ТАТАРСТАНСКИЕ ВЛАСТИ ОПАСАЮТСЯ ИЗ-ЗА РОСТА ЧИСЛА АВТОЗАПРОВОК ПОВТОРЕНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СЦЕНАРИЯ: СНИЖЕНИЯ ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГИБЕЛИ ЗАПРАВОК МАЛЫХ КОМПАНИЙ

Богатую пищу для размышления дает появившаяся на днях на сайте правительства РТ концепция целевой программы «Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2012 - 2015 годы». Эксперты кабмина дают прогноз, что из-за увеличения дорожной сети к 2020 году на федеральных дорогах в РТ будет в среднем проходить 14209 автомобилей в сутки (сейчас этот показатель равен 9215 авто). Это наряду с растущей автомобилизацией приведет к бурному росту потребления топлива. Предлагаем читателям «БИЗНЕС Online» текст концепции с незначительным сокращениями.

КТО У АЗС ХОЗЯИН?

На территории Республики Татарстан расположено 36 нефтебаз, 9 из которых не эксплуатируются. ОАО «Татнефть» принадлежат 5 нефтебаз, 18 нефтебаз являются собственностью дочерних предприятий и филиалов ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» (далее – ОАО «ХК «Татнефтепродукт»). Остальные нефтебазы являются ведомственными или частными. Помимо нефтебаз, в республике имеются топливо- и мазутохранилища, склады ГСМ и товарные парки, принадлежащие различным организациям.

По данным государственного бюджетного учреждения «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан», на территории Республики Татарстан расположены 939 Станций (793 – АЗС и 146 – АГЗС), из них эксплуатируются 807.

Принадлежность автозаправочных и автогазозаправочных станций:

1. ОАО «Татнефть» ­– 163 объекта;

2. ОАО «ХК «Татнефтепродукт» – 148 объектов;

3. Предприятия малого и среднего бизнеса – 495 объектов;

4. Ведомственные – 133 топливозаправочных пункта.

В настоящее время на территории республики не эксплуатируются 132 объекта.

РЫНОК СБАЛАНСИРОВАН

Большая часть производственных мощностей по хранению и реализации нефтепродуктов принадлежит ОАО «ХК «Татнефтепродукт». Субъекты нефтепродуктообеспечения Республики Татарстан при закупках нефтепродуктов ориентируются на продукцию ОАО «ТАИФ-НК» и нефтеперерабатывающих заводов близлежащих регионов с учетом ценовой конъюнктуры.

В отрасли нефтепродуктообеспечения автомобильного транспорта Республики Татарстан в настоящее время занято свыше 8 тыс. человек.

Именно в этом секторе экономики республики в настоящее время активно развивается малый и средний бизнес. В целом по России доля продавцов нефтепродуктов, не входящих в вертикально интегрированные компании, составляет примерно 50 процентов и состоит из предприятий малого и среднего бизнеса. Являясь важным элементом экономики, эти предприятия обеспечивают функционирование рыночных механизмов, удерживая топливный рынок от превращения в олигополию.

Наиболее значительную роль малый и средний бизнес в сфере нефтепродуктообеспечения играет в крупных городах республики, таких как Набережные Челны, Казань, Елабуга и Зеленодольск. ОАО «Татнефть» и ОАО «ХК «Татнефтепродукт» в этих городах представлены меньшим количеством станций.

В настоящее время республиканский рынок нефтепродуктов сбалансирован, в нем представлены элементы крупного, среднего и малого бизнеса и существуют объективные условия для добросовестной конкуренции и работы естественных рыночных механизмов.

К 2015 ГОДУ ГЛУБИНА НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ ВЫРАСТЕТ ДО 79%

В соответствии с целевым сценарием генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года ожидается стабилизация объемов добычи на уровне 505 млн.тонн в год, объемов нефтепереработки – 230 – 240 млн.тонн в год. В основном прирост будет обеспечиваться за счет освоения запасов в Западной, Восточной Сибири и на шельфе Каспийского моря. В этих условиях удельный вес татарстанской нефти в общем объеме добычи сохранится на уровне 6,5 процента.

