ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ» РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE», ЧТО СКОРО БАНКИ БУДУТ ОТВЕЧАТЬ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ДАННЫХ

Ждать ли второго финансового Армагеддона? Этой теме было посвящено немало вопросов, пришедших на интернет-конференцию «БИЗНЕС Online» с генеральным директором Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» Александром Турбановым. Он также рассказал о «сюрпризах», которые приготовили корпорация и Центробанк РФ для российских банков, а также о том, каким банкам лучше всего довериться вкладчику. Интернет-конференция впервые в «БИЗНЕС Online» проходила с применением современных технологий – Москва и Казань связались по скайпу.

«Я УЖЕ ОТРЕАГИРОВАЛ – ОТКРЫЛ СЧЕТ В БАНКЕ»

В каком состоянии подошла к нынешней августовской «встряске» российская банковская система и чем ее нынешнее состояние отличается от состояния 1998 года, когда разразился мировой кризис? – таков был лейтмотив многих вопросов читателей «БИЗНЕС Online». По прогнозу Александра Турбанова, перестать «трясти» должно едва ли не сегодня:

«Такое мнение у меня складывается на основании вчерашних торгов в США и сегодняшних утренних торгов в Юго-Восточной Азии. Второй волны кризиса в обозримой перспективе не ожидаем, поскольку не видим для нее оснований… Если говорить о готовности банковской системы к осложнению ситуации, то, с одной стороны, мы имеем основания сказать, что она в посткризисный период окрепла, с другой - сохранилось определенное количество банков, так и не справившихся с проблемами. В целом я бы дал оценку нашей банковской системе вполне удовлетворительную. Оснований для системного кризиса нет. Это не излишний оптимизм, это расчет».

Во что вкладываться или перевкладываться? «Падут» ли США? - еще одна категория читательских вопросов. И здесь Турбанов порекомендовал излишне не суетиться.

«За доллар я не переживаю, не переживаю и за рубль», - был лаконичен гендиректор агентства.

«Небольшое падение, замеченное в последние два дня, произошло, можно сказать, стихийно. И ведь не зря Центральный банк России абсолютно не стал вмешиваться в процесс, хотя при некоторых усилиях мог бы его остановить. Рубль не рухнет, и он восстановит свои позиции достаточно быстро. Я уже отреагировал на происходящее – открыл новый счет в банке, и открыл его, естественно, в рублях», - подтвердил личным примером свое хладнокровие Турбанов. - Я не разделяю пессимистическую точку зрения относительно США. Солидарен с теми, кто оценивает экономику Штатов как самую сильную в мире».

«С БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ ТАТАРСТАНА, К СЧАСТЬЮ, НЕ ЗНАКОМ»

На, так скажем, бытовой уровень разговор вывели вопросы из серии: «А насколько можно доверять нашим банкам?».

Как поспешил разъяснить Турбанов, его агентство – ни в коем случае не орган банковского надзора и не проводит специфический мониторинг банков. Впрочем, у него есть другие инструменты исследования. В конце концов, при расчете устойчивости банковской системы в целом выясняется устойчивость конкретных банков, масштабом своей деятельности влияющих на расстановку сил в стране и регионах.

«Пользуемся, в том числе, официальной отчетностью. И не всегда банки корректно отображают реальное положение дел, - посетовал гендиректор. - Но мы в связи с этим вносим определенные коррективы, и считаем, что наша оценка адекватна».

«Как это ни странно, в России отсутствует ответственность за предоставление недостоверной отчетности банками Центральному банку, - продолжил тему Турбанов. - Более того, если говорить о ведении электронной базы данных (а от бумажных документов все больше уходим к электронным), то банки даже не имеют обязанности по ее ведению! Надо, во-первых, на законодательном уровне закрепить за ними эту обязанность, а, во-вторых, надо установить ответственность за предоставление недостоверных данных. Эту работу мы совместно с Центральным банком сейчас и проводим», - многообещающе заверил гендиректор.

Также он пообещал, что Центробанк, в конце концов, добьется обнародования имен истинных владельцев банков: «Это не должно являться и не является ни коммерческой, ни банковской тайной. Клиент, обращаясь в тот или иной банк, должен знать, с кем имеет дело».

Касательно Татарстана Турбанов отметил, что «близкого знакомства» с банковской системой республики у него, к счастью, нет: «В противном случае это бы означало, что в банковской системе Татарстана есть серьезные проблемы».

В КАКОЙ БАНК ПОЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ?

В условиях ожидания кризиса многих читателей-вкладчиков волнует вопрос: «По каким критериям можно определить надежность банка»?

Турбанов коротко объяснил, что специалисты в первую очередь уделяют внимание таким критериям, как качество активов, достаточность капитала и ликвидность. «А вкладчикам я бы порекомендовал обращать внимание на рейтинги – в целом они все-таки дают представление о банках. И есть один очень конкретный показатель, на который вкладчики ориентируются сейчас, но, боюсь, ориентируются с точностью до наоборот. Это размер ставки по вкладам. Вкладчики предпочитают размещать средства в том банке, который обещает большую ставку. А большую ставку по вкладам банк может обещать только в том случае, если у него большая доходность, и чтобы заработать такой большой процент, он проводит рискованную политику. А если рискует банк, рискует и вкладчик. Посоветовал бы настороженно относиться к повышенным процентам по вкладам».

По Турбанову, «повышенный процент» выглядит так: «Если по Москве какой-то банк предлагает 9 - 10 процентов, то я не считаю эту ставку завышенной: если банк имеет проекты, в которые может размещаться и получать хороший доход, эта ставка вполне оправдана. Мы мониторим и регионы, и если встречаем там 12 процентов, это тоже нас не настораживает. А вот более 12 процентов - уже появляются вопросы, и такой банк уже требует более детального анализа его финансового состояния».

Тимур Латыпов