«Насколько я знаю, варианты продажи не рассматриваются», — констатировал гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов, отвечая на вопросы журналистов о том, не планируется ли приватизация госкомпании. Он рассказал об увеличении чистой прибыли группы на 167%, планах менять медные кабели на оптоволокно и построить еще 200 базовых станций мобильной связи. А замглавы минцифры РТ Альберт Яковлев радовался 10-кратной экономии на подключениях. Подробности брифинга — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Таттелеком» подключит к интернету школы и ФАПы в 741 населенном пункте
Сегодняшний брифинг в кабмине РТ, посвященный подключению социально значимых объектов в РТ к интернету в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ», открыл замминистра цифрового развития РТ Альберт Яковлев. Он вкратце напомнил, что представляет собой эта пятилетняя федеральная программа, и пояснил, что один из ключевых проектов в рамках данной программы связан с инфраструктурой. В Татарстане, по его словам, к интернету планируется подключить 3460 социально значимых объектов: ФАПы, образовательные учреждения, органы госвласти, объекты Росгвардии, ГУ МЧС России по РТ и территориальные избиркомы. Причем госорганам удалось даже на этом сэкономить. «Если бы каждое из госучреждений покупало услуги интернета самостоятельно, то затраты составили бы в районе 60 миллионов рублей. Сегодня же за счет централизованного предоставления сервисов достигнута существенная экономия, и затраты на интернет составят для всех органов госвласти порядка 6 миллионов рублей», — сообщил Яковлев.
В Татарстане в течение трех лет 1547 объектов по радиотехнологии 4G-LTE подключит «Ростелеком», который был определен единым исполнителем заказа по всей России. А еще 1913 объектов Татарстана получат доступ к интернету по оптоволокну. Поставщики «оптики» в регионах выбирались (впервые в истории для проектов такого масштаба) на основе конкурентных процедур. Борьбу в Татарстане выиграл «Таттелеком», который опередил пятерых конкурентов и 13 августа заключил контракт с минкомсвязи России на сумму 1,1 млрд рублей. В эту сумму входят и прокладка линий связи, и подключение, и оплата услуг связи в данных объектах до конца 2021 года. В итоге интернет получит 721 образовательное учреждение (там будет школьная фильтрация недопустимого контента), 605 ФАПов, которые смогут пользоваться всеми технологиями от электронных карт пациентов до телемедицины, 415 органов власти и местного самоуправления, которые подключатся к электронному документообороту, 87 объектов Росгвардии, 82 объекта ГУ МЧС России по РТ, а также три оставшихся без связи территориальные избирательные комиссии (там появятся камеры и система ГАС «Выборы»).
Гендиректор ПАО «Таттелеком» Айрат Нурутдинов продемонстрировал журналистам карту, плотно утыканную 9 тыс. точек подключений, и сообщил, что план на этот год уже перевыполнен: до конца года надо было подключить 498 соцобъектов, а готовы уже 566, в основном фельдшерско-акушерские пункты. «В первую очередь это касается не густонаселенных пунктов, где связь в той или иной форме уже есть, а тех, где не было оптики. Мы тянем туда линии и в итоге можем предоставить этому населенному пункту гораздо более качественные услуги связи», — подчеркнул он.
«любое коммерческое предприятие должно нести социальную нагрузку»
По словам Нурутдинова, в целом охват связью населенных пунктов Татарстана выше, чем в среднем по России. «Если брать показатели по нацпроектам, то к 2024 году в России должно быть охвачено интернетом 97 процентов домохозяйств. У нас уже в следующем году станет 97,2 процента — то есть эти показатели будут выполнены досрочно. Мы объективно являемся регионом с одним из самых высоких уровней проникновения связи в населенные пункты, — охарактеризовал Нурутдинов общую ситуацию по Татарстану в ответ на вопрос „БИЗНЕС Online“. — В пунктах, где живут от 250 человек, у нас давно покрытие везде есть, от 100 человек — по многим есть. В отношении населенных пунктов, где живут 50 человек… Понятно, что связь там нужна, но они занимают очень небольшую долю и возникают вопросы экономического характера: нужно не просто подвести к ним „оптику“, которой порядка 20–30 жителей, может быть, будут пользоваться, но и нести эксплуатационные расходы на содержание сети. Они довольно высокие: включать их в тариф не получится, люди там явно живут не самые богатые, значит, нужно как-то субсидировать. Мы понимаем, что любое коммерческое предприятие должно нести социальную нагрузку, и в этом направлении, конечно, тоже делаем все возможное».
