1. «Паразиты» (Пон Чжун Хо)

Обычное корейское семейство жизнь не балует. Приходится жить в сыром грязном полуподвале, воровать интернет у соседей и перебиваться случайными подработками. Однажды друг сына семейства, уезжая на стажировку за границу, предлагает тому заменить его и поработать репетитором у старшеклассницы в богатой семье Пак. Подделав диплом о высшем образовании, юноша отправляется в шикарный дизайнерский особняк и производит на хозяйку дома хорошее впечатление. Тут же ему в голову приходит необычный план по трудоустройству сестры. 

На протяжении всего фильма режиссер Пон Чжун Хо уверенно жонглирует жанрами, попеременно демонстрируя на экране то черную комедию, то семейную драму, то — неожиданно — классический триллер. «Паразиты» — современный феномен, совмещающий острую социальную проблематику, мастерское переплетение жанров и красивый киноязык. Именно потому фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Канн 2019 года.


2. «Боль и слава» (Педро Альмодовар)

Талантливый кинорежиссер на закате своего творческого пути оглядывается в прошлое, и на него обрушивается поток ярких воспоминаний. Нежные чувства к матери, любовь и расставание, поиски счастья и успеха. Все это приводит творца к важным размышлениям о жизни и искусстве — боли и славе. 

Самый личный и трогательный фильм Педро Альмодовара, который можно было бы назвать его версией «Восьми с половиной» Федерико Феллини, если бы лента не оказалась настолько обескураживающе откровенной и пронзительно теплой. Перенести на экран сложный полуавтобиографический образ Альмодовару помогает его любимый актер — Антонио Бандерас, сыгравший, возможно, свою лучшую роль в карьере (за что заслуженно получил приз в Каннах за лучшую мужскую роль). «Боль и слава» — любовная открытка кинематографу, его магии и, что особенно важно, целительной силе этого вида искусства. Очень красивое кино!


3. «Однажды в Голливуде» (Квентин Тарантино)

1969 год, золотой век Голливуда уже закончился. Известный актер Рик Далтон и его дублер Клифф Бут пытаются найти свое место в стремительно меняющемся мире киноиндустрии. 

9-я картина великого и могучего Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» вызвала разноречивую реакцию на Каннском кинофестивале, но, выйдя в мировой прокат, работа мастера получила восхищенные отзывы и киноманов, и кинокритиков.

«Однажды в Голливуде» — фильм, снятый во славу искусства кино как такового (в том числе и своего собственного). Режиссер отдает дань любимому кинематографу прошлых лет и делает это виртуозно. Квентин назвал картину самой близкой из всего, что он делал до того. Действительно, «Однажды в Голливуде» отлично демонстрирует зрителю, насколько изменился и повзрослел метод Тарантино: нет ни литров крови, ни жестких игр с повествованием, насилие здесь чаще уводится за кадр, и почти отсутствуют дерзкие ругательства. Все поверхностные маркеры «тарантиновщины» вдруг куда-то ушли, а за ними открылись более личные и важные элементы режиссерского почерка.


4. «Синонимы» (Надав Лапид)

Израильтянин Йоав прилетает в зимний Париж в надежде на то, что Франция станет его домом, а французский язык — новым средством общения с миром. За один день герой успевает вселиться в чужую брошенную квартиру, потерять все свои вещи, чуть не умереть от переохлаждения и завести новых друзей. Богемные спасители дарят ему пачку евро, айфон, великолепное горчичное пальто Kenzo и обманчивую уверенность в том, что со временем он сможет стать настоящим французом. 

Обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля 2019 года и очевидный фаворит критики, новый фильм израильтянина Надава Лапида вызывает целый спектр эмоций. Он и интригует, и смущает, и веселит, и раздражает — примерно как главный герой картины. Получился изумительный и возмутительный портрет израильтянина, который очень хочет стать французом. «Синонимы» — фильм о попытке бегства от Родины, языка, традиций и семьи, но в то же время размышление о самоидентификации в эпоху победившего мультикультурализма. Это по истине фестивальное кино высокого уровня — нервный, противоречивый, неоднозначный, двойственный и непоследовательный фильм, сделанный очень свободно.


5. «Джокер» (Тодд Филлипс)

Готэм, начало 1980-х годов. Комик Артур Флек живет с больной матерью, которая с детства учит его ходить с улыбкой. Пытаясь нести в мир хорошее и дарить людям радость, герой сталкивается с человеческой жестокостью и постепенно приходит к выводу, что этот мир получит от него не добрую улыбку, а ухмылку злодея Джокера. 

Главным сюрпризом прошедшего Венецианского кинофестиваля стал триумф «Джокера» Тодда Филлипса. Еще совсем недавно само наличие фильма по комиксам в официальном конкурсе вызывало массу недовольства. Победа «Джокера» стала символом начала новой вехи в истории фестиваля — массовое кино, наконец, перестало считаться персоной нон грата и получило заслуженное признание. Филлипсу удалось снять совершенно беспрецедентную картину, которая определенно станет новым словом в жанре кинокомикса.

«Джокер» — настоящее торжество и одно из самых невероятных перевоплощений Хоакина Феникса. Наблюдать за такой техничной и выверенной игрой — настоящее, подлинное удовольствие. 