К 2015 году ожидается рост производства бензина и дизельного топлива за счет увеличения глубины переработки нефти до 79 процентов.

Таким образом, доля перерабатываемой нефти в Республике Татарстан в общем объеме переработки нефти в России в 2015 году увеличится с 3,4 до 6,5 процента (в зависимости от объема дополнительно введенных мощностей).

В республике на базе имеющейся установки ЭЛОУ-АВТ создан современный нефтеперерабатывающий завод ОАО «ТАИФ-НК», освоено производство автомобильного бензина, авиационного топлива, соответствующих экологическому стандарту Евро-4, введен единственный в Российской Федерации завод по производству синтетических моторных масел ООО «Татнефть-Нижнекамск­нефтехим-ойл».

ЖДЕМ ТАНЕКО И ТАИФ

Тем не менее в настоящее время в Республике Татарстан перерабатывается не более четверти добываемой нефти. Учитывая приоритетную задачу по структурной перестройке экономики и уходу от экспортно-сырьевой модели развития, а также высокую степень зависимости социально-экономического развития региона от мировых цен на нефть, вопросы развития качественного и конкурентного рынка топлива внутри страны в комплексе с мерами таможеннотарифной политики являются стратегически важными для Российской Федерации.

С октября 2010 года начато освоение первой очереди комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО» в Нижнекамске, рассчитанного на переработку 7 млн.тонн нефти в год. На установках первой очереди комплекса планируется производство прямогонного бензина, печного топлива, технического керосина, сжиженных газов, вакуумного газойля, топочного мазута.

Параллельно с вводом в эксплуатацию первой очереди комплекса указанных заводов ОАО «ТАНЕКО» ведется реализация этапа проекта по углублению переработки нефти за счет строительства комплекса гидрокрекинга с производством смазочных масел. На сегодняшний день смонтировано основное технологическое оборудование установки. С завершением реализации указанного проекта предусматривается выпуск 18 видов продукции высокого передела нефти, в том числе и моторного топлива класса-5.

В перспективе планируется увеличение перерабатывающих мощностей до 14 млн.тонн.

Программа развития нефтеперерабатывающего завода ОАО «ТАИФ-НК» предусматривает реализацию следующих проектов:

- реконструкция установки ЭЛОУ-АВТ-7 с доведением мощности до 7 350 тонн нефти;

- строительство дополнительного реактора для обессеривания дизельного топлива для доведения его до класса-5;

- увеличение мощности установки каталитического крекинга завода бензинов до 1 млн.тонн в год по сырью;

- строительство комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода;

- повышение качественных показателей бензина каталитического крекинга и развитие компонентной базы для производства автомобильных бензинов, соответствующих требованиям технического регламента «О требованиях к топливу».

ПОТРЕБНОСТЬ ТАТАРСТАНА - 2 МЛН. ТОНН ТОПЛИВА В ГОД

Расчет потребности в моторном топливе для транспорта физических лиц производился по методологии, принятой институтами по проблемам транспорта.

В соответствии с рекомендациями Московского автодорожного института (МАДИ) в расчете принято среднее значение пробега легкового автомобиля в год (10 тыс. км). Потребность в бензине на 100 км составляет приблизительно 10 литров или 0,008 тонны.

Кроме того, в расчетах предусмотрен транзитный автотранспорт, то есть по территории республики в среднем в год следуют транзитом 10 тыс.легковых и 20 тыс. грузовых автомобилей.

Объемы потребления ГСМ на территории Республики Татарстан в 2010 году (по оценке министерства энергетики Республики Татарстан) представлены в следующей таблице:

п.п.

Нефтепродукты

Потребность в ГСМ

(тыс.тонн)

1.

Автобензин

1090,0

2.

