Опрос недели: Дикие давки в магазинах за скидками — от нищеты или жадности?
На этой неделе Казань попала на российские информационные ленты благодаря «штурму» одного из торговых центров города, который устроили покупатели — любители больших скидок. Что движет людьми, готовыми на все, чтобы заполучить бесплатный кусок чак-чака или порцию еды? И оказывались ли вы сами в подобной ситуации?
Айрат Хайруллин депутат Госдумы РФ:— На самом деле это поведение свойственно всем людям в мире. И когда проходят распродажи, «черные пятницы» и так далее, даже, скажем, в Соединенных Штатах Америки (а там далеко не самое бедное население проживает) случаются давки, порой некоторые даже гибнут. То же самое происходит и в Китае, и во многих других странах.
Наверное, подобное больше говорит о ментальности, психологии людей, это азарт. А торговые сети, понимая такую психологию, умудряются реализовать, распродавать даже залежалый товар, на который люди тратят, можно сказать, последние деньги. Потом приходят домой и думают: «Зачем я это купил?»
Александр Асмолов заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова:— Никогда не бывает средней температуры по госпиталю. Каждый раз за поступками людей стоят разные мотивы. Вместе с тем в нашей культуре есть некоторые доминанты. Одна из них — наша культура. То есть та, которая называется цивилизацией статуса. И покупки, особенно по тем или иным ценам, то, что навязывается обществом, модель поведения, нужны не для того, чтобы еще что-то приобрести, это становится индикатором психологическим и своей позиции. То есть я что-то могу себе позволить, у меня есть возможности для такого, значит, я личность — вот подобная мотивация очень проявляется в типовом поведении. Она и была продемонстрирована в таком замечательном культурном центре России, как Казань, который в этом, увы, похож на многие другие центры: Афины, Париж, Нью-Йорк и прочие. (Фото: Svklimkin, wikipedia.org / CC BY-SA 4.0)
Марат Бикмуллин председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:— Слово «жадность», пожалуй, здесь не совсем подходящее. Тот факт, что люди хотят купить-то подешевле, нормальный, почему жадность? Я не согласен, что это какой-то порок. Получить больше ценностей за меньшие деньги — естественное желание и бедных, и богатых. Я не бедный человек, но, если бы у меня было время, я бы ходил на распродажи. Например, мои друзья покупают на них очень хорошие вещи. Сын мне привез замечательный костюм, фирменный, Adidas. Он его купил просто за копейки — 50 долларов. Приобрел на распродаже. Что в этом порочного? Нужно пользоваться.
А вот то, что происходит давка, означает, что желающих больше, чем может вместить торговая точка. Тут задача организатора обеспечить безопасность, чтобы никто не пострадал в этой давке и чтобы сохранить человеческое достоинство, чтобы люди не топтали друг друга, потому что включаются инстинкты и интеллект толпы снижается до минимума. Надо хорошо все организовывать. Мне тоже приходилось в 90-е устраивать подобные распродажи. Для этого я приглашал целый полк внутренних войск, солдат, которые оцепляли площадку. Без них была бы просто анархия, могли бы пострадать люди, как и их человеческое достоинство.
Раис Гумеров директор ГК «Мелита»:— В первую очередь, конечно, от бедности, потому что у любого человека есть чувство собственного достоинства. И чтобы его потерять, надо дойти до каких-то критических точек для себя. Печально, конечно, что такое случается. А жадность здесь, думаю, вторична. Так что в первую очередь, повторю, людьми движет бедность, во вторую — инстинкт. Это же законы толпы, когда люди кидаются за чем-то бесплатным, дешевым… Кроме того, происходит подобное не только у нас, но и в других странах. На «черных пятницах» люди скупают бытовую технику, нужно или нет — пофиг. Сам я на распродажи не хожу, и наше предприятие их не устраивает. Цены у нас в общем-то стабильны в течение всего года. Скидок практически не бывает.
Мансур Джалялетдин имам-хатыб мечети Аль-Марджани:— Это все идет из-за невежества, наш менталитет, наверное, такой, воспитание. Наши люди не боятся ни Всевышнего, никого, бескультурье заметно везде: в очередях на заправку, в пробках автомобильных — такое неуважение друг к другу. Люди до того стали злы! Все идет от безбожия нашего. Как пример хочу показать Японию: когда там происходят землетрясения, аварии на атомной станции, посмотрите, как люди друг к другу бережно относятся, нет вандализма, драк за вещи. Россиян же сразу видно на курортах, есть такая передача «Наша Russia», там все наглядно показывают.
Хотя подобные «штурмы» можно объяснить и финансовым положением граждан, все-таки и зарплата не та, естественно, хочется приобрести ту или иную вещь подешевле. У кого есть деньги, тот не пойдет в эту давку, отправится в другой магазин и купит. Мне приходилось наблюдать в хадже или Эмиратах, там часто раздают продукты, и российские паломники вырывают прямо из рук воду, хотя человеку достаточно одной-двух бутылок, некрасиво, вроде сами мусульмане.
Михаил Скоблионок предприниматель:— Это точно не от жадности, наверное, от нашей бедности. В то же время, когда мы смотрим на Америку, Германию, там ведь тоже атакуют во время скидок магазины, люди же не бедные. Вот я не пошел бы штурмовать магазин, мои люди — тоже, потому что могу в любое время прийти и купить то, что хочу, а когда начинаются большие скидки, туда отправляются люди бедные. От характера человека тоже многое зависит, есть граждане бедные, но с огромным чувством самоуважения, они не пойдут за бесплатным куском чак-чака или чего-либо другого. Поэтому на «штурм» отправляются бедные и те, у кого чувство самоуважения отодвигается на второй план. Я сам в подобной ситуации никогда не оказывался. Есть такой анекдот: курочки пасутся, двор, входит грузин. Видит, как они бегают, петух на них прыгает. Мужчина берет зерно и начинает кормить. Петух бросает курочек и бежит клевать зерно. Грузин говорит: «Не дай бог мне так проголодаться». Вот и я такой же.
