Государственный симфонический оркестр РТ готовит особый подарок к 100-летию ТАССР — масштабную запись всех симфоний и инструментальных концертов Петра Чайковского на лейбле Sony Classical, которая призвана прославить имя Татарстана. Художественный руководитель оркестра Александр Сладковский, благодаря которому состоится такое значимое событие в мире классической музыки, рассказал о деталях записи, связях с Татарстаном номинанта Grammy Павла Лаврененкова и гостях Рахлинского фестиваля.
ДО ТОГО, КАК Я НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ, МАМА ИГРАЛА МНЕ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
Идея записи произведений Петра Чайковского жила во мне всегда. Когда в детстве решил, что стану дирижером, мне было лет 14, и я совершенно упоительно махал руками под виниловую пластинку Евгения Мравинского. Его оркестр играл Пятую симфонию, и уже тогда знал ее наизусть. До того, как я научился говорить, мама играла мне «Детский альбом», а ее ученики постоянно разучивали цикл «Времена года». То есть эта музыка звучала рядом со мной и во мне с самого раннего детства, и с ней связано множество жизненных моментов.
Далее вся моя консерваторская жизнь была связана с симфониями Чайковского и его концертами. Еще будучи студентом, я записывал концерты, дирижировал симфониями в классе, на экзаменах и открытых выступлениях. Вся моя творческая жизнь была связана с этой музыкой. Первый самый грандиозный концерт состоялся в 2003 году. Денис Мацуев пригласил меня тогда с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского сыграть все концерты композитора в один вечер — это оказался своего рода марафон и один из моих первых основательных выходов в концертном зале им. Чайковского с БСО. Я еще был совсем молодым. А в 2020 году 7 мая, в день рождения Петра Ильича, Денис Леонидович снова пригласил меня сыграть этот цикл уже с оркестром им. Светланова, и мы будем опять исполнять все три концерта в зале им. Чайковского в день юбилея композитора.
В 2008-м, еще до Казани, я сделал студийную запись «Пиковой дамы». Тогда Любовь Казарновская собиралась провести необычный, интересный эксперимент — спеть партию и Графини, и Лизы.
ОСТАВИТЬ СВОЙ СЛЕД В ИСТОРИИ SONY CLASSICAL — ЭТО ОГРОМНАЯ ЧЕСТЬ ДЛЯ ЛЮБОГО ОРКЕСТРА
Конечно, когда я начал работать здесь, где-то в третьем или четвертом сезоне понял, что после всего цикла бетховенских симфоний мы обязаны сыграть всего Чайковского, потому что это основа репертуара любого симфонического оркестра. Причем нужно исполнить не только самые популярные и играемые симфонии в мире. Я решил делать это в течение сезона, и мы представили весь цикл симфоний. Конечно, потом в течение нескольких лет мы постоянно оттачивали исполнение данных произведений, играли и за рубежом на фестивалях и концертах, и в российских проектах, и т. д.
Так что подобная задумка постоянно была со мной. У меня очень много идей, и всегда вопрос заключается в том, как технически их воплотить — это самое сложное. Если у тебя нет оркестра, ты можешь купаться в идеях, но никогда ничего не сможешь реализовать. Сегодня наш оркестр в превосходной форме. Немного забегая вперед, скажу, что у нас уже есть планы на лето — записать все симфонии и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Как известно, это тоже наш кумир и творческий оберег. С фестивалем им. Рахманинова мы связаны уже 10 лет, постоянно играем его музыку, и сейчас грех будет не оцифровать подобное, не оставить наше исполнение в истории, потому что оркестр представляет это совершенно блистательно. Мне нисколько не может быть совестно поднимать такие циклы, потому что действительно получается.
Когда оркестр играет какую-то музыку не с точки зрения любопытства — может это получиться или нет, а она становится неотъемлемой частью творческой жизни коллектива, то, конечно, хочется подобное зафиксировать. И лучшей даты, чем круглый юбилей — 180 лет со дня рождения Петра Ильича, придумать было сложно. К 110-летию Дмитрия Шостаковича мы записали все его симфонии и концерты. Так что, не изобретая ничего нового, я решил отметить юбилей другого великого композитора таким же образом. В итоге очень удачно сложились наши переговорные процессы, и мы вышли на Sony Classical. На данном лейбле мы еще не писали, и, конечно, оставить свой след в истории подобной звукозаписывающей компании — это огромная честь для любого оркестра, не только российского.
Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТА РАБОТА ВЫЗОВЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕЗОНАНС
А дальше я думал, кто будет солировать, и у нас получился континентальный и возрастной разброс. Там доминируют лауреаты конкурса им. Чайковского — Мирослав Култышев, Борис Березовский, Павел Милюков, Борис Андрианов, Александр Малофеев, с которым у меня и нашего оркестра сложилась давняя творческая дружба. Мы первый раз выступали вместе, не аккомпанируя ему, — он играл сольно в Париже на церемонии вручения звания посла ЮНЕСКО Мацуеву. Малофеев еще был совсем маленьким мальчиком, лет 11–12, но уже тогда фантастически играл и все знали, что он подает огромные надежды. Сейчас пианист ангажирован по всему миру, и я думаю, что увековечить музыку Чайковского с таким молодым и невероятно талантливым музыкантом — это очень интересный эксперимент, который, уверен, удался.
Мы говорили почти со всеми солистами — на записи не было чего-то легче, проще, тяжелее или сложнее, удачнее или неудачнее. Все абсолютно попало в десятку. Я говорю как человек, который это осуществил, — возможно, немножко самонадеянно. Мы всегда ждем реакции критиков, и я думаю, что эта работа вызовет определенный резонанс.
МНЕ НРАВИТСЯ РАЗБРОС НАШИХ СОЛИСТОВ — ОТ СОВСЕМ ЕЩЕ МОЛОДОГО МАЛОФЕЕВА К БЕРЕЗОВСКОМУ
Милюков, который будет играть с нами на презентациях, — один из самых выдающихся молодых исполнителей. Мы очень часто выступаем с ним в Казани и не только, а начинали еще в программе абонемента с Московской филармонией «Звезды XXI века», где открывали для зрителей начинающих музыкантов. Там скрипач сделал свои первые шаги как исполнитель, потом выиграл конкурс им. Чайковского, затем мы очень много вместе играли по России. Мне с ним комфортно и приятно работать.
С ГСО РТ Милюков принимал участие в записи второго концерта Шостаковича и блистательно это сделал. А в 2017 году на презентации диска он данный концерт уже играл наизусть, что вообще для меня совершенно непостижимо. Это человек огромного дарования и мощи, очень музыкальный, тонкий партнер.
Я еще не сказал о Березовском и Култышеве, которые тоже принимали участие в записи Чайковского. И мне нравится разброс наших солистов — от совсем еще молодого Малофеева к Березовскому выстраивается потрясающая вертикаль. Это парад выдающихся молодых музыкантов, и Березовский — его венец. Он совершенно феноменально записал второй концерт Чайковского, у меня нет слов. Я недавно прослушал запись заново и показывал своим друзьям в Москве, очень авторитетным людям, — все были в восторге от того, насколько хорошо это получилось.
ПАВЕЛ ЛАВРЕНЕНКОВ БЫЛ ТЕМ САМЫМ ЗВУКОРЕЖИССЕРОМ, КОТОРЫЙ ЗАПИСАЛ ГИМН ТАТАРСТАНА В ПОСЛЕДНЕЙ РЕДАКЦИИ
Со звукорежиссером нашей записи Павлом Лаврененковым я дружу уже 25 лет. Мы познакомились, когда он еще не был звукорежиссером, а только начинал свою музыкальную карьеру. По профессии совершенно фантастический флейтист, окончивший Московскую консерваторию. Это человек, который знает оркестр по всей партитуре и прекрасно ориентируется в нем, имел большой опыт как исполнитель и оркестровый музыкант. Потом Лаврененков постепенно переквалифицировался в звукорежиссера. Это очень редкая профессия, как правило, люди туда приходят, никогда не играя в оркестре и даже не имея музыкального образования. А он тот самый случай, когда человек — мастер не только в одной области. Сейчас один из самых востребованных звукорежиссеров.
Мне очень комфортно с ним работать — Лаврененков как продолжение моих ушей, только в студии. И во время записи это очень удобно, потому что он всегда спокоен, хладнокровен, щепетилен и придирчив, не допускает никаких недочетов. Но сама запись только полдела. Потом начинается монтаж и, самое страшное, сведение. Здесь надо иметь огромное терпение. На записи мы понимаем друг друга с полуслова, а монтируем на расстоянии — Лаврененков присылает мне файлы в WhatsApp, я в наушниках их слушаю, и потом мы до полуночи это обсуждаем, правим и т. д.
У нас данный процесс происходит так: сначала первую мастер-копию получает инспектор оркестра и рассылает всем концертмейстерам, которые подробно ее прослушивают и исправляют все огрехи, ведь каждый музыкант знает свою партию лучше, чем кто-либо другой. Поэтому сначала мы делаем корректуру, в которой, по сути, участвует весь оркестр. Музыканты не просто играют, но и являются активными созидателями звукозаписи. На этапе сведения они все отслушивают, пишут огромный список поправок, просьб и рекомендаций по тому, что надо изменить.