Дизельное топливо

1171,0

Итого

2261,0

По данным управления государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел по Республике Татарстан, в республике на 01.01.2011 г. на государственном учете состоят 906,4 тыс. автотранспортных средств: 780,9 тыс. легковых автомобилей (86,2 процента от общего количества автотранспорта), 125,4 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (13,8 процента).

Исходя из количества единиц автотранспортного парка республики и объемов потребления ГСМ расчетным путем определена средняя величина потребления моторного топлива на единицу автотранспортного средства в год. Одной автотранспортной единицей потребляется 1,39 тонны автобензина и 9,72 тонны дизельного топлива.

90% АВТОМОБИЛЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ФИЗЛИЦАМ

Основываясь на средневзвешенном потреблении моторного топлива одной автотранспортной единицей в республике, в целях изучения спроса и предложения на рынке моторного топлива, оптимального размещения АЗС на территории районов республики представляется возможным производить расчет потребления моторного топлива в разрезе районов, основных групп потребителей республики, видов деятельности.

Наибольшее количество автотранспортных средств приходится на крупные города республики. В Казани зарегистрировано 277,4 тысячи автотранспортных средств (30,6% от общего количества зарегистри­рованных в республике), г. Набережные Челны и Тукаевском муниципальном районе – 130,3 тысячи (14,4%), г. Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе – 70,7 тысячи (7,8%). В последние годы наибольший рост количества автотранспортных средств наблюдается в Альметьевском, Дрожжановском, Высокогорском, Зеленодольском, Пестречинском, Муслюмовском, Черемшанском и Актанышском муниципальных районах. Вследствие этого увеличивается и потребность в ГСМ в этих регионах.

По данным управления государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел по Республике Татарстан, физическим лицам республики принадлежит свыше 812,6 тысячи транспортных средств (или 89,7 процента), юридическим – свыше 93,7 тысячи транспортных средств (10,3 процента). Юридическим лицам принадлежит 3,7% легковых автомашин и 6,6% грузовых автомашин и автобусов, физическим лицам – 82,5% легковых автомашин и автобусов, а также 7,2% грузовых автомашин.

Исходя из количества автотранспортных средств и соотношения грузовых и легковых автомашин возможно определить потребление ГСМ основными группами потребителей республики.

ЧЕТЫРЕ ОПТОВИКА НА РЕСПУБЛИКУ

Рыночное развитие экономики республики способствовало появлению на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов множества операторов нефте­продукто­обеспечения. Основными операторами нефтепродуктообеспечения в Республике Татарстан на оптовом рынке моторного топлива являются ОАО «Татнефть», ОАО «ХК «Татнефтепродукт», ООО «Автодорстрой», ОАО «ТАИФ-НК» и другие.

В 2010 году ОАО «Татнефть», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ХК «Татнефтепродукт» через розничную сеть реализовано 409,3 тыс.тонн автомобильных бензинов, 245,5 тыс. тонн дизельного топлива.

Исходя из тенденций роста количества автотранспортных средств в республике в последние годы можно предположить, что в перспективе количество автотранспортных средств в республике будет расти.

ПОЛЗУЧАЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ

В 2010 году в республике была завершена реализация республиканской целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006 – 2010 годы».

В результате реализации мероприятий указанной программы плотность дорог Республики Татарстан на 01.01.2011 составила 214,8 км на 1000 кв. км (в том числе с асфальтобетонным покрытием – 172,7 км на 1000 кв. км), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,22 км на 1 кв. км площади.

К 2011 году интенсивность на федеральных дорогах составляет в среднем 9215 автомобилей в сутки, на магистральных региональных – 5019 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 14209 и 7768 автомобилей в сутки.

Рост количества автотранспортных средств ведет к увеличению потребностей в ГСМ. При этом будет расти ускоренными темпами потребление в крупных городах, где развиты промышленность, сеть автомобильных дорог и концентрируется наибольшее количество населения республики.