Рустам Курчаков экономист:— Мне кажется, это и не от бедности, и не от жадности. Не знаю, как назвать… Это же просто ажиотаж дурной, люди потихоньку с ума сходят. С другой стороны, наверное, хочется сказать слово «одержимость». Почему она возникает? Это скорее вопрос к психологам. В обществе нет движения, у людей много соблазнов — вот на данной почве и появляется такая бесовщина. Потому-то я и считаю, что вопрос надо задать специалистам, которые занимаются психологией массового сознания. Если человек бедный, он старается заработать, контролирует свои расходы, экономит. А вот жадность — это тоже род одержимости…
Рамиль Тухватуллин депутат Госсовета РТ, народный артист РТ:— Все тут вместе: и бедность, и жадность, и отчаяние, потом психология толпы тоже присутствует, цепная реакция внутренняя. То есть мы еще раз доказываем, от кого произошли, в данном случае тот контингент, который бросается сломя голову, теряя инстинкт самосохранения. Он видит перед собой непонятно какую выгоду, не просчитывая риск своей жизни. Это, я считаю, нелепо, но пришло с Запада, ведь и там так же нецивилизованно проводится подобное. Я своими глазами наблюдал — ужасное зрелище, психология толпы, где людей могут просто-напросто задавить, убить и пройдут мимо. Граждане превращаются просто в толпу. Объяснить поведение людей, которые бегут сломя голову за бесплатной едой, очень трудно. Что ими движет? Естественно, не голод. Одно дело, если бы человек месяцами недоедал. Тут что-то другое, конечно. Но подобное ненормально, этим маргинальная часть занимается. Я сам, хвала Аллаху, в таких вещах не участвую и, надеюсь, не буду.
Гумар Зиатдинов врач-психотерапевт:— Стопроцентного ответа я вам дать не могу, потому что здесь ответственность всех. Во-первых, самого магазина, которому нужно скорее все скинуть и продать, он должен был предвидеть. Ну и, конечно, бедных людей тоже хватает, а бабушки-пенсионерки, естественно, хотят сэкономить, поэтому здесь все играет роль. Очень важны особенности характера, личности человека, потому что есть люди, которые вроде не очень сытые, но никогда не пойдут хватать халявные вещи. А существуют те, которые совершенно не бедные, многое могут себе позволить, но они халявную порцию возьмут. В первую очередь это особенности характера личности человека, а все остальное потом складывается. Стержень в личности неизменен, он основной. Я не посещаю подобные безумные распродажи, если увижу такую вещь, то обхожу стороной, потому что небезопасно для здоровья и жизни.
Мансур Гилязов драматург:— Все это идет от нашего бескультурья. Вообще, народ у нас очень агрессивный, озлобленный, а эта озлобленность от неустроенности: люди не могут жить спокойно, комфортно, культурно, особенно в пожилом возрасте. Молодые еще более-менее, ведь нервы крепкие, а вот у людей пенсионного возраста такое количество раздражения накопилось. Все собирается: социальная неустроенность, климат, ходить тяжело, перемещаться, под ногами какая-то слизь, все накапливается, и появляется такое беспокойное состояние. Людьми движет по большому счету жажда наживы, получить что-то задарма, все это витает в воздухе. Мне кажется, подобное является выражением общей ситуации в стране. Хотя смелости выйти куда-то, на какие-то майданы у народа нет. А вот вырвать кусочек колбасы — это максимум, на который хватает нашей смелости.
Рамиль Гарифуллин психолог, доцент КФУ:— Да, есть такая эстетика, когда человек что-то покупает, а потом ходит в магазин, проверяет, насколько там этот товар сейчас стоит дороже, и радуется тому, что купил дешевле. Есть люди, которые отправляются по магазинам не для того, чтобы приобрести что-то, а для того, чтобы доказать себе, что они купили намного дешевле, чем стоило. Поэтому существует такая вторичная эстетика, когда нужен не товар, а радость от того, что он приобретен дешево. Одним словом, люди поступают как клептоман, который с удовольствием в кураже забирает нечто, что ему не нужно, но главное — кураж от похищения, который он уже словил. Потому первый уровень эстетики — радость не от товара как такового, а от того, что взял его дешево. Это особая ценность. И часто подобное является ценностью, которая существует независимо от купленного. Кроме того, конечно же, есть психология манипуляции со стороны структур, которые продают, предварительно подготавливая социум, создают такое напряжение. Идет операция манипулирования потенциальными покупателями, этой толпой, которая все сметет с прилавков. Есть еще и психология толпы, заражения, когда человек, видя, как лезут другие, сам тоже вовлекается в это, то есть забывает о своем мнении, придерживается точки зрения толпы. И только потом уже идут ценности, связанные с тем, что ему что-то действительно надо, потому что он голоден или хочет какую-то продукцию купить, чтобы, допустим, был запас продуктов. Да, конечно, одной из причин такого поведения можно назвать низкую платежеспособность нашего населения, но она не является ключевой.
Фото на анонсе: © Максим Богодвид, РИА «Новости»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 139
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.