Не слишком неожиданная, тем не менее внезапная новость пришла на этой неделе из театрального мира Татарстана: главный режиссер Казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов ушел со своего поста, предоставив творческое руководство, по сути, директору культурного учреждения Айгуль Горнышевой — других режиссеров в театре нет. О том, почему персона года – 2019 в культуре по версии «БИЗНЕС Online» приняла такое решение посреди театрального сезона, — в нашем материале.
Туфан Имамутдинов: «В этом году и следующем у меня запланированы постановки в других городах России и мира, куда меня позвали поработать приглашенным режиссером»
«ХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕ ЗАНИМАТЬСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕМ «АЛИФ» И ЕГО ПРОЕКТАМИ»
2020 год еще не успел начаться, а уже принес много новостей о переменах во власти — как на глобальном уровне, так и на республиканском. Одной из таких стало объявление главного режиссера Казанского ТЮЗа Туфана Имамутдинова о сложении с себя полномочий творческого руководителя театра. Он сообщил об этом на первом в календарном году собрании труппы, причем довольно внезапно — сезон в самом разгаре, а в феврале состоится премьера спектакля теперь уже экс-главрежа по картинам Валентина Губарева «Зимняя сказка».
«В этом году и следующем у меня запланированы постановки в других городах России и мира, куда меня позвали поработать приглашенным режиссером, но самое главное — хотелось бы больше заниматься объединением „Алиф“, его проектами и спектаклями, а времени на это не хватает, — объяснил Имамутдинов свое решение корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Мое постоянное отсутствие в течение долгого времени несправедливо по отношению к коллективу ТЮЗа, ведь главный режиссер отвечает и за репертуарную политику, и за состояние театра, за его творческую часть. И его отсутствие может вызвать недопонимание и внутреннее недовольство. Я бы этого не хотел, и, если есть человек, который лучше справится с этой работой, наверное, мне надо уступить ему место».
«Это все равно мой родной коллектив, у меня есть планы, я хочу их реализовать. Имеется желание поставить и Маяковского, и Чехова, и спектакль по современной русской поэзии»
При этом он, судя по всему, останется в театре в качестве очередного режиссера. «Это все равно мой родной коллектив, у меня есть планы, я хочу их реализовать. Имеется желание поставить и Маяковского, и Чехова, и спектакль по современной русской поэзии, потому свою линию я буду продолжать. Планы есть, лишь бы времени хватило на все», — добавил наш собеседник. По словам Имамутдинова, они с директором театра Айгуль Горнышевой не обсуждали, кто мог бы сменить его на посту главрежа, это решение уже в компетенции директора.
Сам режиссер, который в начале года выпустил премьеру в Государственном русском драматическом театре им. Горького Астаны — «Женитьбу» Гоголя, продолжит реализовывать собственные проекты, ближайший из которых — постановка спектакля по произведению Федора Достоевского в одном из европейских театров. Также он примет участие в различных фестивалях, кроме того, впереди — показы первой татарской хоровой оперы с элементами инклюзивного театра «Аллюки» в рамках фестиваля «Золотая маска» (в этом году спектакль номинирован на национальную российскую театральную премию). Чуть в более отдаленной перспективе — постановка на сцене Тинчуринского театра, который пока тоже существует без главного режиссера.
Сегодня ТЮЗ выпустил официальный пресс-релиз в связи с увольнением Имамутдинова — складывается впечатление, что его решение стало неожиданным для самого театра
ПУТЬ ТУФАНА: ОТ ВНУТРЕННЕЙ «ОППОЗИЦИИ» К НОМИНАЦИИ НА «МАСКУ»
ТЮЗ выпустил официальный пресс-релиз в связи с уходом Имамутдинова — складывается впечатление, что его решение стало неожиданным для самого театра. «Хочется поблагодарить Туфана за всю проделанную работу на посту главного режиссера. Нам действительно многое удалось сделать вместе. За это время в репертуаре театра появились спектакли по русской классике, которые так актуальны сегодня. Мы понимаем, в каком направлении нам двигаться дальше. Сейчас мы в поиске кандидата на эту должность. Впереди у нас много проектов с участием молодых режиссеров», — говорится в официальном заявлении Горнышевой.
Уроженец Набережных Челнов и выпускник РАТИ-ГИТИС Имамутдинов пришел в ТЮЗ в конце 2014-го — должность главрежа ему предложили почти сразу после постановки пьесы «Любовь людей». Его первый год на этом посту был непростым — в 2015-м 26 сотрудников театра написали руководству Татарстана письмо, в котором выразили несогласие с политикой нового главного режиссера. Основной претензией коллектива была предложенная Имамутдиновым переориентация на экспериментальный, фестивальный репертуар, которая не встретила отклика в сердцах части тюзовцев. Лидерами «оппозиции» стали народный артист РТ Роман Ерыгин и главный художник Ленар Гильмутдинов.
