Сегодня исполком Набережных Челнов объявил о том, что все автобусы, купленные в лизинг МУП «Электротранспорт», будут возвращены поставщику — таково условие мирового соглашения города и КАМАЗа. Тем временем частные перевозчики заявили, что готовы закрыть своими маршрутками освободившиеся автобусные линии. Единственный вопрос — простит ли КАМАЗ долги по лизингу — пока открыт.
Илья Зуев: «3 февраля на совещании мэром Челнов было принято решение о возврате лизинговой компании «КАМАЗ» 190 автобусов большой вместимости марки «НЕФАЗ», о чем было дано поручение МУП «Электротранспорт»
АВТОБУСЫ ОТДАЛИ, ВЕРНУТ ЛИ ДОЛГ?
С сенсационного заявления началась сегодня пресс-конференция в исполкоме Набережных Челнов. На анонсированное ранее мероприятие, где должны были рассказать о росте дистанционных мошенничеств и проведении «Лыжни России», пришел и. о. руководителя исполкома Илья Зуев и, зачитывая текст строго по бумажке, сообщил следующее: «3 февраля на совещании мэром Челнов было принято решение о возврате лизинговой компании „КАМАЗ“ 190 автобусов большой вместимости марки „НЕФАЗ“, о чем было дано поручение МУП „Электротранспорт“. В ходе выполнения мероприятий по возврату автобусов от мэра города дано поручение о заключении мирового соглашения между МУП „Электротранспорт“ и лизинговой компанией „КАМАЗ“. В целях недопущения ухудшения транспортной доступности для горожан нами приняты меры, проведено совещание с муниципальными частными перевозчиками, на котором даны поручения об увеличении количества подвижного состава по тем маршрутам, которые обслуживали автобусы большой вместимости. Дополнительно хочу сообщить, что в настоящее время исполкомом рассматривается несколько вариантов по организации перевозок на территории города автобусами большой вместимости. Мы примем максимум усилий, чтобы обеспечить транспортную доступность, чтобы не наступило ухудшение в перевозках на территории нашего города».
Зуев уточнил, что автобусы возвращаются в связи с ранее достигнутой договоренностью между мэром Челнов Наилем Магдеевым и гендиректором ПАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным. Все финансовые вопросы между МУП «Электротранспорт» и лизинговой компанией «КАМАЗ» будут решать два хозяйствующих субъекта. Само МУП, по всей видимости, расформируют. Что касается основного штата организации, состоявшего из водителей категории D, Зуев пообещал, что люди без работы не останутся, так как категория «очень ценная».
Само МУП, по всей видимости, расформируют. Что касается основного штата организации, состоявшего из водителей категории D, Зуев пообещал, что люди без работы не останутся, так как категория «очень ценная»
Информацию о переходе транспортных средств к лизингодателю подтвердили и на автогиганте. «Действительно, достигнуто соглашение о том, что муниципалитет возвращает нам все автобусы, — подтвердил „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Все процедуры начинаются сегодня: сначала автобусы будут описаны, для этого представители лизинговой компании „КАМАЗ“ сейчас выезжают на место. После описи техника окажется возвращена на баланс лизинговой компании, пройдет предпродажную подготовку и будет реализована на рынке. Спрос на подержанные автобусы есть. Понимание того, кто именно их купит, тоже имеется, но говорить об этом пока преждевременно, так же как и о ценнике на подержанную технику, потому что сначала нужно оценить ее состояние».
Вопрос о том, простит ли КАМАЗ долги по лизингу, пока открытый. По словам Афанасьева, о дополнительных денежных расчетах между сторонами на данный момент рассуждать сложно — в соглашении они пока не оговорены, но возможны. Но в любом случае затруднительно подсчитать и сами доли уплаченных городом средств, и остаток долга по контракту с лизинговой компанией — эти суммы составляют коммерческую тайну, кроме того, частично покупка автобусов субсидировалась из бюджета, да и порядок расчетов, включая их график и механизм начисления пеней, известен только сторонам решенного конфликта.
Отметим, что часть городских маршрутов задействована и в перевозках на КАМАЗе, но, во-первых, осуществляло их уже давно не МУП «Электротранспорт» — с тех пор как компания в очередной раз провалила доставку рабочих, а во-вторых, городскими их можно назвать только условно, а по сути, они вахтовые, поскольку КАМАЗ самостоятельно оплачивал услуги сторонних перевозчиков. Отразится ли на этих контрактах возможный дефицит транспорта в городе, пока неясно.
