В прошлом году россияне потратили в «черную пятницу» в 2,5 раза больше, чем в 2017-м. Суммарные продажи в 2018-м составили 17,4 млрд рублей — это в 2,5 раза больше, чем показатели 2017 года Фото: Линар Фархутдинов

84% РОССИЯН ПЛАНИРУЮТ СОВЕРШИТЬ ПОКУПКУ В «ЧЕРНУю ПЯТНИЦу»

В этом году «черная пятница» пройдет в России в 7-й раз, но распродажи начались даже не с начала недели, как в прошлом году, а с середины ноября. Старт дал интернет-магазин AliExpress, традиционно запустивший распродажу 11 ноября, когда в Китае отмечается День холостяка. В результате компания Alibaba — владелец интернет-магазина AliExpress — поставила новый рекорд продаж. За один день Alibaba Group Holdings Ltd. заработала $38,3 млрд, участниками торговли стали более 22 тыс. брендов из 200 стран мира. Сумма, заработанная Alibaba за сутки, равна годовому бюджету Казахстана. Казанцы тоже участвовали в Дне холостяка — по данным сервиса «Яндекс.Деньги», 11 ноября 2019 года они оплатили онлайн в 7 раз больше заказов китайских товаров, чем в обычные дни. При этом их общие траты на такие покупки выросли в 13 раз. Несмотря на скидки до 70%, в День холостяка средний чек жителей столицы РТ за китайские товары повысился по сравнению с обычными днями в два раза до 1,4 тыс. рублей. Число казанских покупателей китайских товаров в интернет-магазинах увеличилось в 10 раз.

После этого дня почти каждый день в СМИ и соцмедиа появлялась информация о грядущей «черной пятнице» и уже начавшихся скидках — так называемых предпродажах (pre-sale). Из-за распространенного мнения, что в день ЧП ретейлеры лишь незначительно снижают цены после предварительной накрутки, можно подумать, что россияне с каждым годом все меньше совершают покупок в эти дни распродаж. Но статистика говорит об обратном и ставит все новые рекорды. Так, в прошлом году россияне потратили в «черную пятницу» в 2,5 раза больше, чем в 2017-м. Суммарные продажи в 2018-м составили 17,4 млрд рублей — это в 2,5 раза больше, чем показатели 2017 года. На уровень продаж повлияло то, что в акции участвовало в 1,5 раза больше ретейлеров, а также увеличилось количество покупателей. Больше всего россияне покупали по акции бытовую технику и электронику, одежду и обувь, автозапчасти и аксессуары. При этом в АКИТ не зафиксировали нарушений со стороны ретейлеров на онлайн-площадке «черной пятницы»: продавцы предоставляли реальные скидки, не накручивая цены.

Эксперты уже подсчитали, сколько наши соотечественники потратят на распродажах в этом году. Четверть российских покупателей выложат больше 30 тыс. рублей в «черную пятницу», полагают в Hi-Tech Mail.ru. Проведенное компанией исследование показало, что каждый пятый опрошенный интересуется днем распродаж — таких оказалось 22%. Из них 84% планируют что-то приобрести, сообщил «БИЗНЕС Online» пиар-менеджер Mail.ru Group. Самыми привлекательными категориями товаров для покупок в этот день респонденты назвали электронику (79%), бытовую технику (36%), одежду (32%) и обувь (24%). Респонденты сказали о конкретных ретейлерах, за ценами на электронику которых они намерены следить, — это AliExpress и Tmall (82%), «М.Видео» и «Эльдорадо» (56%) и Ozon (28%). Также выгодные акции россияне будут искать в Wildberries (23%), «Связном» и «Евросети» (22%) и в салонах мобильных операторов «Билайн», «МегаФон», МТС и Tele2.

В этом году распродажи начались даже не с начала недели, как в прошлом году, а с середины ноября Фото: Максим Кирилов

«это все чистый ажиотаж за счет психологической рекламы»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» лично удостоверился в готовности казанских торговых центров к «черной пятнице». В ТЦ «Мега» у входа практически в каждый второй магазин стояла стойка с объявлением о старте сезона распродаж. Правда, в сравнении с выходными клиентов было меньше, зато из пассивных шоперов они превратились в реальных покупателей — с готовностью осматривали товары, а многие с охотой раскрывали кошельки. Каждый ретейлер ТЦ сам выбирал сроки акции. К примеру, розничная сеть одежды Uniqlo запускает «черную пятницу» только с завтрашнего дня, а магазин обуви Ecco еще вчера выставил скидочные ценники, однако даже продавцы не знают, как долго все продлится. Отметим, ранее европейский ретейлер не поддавался на американскую моду распродаж, но в этом году не устоял и он, снизив стоимость на некоторые модели даже новой коллекции на 40%. Традиционно косметические и парфюмерные сети присоединились к распродаже, выставив объявления о снижение цены до 70%. 