С приходом в театр нового директора Горнышевой конфликт был улажен. «Я встречалась с каждым индивидуально, моей задачей было выслушать и услышать каждого. Спасибо артистам за их мудрость, терпение и понимание того, что нужно было время, чтобы принять и понять как режиссера, так и новое руководство, — говорила она в интервью „БИЗНЕС Online“. — Говорить о том, что мы сейчас все дружно в ре мажоре работаем, наверное, преждевременно, все-таки это творческий коллектив, каждый в нем личность, индивидуальность, каждый для себя определяет, созвучно ли ему существующее направление театра. Видимо, люди, которые остались и работают в культурном учреждении, его принимают».
Спектакль «Из глубины…» («Художник Винсент Ван Гог») получил четыре номинации «Золотой маски», постановка «Бал.Бесы» стала «Событием года» на «Тантане-2019»
После того как страсти улеглись, начали появляться действительно знаковые работы Имамутдинова: «живые картины» «Из глубины…» («Художник Винсент Ван Гог») получили четыре номинации «Золотой маски», постановка «Бал.Бесы» стала «Событием года» на «Тантане-2019». Всего за пять лет работы в ТЮЗе Туфан Рифович поставил 9 спектаклей: мистическую драму «Любовь людей», спектакль-коллаж «Война глазами детей. Фрагменты», детский приключенческий мюзикл «Джельсомино в Стране Лжецов», «живые картины» «Из глубины…» («Художник Винсент Ван Гог»), сказку-притчу для семейного просмотра «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, комедию «Страсти по Семену Семеновичу» по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца», фантастический детектив «Нос», беседу о русской культуре «Выстрел».
При этом одним из своих главных достижений на посту главрежа Имамутдинов называл обновление труппы. «Пришла такая крепкая молодежь. Когда я оказался в ТЮЗе (говорил об этом уже много раз), 16-летних подростков играли 40-летние мужчины, но ситуация все-таки поменялась. Это во-первых. Во-вторых, на нашу молодежь начали ходить, она тоже стала узнаваемой. Дальше некий выход из застоя произошел: театр начал ездить, нас стали приглашать на фестивали, была номинация на „Маску“ — хоть какое-то движение в этом направлении есть. Мы теперь интересны в пространстве российского театра», — говорил наш герой в недавнем интервью «БИЗНЕС Online».
При этом нельзя не отметить, что Имамутдинов оказался более успешен за пределами ТЮЗа — проекты творческого объединения «Алиф» позволили «БИЗНЕС Online» назвать режиссера персоной года в культуре Татарстана в 2019-м.
Ирада Аюпова: «Мы планировали включить в программу и Казанский ТЮЗ, но с ним возникла проблема. Дело в том, что его здание является объектом культурного наследия, по видам затрат он не попадает под эту категорию нацпроекта»
«БОЛЬШАЯ НАША ПРОБЛЕМА — РЕКОНСТРУКЦИЯ»
Новость этой недели вновь заставила обратить внимание на судьбу Казанского ТЮЗа, который вот уже много лет называют самым многострадальным театром столицы Татарстана. Чего только стоит давняя история с капремонтом, необходимым зданию бывшего купеческого собрания, где располагается культурное учреждение. Вот и в ушедшем году министр культуры РТ Ирада Аюпова напомнила в редакции «БИЗНЕС Online», что реконструкцию не удалось включить в один из разделов нацпроекта «Культура России»: «Мы планировали включить в программу и Казанский ТЮЗ, но с ним возникла проблема. Дело в том, что его здание является объектом культурного наследия, по видам затрат он не попадает под эту категорию нацпроекта. Потому сейчас мы рассматриваем альтернативные варианты». Сам Имамутдинов рассказывал: «Большая наша проблема — реконструкция, потому что при ее отсутствии очень сложно запланировать даже какие-то простые технические решения (назовем это спецэффектами) — допустим, крутящийся круг или какие-то световые истории, не говоря уже о подъемно-опускных конструкциях. Если большая часть штанкетов просто не работает, то о каких спецэффектах можно говорить?»
Конечно, в таких условиях театр вряд ли может оказаться притягательным местом работы для востребованного режиссера, поэтому давнее желание Имамутдинова покинуть пост главрежа ни для кого в театральном мире Казани не было секретом.
Кстати, четыре года назад в ТЮЗе не без помпы объявили о создании попечительского совета: туда, как по-прежнему указано на сайте театра, входят такие достойные люди, как помощник президента РТ Олеся Балтусова или директор центра «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрий Туманов, но о каких-то реальных делах этого органа ничего не известно. Зарплаты же артистов чуть ли не самые низкие в городе, во всяком случае, молодые, но уже востребованные актеры вынуждены здесь же, в театре, подрабатывать работниками сцены и уборщиками.
Так кто же станет новым главным режиссером ТЮЗа? Пока этот вопрос открыт. Судя по всему, в Татарстане такого человека с опытом попросту нет. Правда, кто-то называет имя Романа Ерыгина, блестящего актера, который, к сожалению, из-за конфликта с главрежем последние годы не имел ни одной заметной новой роли. Но, по словам Имамутдинова, главным режиссером в театре может стать только человек с соответствующим образованием. «Как я знаю, такого образования ни у кого из труппы нет, поэтому вряд ли это возможно», — сказал он, говоря о перспективах назначения кого-то из коллектива.
