионата» и острая драматическая 32-я сонаты дались с присущими Мацуеву легкостью, блеском и захватывающей виртуозностью. «У Мацуева есть очевидная близость с композитором: в своем исполнении он передает гнетущее чувство, мучительную работу мысли, бесконечное воображение. Вся пылкость романтизма исчезла у современных исполнителей, озабоченных прежде всего аскетической безыскусностью (я собирался сказать анорексической), и теперь Денис Мацуев возвращает истинность замысла во всей его эмоциональности», — пишет о его исполнении французский критик Жак Шюилон.

Во втором отделении рояль оказался посреди сцены на месте дирижерского пульта в окружении струнных, духовых и ударных. Улыбчивый Мацуев сел на свое место, лицом к оркестрантам, кивал им, поводил головой — словно и сам дирижировал коллективом. Музыканты улыбались ему в ответ, и весь концерт прошел в легкой и гармоничной обстановке. «Это был процесс музицирования, импровизация, — говорил позже Мацуев. — Мы, конечно, порепетировали, но все происходило во время концерта. Оркестр знал концерт назубок, подготовка была потрясающая, великолепная, и музыка рождалась на сцене». И с ним нельзя не согласиться — действительно, маэстро Сладковский создал настолько отлаженную «машину», что она вполне способна двигаться «на автопилоте», не опуская планки и лишь подтверждая свое высокое мастерство.

«Наша дружба подтверждена годами, и конечно, она переносится на сцену» «Наша дружба подтверждена годами, и, конечно, она переносится на сцену»

«КОГДА ИГРАЕШЬ С БЛИЗКИМ ДРУГОМ — ЭТО ОСОБОЕ ОЩУЩЕНИЕ»

В программе второго дня фестиваля значились Второй концерт Сергея Прокофьева и Пятая симфония Густава Малера. Ведущим выступил еще один друг Мацуева и Сладковского — телеведущий и журналист Юлиан Макаров. «Впервые Денис сыграл Второй концерт четыре года назад с Валерием Гергиевым и по его совету. Тогда пианист сказал, что это почти неподъемная ноша — как физически, так и эмоционально», — рассказал Макаров. Однако эту ношу Мацуеву удалось не только поднять, но и успешно нести — совсем недавно концерт прозвучал в его исполнении в Лондоне. «Одним из многих имен сатаны должен быть Концерт для фортепиано с оркестром №2 Сергея Прокофьева, безудержное пиршество виртуозности, который русский сногсшибательный пианист Денис Мацуев сделал своей собственностью. Концерт пал побежденный, столкнувшись с такого уровня мужской харизмой, техникой исполнения и выносливостью», — написал музыковед Питер Рид.

Однако в Казани концерт приобрел особое звучание благодаря сотворчеству с давним другом Мацуева Сладковским. «Наша дружба подтверждена годами, и, конечно, она переносится на сцену. Когда ты играешь с близким другом — особое ощущение, и если все совпадает — это дорогого стоит. Сейчас мы будем играть Эверест среди фортепианных концертов — Второй Прокофьева, и я уверен, что этот Эверест будет совместным. Поддержка коллектива, моего любимого и дорогого, подводит тебя к этому Эвересту», — признается Мацуев. В самом деле на сцене не существовало солиста и оркестра — был единый организм, который дышал и чувствовал в унисон, и перед слушателями разрасталось, возвышалось монументальное произведение, поражающее своей красотой и виртуозностью.

Сладковский словно на глубинном эмоциональном уровне прочувствовал сложную музыкальную фактуру концерта Прокофьева, что позволило ему в высшей степени точно передать всю контрастность произведения, не упустив ни одну из граней лиричности, подчеркнув его романтические черты и ярко обозначив «элементы подчеркнутой жесткости, „варварства“ и первобытного „скифства“», как определяют их критики. В кульминации первой части, после виртуозной каденции рояля, оркестр звучит особенно грандиозно, вновь возвращая к мысли о невероятной гармонии всех исполнителей. Как и предупреждал Макаров, этот момент потрясает своей монументальностью, но одновременно и абсолютной синхронностью действий и чувств оркестра Сладковского и солиста. Эффектный финал вызвал настолько оглушительные аплодисменты, что их впору сравнить с оркестровым тутти. На бис Мацуев исполнил пьесу №2 из 13 пьес для фортепиано Яна Сибелиуса. «Я потрясена. Не знаю, кто еще мог бы это исполнить…» — слышались реплики зрителей, спускавшихся в антракте в вестибюль ГБКЗ.

«В творческой профессии ничего не бывает без чувства любви друг к другу, — считает Сладковский. — Я счастлив, что мы творим вместе уже столько лет. У нас в Казани — не просто встреча, а творческая лаборатория. Мы переиграли всего Листа. Я первый дирижер, который имел счастье сыграть с Мацуевым всего Рахманинова, всего Чайковского. Это абсолютно бесценно! Выходить на сцену с Денисом Леонидовичем каждый раз для меня — огромное счастье. Оркестр обожает маэстро, он приглашает нас не только в Россию на свои фестивали. Мы объехали все что можно, в том числе и за рубежом. Это огромное счастье — быть вместе на сцене и дорожить этой дружбой». Также маэстро рассказал о своем знакомстве с Мацуевым: «Когда он закрывал сезон Петербургской филармонии в 1998 году, я пришел за кулисы и сказал ему: „Здравствуйте, приятно с вами познакомиться“». Дружба двух выдающихся музыкантов длится уже 20 лет, и благодаря Сладковскому с Мацуевым подружился и Татарстан.

Второе отделение, в котором была исполнена Пятая симфония Малера, было не менее грандиозным. Оркестр уже исполнял эту симфонию в конце октября и начале ноября в Казани и Москве, и оттого она звучит еще более безупречно и отточено. «Конечно, Сладковский обладает внутренним чутьем, знанием исполнения Малера, полностью понимая структуру, раскрывая всю красоту музыки и показывая глубину трагедии», — написал об интерпретации Сладковским Пятой симфонии критик Грегор Тасси, и с этим невозможно не согласиться.

Следующий концерт ГСО РТ пройдет 23 ноября в рамках IX международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. В программе — концерт для фортепиано с оркестром «Песни старого времени» Ильдебрандо Пиццетти, «Квадривиум» для квартета перкуссий и оркестра и «Аура» Бруно Мадерны. Все произведения будут исполнены в Казани впервые. Солист — Эмануэль Арчиули (фортепиано), дирижер — Пьетро Боргоново.