В ГУМе распродажи проходят гораздо скромнее, но и там нередко встречаются объявления вроде «Цены падают!», «До 70%!» или «Черная пятница — 30%».  «Да все то же самое», — рассказала продавец в «Спортландии» на вопрос о повышенном внимании со стороны любителей скидок. «Это скорее психологическое воздействие. У нас и так достаточно низкие цены. Платье в среднем стоит 1500 рублей, поэтому делать минус 70 процентов нам как бы невыгодно. У нас были скидки на какие-то определенные модели, а на остальные — минус 20 процентов максимум. И такие скидки чисто психологически не действуют. А те, что минус 70 процентов шли, — были какие-то летние коллекции, которые уже не пользуются особым спросом. То есть это все чистый ажиотаж за счет психологической рекламы. И не скажу, что был какой-то огромный спрос», — поделилась с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своими наблюдениями продавец магазина женской одежды Chocolate. 

Ее коллега из магазина Bel’eta заметила, что «черная пятница» — преимущественно маркетинговая уловка для опустошения залежавшейся продукции в межсезонье. «Новая коллекция никогда не встанет в акцию. Ее и так купят, она будет в тренде, и ее приобретут вне зависимости от того, сколько она стоит. Потому что она более актуальна, — отметила собеседница „БИЗНЕС Online“. — А вот как в продуктовых подбирают товары для „черной пятницы“… И в „Ленте“, и в „Пятерочке“ я замечала как покупатель, что они подбирают совершенно не по срокам (не по принципу „завтра заканчивается срок годности“ — прим. ред.). Производитель иной раз хочет хороший товар пустить по акции, чтобы люди его попробовали, которые до этого не могли себе его позволить и, оценив его качества, потом готовы были бы снова и снова отдавать за него сумму больше той, по которой они его купили по акции». «Люди ведутся на любую акцию, и неважно, как она будет называться. Праздник же. Какой? День шопинга!» — отметила продавец, подчеркнув, что, как правило, в «черную пятницу» все-таки зачастую выставляют реальные скидки, без предварительных искусственных накруток цен. Но везде есть свои нюансы.

Администраторы всех магазинов подчеркнули, что сами не выбирают, на какие именно товары предоставить скидку, обрезанные цены спускают «из офиса» Фото: Линар Фархутдинов

Непривычно пусты оказались накануне вечером коридоры ТРК «Кольцо», безлюдны были даже магазины косметики. На вопрос корреспондента, участвует ли «Рив Гош» в акции Black Friday, администратор магазина ответила с улыбкой: «А разве сегодня пятница? Приходите в пятницу, все будет, и людей станет больше», — пообещала девушка. По ее словам, предоставляемые скидки будут различаться в зависимости от бренда, но в основном сосредоточатся в районе 40%. Зато в «Л'Этуаль» акция стартовала в начале месяца: по словам управляющей магазина Юлии, посетителей после этого стало существенно больше, правда, девушка затруднилась ответить насколько. Здесь скидки достигают 70%, причем они якобы распространяются на 90% ассортимента.

В магазине Henderson «черная пятница» стартовала еще в прошлую субботу и продлится до 1 декабря. Зато магазин Reserved, как оказалось, вообще в «черных» делах не участвует и спокойно работает в обычном режиме. Будет ли сеть присоединяться к «черному» движению, продавец не знает. Зато у Ostin, как и полагается, на неделе 7 пятниц, так что они присоединились к акции с понедельника. Но за два дня это слабо помогло им увеличить выручку, притом что в будние дни в «Кольце» посетителей больше, чем в выходные. «Особого ажиотажа пока нет, но надеемся, что дальше будет больше», — оптимистично заключила администратор Алина.

Администраторы всех магазинов в беседе с корреспондентами «БИЗНЕС Online» подчеркнули, что сами не выбирают, на какие именно товары предоставить скидку, обрезанные цены спускают «из офиса», и логика компаний для исполнителей на местах оказалась тайной. 

