Госкомитет РТ по тарифам опубликовал официальное постановление о повышении с 1 января стоимости проезда в наземном общественном транспорте Казани: 27 рублей при оплате транспортной картой, 30 — за наличку. Оплата за льготников из бюджета также выросла — с 18 до 20 рублей. Опрошенные «БИЗНЕС Online» перевозчики радости не выражают: денег на «закрытие дыр» точно не хватит, единственный выход — сокращать количество автобусов на линии.
C 1 января 2020 года стоимость проезда в казанском автобусе, троллейбусе и трамвае при приобретении билета в салоне за наличку или банковской картой поднимется с 27 до 30 рублей
НОВЫе ТАРИФы С 1 ЯНВАРЯ
В спешном порядке в пятницу глава госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев провел заседание правления по вопросу тарифов на проезд в наземном транспорте Казани, которое прошло без представителей СМИ, перевозчиков, исполкома и общественности. Результаты собрания держали в секрете и в пятницу вечером, и в субботу.
В итоге официальное постановление на портале правовой информации РТ появилось только в ночь на воскресенье. Из него стало известно, что с 1 января 2020 года стоимость проезда в казанском автобусе, троллейбусе и трамвае при приобретении билета в салоне за наличку или банковской картой поднимется с 27 до 30 рублей. При оплате транспортной картой стоимость одной поездки вырастет лишь на два рубля — с 25 до 27 рублей. По проездному на 100 поездок одна поездка будет стоить 20 рублей (вместо нынешних 18 рублей). С 18 до 20 рублей повышена и бюджетная компенсация за провоз льготных категорий граждан. Напомним, в прошлый раз компенсации за льготников повысили с 15 до 18 рублей. Решение, отметим, касается только наземного транспорта, то есть тарифы на проезд в метро останутся прежними, но очень ненадолго: данный тариф устанавливается решением кабмина РТ и его, по нашим сведениям, ожидают со дня на день. Оно также вступит в силу через 10 дней после объявления.
Александр Груничев провел заседание правления по вопросу тарифов на проезд в наземном транспорте Казани вопросу, которое прошло без представителей СМИ, перевозчиков, исполкома и общественности
«Установление тарифа — это прерогатива государственного комитета РТ по тарифам во взаимодействии с комитетом по транспорту Казани, — оценил принятое решение председатель ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков, пообещав дать развернутый комментарий с цифрами чуть позже. — Перевозчиков в комитет не приглашали. О принятом решении официально не информировали. Пока могу сказать, что это компромиссное решение. Достаточно ли будет средств в рамках установленного тарифа — покажет только время».
«Спасибо, что за счет нас, простых граждан, власти решили вопрос своих обязательств… Почему я, мои несовершеннолетние дети должны оплачивать льготы других граждан? Кто мне поможет?» — таков самый популярный комментарий на новость о повышении проезда в наземном общественном транспорте Казани, опубликованную «БИЗНЕС Online» накануне.
Впрочем, на фоне запрашиваемых перевозчиками 40 рублей за наличные и 31 — по транспортной карте принятое решение выглядит весьма щадящим.
В мэрии отмечают, что при переходе на оплату проезда транспортной картой для пассажиров, которые ранее пользовались наличными, стоимость билета останется прежней — 27 рублей. «Мы надеемся, что данное решение послужит стимулом для более широкого использования транспортных карт и приведет к более прозрачному учету доходов транспортных предприятий», — заметили в комитете по транспорту. Сейчас в автобусах Казани с помощью транспортных карт платят около 70% пассажиров.
В этом году перевозчики уже начали исполнять закон, согласно которому с 1 июля 2019 года вместо валидаторов и отрывных билетов применяются контрольно-кассовые машины (ККМ)
«КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕ УЛУЧШАЕТСЯ»
Перевозчики предлагали два варианта повышения стоимости проезда в общественном транспорте города. Первый — увеличить бюджетную компенсацию за проезд казанских льготников с 18 до 27 рублей — как платит обычный пассажир — и вообще не поднимать цену билета для всех. Суммарно это стоило бы бюджету РТ 900 млн рублей — именно столько, заявляли перевозчики, им не хватает для нормальной работы и выполнения новых требований ужесточенного федерального законодательства.
Так, в этом году перевозчики уже начали исполнять закон, согласно которому с 1 июля 2019 года вместо валидаторов и отрывных билетов применяются контрольно-кассовые машины (ККМ), что уже привело к росту расходов: теперь кондукторы трудоустроены официально. Фактически теперь они кассиры — пробивают чек, информация о факте продажи уходит в налоговую, возникает суровая материальная ответственность. Сейчас непробитие, подделка, невыдача чека пассажиру еще никак не наказываются. Но с 1 июля будущего года вводятся штрафы на работников, приостановка деятельности юрлица на 90 дней и в качестве крайней меры — лишение лицензии.