Другая проблема, которая волновала журналистов, — подключение в отдаленных деревнях во многих случаях идет еще через медные линии, по технологии DSL, которая оставляет желать лучшего. Гендиректор «Таттелекома» в курсе проблемы. «Конечно, их возможность ограничена, в реальности их скорость — 5–6 мегабитов в секунду, что по сегодняшним меркам, мягко говоря, немного. Сейчас для семьи желательно иметь порядка 50–100 мегабитов в секунду, особенно вечером, когда все начинают смотреть YouTube и что-то качать. У „Таттелекома“ исторически в отдаленных населенных пунктах осталось много медных линий, и то, что про оператора говорят, что он небыстрый, связано именно с этим. Там, где позволяют технологии, мы гарантированно 100–150 мегабитов обеспечиваем», — отметил он. По словам Нурутдинова, в последние годы произошел технологический прорыв и компания прорабатывает возможности модернизации сетей до технологии GPON (Gigabit Passive Optical Network — самая современная технология доступа к сети интернет с прокладкой персонального оптоволоконного кабеля, который заводится непосредственно в квартиру или в частный дом). «Оптика у нас ко многим населенным пунктам уже проходит, остается вопрос с разводкой по домам. Наиболее целесообразно делать это по столбам „Сетевой компании“, это позволило бы резко удешевить процесс», — пояснил он.
Нурутдинов также отметил, что, несмотря на то, что у всех есть мобильная связь, ШПД (широкополосный доступ) не спешит сдавать позиции. «Это вопрос конкуренции между мобильным интернетом и широкополосным — мы считаем, что обе технологии будут существовать длительное время. Отдача от одной базовой станции порядка 180 мегабитов в секунду, так что в пике она может давать довольно много, но если большое количество абонентов постоянно будет подключаться, она не справляется с трафиком и может проседать. „Оптика“ дает гарантированный поток и, самое главное, открывает много возможностей: данные с камер можно транслировать, например. Так что для нас освоение этих территорий и замена медных линий — точка роста», — сказал директор «Таттелекома».
«Отрасль телекома в целом испытывает непростые времена»
Поскольку это была первая большая пресс-конференция нового директора «Таттелекома», журналистов интересовали и перспективы самой компании. Как сообщил Нурутдинов, новую стратегию компании совет директоров утвердит 13 декабря.
«Отрасль телекома в целом испытывает непростые времена. В 1990–2000-х годах технологический прогресс позволял быстро развиваться, это была самая динамичная отрасль: появился интернет, мобильная связь, все это сопровождалось потребительским взрывом. Но в последние пять лет рынок стабилизировался и стал совсем конкурентным. Это для нас является серьезным вызовом: если раньше было большое и быстрое строительство, что мы хорошо умеем делать, то сейчас надо бороться за каждого клиента и на первое место выходит сервис. Так что мы пересматриваем многие бизнес-процессы», — объяснил Нурутдинов.
При этом гендиректор «Таттелекома» сообщил, что консолидированная отчетность компании демонстрирует неплохие показатели: выручка группы по итогам 10 месяцев увеличилась на 3%, а чистая прибыль — на 167% до 461 млн рублей. Кроме того, за 11 месяцев кредитный портфель ГК сократился более чем на полмиллиарда рублей. «А так как у „Таттелекома“ было небольшое снижение выручки в связи с тем, что телефония постепенно уходит, но мы это с лихвой компенсируем тем, что растут доходы по мобильной связи и в других направлениях. В целом по финансовому состоянию „Таттелеком“ объективно чувствует себя существенно лучше, чем раньше, группа компаний довольно доходная и финансово успешная».
На вопрос о возможности поглощения компании внешними инвесторами Нурутдинов ответил коротко: «Это вопрос акционеров, но, насколько я знаю, варианты продажи не рассматриваются».
Точно так же, по его словам, речь не идет и о продаже «дочки» «Таттелекома» сотового оператора «Летай». Инвестиционные затраты (САРЕХ) на нее, конечно, пока не окупились, зато по ОРЕХ (текущим затратам) планируется выйти на точку безубыточности уже в следующем году. «Мы на уровне наших конкурентов по развертке базовых станций — сейчас у нас 1533 станции, на будущий год запланировано строительство еще 200, причем у нас есть техническая возможность подключать их не по радиоканалам, а по „оптике“: так что мы лидируем по уровню устойчивости и гарантированного трафика. Речь о продаже не идет, но в условиях конкурентного рынка операторы ищут возможности объединения сетей, совместного использования ресурсов. Мы тоже прорабатываем разные варианты, изучаем возможности горизонтального роуминга», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 158
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.