В «ТрансТехСервис» на ЧП скидок не будет. В компании сообщили, что «скидки обговариваются непосредственно с менеджером отдела продаж лично» В «ТрансТехСервисе» на ЧП скидок не будет. В компании сообщили, что «скидки обговариваются непосредственно с менеджером отдела продаж лично» Фото: Сергей Елагин

что ПОКУПАТЬ В «ПЯТНИЦУ»: СКУДНЫЕ СКИДКИ ОТ ДИЛЕРОВ И ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ДЛЯ КАЗАНЦЕВ

Впрочем, в Казани и в прошлом году дикого ажиотажа в офлайн-магазинах не наблюдалось. Но повод обновить некоторые товары все же был — Центробанк сообщал, что перед повышением НДС с 18% до 20% (с января 2019-го) в России в ноябре 2018 года ускорился рост потребительского спроса и розничной торговли. Так, «значительно активнее» прошли распродажи во время «черной пятницы», продолжил увеличиваться спрос на легковые автомобили и товары длительного пользования. Но существеннее всего, отмечал ЦБ, ускорился рост продаж телевизоров.

Все интересующиеся предстоящими скидками уже могли изучить сайты «черной пятницы» — их несколько, все содержат в названии слова Black Friday. Несколько дней назад Роспотребнадзор даже опубликовал рекомендации для россиян перед совершением покупок. В ведомстве посоветовали покупателям обратить внимание на несколько особенностей покупок в интернете. Также отмечается, что покупатели вправе требовать плату неустойки, если продавец тянет с отгрузкой или доставкой. От товара, купленного в интернете, в том числе в рамках «черной пятницы», потребитель вправе отказаться согласно регламенту закона о защите прав потребителей и получить деньги назад.

Ozon до 2 декабря снизил цены почти на все категории товаров. Максимальный размер скидки на сайте обнаружить не удалось, самое большее, что мы видели — 62% Ozon до 2 декабря снизил цены почти на все категории товаров. Максимальный размер скидки на сайте обнаружить не удалось, самое большее, что мы видели, — 62% Фото: Сергей Елагин

Надзорное ведомство рекомендует сравнивать цены на товары со скидкой. В случае, если товар неожиданно дорожает перед акцией со скидкой и стоит столько же, сколько и раньше, продавца не получится привлечь к ответственности. Рекомендуется также обратить особое внимание на слишком низкую цену и стоимость доставки товара. «Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки», — сказано в рекомендациях.

И если в офлайн-продажах оживления нет, то в интернете наблюдается настоящий расцвет Black Friday. Газета «БИЗНЕС Online» изучила, какие скидки заявляют крупные и известные ретейлеры, банки, страховые компании и т. д. Информация взята с официальных сайтов компаний или из их соцсетей. 

Интернет-площадки обещают большие скидки. Так, Ozon до 2 декабря снизил цены почти на все категории товаров. Максимальный размер скидки на сайте обнаружить не удалось, самое большее, что мы видели, — 62%. При этом параллельно с «черной пятницей» на сайте объявлена обычная «тотальная распродажа» — также до 2 декабря. Добавил надпись Black Friday к своему логотипу и крупнейший российский интернет-магазин Wildberries. Здесь обещают скидки до 90% на разные типы товаров. На Laмoda есть различные категории скидок на одежду и обувь — до 80% плюс 50% по промокоду и т. п. AliExpress обещает до 50% скидок на товары в корзине — до 4 декабря.

Скидка на однокомнатные квартиры составит 200 тыс. рублей, двухкомнатные — 400 тыс., трехкомнатные — 450 тыс., но количество скидочного жилья ограничено Скидка на однокомнатные квартиры составит 200 тыс. рублей, двухкомнатные — 400 тыс., трехкомнатные — 450 тыс., но количество скидочного жилья ограничено Фото: pixabay.com

Мы изучили сайты застройщиков жилья, но скидок почти не нашли. На сайте «Унистроя» спецпредложений к ЧП нет, но есть предупреждение, что цены на квартиры повысятся после 30 ноября 2019-го. У «#СуварСтроит» с 25 по 30 ноября действуют спецпредложения на покупку квартир. Компания «Ак Барс Недвижимость» также не предусмотрела скидок ко дню распродаж, но с 14 по 30 ноября у застройщика при приобретении однокомнатной квартиры в готовом доме одного из ЖК можно получить подарок 100 тыс. рублей (правда, использовать их можно лишь в качестве скидки на жилье). У СМУ-88 на ЧП появились скидки — в каждом комплексе есть ограниченное количество квартир. Оператор на сайте компании сообщил, что скидка на однокомнатные квартиры составит 200 тыс. рублей, двухкомнатные — 400 тыс., трехкомнатные — 450 тыс., и снова предупредил, что количество скидочного жилья ограничено.

