Пресс-конференцию, посвященную юбилейным мероприятиям, начали с просмотра документального фильма Арсения Молчанова «50 лет. История продолжается»Фото: Олег Спиридонов

КОНКУРС ЛОЗУНГОВ И ФИЛЬМ, КОТОРЫЙ НЕ УВИДЕЛИ ЧЕЛНИНЦЫ

Пресс-конференцию, посвященную юбилейным мероприятиям, начали с просмотра документального фильма Арсения Молчанова «50 лет. История продолжается», который накануне транслировал телеканал «Россия-24» и который увидела вся страна, кроме жителей Челнов. В автограде именно в этот момент его перекрыли местными новостями. Впрочем, в воскресенье ожидается повтор. Авторы картины уложили полувековую историю автогиганта в 20 минут — от исторического постановления о создании на берегах Камы автозавода до магистрального тягача поколения К5. Расписав его крутизну, журналист устроил тест-драйв вместе с рулевым КАМАЗа Сергеем Когогиным.

— То есть вы сами управляете? — удивлялся корреспондент, сидя на пассажирском месте.

— Я уж обязан это все делать. По удобству управления он ничем не отличается от большого джипа, — отвечал Сергей Анатольевич и мчал грузовик мимо заводских корпусов.

Из уст топ-менеджера зрители узнали о том, как в 2001 году завод фактически остановился (за год сделали всего 1,9 тыс. автомобилей), а также о том, что сейчас предприятие производит 3 тыс. грузовиков в месяц. «Сегодняшний темп конвейера — 170 автомобилей в сутки», — гордо говорил Когогин.

Создатели фильма уложили полувековую историю автогиганта в 20 минутФото: Олег Спиридонов

КАМАЗ — прибыльная компания, сделал вывод журналист, приведя статистику от гендиректора. До 2025 года общий объем инвестиций в программу реинжиниринга составляет 87 млрд рублей, но это расчеты в ценах до девальвации 2014-го, уточнил Когогин. 

«Я для себя, когда строю концепцию развития компании, считаю, что на этом автомобиле мы должны прожить с его модернизацией ближайшие 15 лет. Но за 15 лет все, конечно, поменяется. Будет другой транспорт, другое общество», — подытоживают фильм словами Когогина.

После закрытого показа главный кадровик КАМАЗа и главный спикер пресс-конференции Александр Ушенин долго рассказывал о том, какие мероприятия уже прошли в городе в рамках камазовского 50-летия, — начиная от раздачи первоклашкам сертификатов на 1,5 тыс. рублей до победы «КАМАЗ-Мастера» в ралли «Дакар». Сюда же включили выступления камазовских команд КВН. «И если три-четыре года назад ни одна игра не проходила без упоминания о зарплате, то сегодня шутки более глубокие, о разных интересных событиях в республике и России», — особо отметил Ушенин.

«Я для себя когда строю концепцию развития компании, считаю, что на этом автомобиле мы должны прожить с его модернизаццией ближайшие 15 лет», — подытоживают фильм словами Когогина «Я для себя, когда строю концепцию развития компании, считаю, что на этом автомобиле мы должны прожить с его модернизацией ближайшие 15 лет», — подытоживают фильм словами Когогина Фото: «БИЗНЕС Online»

Не обошел стороной именинник и главное мероприятие Татарстана в текущем году — мировой чемпионат WorldSkills в Казани, где автогигант представил ряд узлов и агрегатов от «КАМАЗ-5490» — мосты компании Daimler. «Поясню, почему Daimler, а не КАМАЗ, — сразу осекся Ушенин. — Это мировой чемпионат, в котором участвует 63 страны. КАМАЗ присутствует не везде, потому не все могут равноценно участвовать в соревнованиях и обслуживать данные мосты. В связи с этим мы предоставили именно мосты Daimler и соответствующую литературу. Мы хорошо показали Россию. Четыре парня из Челнов, из колледжей, которые мы сегодня курируем, обеспечиваем оборудованием, вошли в сборную России. Один из них стал золотым чемпионом — это Айдар Минеев, который учится и работает на КАМАЗе».

Вспомнил спикер и о Пасхальном фестивале маэстро Валерия Гергиева на главном конвейере, и об оформлении города щитами, повествующими о первостроителях, и об открытии бюста первому гендиректору Льву Васильеву.

Провели и мероприятия, которые не вошли в перечень, сформированный приказом гендиректора КАМАЗа. Так, 26 августа собрали всех экс-руководителей автогиганта, которые живут за пределами Татарстана — в Москве, Санкт-Петербурге. Таковых набралось порядка 86–88 человек. В столице для них провели отдельное душевное мероприятие, где ветераны делились воспоминаниями, пели песни.

