Признаюсь, я не готов пока внятно и спокойно-аргументированно объяснить себе и читателю, почему гибель «Булгарии» стала такой резонансной. Какие глубины подсознания эта катастрофа всколыхнула у огромного количества людей. Почему она стала такой яркой вспышкой боли – даже на фоне ежедневных трагедий. Душа, как смогла, вместила в себя этот образ гибнущей «Булгарии», а разум понимает, что случайного ничего не бывает. И все это вместе «как бы подсказывает»: вот вам предельный знак, очнитесь, люди! А если и этого вам мало, то какой еще знак беды сможет привести вас в здравое сознание (ис-анг)? Даст силы, чтобы справиться с сегодняшними страхами и мерзостями существования? И направит в сторону человеческой жизни – к свету в конце беспросветного туннеля?

Дело не только в масштабе трагедии и статистике жертв. Эта внешняя сторона, статистика – больше для начальства, отчетов, перевода стрелок ответственности и наказания попавших под руку стрелочников. Кто-то из читателей отметил в комменте, что у нас только на дорогах каждые два дня гибнет «Булгария» (не ручаюсь за точность, но это легко уточнить) - мы просто привыкли, не замечаем. Вернее, замечаем поодиночке, через личные трагедии.

Вот другая статистика – количество авиаДТП в России за полгода выросло вдвое. «По состоянию на 11 августа с гражданскими воздушными судами РФ произошло 26 авиационных происшествий, в том числе 13 катастроф, в которых погиб 81 человек» (вице-премьер РФ С. Иванов). Иванов отметил, что количество катастроф увеличилось в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а число погибших выросло в четыре раза. Вице-премьер в связи с этим предложил конкретные меры, и дай Бог, чтобы хоть что-то у него получилось реализовать. И один бывает в поле воин. Но, похоже, точку невозврата в состоянии мат-тех базы транспорта (и не только) мы уже проскочили. И теперь это должны исправить уже другие люди. Или мы сами, если поменяем себя и систему.

Через три недели после трагедии и в ее контексте, президент Минниханов, на совещании по охране труда, напомнил руководителям предприятий: «В прошлом году на производстве и на стройобъектах погибли 108 человек. Везде, где мы с вами не дорабатываем, могут произойти серьезные последствия». Статистику совещания опубликовал Бизнес - онлайн: За последние пять лет на предприятиях РТ в результате несчастных случаев на производстве погибло 624 работника (каждый год - «Булгария»). Более 1200 человек получили травмы с тяжелыми последствиями, многие из них стали инвалидами. В этом году на предприятиях Татарстана уже погибло 26 человек (минтрудсоцзащиты РТ А. Шафигуллин). Татарстан по количеству опасных объектов занимает третье место в России и первое в ПФО (Б.Петров, Ростехнадзор). Не стану повторять драматические подробности, прозвучавшие на совещании – читатель найдет их в публикации БО за 1 августа: «Минниханов напомнил промышленникам о «Булгарии». Есть что напомнить – у того, кто способен увидеть всю общую картину, каждый день на глазах гибнет флот с пассажирами. Только глаза закрыты. Пока «Титаник» плывет. Не обязательно искать именно эти подробности – достаточно взглянуть на новостную ленту любого дня.

В зимнем цикле статей на тему фальшивого (если не провокационного) лозунга «Россия – вперед!» образ этого «Титаника» (Наутилус Помпилиус) мне не давал покоя. Только малую, сейчас вижу - ничтожную - часть удалось воплотить в текст. Если б знать, что так скоро и грубо воплотится… Что пришло время сказать себе и товарищам по-мужски и по-военному, после хорошего пинка, гарантирующего сдвиг точки сборки восприятия, примерно так: «Стой! Ну куда ты прешь – на минное поле, которое, по данным разведки, здесь уже 20 лет. А вот теперь разуй глаза и доложи оперативную обстановку. Проверь соседей и свяжись с теми, кто живые. Не надейся на штабных – каждый боец знает свой маневр, а ты и есть тот самый полевой командир, которого давно ищешь. Поэтому сядь и точно рассчитай вместе с соседями – на сколько шагов-переходов тебе надо отступить, чтобы выбраться с гиблого плацдарма, куда сдуру дал себя завести. Чтобы, храни Господь, не быть убитым и не попасть в плен. Чтобы выровнять линию фронта – хозяйственного, государственного и международного. Спасти остатки матчасти. Организованно отступить, аккуратно подбирая брошенное оружие. Сутки тебе, если повезет, на передышку с банькой, и чтоб семью отправить с обозом в тыл. И только потом, с утра и на свежую голову – РОССИЯ, УРРРААА!!! С отвагой и с песней, как в последний раз! И нет в мире такой силы, которая бы пересилила русскую = тюрко-славянскую силу! Будете довольны, сукины дети…»