Если же фантазировать дальше, то, наверное, можно вспомнить об интересных и достаточно молодых российских постановщиках, которые чаще всего в Казани работают с фондом «Живой город». В частности, наши эксперты называют имя Радиона Букаева, некогда выпускника Казанского суворовского училища: в его активе большое количество спектаклей, поставленных по всей стране, был он и главрежем елецкого драматического театра «Бенефис». Кстати, как говорят, Букаев уже претендовал на место в ТЮЗе, но тогда как раз назначили Имамутдинова, а еще он поставил в «Углу» успешный спектакль «Дети и эти». Ждут на этой же площадке в текущем сезоне и работу замечательного питерца Бориса Павловича, некогда сделавшего «нищий» кировский театр на Спасской заметным на российской культурной карте. Может, есть шанс уговорить его?
Впрочем, все это пока гадание на кофейной гуще. Вполне возможно, что по образцу Тинчуринского театра и ТЮЗ на некоторое время — год-два — останется без главрежа с приглашенными постановщики со стороны, которые будут ставить спектакли и присматриваться к труппе. Ответственность же за театр, в том числе за творческую часть, будет нести Горнышева. Но не слишком ли это тяжелая ноша для хрупких женских плеч?
Нияз Игламов: «К сожалению, у Имамутдинова не получилось выработать связь с аудиторией, у него не появился свой зритель, который был бы важной, необходимой прослойкой при взаимоотношениях с другими категориями публики»
«НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО БЫЛИ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить пятилетнее «правление» Имамутдинова.
Нияз Игламов — театральный критик:
— Это решение в каком-то смысле логично, потому что основная сфера интересов Туфана Имамутдинова в последние годы связана с самостоятельными проектами на стыке разных видов искусства и театральной антропологии, поэтому нет ощущения очень неожиданного решения. С одной стороны, Казанский ТЮЗ — очень хороший театр по актерскому составу, атмосфере, коллективному духу, с другой — сложный, потому что у части общества есть определенные запросы к настоящему детскому театру, связанные с трендами последнего времени. Это странно, потому что современный репертуарный театр должен быть разным и обращенным к разным категориям населения, в том числе к тем, кому любопытен художественный поиск. К сожалению, у Имамутдинова не получилось выработать связь с аудиторией, у него не появился свой зритель, который был бы важной, необходимой прослойкой при взаимоотношениях с другими категориями публики.
Были очень разные оценки его творчества, включая восторженные, но Туфан Рифович не сумел наладить контакт с казанской публикой и в корне поменять ситуацию. Обидно, потому что были затрачены силы, он старался, многое делал, но контакта с аудиторией как-то не случилось. В последние годы все меньше спектаклей ставил в ТЮЗе, все больше — на стороне, а основную репертуарную часть, на мой взгляд, тащил Ильгиз Зайниев. Хотя Имамутдинов начал нащупывать в последних работах — «Выстрел» и «Бал.Бесы» — свой путь, но, к сожалению, решил не продолжать и повернуть карьеру по-другому.
Надо пожелать ему удачи и сказать спасибо. Я не думаю, что эти годы прошли зря — театр обогатился какими-то важными наработками, расширил горизонты творчества, коллектив поработал в другой стилистике. Подобное важно. Не могу сказать, что это были революционные пять лет, которые полностью что-то поменяли. Первоначальные ожидания у всех были более радужными — и такое, наверное, ошибка. И сами тюзовцы, и их преданные зрители ждали какого-то возрождения, подобного тому, которое случилось в 90-е, но здесь случилось по-другому. И это нормально. Для чего-то не хватило ресурсов, да и как площадка ТЮЗ сегодня — проблемный театр: мало зрительских мест, имеются технические проблемы, не все возможно в данном пространстве. Думаю, сам Туфан не удовлетворен результатом в полной мере, как творческий и ищущий человек.
Рамиль Тухватуллин: «Я считаю Туфана Имамутдинова очень неординарным, творческим, ищущим, разноплановым человеком. Он достаточно много сделал для того, чтобы поднять творческий уровень театра»
Рамиль Тухватуллин — депутат Госсовета РТ, народный артист Татарстана:
— Я считаю Туфана Имамутдинова очень неординарным, творческим, ищущим, разноплановым человеком. Туфан Рифович достаточно много сделал для того, чтобы поднять творческий уровень театра, он выпустил спектакль, номинированный на «Золотую маску», поэтому мне тяжело слышать о том, что уходит. Но, конечно, это его право. Думаю, решать, кто будет следующим главным режиссером, должен коллектив культурного учреждения. Это прерогатива именно тех людей, которые работают на сцене, свое время и жизнь посвящают службе театру. Поэтому, когда кого-то назначают сверху, коллективу бывает очень сложно. А Туфану я желаю только удачи — мы знакомы и общаемся, это очень талантливый человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.