Дмитрий Денисенко: «Караван из 3-5 грузовиков, идущих друг за другом на коротком расстоянии, будут управляться одним водителем, который находится в ведущем колонну автомобиле» Дмитрий Денисенко: «Караван из 3–5 грузовиков, идущих друг за другом на коротком расстоянии, будет управляться одним водителем, который находится в ведущем колонну автомобиле» Фото предоставлено Дмитрием Денисенко

ВЫБИРАТЬ ЗА НАС БУДУТ РОБОТЫ

Без поставок невозможно представить жизнь любого торгового или производственного предприятия. В этом смысле грузоперевозки можно сравнить с артериями, по которым движутся товарные и сырьевые потоки. От того, насколько «здоровы» грузоперевозки, насколько соблюдаются сроки и качество доставки, напрямую зависит существование бизнеса в будущем. Грузоперевозки, как и все в современном цифровом мире, стремительно меняются. Как будет течь «кровь экономики» спустя пять лет? В Силиконовой долине обозначают пять трендов, которые со временем изменят облик не только американского, но и российского бизнеса. Становится понятно, что стоит делать уже сейчас производственным и торговым компаниям, которые пользуются крупнотоннажным транспортом.

Мгновенный расчет стоимости и резервирование машин

В это сложно поверить, но совсем скоро перевозки станут похожи на интернет-торговлю. Резервирование машин будет таким же понятным и простым, как покупка новогодних подарков через маркет-приложение того же «Яндекса». Появится возможность видеть текущую конъюнктуру цен на рынке грузоперевозок через сайты и приложения смартфона. Текущие цены будут подгружаться прямо в TMS-системе (Transportation Management System — система управления транспортом) грузоотправителя по любому направлению перевозок.

В этом есть не только новые преимущества, но и дополнительные риски. Например, стремительная смена цен в режиме реального времени нарушит ход классических тендерных процессов, затягивающихся порой до 2–3 месяцев, в новых условиях информация будет слишком быстро становиться неактуальной.

Что с этим делать? Уже сейчас есть смысл сокращать внутренний цикл определения и утверждения цен на грузоперевозки, выстраивать глубокие доверительные взаимоотношения с ключевыми перевозчиками по тем направлениям, где объем отгрузок неизменный, чтобы обеспечить для себя стабильность в принятии решений. Представляется стратегически важным, не дожидаясь перестройки рынка, собрать свою личную статистику перевозок в релевантных разрезах, сегментировать грузы, направления и исполнителей, чтобы понимать реальные уровни рисков и принимать более качественные решения о том, кому поручать ту или иную задачу.

Мониторинг грузов в режиме онлайн

Соревнования за качество доставки выйдут на новый уровень, ведь все станет более прозрачным и четким, когда грузы можно будет отследить в пару кликов и трезво просчитать ситуацию. Уже сейчас в США грузоотправители требуют от транспортных компаний возможность получать информацию о состоянии своего груза в режиме реального времени. Системы мониторинга, установленные на фуры, экономят менеджерам кучу времени, улучшают показатели по прибытию машин на погрузки/разгрузки, снижают риски, позволяя решать проблемы своевременно, заранее.

Телеметрические системы, датчики-трекеры оказываются не по карману большинству игроков рынка, поэтому реальной альтернативой, с которой придется иметь дело, являются мобильные приложения для водителей. Конкуренция между приложениями на американском рынке весьма велика, что создает большое напряжение в работе водителей — телефон перегружен приложениями, новинки вызывают отторжение. На подобном поле будет строиться и конкуренция между российскими игроками рынка спустя несколько лет. Клиенты торговых и производственных компаний начнут требовать высочайшего качества доставки в новых цифровых условиях, но на деле не каждый партнер грузоотправителя сможет такое качество гарантировать, а только тот, чья IT-составляющая действительно всесторонне продумана и развита.

Интеграция учетных систем грузоотправителя с транспортно-экспедиционными компаниями через API

Выбирать оптимальный вариант доставки, подбирать машину станет не просто легко, в ряде случаев этого не придется делать вовсе! Ведь выбирать за нас будут роботы. На стороне технологически развитых транспортно-экспедиционных компаний начнет работать искусственный интеллект. Он отберет оптимальные машины по наименьшей цене, сформулирует индивидуальные предложения собственникам этих авто, самостоятельно проведет данные сделки в систему грузоотправителя. Уже сейчас так работает со своими грузоотправителями и перевозчиками Uber Freight. Подобный IT-продукт интегрирует в свою деятельность и компания «ПромТранспортСервис», чтобы снизить затраты и среднюю стоимость перевозки, дать клиентам низкие цены и меньшую трудоемкость. Насколько выгодно заменить человеческий интеллект искусственным, доказывает пример компании Coca-Cola, которая повысила выполняемость заказов на 7% и получила экономию на транспортные расходы до 20%.