НАЦЕНКИ АЗС ИЗ-ЗА КОНКУРЕНЦИИ СНИЗИЛИСЬ С 30 ДО 15%

Перенасыщение количеством АЗС в республике приведет к общему снижению рентабельности по отрасли и к последующему сокращению их числа, в связи с чем необходимо обеспечить оптимальное количество АЗС и их рациональное распределение по территории. При этом верхняя граница должна определяться экономической целесообразностью инвестиций в дальнейшее расширение сети АЗС. Нижняя граница количества АЗС должна определяться численностью автомобильного парка и его распределением по районам с учетом транзитных транспортных потоков.

В большинстве районов имеющееся количество АЗС, АГЗС и МАЗС несколько превышает расчетное значение. Однако, учитывая объем транзитных транспортных потоков для каждого района и республики в целом, следует, что в целом текущее количество Станций в республике близко к расчетному оптимальному значению.

Свидетельством достаточного насыщения республиканского рынка является снижение средней наценки Станций за последние годы с 25 - 30 до 15 процентов. Дальнейший неконтролируемый рост числа АЗС с учетом тенденции к снижению наценки вызовет проблемы, аналогичные тем, которые характерны для Западной Европы, а именно: снижение объемов реализации нефтепродуктов, закрытие нерентабельных и низкорентабельных станций, принадлежащих малому бизнесу, ухудшение финансовых результатов и, как следствие, отсутствие средств на своевременную модернизацию АЗС.

МЕТОДИКА МОСКОВСКАЯ

При этом следует внести уточнение, что общее число АЗС не вполне реально описывает положение, так как не учитывает географического расположения АЗС и тот факт, что последние размещены неравномерно относительно транспортных потоков. Имеются участки, где размещение АЗС экономически нецелесообразно в силу малых объемов реализации (сельские районы), но необходимо с точки зрения удовлетворения потребностей этого района. При дальнейшем снижении наценки эти АЗС в первую очередь окажутся нерентабельными. В то же время существуют участки с высокой плотностью транспортных потоков (например, в г. Казани и на автомобильных трассах), где выгодно размещение новых АЗС. Для определения таких участков необходимо выработать критерии оптимального размещения АЗС относительно транспортных потоков и уже существующих близлежащих АЗС. Подобная методика разработана ГУП НИИПИ Генплана г. Москвы и РГУ нефти и газа им. Губкина и утверждена Правительством г. Москвы. Целесообразно использовать опыт Москвы для обеспечения рационального роста республикан­ской сети АЗС и избежания потерь для экономики республики.

Размещение АЗС и АГЗС в населенных пунктах и на автомобильных трассах должно проводиться в соответствии с градостроительным законодательством на основе принципа полного удовлетворения потребительского спроса и соблюдения принципа разумной достаточности.

Для оптимального размещения Станций на территории республики необходимо разработать комплекс важнейших критериев и соответствующие рекомендации по проведению торгов при предоставлении земельных участков.

В ТРИ ЭТАПА ВСЕХ ПОСЧИТАТЬ

Государственным заказчиком и исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, ответственным за формирование и реализацию программы, является министерство энергетики Республики Татарстан. Разработчик программы определяется на конкурсной основе.

Программа будет реализована в три этапа.

1-й этап: до 1 января 2012 года. На этом этапе будут реализованы организационные мероприятия, предусматривающие инвентаризацию действующих и неэксплуатирующихся АЗС, АГЗС и МАЗС, создание геоинформационной системы их размещения на территории республики.

2-й этап: I – II кварталы 2012 года. Разработка программы оптимального размещения АЗС, АГЗС и МАЗС с учетом развития автомобильных дорог и интенсивности транспортных потоков, а также за счет ввода в эксплуатацию неэксплуатирующихся объектов топливо-заправочного комплекса.

3-й этап: III квартал 2012 года – 2015 год. Реализация программы оптимального размещения АЗС, АГЗС и МАЗС, в которой представлена схема перспективного оптимального размещения станций.

БИЗНЕС Online