В связи с тем что транспортная сфера лишится немалой части подвижного состава, исполком, скорее всего, объявит новый конкурс на автобусные перевозки
«НИКАКИЕ ТРУДНОСТИ НА НАШИХ ГОРОЖАНАХ НЕ ОТРАЗЯТСЯ — ЭТО Я МОГУ ГАРАНТИРОВАТЬ»
В связи с тем что транспортная сфера лишится немалой части подвижного состава, исполком, скорее всего, объявит новый конкурс на автобусные перевозки. Отметим, что последний конкурс проходил 31 декабря. Подобное явно говорит о том, что еще месяц назад в исполкоме не были готовы возвращать транспорт. Итоги тендера тогда не внесли никаких структурных изменений в маршрутную схему: в течение ближайших пяти лет 6 маршрутов по-прежнему должно было обслуживать МУП «Электротранспорт», остальные 13 маршрутов достались частным перевозчикам, объединенным под общим ООО «Пассажирские перевозки». Вероятно, теперь этому же ООО достанется и весь рынок пассажирских перевозок в городе.
Как выяснилось в разговоре с Николаем Тятюшкиным, гендиректором ООО «Пассажирские перевозки», никакого диалога у владельцев оставшихся автобусов с исполкомом, несмотря на заявление Зуева, еще не случилось. «Вечером будет решение Арбитражного суда [по изъятию автобусов], за ним, наверное, и последуют какие-то указания. Нам, собственно, готовиться не к чему — с нами конкурс проведен, договоры на пять лет заключены. У нас сейчас 11 маршрутов, а то, что останется от МУПа, мы заполним. Перед спячкой медведь за лето набирает жирок, и у нас подкожный запас имеется. До последнего конкурса у нас ходили лишние машины, после тендера они высвободились. Мы собирались их как-то реализовать, теперь такая необходимость отпала, мы их используем», — рассказал он «БИЗНЕС Online».
Как подтверждает Тятюшкин, недавний тендер в связи с ликвидацией одного из двух его участников муниципалитету придется повторить, но на это у города по законодательству есть три месяца. На данный период «Пассажирские перевозки» получат от заказчика маршрутные карты: по ним Николай Иванович со своими партнерами – владельцами автобусов закроет освободившиеся маршруты. Но есть нюанс: маршруты «Электротранспорта» должны обслуживаться только автобусами большой вместимости, которых у частных перевозчиков нет. «Нас никто не заставляет покупать большие автобусы, все зависит от нашего желания участвовать в этом бизнесе, — утверждает гендиректор ООО „Пассажирские перевозки“. — Однако есть федеральная программа, которая субсидирует закупку больших газомоторных автобусов на 60 процентов стоимости, и мы на эту программу документы уже подали. Я подписал заявку на 150 машин из расчета закупки 30 машин ежегодно в течение пяти лет».
Николай Тятюшкин: «Вечером будет решение Арбитражного суда [по изъятию автобусов], за ним, наверное, и последуют какие-то указания»
Разумеется, заявка «Пассажирских перевозок» не означает, что автобусы будут субсидироваться — решение предстоит принимать минтрансу РФ. Но и в случае положительного ответа Тятюшкин не скидывает со счетов вариант с выкупом тех самых «НЕФАЗов», которые город сдает лизинговой компании. По словам перевозчика, никаких взаимных предложений пока не было, определяться частники станут от цены: с одной стороны, новые автобусы за 40% стоимости, с другой — подержанные. Сами они готовы к переговорам и дадут свое предложение «КАМАЗ-Лизингу». «Не все, но часть „НЕФАЗов“ по разумной цене мы готовы взять, — допускает спикер. — Если они, к примеру, предложат нам эти машины за полцены, а продавались они изначально за 12 с лишним миллионов, то, извините, на рынке за 6 миллионов можно найти и новый автобус».
В настоящее время, согласно учетному реестру, «Пассажирские перевозки» располагают чуть больше чем 400 микроавтобусами. Из них порядка 20 штук по регламенту должно стоять в резерве, но фактически на 11 маршрутах используются, в соответствии с конкурсной документацией, только 263 машины. Николай Иванович полагает, что все имеющееся частники теперь задействуют и этим парком без проблем закроют потребности города. Большие автобусы они по регламенту обязаны закупить в течение трех месяцев после тендера — заявляться на маршруты «Электротранспорта» можно и без техники. Вполне возможно, по словам гендиректора ООО «Пассажирские перевозки», и появление новых участников конкурса.
В то, что ситуация на автобусном рынке может повлиять на позицию тарифного комитета относительно стоимости проезда в Челнах, Тятюшкин не верит: «Разумеется, цены будут пересматриваться, но не так быстро и независимо от проблем города. Тарифному комитету важно только обоснование наших убытков, лишь оно влияет на цену билета. Заявку мы подавали, но ее не приняли. У нас на повестке другая задача: в Казани перевозчикам бюджет платит по 20 рублей за каждый льготный проезд, у нас — 15 рублей. Повышения вот этой компенсации мы все равно добьемся, а людям поднимать тариф сейчас не имеет смысла. Мы же знаем, сколько народ получает на заводе... У них нечего вытаскивать из кармана, им семьи кормить будет не на что. Я живу в Набережных Челнах, должен думать и о жителях, тем более что значок депутата ношу. Резких скачков не будет, никакие трудности на наших горожанах не отразятся — это могу гарантировать».