Как правило, в этот момент у многих звукорежиссеров начинает дрожать рука, потому что после того, как, казалось, уже все сделано, он получает 12-страничную тетрадь в клеточку с огромным количеством поправок. Звукорежиссер терпеливо их вносит, а потом исправленный вариант присылает нам, мы слушаем снова, а третий-четвертый вариант слушаю я. Мы с ним разговариваем и исправляем те недочеты, которые услышал я своим дирижерским ухом. И здесь раскрывается самое бесценное качество в Лаврененкове — терпение, потому что любой человек может вспылить, сказать: «Да отстаньте вы от меня, сколько можно это поправлять!» В подобном и есть искусство звукорежиссера — в терпеливой, кропотливой, сложной работе. Потом он сводит баланс, создает реверберацию, где-то прибирает, где-то добавляет. Мой опыт подсказывает, что лучше партнера для совместной работы не найти.
Всегда приятно работать с титулованными, авторитетными мастерами своего дела. И с Пашей у меня абсолютно никаких противоречий нет. Мы с ним записывали Густава Малера, Чайковского. Я надеюсь, что Рахманинова он тоже станет писать. К слову, именно Лаврененков был тем самым звукорежиссером, который записал гимн Татарстана в последней редакции. Я его рекомендовал, и он блистательно сделал эту работу. Сейчас везде, где включают гимн РТ, звучит та самая запись, которую мы сделали с хором театра им. Джалиля и Лаврененковым.
Многие наши концерты в Москве, которые идут в зале им. Чайковского, транслируются онлайн в интернете на сайте Meloman. Лаврененков — главный звукорежиссер зала им. Чайковского в Москве, у него серьезная должность — начальник службы звукозаписи. Все прямые эфиры выступлений нашего оркестра, а также моих концертов с другими коллективами делает именно он. Это человек, который не только прекрасно работает студийно, но и еще создает звук прямого эфира. Паша неслучайно занимает свое место, и таких людей в нашей стране можно пересчитать на пальцах одной руки, если не меньше.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАШЕГО ДИСКА С МУЗЫКОЙ ЧАЙКОВСКОГО БУДЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬСЯ ПО ВСЕМУ МИРУ
На презентациях диска в Москве, Санкт-Петербурге и Казани мы будем играть концерт для скрипки с оркестром и симфонию «Манфред». Что может быть популярнее Первого скрипичного концерта Чайковского, музыка которого у меломанов с детства в ушах и сознании? А «Манфред» — это одна из самых сложнейших и красивейших симфоний, которую очень редко играют. По мощи и энергетической глубине она приближается к очень монументальным симфониям Малера. Это по силам оркестрам высшей категории, потому что я люблю задирать планку до небес и делать то, что мы еще не выполняли.
Можно было просто сыграть Пятую или Четвертую, которые исполняют все, но мы пошли своим путем. Я выбрал данные сочинения, потому что, кроме всего прочего, мы их еще не записывали с компанией Medici. Это будет очень интересно, потому что я не думаю, что у нее есть много записей симфонии. Она божественно красива, интересна и показательна. Поскольку ее редко играют, то с коммерческой точки зрения (а я хочу, чтобы еще и залы были полные) выбор программы неслучаен. Это сочинение, по которому можно об оркестре сказать все: о стройности, ансамблевой культуре, мощи, тончайших нюансах, которые есть в данной партитуре и которые мы обязаны передать. Мне очень хочется показать оркестр как можно привлекательнее.
5 мая мы сыграем программу в Санкт-Петербурге, 16-го — в Казани, а 17-го — в Москве, и этот концерт Meloman будет транслировать в прямом эфире. Запись осуществит знаменитая компания Medici.tv — исторический лидер в записи прямых эфиров классической музыки, который имеет богатую историю и огромную аудиторию в интернете и не только. Сейчас мы заканчиваем последнюю стадию наших переговоров, и я очень рад, что Medici это все увековечит и презентация нашего диска с музыкой Чайковского будет транслироваться по всему миру, останется в анналах выдающейся компании, специализирующейся на трансляциях классической музыки. Она уже неоднократно была в Казани, создавала огромный проект и с Валерием Гергиевым, и с Мацуевым. Medici всегда поддерживает нас и делает невероятные съемки, которые потом остаются в истории как пример того, как надо снимать живые концерты академической музыки.