Друзья, которые после первой статьи о трагедии поделились своим пережитым, добавили много новых и неожиданных мыслей и чувств. Это укрепило и одновременно расширило первоначальное намерение – добиться адекватной глубины переживания-осмысления грозного знака. Его надо постараться сделать по возможности совместным, коллективным и продуктивным. Ведь это предупреждение и урок для всех нас. И под знаком общей беды лучше объединиться, чем выплескивать остатки жизненной энергии на раздоры, вражду кочек зрения и слепые протесты. По законам политической термодинамики бросовую энергетику утилизируют вражьи силы, как свой трофей. А если ее разумно сберечь, глядишь, получится коллективный аккумулятор энергии, которой можно по-хозяйски распорядиться и направить на созидание, а не разрушение остатков Отечества.

Поэтому сейчас свою задачу вижу в том, чтобы в меру сил, знаний и опыта принять участие в коллективном переживании-осмыслении этой трагедии. Общаясь с другими, убедился, что этот процесс, хотя и по-разному, уже идет. Идет независимо от каждого из нас в отдельности, т.е. он, скорее всего, затронул глубинные структуры общественной психики, то, что называют «коллективным бессознательным». Идет по-разному, но обычно в самой прямой связи с нашими общими проблемами, самыми острыми вопросами и глубоко спрятанными надеждами.

Это не те суетливо-эмоциональные «переживания», по поводу которых дамы, бывает, успокаивают друг друга: мол, не переживай, не стоит. Пережить трагедию, это, как минимум, принять ее (вос-принять, приять, сделать своим) – и сердцем, и умом, насколько хватит личных душевных и умственных сил. К этим двум реперным точкам восприятия-переживания надо обязательно добавить третью – волевое усилие, которое и позволяет пережить, т.е. не только остаться живым, но и обновиться, стать в чем-то другим, как бы заново родиться, воспроизвести себя в качестве живого человека. Без этого волевого импульса, как известно, масштаб страшной трагедии может иного человека похоронить эмоционально или свести с ума. Или превратить в живой труп.

Это волевое усилие может проявиться в разных формах – импульс любви или гнева, сопереживания, покаяния или бегства от проблемы т.п. – это зависит от нашего внутреннего содержания. Обратите внимание, какие импульсы исходят от некоторых причастных к трагедии чиновников. А на физическом плане – гримасы, жесты, запахи… Они, как публичные люди, на виду, поэтому их реакции доступны наблюдению и анализу. Иногда человеку приходится сознательно или бессознательно закрываться от переживаний, чтобы сберечь силы. Кому хватит душевных сил, чтобы отзываться на сегодняшний поток трагедий! В этом случае, чтобы сохранить человеческое восприятие и не уходить в глухую защиту, все же надо задать себе вопрос – а могу ли я чем-то помочь? И если не могу помочь дальним, то чем могу помочь ближним, чем помочь себе? Без этого поток трагедий может похоронить и слабого, и сильного человека…

Прошу извинить за эту сухую схему – она ничего не объясняет и далека от жизни, как любая схема. Она нужна только как отправная точка для начала разговора. А для начала я попробую поделиться своим скромным опытом такой внутренней работы. В той части, в какой это может стать полезным и другим. Буду рад, если кто-то поделится своим. Постараюсь в ближайшие 2-3 дня внятно изложить свои впечатления, т.е. то, что впечаталось. А дальше – посильные выводы и предложения, родившиеся из уроков и знаков «Булгарии».

Один из моих друзей, прочитав вступление к теме (первая статья), вступил со мной в переписку, и в результате родился текст, который по содержанию гораздо важнее и интереснее написанного мной. Вот что он написал в конце: «В общем, вывод один - надо что-то делать. И, конечно, совместно, артельно, тогда что-то и родится». Надеюсь, он примет участие в этой артельной работе также и публично. Надеюсь также, что на каком-то этапе я смогу передать тяжелую эстафету в более сильные и толковые руки. А пока хочу предложить вопросник, который, может быть, поможет высказаться другим.

  1. Как вы восприняли катастрофу «Булгарии»?
  2. 2.Что сильнее всего тронуло, запомнилось и труднее всего пережить?
  3. Что удалось осмыслить умом-разумом?
  4. Смогли ли сделать вывод и выбор для себя в связи с этой трагедией?

25.08.11

Рустам Курчаков – экономист