Опрос недели: Ждать ли нам зачистки продуктового ретейла от местных сетей?
С рынка Татарстана уходит крупнейшая местная сеть «Эссен», ее площади займут федеральные игроки. За последние три года свернулись почти все региональные ретейлеры — в Закамье закрылись «Камилла», Fresco, почти целиком исчезла сеть «Тэмле». Если регионалов на этом рынке не останется, то что его ждет? Подскочат ли цены, ухудшится ли качество продуктов и сервиса? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Эдуард Юнусов, Минталип Минеханов, Максим Сперанский и другие.
Эдуард Юнусов генеральный директор ООО «ТД Челны-хлеб»— Я читаю статьи, в которых высказываются члены правительства, люди, которые курируют торговлю, и вижу в них неверные статистические данные. Складывается впечатление, что государственные органы не понимают проблемы. Они говорят, что доля федеральных сетей на рынке составляет 27 процентов. Это неверная цифра. По закамской территории их присутствие зашкаливает за 87 процентов, а сейчас и «Эссен» уходит. Все продажи идут в сетевую торговлю. Мне кажется, происходит какая-то игра с цифрами. Наступают большие монополии, и все, что говорят о малом и среднем бизнесе, теряет актуальность — скоро в торговле его не будет.
С учетом особого отношения к монополиям, может, они и станут выполнять какие-то социальные задачи, ориентированные, в частности, на малоимущих. Но там, где нет конкуренции, ничего хорошего быть не может. Монополизация отразится не только на ценниках для потребителя, но и, например, на развитии фермерского движения. Я не понимаю, каким образом будет организована работа с фермерами. Отдельными прецедентами, чтобы пустить пыль в глаза? Ну, может быть, появятся какие-то новые сети, которые станут формировать фермерский ассортимент и продвигать его… Но сегодня единственный такой рынок — это агропромышленный парк, я предлагаю посмотреть на состояние других. Есть ли они вообще?
Человек ищет там, где ему легче. Если рядом с домом стоит «Пятерочка», все идут в нее благодаря дислокации и потому что это выраженное качественное предложение на рынке. В этом смысле сложно ждать от населения какого-то патриотического настроя.
Минталип Минеханов глава КФХ, председатель правления ассоциации фермеров и личных подсобных хозяйств Тукаевского района— Вопрос о зачистке рынка от регионалов, я думаю, нужно адресовать властям республики. Это же они дают зеленый свет новым игрокам, которые очень серьезно здесь зарабатывают. С федеральными сетями мы еще не пробовали работать, а с «Эссеном» сотрудничали, но сейчас он разваливается и пока не возвращает долги. Хоть и небольшие, а для нас все равно деньги.
Какая бы сеть ни была — региональная или федеральная, нам, фермерам, надо находить свои ниши реализации. Нужно отметить, что условия у федеральных сетей довольно кабальные: один договор занимает 25 листов, а то и больше, и все пункты — в защиту торговой организации. Тебе могут предъявить штрафные санкции, с тебя могут потребовать вознаграждение за то, что торговая сеть именно у тебя покупает продукцию… На овощи есть ГОСТ, но сети все равно предъявляют свои хотелки — чтобы картофель был размером не меньше 4 сантиметров, свекла — не меньше 7, диаметр моркови не меньше 4, хотя по ГОСТу идет 2,5–3 сантиметра. А крестьянину куда деваться? Терпим.
Если по совести, то после ухода с рынка местных сетей федеральные поднимать цены не должны. За этим, я считаю, властным структурам необходимо жестко следить. Если ты покупаешь картофель по 8 рублей, а продаешь минимум по 16–20 рублей, а где-то и по 25, то прибыль и так баснословная получается. А мы, производители, штат укомплектовать не можем, все делаем сами: и механизатор, и сварщик, и агроном, и токарь, и пекарь, и грузчик — все в одном лице. Торговые сети стали монополистами. Они закупают товары очень дешево за счет больших объемов, а в розницу запускают в 2,5 раза дороже. Нам продавать больше некому, приходится отдавать задешево, но если фермер загнется, лучше никому не станет. Нужны нормальные партнерские отношения, и тогда у фермера всегда будет продукция, а торговым сетям найдется что продавать.
Максим Сперанский советник главы Нижнекамского района по вопросам развития среднего и малого бизнеса— Доля региональных сетей будет сокращаться и дальше — останутся рынки, фермерские формы реализации продукции. У фермеров есть свои каналы сбыта — «Татпотребсоюз», комбинаты школьного питания, детские сады. У нас, в Нижнекамске, в «Татпотребсоюзе» уже организована вакуумная упаковка фермерской продукции, благодаря чему они уже зашли в некоторые розничные сети. Муниципалитет дал фермерам и льготные ставки на аренду, чтобы могли продавать напрямую, так что они найдут своего покупателя. Эта форма останется, а в остальном велосипед изобретать ни к чему, достаточно взглянуть на Европу — у них живы только свежие продукты, которые федералы обеспечить не могут: булочные да рынки. То же самое ждет и нас. Думаю, на потребителе это отразится только снижением цен, потому что между федеральными сетями конкуренция сохраняется — есть ведь не только X5 и «Магнит», но и «Лента», и сеть «О`Кей», которая сейчас называется «Да!» и хорошо развивается. В Нижнекамске мы сейчас тем и занимаемся, что заводим к себе новых федеральных операторов. Ту же сеть «Да!», голландский SPAR. Дело в том, что средств хватило бы на всех игроков, если бы деньги были у населения. Но их нет, идет смещение потоков в сторону дискаунтеров.