Еще один удар по бюджету автобусников — вступление в силу новых правил перевозки пассажиров. Согласно им, с 1 июля 2020 года каждый городской автобус должен быть оборудован тахографом — бортовым самописцем, способным контролировать режим труда и отдыха водителя, а также регистрировать скорость движения и пробег за смену. Каждый автобус должен быть укомплектован двумя водителями, что исключает возможность переработок. Сейчас в АТП работают 1 740 водителей, а нужно принять еще 260 человек. В целом по городу должны быть 2,1 тыс. водителей (с учетом МУП «Метроэлектротранс») и столько же кондукторов.
Во втором варианте перевозчики предлагали повысить цену по транспортным картам до 31 рубля, по банковским — до 32–33, а наличными — до 40 рублей (чтобы пассажиры чаще выбирали безналичную форму оплаты). Таким образом, они рассчитывали набрать все те же 900 млн рублей.
В комитете по транспорту подтверждают, что перевозчики работают себе в убыток. «В сентябре 2019 года перевозчики Казани обратилась с просьбой увеличить стоимость проезда в общественном транспорте Казани до 40 рублей за наличный расчет и 31 рубль — за безналичный. Перевозчики заявили о возникших многомиллионных убытках за 2019 год. Предоставленные подтверждающие финансовые документы были проанализированы в комитете по транспорту исполкома Казани, в госкомитете по тарифам РТ, в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ, в министерстве финансов РТ. Анализ документов подтвердил наличие убытков у предприятий», — сообщили нашему корреспонденту в комитете по транспорту исполкома Казани.
В конце ноября председатель ассоциации Сергей Темляков также заявлял, что убытки одних только МУПов к сентябрю достигли 110 млн рублей, а к концу года потери всех перевозчиков увеличатся до 215 млн рублей
«ДОЛЖНО ХВАТИТЬ, ЧТОБЫ ПРОДЕРЖАТЬСЯ НА ПЛАВУ»
«На год должно хватить, чтобы продержаться на плаву, а так это очередная передышка, — комментирует повышение тарифа директор ООО „Агромир“ Владимир Капитонов. — Не забывайте, что на будущий год вновь подрастет стоимость коммунальных услуг, электричества, запчастей, топлива. И перевозчики вновь окажутся в аналогичной ситуации».
Кроме этого, в 2020 году транспортники должны за свой счет (опять же через лизинг) начать очередное обновление подвижного состава. К 2021 году для исполнения муниципального контракта перевозчики должны приобрести еще не менее 200 новых автобусов. Напомним в последний раз крупное обновление транспорта произошло в преддверии ЧМ-2018 в Казани. Тогда было закуплено 200 автобусов, половина из которых работает на метане.
Впрочем, тот же «Агромир» из-за нехватки средств на оплату лизинговых платежей до 15 января 2020 года вернет АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» 16 газовых автобусов «НЕФАЗ», купленных в 2018 году и пока еще работающих на маршруте №62 «Магазин IKEA — Осиново». Такое решение принято Арбитражным судом РТ, который удовлетворил иск лизингодателя из-за долга на 14 млн рублей. Всего автобусов было 17, один из них сгорел в декабре 2018 года, судебные споры вокруг причин его возгорания продолжаются.
В ассоциации автотранспортных предприятий РТ отмечают, что «Агромир» не единственное казанское предприятие, у которого сегодня есть долг перед лизинговой компанией. Например, задолженность КПАП №7 составляет почти 8 млн, ИП Умарова — 2,5 млн рублей. В конце ноября председатель ассоциации Темляков также заявлял, что убытки одних только МУПов к сентябрю достигли 110 млн рублей, а к концу года потери всех перевозчиков увеличатся до 215 млн рублей.
«Я думаю, что комитет по тарифам нас не услышал», — констатировал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. Он отмечает, что на три рубля цена проезда повышается лишь при оплате в салоне транспортного средства, а при оплате транспортной картой и по проездному на 100 поездок повышение составляет всего два рубля. «Мы даже до установки тахографов просили, чтобы нам повысили или все на три рубля либо компенсировали льготный на 100 процентов, до 27 рублей. Получается, не сделали ни того ни другого, и мы гарантированно не сможем закрыть дыры», — считает перевозчик. Обязательная со следующего года установка тахографов потребует увеличения штата водителей и кондукторов, что увеличит расходы АТП, и сделанное сейчас повышение не компенсирует этих затрат. «Может, они хотят, чтобы мы таким образом сокращали автобусы. Они же сказали: „Делайте оптимизацию, сокращайте автобусы“», — предполагает Юсупов. По его словам, только с учетом продолжения оптимизации, то есть сокращения автобусов на рейсе, сделанное повышение позволит им «как-то выжить», а о решении проблем перевозчиков речи вообще не идет.
В целом же Юсупов считает, что делать выводы пока рано, поскольку перевозчиков никто еще даже не уведомил о повышении тарифа. «Бог его знает. Они опубликовали, а президент скажет: „Не поднимайте“ или „Поднимайте выше“. Надо дождаться окончательного решения», — говорит первый заместитель директора ООО «Байлык №3».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 313
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.