Крупные автодилеры подготовились к «черной пятнице» не активнее застройщиков. На сайте «КАН Авто» всего одно объявление о скидках — «Черные цены» до конца ноября, правда, лишь на единственный внедорожник Chevrolet Niva. Предлагается приобрести его от 535 тыс. рублей. В «ТрансТехСервисе» на ЧП скидок не будет. В компании сообщили, что «скидки обговариваются непосредственно с менеджером отдела продаж лично».

Акции поинтереснее ждут любителей путешествий. Сервис бронирований средств разрешения Booking начал распродажу несколько дней назад, и продлится она до 2 декабря. Скидки на отели, апартаменты и др. составляют до 40%, правда, пригодятся, только если вы планируете поездку с проживанием до 31 марта 2020-го. Очень интересные предложения можно найти у Aviasales. Несколько дней пользователям были доступны скидки по ряду направлений, а в сам день ЧП сервис разыграет «годовой запас путешествий». Вас интересует, куда можно попасть со скидками из Казани? На сайте Aviasales сообщается, что снизила цены авиакомпания «Победа»: по направлениям Казань — Москва (от 1,8 тыс. рублей в одну сторону, перелет до 31 мая 2020-го), Казань — Санкт-Петербург (от 2,3 тыс. рублей в одну сторону, перелет до 31 мая 2020 года), Казань — Сочи (Адлер) (от 2,7 тыс. рублей в одну сторону, перелет до 31 мая 2020-го). Авиакомпания Emirates предлагает перелет из Казани до 1 октября 2020 года по экзотическим направлениям. Например, поездка на Сейшелы (Маэ) обойдется от 46 тыс. рублей туда и обратно, на Мальдивы (Мале) — от 38 тыс. рублей туда и обратно, в Сингапур — от 37 тыс. рублей туда и обратно, в Коломбо — от 35 тыс. рублей туда и обратно, в Бангкок — от 34 тыс. рублей туда и обратно, на Пхукет — от 44 тыс. рублей туда и обратно. Кроме того, на днях авиакомпания AirBaltic запустила распродажу билетов из Казани в Европу. Билет нужно приобрести до 9 декабря, а поездку совершить до начала июня 2020-го. Поездка туда и обратно из Казани в Лондон и еще 12 европейских городов обойдется в 89 евро, в Амстердам, Рим, Дублин и Париж — 99 евро, в  Рейкьявик — 119 евро.

Продавцы косметики и парфюмерии, как и многие другие ритейлеры, устроили длительную распродажу, а не однодневную в пятницу Продавцы косметики и парфюмерии, как и многие другие ретейлеры, устроили длительную распродажу, а не однодневную в пятницу Фото: Линар Фархутдинов

КОСМЕТИЧЕСКИЕ И ФЕШЕН-СКИДКИ

Раздолье ждет клиентов категории «фешен». В ТЦ «Тандем» клиентов ждут скидки в разных магазинах. Pandora и «Московский ювелирный завод» предлагают скидку до 70%, Gloria Jeans — до 80%, O’stin — до 50%, Henderson — от 20% до 60%, Rendez-Vous — от 31% до 70% и др. Причем скидки будут не только в саму «черную пятницу», но и в первые числа декабря. В ТЦ «Парк Хаус» распродажа продлится с 29 ноября по 1 декабря. Торговый объект даже продлит время работы в пятницу и субботу — до 23:00. В ТРЦ «Южный» скидки обещают один день — в пятницу, но до 90%. Среди посетителей будет разыграно 50 призов. А до дня ЧП в ТЦ в обновленной концепции на 950 кв. м откроется «Эльдорадо». Будут скидки и в ТЦ «Горки Парк». Кроме того, время работы объекта продлено аж до полуночи. Уже более недели можно застать скидки до 70% в магазинах ТЦ «Кольцо».