Я ДУМАЮ, НАТАН ГРИГОРЬЕВИЧ, С НЕБЕС ГЛЯДЯ НА НАС, ОЧЕНЬ РАДУЕТСЯ
В Казани юбилею Чайковского будет посвящен весь Рахлинский фестиваль, куда приедут все наши друзья. Виолончелист и дирижер московского оркестра Musica Viva Александр Рудин еще не работал с ГСО РТ, и я очень рад, что он будет не только играть «Рококо» с оркестром, но и еще дирижировать. Александр Израилевич — потрясающий музыкант, и я думаю, что оркестр получит творческий заряд и хороший урок от большого, выдающегося мастера, виолончелиста. Это звезда мирового масштаба.
Самое потрясающее для меня то, что приедут два народных артиста СССР — Владимир Федосеев и Владислав Чернушенко. Оба уже подтвердили свое участие. Федосеев дважды был в Казани и в разные годы выступал на «Белой сирени». Чернушенко — мой учитель, профессор, у которого я оканчивал Санкт-Петербургскую консерваторию по классу дирижирования. Это тоже выдающийся, совершенно легендарный человек. Два таких аксакала, огромных музыканта приедут к нам и будут участвовать в марафоне им. Чайковского, который продлится в течение почти всего апреля. И фестиваль посвящен Натану Рахлину, который не мыслил оркестр без Чайковского, играл и обожал эту музыку. Я уверен, что до сих пор живы те слушатели, которым Рахлин привил любовь к ней. А поскольку у нас впереди 55-летие оркестра, то здесь такая история красиво смыкается. Я думаю, Натан Григорьевич, с небес глядя на нас, очень радуется, что дело его продолжается, что мы сегодня в состоянии нести это искусство очень достойно — и не только в России, славя Татарстан, но и во всем мире.
ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОКАЗАТЬ ОРКЕСТР НА КАК МОЖНО БОЛЬШЕМ КОЛИЧЕСТВЕ ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ
Теперь о планах по записи Рахманинова летом этого года. Я хочу записать только симфонии, которых у композитора три, и «Симфонические танцы» — получится такой бокс с его симфоническими произведениями. И на этом я хотел бы ограничиться, потому что концерты Рахманинова очень популярны и часто играемы, мы тоже исполняем их ежегодно. Я бы с удовольствием записал и концерты, но пока что остановлюсь на одной сверхзадаче — запишу только симфонии и танцы. В 2021 году я планирую то же самое сделать с Людвигом ван Бетховеном, также без солистов — только симфонические циклы.
Мне бы хотелось сыграть концерты, но в том режиме, в котором мы работаем, немного сложно все организовать с точки зрения логистики, координации, собрать солистов. Я думаю, симфонические циклы Рахманинова и Бетховена будут очень показательны — не помню, кто представил такие целостные программы в последние годы. В этом смысле поддерживаю идею записывать симфонии циклами. Я думаю, данного материала будет вполне предостаточно, чтобы зафиксировать то состояние, в котором мы находимся, и показать, в какой оркестр сейчас форме и состоянии. С циклом Бетховена задача немного усложняется, потому Девятая симфония требует огромного хора и квартета солистов. Но я уже придумал, как это будет сделано. Пока не стану раскрывать секреты, но для меня подобное не представляет проблемы.
Мы уже записывались на Sony Music, Sony Classical, три больших работы вышло на «Мелодии». Я думаю, мы найдем какой-то еще лейбл — хотелось бы показать оркестр на как можно большем количестве звукозаписывающих компаний. Сейчас мы думаем, с кем дальше будем работать, и постараемся не умалить всех наших прежних достижений и все выше и выше поднимать планку — с точки зрения не только качества игры, но и наших партнеров.
ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ В НАШЕМ ЦЕХУ ВСЕ ПРОДОЛЖАЛОСЬ НА CRESCENDO
Далее — планы по записи симфоний Малера. Но сначала его надо сыграть. Мы уже записали три симфонии, хотим еще осуществить запись Седьмой и Девятой, которые не предполагают хора и солистов. Но, думаю, это дело не ближайшей перспективы. Проблема с малеровскими симфониями заключается в наличии хора в партитурах. С хорами, как вы знаете, у нас проблемы. Мы все время их приглашаем, что тоже очень неудобно и затратно, а также связано с чужими расписаниями и распорядками. Я буду думать, как это реализовать, но идея такая есть, и дай бог, чтобы в нашем цеху все продолжалось на crescendo. Мне очень приятно, что колоссальная поддержка идет со стороны президента Татарстана Рустама Минниханова и руководства республики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.