Большей частью «НЕФАЗы» перевозили воздух, причем расписание их не отличалось большой точностью, поэтому челнинцы по-прежнему предпочитали «НЕФАЗам» мобильные Ford и Peugeot
ХОРОШО ПЬЕТ ЧАЙ ТОТ, КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ
Напомним, что 190 автобусов большой вместимости за 1,4 млрд рублей Челны приобрели еще в 2015 году по программе развития газомоторного транспорта, выделив для «НЕФАЗов» 6 городских маршрутов и поставив их на баланс МУП «Электротранспорт». Первые проблемы начались в 2017 году, когда лизинговая компания «КАМАЗ» впервые истребовала платежи через суд — долг перед организацией у МУПа на тот момент составлял 365 млн рублей. На протяжении двух лет аналогичные иски не прекращались. В начале 2018-го бюджет автограда за счет республиканской субсидии выделил 435 млн рублей на покрытие текущих долгов, но после этого сумма стала копиться заново. Суды плодили исполнительные производства, но взыскать по ним КАМАЗу ничего толком не удавалось. Впрочем, и сам автогигант до недавнего момента утверждал, что суды — это рабочие моменты, которые регулируются в правовом режиме. Когда долг достиг 700 млн рублей, а выплаты не производились больше года, КАМАЗ решил больше не строить «хорошую мину».
Одновременно росло недовольство городским транспортом и среди пассажиров. Дело в том, что из-за недостаточного технического обслуживания на ходу из 190 машин осталось только 60. Большей частью «НЕФАЗы» перевозили воздух, причем расписание их не отличалось большой точностью, поэтому челнинцы по-прежнему предпочитали «НЕФАЗам» мобильные Ford и Peugeot.
«У нас на повестке другая задача: в Казани перевозчикам бюджет полностью компенсирует затраты на льготников — платит по 20 рублей за каждый льготный проезд, у нас — 15 рублей»
Нарыв лопнул в сентябре прошлого года, когда гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин обвинил челнинские власти в неспособности организовать пассажирские перевозки. «Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток», — рубил Сергей Анатольевич. Его заявление стало первым прецедентом общения завода с городом в таком тоне: «Мы ведем переговоры с республикой и городом, чтобы они решили данную проблему. Скорее всего, закончится тем, что будем вынуждены изъять автобусы и продать их другим клиентам». Спустя недолгое время автогигант подал в суд на изъятие техники.
Конфликт между КАМАЗом и исполкомом сами власти очень долго никак не комментировали открыто. Впервые публичный выпад автогиганта Магдеев решился разъяснить только в конце декабря, сообщив журналистам, что слухи о разногласиях между руководством градообразующего предприятия и властью не имеют под собой почвы.
Нарыв лопнул в сентябре прошлого года, когда гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин обвинил челнинскую власть в неспособности организовать пассажирские перевозки
«Переводя это в плоскость того, что есть якобы какие-то плохие взаимоотношения между персоналиями, вы (журналисты — прим. ред.), я могу сказать, не очень честно поступаете. Ваша позиция мне, искренне говорю, не совсем нравится, — обратился на итоговой пресс-конференции к журналистам Магдеев. — Мы, правда, пьем чай и смеемся над вами, вы уж извините, над всеми вашими публикациями. Мы далеки от того, чтобы из-за спора двух хозяйствующих субъектов портить свои человеческие отношения. Они давно выстроены, мы ими дорожим. Вам, конечно, хочется, чтобы был какой-то скандал, но его нет. Не ищите черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».
При этом градоначальник отметил, что в споре между МУПом и лизинговой компанией разберется суд. Сегодня вечером как раз должно состояться последнее заседание в Арбитражном суде РТ, где, судя по всему, противоборствующие стороны официально подпишут мировую.
Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», за возвратом «НЕФАЗов» стоит еще одна персона. Недавно ушедший в минстрой РТ экс-руководитель исполкома Ринат Абдуллин отправился в Казань будто бы не по своей воле. Именно он якобы был инициатором закупки больших автобусов, с его именем связан провал в транспортном обслуживании челнинцев. Ситуация с долгами за автобусы стала последней каплей, переполнившей чашу терпения руководства республики. По словам нашего источника, вице-премьер Рустам Нигматуллин несколько раз давал задание лично сити-менеджеру разработать перспективный план развития челнинского общественного транспорта, однако он так и не был представлен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 130
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.