Специальным значком Black Friday пометил почти 2 тыс. товаров на своем сайте ретейлер «МВидео». Здесь распродажа продлится до 2 декабря. Впрочем, не все останутся довольны — на продукцию Apple, например, скидок нет вообще. Но при желании можно купить айфон или другой «яблочный» продукт с серьезной скидкой в сети re:Store, но не в рамках «черной пятницы». На сайте компании публикуются данные о распродаже техники Apple, акустики и аксессуаров, которые ранее выставлялись в витринах магазинов re:Store или были отремонтированы. В «Связном» «черная пятница» проходит с 18 по 29 ноября. Здесь скидки до 75% действуют на список из 800 товаров, а приобрести можно не только гаджеты, но и, скажем, сковороду с антипригарным покрытием. Ретейлер «Юлмарт» дает скидки по категориям: на крупную бытовую технику — до 35%, климатическую технику — до 50%, ноутбуки — до 18%, телевизоры — до 30%. На Apple здесь скидки есть, но выглядят смешно. Если на защитные стекла для айфонов или кабели зарядки скидка достигает 64%, то на айпады — 5%, а AirPods — 13%.

Продавцы косметики и парфюмерии, как и многие другие ретейлеры, устроили длительную распродажу, а не однодневную в пятницу. В «Л’Этуаль» скидки до 70% идут с 20 ноября по 1 декабря. Они здесь действуют почти на 22 тыс. товаров. В «Рив Гош» с 27 по 29 ноября празднуется день рождения компании. Здесь будут раздавать подарки к покупкам от определенной суммы. Но «черная пятница» тоже пройдет почти в это же время — 29 и 30 ноября со скидками до 50%. В «Магнит Косметик» ЧП не празднуется, 27 ноября здесь регулярная скидка 20%, а 29 ноября в ряде магазинов — скидка 20% в честь дня рождения. В гипермаркете косметики и парфюмерии «Золотое яблоко» в Black Friday, с 21 ноября по 1 декабря, участвует почти 20 тыс. товаров. Максимальная скидка — 70%.

Участниками «Черной пятницы» в этом году  стали российские банки и страховые компании. Они надеются привлечь как можно больше клиентов Участниками «черной пятницы» в этом году стали российские банки и страховые компании. Они надеются привлечь как можно больше клиентов Фото: pixabay.com

СКИДКИ ОТ БАНКОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Участниками «черной пятницы» стали российские банки и страховые компании. Сбербанк на своем сайте предлагает скидки до 90% на покупки в  интернет-магазинах России и мира с 24 по 26 ноября. А банк «Русский стандарт» выпустил специальную предоплаченную виртуальную карту к «черной пятнице» в особом тематическом дизайне. В управлении по связям с общественностью банка говорят, что владельцы карты, выпущенной к ЧП, могут осуществлять безналичную оплату товаров и услуг как во всех российских онлайн-магазинах, так и в зарубежных интернет-бутиках. Разыгрывает деньги и повышенный кешбэк банк «Тинькофф». Компания случайным образом выберет 10 победителей и компенсирует до 20 тыс. рублей их покупок. А 300 людям повысит кешбэк до 5% на любые покупки с 28 ноября по 2 декабря (с ограничением). Альфа-Банк на своем официальном сайте сообщает, что в прошлом году акция «черная пятница» увеличила привлечение клиентов на 30%, и в этом году ожидает еще бо́льшего эффекта. Компания предлагает до 1 декабря открыть расчетный счет компаниям и ИП со скидкой 50% на обслуживание.

За три дня до ЧП объявила о скидках СК «Росгосстрах». Квартиру и имущество можно застраховать со скидкой 25%. Страховка для путешествий будет дешевле на 40%: скидка распространяется не только на медицинскую программу, но и на любые риски. «Страховой Дом ВСК» предлагает клиентам приобрести страховые продукты со скидками до 70% с 22 по 29 ноября 2019 года. Скидки распространяются на страховые продукты в интернет-магазин и мобильном приложении «ВСК страхование» (за исключением ОСАГО и ряда специфичных страховых продуктов, а также пролонгации действующих договоров страхования ВСК).