6. «Брачная история» (Ноа Баумбак)

Супруги — нью-йоркский театральный режиссер Чарли и актриса его театра Николь — находятся в процессе развода. Его все устраивало в браке, но она считает, что потеряла себя, и, забрав сына, переезжает к маме в Лос-Анджелес. Там ей уже предложили роль в сериале и посоветовали высококлассного адвоката по разводам. Теперь Чарли тоже придется искать юриста, а также разрываться между западным и восточным побережьями, чтобы продолжать работать и проводить время с сыном. 

Мало кто способен снимать кино о живых, настоящих людях со всей их неоднозначностью так, как это делает Ноа Баумбак. «Брачная история» — сделанный почти без надрыва, но притом невыносимо печальный и запредельно искренний фильм, заставляющий эмоционально включаться в повествование не только за счет сопереживания героям, но и благодаря собственным воспоминаниям. Именно в этом невероятная сила фильма. А еще очень важное и ценное в данной истории — блестяще созданные персонажи Чарли и Николь, безупречно сыгранные Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон


7. «К звездам» (Джеймс Грей)

Недалекое будущее. Несколько лет назад человечество запустило программу поиска внеземной жизни «Проект „Лима“», во главе которой стоял капитан Клиффорд Макбрайд. Последний сигнал экспедиции зафиксирован в районе Нептуна, и с тех пор о ее судьбе ничего не было известно. Капитан стал героем и самым известным космонавтом, вдохновившим многих на исследование космоса. Через 16 лет после исчезновения «Проекта „Лима“» на Земле начинают происходить странные вспышки энергии, выводящие из строя электросистемы и сеющие хаос и разрушения. По данным американского космического агентства, сигнал идет с Нептуна, и теперь сыну знаменитого космонавта, майору Рою Макбрайду, поручается ответственная миссия. Он должен добраться до марсианской базы и оттуда попытаться связаться с, предположительно, живым отцом. 

На экране концентрирована, спрессована вся история освоения космоса кинематографом — от Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского до Майкла Бэя и Джона Карпентера, и сделан этот микс грамотно и по-своему, авторски. «К звездам» — один из самых впечатляющих фильмов последних лет, удивительно совмещающий грандиозность космического эпика с камерной теплотой зернистой пленки. Романтик Джеймс Грей мягко, но убедительно подводит нас к идее, имеющей больше отношения к религии, чем к космосу, больше к человеку, чем к Богу, и скорее к генезису, чем к апокалипсису. 


8. «Золотая перчатка» (Фатих Акин)

Гамбург, начало 1970-х годов. Фриц Хонка, типичный неудачник средних лет, так ничего и не достигший в жизни, коротает унылые вечера в кабаке «Золотая перчатка». Здесь, в компании себе подобных, он дурманит себя алкоголем и ищет близости с одинокими женщинами, безвозвратно утратившими молодость и достоинство. Герой завлекает потерянные души в свое холостяцкое логово, а в этом затхлом мирке в безобидном на вид уродце просыпается монстр. 

Неожиданный возмутитель спокойствия 69-го Берлинского кинофестиваля Фатих Акин в своем скандальном фильме рассказал яростную, жестокую, ироничную, и трагическую поэму о маньяке из 1970-х. «Золотая перчатка» — очень серьезное кино, работающее одновременно на нескольких уровнях. Из омерзительного, тошнотворного, вызывающего рвотный рефлекс материала режиссер создает нечто многослойное и очень глубокое, шокирующее и живописное одновременно. И именно в этом виртуозном сочетании несочетаемого мощная сила картины. 


9. «Ирландец» (Мартин Скорсезе)

В доме престарелых сильно пожилой мужчина по имени Фрэнк Ширан вспоминает свою жизнь. В 1950-е он работал простым водителем грузовика, совсем не хотел быть гангстером и думал, что маляры — это те, кто красит дома, когда случайно познакомился с криминальным авторитетом Расселом Буфалино. Тот взял героя под свое крыло, начал давать ему небольшие поручения — и вот уже Фрэнк по прозвищу Ирландец сам работает «маляром», мафиозным киллером. Вскоре Рассел сводит его с известным профсоюзным лидером Джимми Хоффой. 

Мартин Скорсезе снял кино в своем классическом стиле. Он показывает долгие планы, аккуратный монтаж без излишнего мелькания и очень неспешные разговоры. Это создает максимально реалистичные ощущения и превращает экранный мир в настоящий. Режиссер мечтал снять «Ирландца» много лет. В результате картина вышла монументальной, тяжелой, сложной и неоднозначной. Но все же выдающееся мастерство Скорсезе и талант актеров (Роберт де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши и др.) делают этот фильм обязательным к просмотру и анализу.


10. «Атлантика» (Марти Диоп)

В пригороде Дакара, который расположен вдоль побережья Атлантического океана, собираются открыть высотную башню. Строителям не платили месяцами, а потому однажды ночью они решают покинуть страну в поисках более светлого будущего. Среди них Сулейман, в которого влюблена девушка по имени Ада. Она по настоянию родственников должна вскоре выйти замуж за другого мужчину. 

Марти Диоп удается быть верной своим корням и одновременно вписать африканскую картину в трендовую, современную мировую волну фестивального кино. Фильм получил Гран-при жюри Каннского фестиваля, что, безусловно, свидетельствует о неординарности этой работы. 

Наш нынешний кинематограф не богат на яркие, трепетные истории любви, ведь, казалось бы, препятствий для нынешних ромео и джульетт не осталось. Но в Сенегале социальное неравенство и трудности повседневного выживания по-прежнему есть, и они стали невероятны привлекательны для экрана. Диоп сумела мастерски выстроить интригу и заставить рукоплескать каннскую публику своей свежей сложносочиненной жанровой картине.