1. Павел Филонов — русский авангардист, основатель и теоретик аналитического метода в искусстве. Его имя до сих пор не так известно широкой публике, поскольку главным направлением искусства в 1932 году был объявлен соцреализм, а Филонов и его ученики были названы формалистами и подвергнуты травле. Один из них, Василий Купцов, не выдержал напряжения и покончил с собой после обыска в собственном доме.

  2. Сам Филонов был убежден, что искусство принадлежит народу, поэтому не соглашался продавать свои произведения западным коллекционерам и галереям, которые по-настоящему охотились за его творчеством. При этом интерес к нему не угас — в 1980-е из Русского музея были похищены 8 рисунков, которые позже обнаружились в парижском центре Помпиду. История кражи даже вдохновила сценаристов телесериала «Криминальный Петербург», а один из рисунков — «Пропагандист» — представлен на выставке в ГСИ.

  3. Всего на выставке представлены 114 произведений искусства, из них 64 принадлежат кисти Филонова. 40 графических и 24 живописных работ мастера разместились на втором этаже галереи. Третий этаж заняли работы 10 его учеников. Всего у художника было 70 последователей, которые вошли в состав одной из крупнейших школ авангарда «мастера аналитического искусства».

  4. Открывается выставка обширной статьей искусствоведа, старшего научного сотрудника сектора рисунка XX–XXI веков Русского музея Людмилы Вострецовой, из которой посетители могут узнать подробности биографии художника и особенности его художественного стиля. При этом важные для понимания его творчества моменты специально выделены.

  5. «Жесткой геометризации форм, приведшей искусство „в тупик от своих механических и геометрических оснований“, Филонов противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. „Организм против механизма“ — так можно определить пафос филоновской позиции», — пишет Вострецова.

  6. «Одним из главных положений аналитического метода искусствовед называет «принцип сделанности» — «организм» художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. «Он строит свои картины, как природа творит из атомов более крупные образования», — пишет Вострецова.

  7. Одна из самых известных работ Филонова — «Формула весны». «Беспредметная картина, но непрерывное движение цветных частиц — единиц действия — создает ощущение взволнованного, бурного кипения просыпающейся природы. „Эта живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому“, — определяет характер работы Евгений Ковтун», — указывает искусствовед.

  8. Отдельно на выставке отмечена младшая сестра художника Евдокия Глебова. Именно она сохранила и в 1977 году передала в дар Русскому музею его наследие — более 300 работ.

  9. «Приезд этой выставки в Казань — огромное событие, — считает заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина. — Казань — это один из художественных центров России еще дореволюционного времени. Мы знаем многих художников – выходцев из Казанского художественного училища, и публика тут подготовленная. Выставка сложна для восприятия — по цвету, по форме, по расшифровке тайного послания, которое Павел Николаевич Филонов дает в каждой своей работе. Мы очень надеемся, что именно в галерее современного искусства с достаточно подготовленной публикой эта выставка возымеет успех и для многих будет открытием».

  10. Бабина добавила, что на выставке представлены почти все периоды жизни и творчества Филонова, и можно проследить, как развивается его идея аналитического искусства. «На выставках отмечали, что работы Филонова — исконно русские. В них не западное искусство трансформируется, а свое, родное. При этом его сравнивают с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была предложена Филоновым», — подчеркнула она.

  11. Ведущей на торжественном открытии выставки выступила искусствовед, советник директора ГМИИ РТ по национальному искусству Дина Ахметова. «Мы показываем одного из самых загадочных художников XX века, очень разного по технике и стилю, — отметила она. — Это фигура мирового, уникального масштаба — Филонов участвовал в теоретическом и практическом становлении авангарда. Подобного рода выставки еще не было». По ее словам, Филонов редко появляется в галереях в формате моновыставок, и Русский музей очень щедро поделился с Казанью своей коллекцией. К слову, в его постоянной экспозиции всего несколько работ мастера. 

  12. Министр культуры РТ Ирада Аюпова призналась, что выставка была незапланированной и Казани действительно повезло, что она состоялась. «Коллекция Павла Филонова еще в большей степени раскрывает богатство и нашей коллекции русского авангарда. Самая главная задача этой выставки — научиться читать замысел автора, который передается не прямолинейно, а за счет образов и символов», — считает Аюпова.

  13. Директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева в начале своего выступления даже расчувствовалась — настолько важным стало для нее событие. «Когда экспозиция была доставлена в город и мы начали распаковывать картины, было совершенно необыкновенное ощущение счастья, — призналась она. — Весь мир и Европа наблюдали за нашими художниками, и Филонова очень хотели приобрести западные коллекционеры. Но благодаря его преданности России и народу, несмотря ни на что, почти все работы остались в России. В тело выставки совершенно потрясающе вписались фильмы, созданные каналом „Культура“, информационные материалы Русского музея».

  14. Тон выставке задал камерный оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой.

  15. А перед его выступлением дирижер о чем-то оживленно беседовала с председателем комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айратом Зариповым.

  16. Сам Зарипов признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что очень рад открытию выставки Филонова. «Это большая радость и большой успех, что в Казань привозят такие выставки. Это значит, что зритель здесь подготовлен, и мы умеем проводить не только мировые спортивные чемпионаты. Таким образом, Казань — не только спортивная, но и культурная столица», — считает депутат Госсовета РТ. 

  17. Также среди гостей открытия была замечена депутат Казгордумы, директор центра современной музыки Софии Губайдулиной Ляля Гарифуллина с эффектным декольте и на высоких шпильках, а также и. о. ректора КазГИКа Роза Ахмадиева.

  18. Вдумчиво прогуливалась по ГСИ директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева.

  19. Не пропустила событие и арт-директор галереи современного искусства «БИЗON» Светлана Кузнецова.

  20. Жизнь Филонова окончилась в трагически — он погиб в 1942 году в блокадном Ленинграде. Его жена Екатерина Серебрякова очень переживала, что союз художников не помогает похоронить супруга. На девятый день знакомым Филонова все-таки удалось выхлопотать 9 досок на его гроб. Его похоронили на Серафимовском кладбище, а вспомнили о художнике лишь спустя почти полвека, когда в 1988 году в Русском музее была организована выставка Филонова.

  21. Теперь славу незаслуженно забытому художнику возвращают и в Казани. Выставка продлится до 23 февраля.