Национальная ассоциация дистанционной торговли ведет мониторинг добросовестности участников  «Черной пятницы» — не загибают ли они цены на товары, чтобы потом поставить мнимую скидку Национальная ассоциация дистанционной торговли ведет мониторинг добросовестности участников «черной пятницы» — не загибают ли они цены на товары, чтобы потом поставить мнимую скидку Фото: Линар Фархутдинов

«ЖУЛИКОВ МАЛО. ДА И ПОКУПАТЕЛЬ СТАЛ УМНЕЕ»

Президент национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов согласен, что некоторые участники «черной пятницы» растягивают распродажу на пять дней или даже на год, но называет это «глупыми играми». По его мнению, смысл распродажи — массированная рекламная кампания и продавать надо в один день, хоть нагрузка и будет больше. «С маркетинговой точки зрения не выглядит очевидным, что надо растягивать распродажи, — говорит он. — Хотя кто-то таким образом думает и просчитывает, как приспособить распродажу». Иванов уверен, что российский покупатель принял формат. «Люди тратят все больше. Не исключено, что народ копит под это деньги», — сказал эксперт. Его ассоциация ведет мониторинг добросовестности участников — не загибают ли они цены на товары, чтобы потом поставить мнимую скидку. И отмечает, что с каждым годом делать это все более скучно, так как больших изменений или фальсификаций становится все меньше. «Скидки уже честные. И жуликов мало. Да и покупатель стал умнее», — считает Иванов.

Глава ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов рассказал нашему изданию, что площадка ассоциации очень внимательно следит за скидками, которые предоставляют компании. «Если кто-то завысил сначала цены две недели назад, система автоматически сообщает об этом. Но пользователи тоже могут говорить об обнаруженных нарушениях. Надеемся, что попыток обмануть или сделать что-то нечестное не будет», — говорит собеседник. Он рассказывает, что «черная пятница» стала очень популярным брендом, причем уже не только в онлайне, но и вышла в офлайн. «Из небольшой онлайновой акции она стала общенародной забавой, — сказал Соколов. — Думаю, в этом году суммарные продажи будут точно больше 20 миллиардов рублей».

По оценке заместителя руководителя «Информационно-аналитического центра „Альпари“» (ИАЦ «Альпари») Натальи Мильчаковой, «черная пятница», продолжавшаяся в России преимущественно с 22 по 24 ноября, прошла успешнo. «В наибольшей степени от нее выиграли интернет-магазины, причем обороты онлайн-ретейла уже превысили 12 миллиардов рублей в текущем году, в том числе и за счет трех удачных дней распродаж в период 22–24 ноября», — подчеркнула собеседница издания.

«Из небольшой онлайновой акции «Чёрная пятница» стала общенародной забавой. Думаю, в этом году суммарные продажи будут точно больше 20 млрд рублей», – предположил Артем Соколов «Из небольшой онлайновой акции «черная пятница» стала общенародной забавой. Думаю, в этом году суммарные продажи будут точно больше 20 миллиардов рублей», — предположил Артем Соколов Фото: Максим Кирилов

Однако в офлайне ситуация не такая однозначная. С одной стороны, ЧП распространилась на все бо́льшее количество магазинов, в том числе на такие нестандартные для отечественной акции места, как аптеки и ортопедические салоны, объявившие в эти дни большие скидки. Скидки затронули даже продовольственный ретейл и общественное питание, хотя, в принципе, эта история относится преимущественно к непродовольственным товарам и услугам. «Так, в некоторых премиальных сетях фуд-ретейла в Москве в „черную пятницу“ объявили скидки на „кофе с собой“ и готовую еду; да и кофейни, продающие кофе навынос, тоже не отставали, — добавила Мильчакова. — А вот сектор услуг был менее активен. Настоящую спортивную активность в „черную пятницу“ проявляли московские фитнес-клубы, у многих абонентов сотовой связи телефоны буквально разрывались от предложений приобрести годовой абонемент в различные спортзалы за выгодную цену. В то же время акция почти не затронула парикмахерские и салоны красоты, разве что очень дорогие. Туризм и сфера продаж авиа- и ж/д билетов тоже не проявили слишком большой активности, хотя в интернете можно было встретить выгодные предложения от некоторых премиальных отелей, но в основном они касались внутреннего туризма по России на новогодние праздники».

Зато выросла информированность населения благодаря телерекламе, отмечает эксперт. «Если раньше про „черную пятницу“ знали немногие, то в последние два года к ней многие начинают готовиться заранее; примечательно, что, по данным некоторых социологических опросов, в ЧП на распродажах приобретают товары и услуги в большей степени мужчины, — заметила Мильчакова. — Наверное, потому, что женщины гораздо чаще ходят в магазины, посещают распродажи и приобретают товары со скидкой».