Кроме того, завод в этом году решил заняться и издательской деятельностью. К 50-летию КАМАЗ выпустил три книги. Самая большая — весом 2,5 кг — под названием «КАМАЗ в документах и фактах» Завод в этом году решил заняться и издательской деятельностью. К 50-летию автогигант выпустил три книги. Самая большая — весом 2,5 кг — под названием «КАМАЗ в документах и фактах» Фото: Олег Спиридонов

Кроме того, завод в этом году решил заняться и издательской деятельностью. К 50-летию автогигант выпустил три книги. Самая большая — весом 2,5 кг — под названием «КАМАЗ в документах и фактах». В ней собраны все документы, которые можно считать основополагающими при принятии серьезных решений, создании различных служб, приказы об открытии первой и второй очередей автозавода и многое другое. Вторая книга — для детей. Герой — дедушка-первостроитель — рассказывает своим внукам, как строился КАМАЗ. Книгу выпустили на трех языках — русском, татарском и английском. Кроме того, в ней много игр, а с помощью QR-кода можно зайти в специальное приложение на гаджетах и поиграть в игрушки по сюжету книги. Третье издание, «Дорогу осилит идущий», стало первым поэтическим сборником, в который вошли стихи о КАМАЗе 1969–2019 годов. По словам Ушенина, стихи собирали со всех уголков России и стран СНГ — от Калининграда до Камчатки. Всего было собрано более 2 тыс. стихотворений, но только 200 вошло в сборник. Остальные будут опубликованы на сайте КАМАЗа. Сборники стихов подарили и журналистам. «Вы являетесь первыми счастливыми обладателями книг. Точнее, самый первый ее получил я, а вы вторые, — сказал журналистам Ушенин. — К 5 декабря все эти книги будут в полном комплекте. Думаю, не останется ни одного человека, которого не тронут эти стихи».

Помимо стихотворений, также со всех уголков страны КАМАЗ собрал и ободряющие лозунги. На конкурс пришло более 2 тыс. предложений, однако взяли 120 самых-самых для использования в повседневной деятельности. «Мы их размещаем на заводах, потому что они имеют вневременной характер. Например, КАМАЗ — история сильных людей. КАМАЗ заряжен побеждать. 50 лет по главной дороге. Замечательные лозунги! — привел пример Афанасьев. — Тех, кто придумал лозунги, мы наградили. Мы знали, что КАМАЗ в стране любят, но не представляли, что настолько. И эту поддержку всегда чувствуем. Очень приятно, что работаем для всей страны».

«Мы всем должны показать места их бывшей работы»

Впереди КАМАЗ ожидает кульминация юбилейных торжеств, которую решили разделить на две части из-за отсутствия в городе большого зала, который бы мог вместить всех желающих. Первая пройдет 5 декабря в Органном зале, куда пригласят партнеров, поставщиков и дилеров КАМАЗа, руководителей республиканского уровня. «Конечно, у нас тысячи партнеров и более 170 дилеров, а зал всего на 760 человек. Будут присутствовать 140 ветеранов. Придет наша молодежь, потому что она должна знать историю КАМАЗа и ценить это. Будут городские предприятия, представители ссузов и вузов, родители наших талантливых детей», — перечислил основных гостей Ушенин, сообщив, что в этот день работникам КАМАЗа предстоит получить 980 наград из рук президента Татарстана Рустама Минниханова.

Гостям торжества покажут спектакль, в основу сюжета которого заложена история строительства КАМАЗа. «И чьи голоса раздавались тогда из каждого утюга, они же будут звучать и там, — проанонсировал действо директор по персоналу.  — Понятно, что будут приглашены артисты федерального и республиканского уровня, но не хотел бы называть их, а то сюрприза не случится».

Для ветеранов, приехавших издалека, и дилеров проведут экскурсии по современным производствам. «Мы всем должны показать места их бывшей работы, продемонстрировать завод каркасов кабин, чтобы те, кто месил грязь и спал в вагончиках, увидели роботов. Раньше ведь чертили на кульманах, а сегодня нет ни одного. Я для своего музея кое-как один нашел. Сегодня все чертится на компьютерах. „КАМАЗ-54901“ сделан без единой бумажки!» — вдохновенно говорил Ушенин.

Вторая часть праздника состоится 13 декабря — точно в день 50-летия закладки первого камня автозавода. На этот торжественный момент и ожидают главу государства Владимира Путина. Руководитель пресс-службы Олег Афанасьев предупредил, что на КАМАЗе доподлинно не знают, приедет он или нет. Такое приглашение президенту было направлено, в том числе и от руководства республики. Если российский лидер прибудет, то его повезут на автомобильный завод, где мероприятие пройдет с участием 2,5 тыс. человек.


ГЛАВНОЕ — ДЕНЬГИ ВЫБИТЫ

Отдельным блоком упомянули на пресс-конференции и городские мероприятия — «КАМАЗ их не присваивает, но непосредственно участвует и является их инициатором». Это 9 проектов, реализуемых в Челнах на средства федерального и республиканского бюджетов: две ледовые аренды в микрорайоне Замелекесье и на улице 40 лет Победы, плавательный бассейн около школы №19 за 277 млн рублей, онкоцентр за 2,1 млрд рублей, новое здание для театра «Мастеровые», школа балета, технический университет и «Техногород» за 5 млрд, который планируется создать совместно с компанией «КАМАЗ-Мастер». При этом в перечне имеются и другие объекты, которые станут закладываться в будущие годы и под которые также выделят федеральное финансирование. План мероприятий расписан аж до 2025-го.