Для того чтобы использовать в будущем новые возможности, производственной или торговой компании есть смысл озаботиться собственной TMS. Или как минимум добавить модуль TMS в существующую учетную систему 1С. Альтернатива этого — готовые решения для грузоотправителей. Они уже появились на российском рынке, наиболее доступные из них — «Облачная логистика» и «Умная логистика». Если есть заинтересованность в том, чтобы грузоперевозки осуществляла доверенная компания, постоянный партнер, стоит своевременно стимулировать его развитие в сторону цифровизации, интеграции с системой грузоотправителя и снижения ручного труда.

«Мысль о том, что цифровизация — гарант сохранения бизнеса в стремительно меняющемся мире звучит открыто и громко» Мысль о том, что цифровизация — гарант сохранения бизнеса в стремительно меняющемся мире, звучит открыто и громко Фото предоставлено Дмитрием Денисенко

РЕЗЕРВ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ В ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ В РОССИИ СОСТАВЛЯЕТ 190 МЛРД РУБЛЕЙ В ГОД

Цифровые логистические платформы

Грузоперевозки станут наконец-то эффективными. Сейчас, по оценке экспертов, резерв неэффективности в грузоперевозках в нашей стране составляет 190 млрд рублей в год. Цифровизация поможет сократить порожние пробеги и простои в ожидании груза, а значит, высвободить эти средства и разделить их по выгодам для всех участников рынка.

Новый подход к эффективности, основанный на IT-решениях, кардинально меняет само качество услуги и выдвигает новых игроков транспортной отрасли, так называемых digital broker, или цифровых экспедиторов, несущих 100-процентную ответственность за перевозки перед грузовладельцем. Эти компании изначально создавались как цифровые платформы в логистике, и потому в новых реалиях они получают колоссальное преимущество перед обычными транспортными компаниями. В США такие стартапы, как Convoy (одним из инвесторов которого является владелец Amazon и самый богатый человек в мире Джефф Безос и небезызвестный каждому бизнесмену Билл Гейтс), а также подобные ему Uber Freight, Loadsmart, Flexport, Transfix произвели настоящую революцию, передел рынка грузоперевозок.

Высокотехнологичные сервисы предположительно произведут революцию и в российской логистике за счет почти полной автоматизации всего процесса экспедирования. Эта ситуация имеет и обратную сторону. Пройдет несколько лет, и будут оцифрованы не только данные перевозчиков, но и их клиентов. Все критические точки логистики — проблемы с погрузкой, выгрузкой, персоналом, оплатой, удобством для водителей, вплоть до чистоты санузлов и доброжелательности менеджеров, — станут общественным достоянием и будут влиять на цену, предлагаемую грузоотправителю. Повышать все эти параметры придется каждой торговой и производственной компании.

Беспилотные технологии

В нашу жизнь постепенно входит система автономного вождения — то есть та, которая позволяет автомобилю безопасно ездить по дорогам без участия человека. Система имеет свои градации, стоит признать, что полноценного автопилота (ADAS-5) мы не встретим, по мнению экспертов, как минимум до 2035 года. В ближайшие пять лет примем в бизнес беспилотные технологии уровней ADAS 2–3. При определенных условиях она позволяет осуществлять адаптивный круиз-контроль, удержание в полосе, предотвращение столкновений, распознавать дорожные знаки. Но при этом водитель должен быть готов в любой момент, во внештатной, сложной ситуации, взять управление на себя. Такие грузовики появятся на трассах, где не требуется много маневрировать.

Интересно, что технологии сделают возможным применение так называемого платунинга. Караван из 3–5 грузовиков, идущих друг за другом на коротком расстоянии, будет управляться одним водителем, который находится в ведущем колонну автомобиле. Что это меняет сейчас? Хотя бы то, что проектирование новых точек погрузки/разгрузки должно учитывать необходимое пространство для платунинга. Да и в целом успешная интеграция ресурсов грузоотправителя с автопарком, применяющим беспилотные технологии, существенно снизит стоимость перевозок.

Цифровизация грузоперевозок идет стремительными темпами, опережая в этом смысле большинство отраслей, и этому есть объяснение — новые технологии дают значительную оптимизацию издержек и повышение уровня сервиса для клиента. Мысль о том, что цифровизация — гарант сохранения бизнеса в стремительно меняющемся мире, звучит открыто и громко. Но при этом доля транспортных и логистических компаний, которые готовятся к серьезной перестройке бизнес-процессов и оценивают свой уровень цифровизации как продвинутый, составляет сегодня всего 28% (по данным доклада PwC «Будущее транспортно-логистического сектора»). Поэтому грузоотправители, заботящиеся об «артериях» своего бизнеса, будут ориентироваться на транспортные компании, которые помогут эффективно оцифровать перевозки.

Дмитрий Денисенко