Я захожу и в региональные сети, но по географии сейчас удобнее стали «Пятерочки», причем они и по качеству радикально изменились. Тренд заключается в том, что падение доходов населения ведет людей в магазины у дома. У гипермаркетов выручка даже если и увеличивается, то только за счет роста цен, а не благодаря объемам потребления. Федералы перевели свои приоритеты с гипермаркетов на магазины у дома, потому что люди перестали закупаться впрок на большие суммы. Они не могут пока только с пекарнями конкурировать, потому что там своя специфика.
Людмила Зайцева заместитель гендиректора ООО «Рамус»— Вполне возможно, что региональные игроки уйдут с рынка. Взять «Магнит» и «Пятерочку» — они между собой соревнуются, но у них так много магазинов, что один убыточный не становится проблемой. А взять тот же «Эссен», у которого в Нижнекамске два-три магазина с огромными площадями, — если один работает в убыток, то второй его перекрыть не сможет. Думаю, даже желание населения покупать татарстанское не спасет региональных игроков. Если смотреть по ценнику, у «Пятерочки» и «Магнита» тоже есть собственная продукция, но на нее такие скидки, что другие магазины не смогут торговать с прибылью.
Если останутся одни федералы, рынок не упадет. Скидки останутся теми же, потому что конкуренция между «Пятерочкой» и «Магнитом» никуда не денется. Тот же «Эссен» никогда не был для них конкурентом — местные сети настолько малы, что федералы их и не видят.
Лично я покупаю мясные и молочные продукты у фермеров, а все остальное в «Ленте» — мне привычно, и выбор у них большой, да и цены, мне кажется, выгоднее.
Венера Иванова председатель финансового комитета ТПП Набережных Челнов— Закрытие средних предприятий я всегда сравниваю с ситуацией в банковской сфере. Если прежде было 3000 банков, то сейчас их от силы 300. Остались в основном федералы. Наша республика была когда-то третьей по числу банковских учреждений после Москвы и Санкт-Петербурга. Возможно это и сейчас так, но количество банков сократилось. Думаю, то же самое ждет и торговлю, но при этом нельзя сказать, что местных сетей совсем не останется. Они будут — возможно, небольшие, в районах.
Я не согласна с мнением о том, что без конкуренции региональных сетей федеральные поднимут цены. Федерал ты или местный, необходимо реализовать товар. В любом случае будут и скидки, и акции. Федеральных сетей будет несколько, они тоже станут бороться за покупателя. Если говорить о качестве, то, например, в «Метро» продукция бывает и качественнее, чем в местных небольших магазинах, потому что там оборот высокий.
За покупками на неделю я еду в «Метро» или «Ленту», а за повседневными — в «Пятерочки» и «Магниты».
Владислав Ежков соучредитель бывших региональных сетей «Славный» и Fresco— Я часто вижу на ваших страницах прогнозы от умных людей, и чаще всего они не сбываются, потому что мир слишком многообразен. Мы не можем предугадывать даже на час вперед. Пример — вспышка коронавируса в Китае очень сильно изменила баланс сил. То же может случиться на рынке торговых сетей. Если думать по учебникам, то да — федеральные сети развиваются, у них много свободных денег, развязаны руки. Но завтра может произойти все что угодно.
Если местные сети уйдут, то конкуренция ослабнет, федеральным сетям гораздо легче станет договариваться. Покупатели однозначно столкнутся с ухудшением качества и повышением цен. Я думаю, что сейчас X5 Retail Group и «Магнит» — не конкуренты, они уже находят общий язык. Думаю, что потребители в полной мере ощутят все прелести этого положения.
В «Эссен» я и прежде старался не ходить — мне не нравятся большие магазины, в них я теряюсь. В «Челны-Хлеб» хожу с удовольствием, мне нравится их выпечка и в целом магазины, но рядом, к сожалению, только «Магнит» и «Пятерочка». Захожу и туда, и сюда без особых предпочтений, в обоих сталкивался с не очень качественными продуктами. Часто стою и думаю, что же мне взять из мясных продуктов, потому что выбор тоже, по-моему, плохой. Отсутствие местной продукции меня смущает. Я не доверяю производителям из других регионов, поэтому и предпочитаю «Челны-Хлеб» с местной продукцией. Иногда мы с женой разговариваем и думаем, что если бы мы переехали в Москву, то первое время голодали бы — при всем изобилии не знали бы, что покупать.
Фото:
«БИЗНЕС Online»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.