Отвечая на вопрос журналистов, насколько в эти проекты вложится КАМАЗ, Ушенин пояснил, что автогигант не участвует в финансировании соцсферы, так как это задача руководства страны и республики. «Мы выступили с инициативой. Надо же найти повод. Когда хотим, чтобы нам подарки подарили, мы делаем день рождения. Тут то же самое. Мы просто подготовили пакет документов, создали оргкомитет, руководителем которого стал Дмитрий Козак, чтобы на федеральном уровне обозначить этот праздник и под него попросить финансирование, которое и поступило. КАМАЗ выступил драйвером, чтобы документ был реализован», — доложил Ушенин.

Он также рассказал, что идея приурочить строительство объектов социальной сферы к юбилею пришла с АвтоВАЗа. «Они к своему 50-летию выпустили распоряжение правительства РФ, чтобы им выделили средства на улучшение социальной инфраструктуры. Наши сотрудники ездили туда, знакомились с опытом. И им удалось привезти этот документ. Честно говоря, ни город, ни руководство не поверило тогда, что просто так дадут денег. Но мы сделали все возможное, чтобы федералы и республика выделили средства», — признался спикер.


Афанасьев после этого уточнил, что перечисленные проекты имеют долгий срок реализации. «Онкоцентр за год не построишь. Это в рамках пятилетнего периода. Если вы сейчас не видите готового онкоцентра, подобное не значит, что его не будет. Он строится. А главное — под все это выбиты деньги в рамках 50-летия КАМАЗа», — заметил руководитель пресс-службы.

Более подробно рассказали камазовские спикеры о техническом вузе, за который так ратовал Минниханов. «Рустам Нургалиевич у нас всегда креативен. Он сказал: „Пусть это будет высшая техническая школа“. Нам хоть пирогом назови, лишь бы в печку не сажали», — пошутил по поводу названия будущего вуза Ушенин, после чего посетовал на то, что на КАМАЗе только по электрикам и электронщикам дефицит составляет порядка 100 человек. «А мы ШАТЛы делаем, беспилотники, потому нам надо подготовить ребят и сделать так, чтобы они тут оставались. Поэтому совместно с федеральным университетом мы разработали концепцию. Все документы отправили в КФУ. Сейчас идет процесс согласования. Это непростое дело — создать новый вуз. Проходит экспертизу ряд документов в минстрое, чтобы начать строительство кампуса и лабораторий. У нашего института есть большие площади филиала КФУ. Были наработки проекта. Мы уже съездили в Иннополис, „Сколково“, смотрели разные варианты того, как лучше сделать современный вуз. Но это дело не одного дня и не одного года», — сразу предупредил главный кадровик КАМАЗа.

Между торжественными поводами не забыли журналисты и про суровые будни, полюбопытстовав у Ушенина о сокращениях и зарплате. «Я пять лет руковожу службой. За эти годы ни разу не было сокращений, — сразу парировал директор по персоналу. — 87 миллиардов КАМАЗ вложил, чтобы совершенствовать производство. Идет автоматизация, роботизация, оптимизация процессов, но ни одного человека мы не сократили. Либо мы создаем рабочие места на КИП „Мастер“, локализуем производство, люди переходят туда, либо отдаем функции на аутсорсинг. Специалисты также уходят на завод кабин. Мы хороших ребят туда передали с ПРЗ. На КАМАЗе порядка 1,5 тысячи вакансий. Их мы можем оптимизировать. Сегодня в городе безработица составляет 0,28 процента. На одного безработного пять рабочих мест!»


Афанасьев подтвердил, что никаких приказов о сокращении на КАМАЗе нет. «Как только это будет, вы узнаете об этом через центр занятости, потому что мы обязаны его предупредить за несколько месяцев», — обнадежил он.

На вопрос о зарплате, которая, как утверждают сотрудники предприятия, не увеличивается, Ушенин тоже ответил вопросом: «Кто вам говорит, что она не растет? В 2018 году средняя зарплата — 32 тысячи рублей, в 2019-м — 34,7 тысячи. У меня в телефоне есть приложение, я ее вижу в реальном режиме. Назовите любой завод, любое подразделение, я могу сразу сказать, какая зарплата. Хоть по гендерному признаку, хоть по возрасту. Мы каждый год проводим индексацию в 5 процентов».

Напоследок Ушенин привел пример: «Ко мне подходит один рабочий и говорит, что у него зарплата маленькая. Я смотрю расчетку: у него зарплата — 21 тысяча, аванс — 9 тысяч. А он мне: „А ты зачем 9 тысяч считаешь? Это же аванс!“ А аванс не зарплата, что ли?»