В 2,5 раза увеличилось число дел в отношении взяточников в Татарстане, а количество оправдательных приговоров, наоборот, сократилось. Такие данные озвучил сегодня председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов. Подводя итоги года в судебной системе, он слегка пожурил коллег из силового блока за длительные перерывы, которые терпят обвиняемые во время ознакомления с делами, месяцами томясь в СИЗО. Впрочем, сам арест как меру пресечения стали просить значительно реже.
В 2,5 раза увеличилось число дел в отношении взяточников, а количество оправдательных приговоров, наоборот, сократилось. Такие данные озвучил сегодня председатель ВС РТ Ильгиз Гилазов (в центре)
ЗА ЧТО ГИЛАЗОВ РУГАЛ И ХВАЛИЛ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«Говоря о качестве рассмотрения уголовных дел в суде, следует помнить, что оно во многом определятся качеством предварительного расследования», — заявил сегодня председатель ВС РТ Ильгиз Гилазов. Такой посыл силовикам Татарстана он сделал в ходе итогового годового выступления на конференции судей РТ, которая прошла сегодня в ТРК «Корстон».
Озвученные Гилазовым статистические данные показывают объективную картину состояния преступности в Татарстане. Председатель Верховного суда Татарстана отметил: число рассмотренных дел в первой инстанции сократилось на 9% — до 18 тысяч. По 66 дел в месяц на районного судью, по 33 на судей ВС РТ и по 302 на мирового. Кстати, из общего числа 9,5 тыс. материалов в той или иной апелляционной форме дошли до Верховного суда Татарстана.
Гилазов озвучил, что в 2019 году число осужденных в Татарстане составило 13 тыс. человек. «Это на 2 тысячи человек меньше, чем в прошлом периоде, что не может не радовать! — констатировал Гилазов. — При этом оправданы всего 38 человек, что в полтора раза меньше, чем в предыдущем году. От общего количества лиц, представших перед судом, это составляет всего лишь 0,2 процента». Правда, чтобы быть объективным, стоит отметить: каждое четвертое уголовное дело, доходившее до суда, в итоге прекращалось по разным основаниям. Еще 33% осужденных получили условные сроки, а 31% дел вообще рассматривался в особом порядке, то есть с полным досудебным признанием вины и без изучения доказательств.
Председатель ВС РТ отметил несколько важных тенденций в работе предварительного следствия РТ. Во-первых, следственные органы Татарстана стали на 10% раз реже обращаться в суд с требованием арестовать фигуранта дела, количество запросов на домашний арест и вовсе уменьшилось на одну пятую! Во-вторых, он с горечью признал, продление ареста — до сих пор бич следственных органов, обращаться за продлением они стали на одну десятую раза чаще. Важно, что в 98% случаев сами суды удовлетворяют эти требования. Гилазов связал затянутые сроки следствия с неразберихой, что допускает следствие при ознакомлении фигурантов с материалами дела, то есть когда предварительное расследование уже завершено.
Ильгиз Гилазов: «Зачастую, особенно по многоэпизодным делам, ознакомление с материалами дела ведется бессистемно и неравномерно, с длительными перерывами»
«Зачастую, особенно по многоэпизодным делам, ознакомление с материалами дела ведется бессистемно и неравномерно, с длительными перерывами. Все это приводит к неоднократному обращению в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей по одним и тем же основаниям, что не может не вызвать обоснованной критики со стороны обвиняемых», — предъявил претензии следователям Гилазов.
Еще один маркер качества расследования связан, по мнению председателя Верховного суда РТ, с прошлогодним нововведением — судом присяжных на районном уровне. В 2019 году таким образом рассмотрели 9 дел: из 17 подсудимых оправдательный приговор услышали двое, то есть почти 12% — показательно в сравнении с общей статистикой.
«Увеличились и требования к органам предварительного следствия по качеству расследования уголовных дел, поскольку возникает необходимость ориентироваться на присяжных заседателей, не обладающих специальными юридическими познаниями. Полагаем, обвинение должно быть четко сформулировано, чтобы у присяжных заседателей не порождалось сомнений и критического отношения к представляемым доказательствам», — резюмировал эту тему председатель ВС РТ.
Кроме того, выросло число требований о возмещении ущерба от незаконных действий органов дознания и следствия — сразу на 61%. А вот число жалоб на действия должностных лиц следствия — в порядке уголовно-процессуального кодекса — напротив, сократилось.
Наметился рост дел о возмещении ущерба от незаконных действий органов дознания и следствия — сразу на 61%
КАРТИНА УГОЛОВНОГО МИРА РТ: ТРЕТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШАЮТ ПОВТОРНО, ПО КАЖДОМУ ДЕСЯТОМУ ДЕЛУ ОБВИНЯЮТ ЖЕНЩИН
Как, по данным Гилазова, выглядел преступный срез Татарстана в 2019 году? 61% всех преступлений совершили люди без постоянного источника дохода, 38% — уже имевшие судимость, каждое третье — под воздействием алкоголя. Отметил Гилазов и гендерное деление преступлений: 12,5% приходится на женщин, остальные 77,5% — на мужчин.
Четверть преступлений — это кражи. Далее идут правонарушения, связанные с распространением наркотиков и с нарушением правил БДД (11% и 10%) соответственно. Где председатель Верховного суда отметил рост? В количестве дел о взятках и экстремизме. В первом случае в 2,5 раза, во втором — в 1,5. Что же, наоборот, снизилось? Число изнасилований и ложных сообщений о терактах (все — вдвое), а также в 1,5 раза число экологических преступлений.
Подробной статистики по коррупционным преступлениям, к сожалению, представлено не было. Гилазов лишь озвучил общие показатели — 222 дела за год и 245 осужденных, что на 3% больше, чем в 2018 году.
Отдельно Гилазов сделал отсылку к недавней федеральной конференции судей, где председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев вывел во внимание два показателя: 38% преступлений в стране совершено против собственности и 23% — против личности.
«Прошу обратить внимание на организации, которые занимаются ресоциализацией таких лиц. Например, активную деятельность в указанном направлении ведет автономная некоммерческая организация „Центр социальной реабилитации и адаптации“, — заявил Гилазов, в это время руководитель центра Азат Гайнутдинов сидел в зале. — Также при рассмотрении ходатайств об условно-досрочном освобождении и ходатайств о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания рекомендуем учитывать гарантийные письма таких организаций в качестве положительно характеризующих материалов».
Президент Рустам Минниханов отметил проблему большой нагрузки на судей: «Главное, чтобы это не сказалось на качестве»
Гражданские и административные дела: «штрафы на штрафы» и взыскание несуществующих долгов
В отличие от уголовных дел, число рассмотренных гражданских материалов увеличилось сразу на 12% (всего 485 тыс.). Из них самые популярные — о взыскании сумм по кредитам и займам (четверть от общего числа дел в райсудах, 66% — в мировых судах). Часть дел рассматривалась с нарушением процессуальных сроков, не без сожаления отметил Гилазов.
Особо обратил Гилазов внимание на споры об использовании земли. По его словам, для судей недопустимо изменять вид разрешенного использования земельных участков, а тем более обязывать исполкомы проводить такие изменения. «Каждое поспешное, необоснованно принятое решение суда по этим вопросам может создать эффект мультипликатора и, несомненно, не сможет остаться незамеченным ни вышестоящими судебными инстанциями, ни иными контролирующими органами», — подчеркнул Гилазов.
По словам главы ВС РТ, участились случаи, когда с ответчиков взыскивают несуществующие долги. Либо создают видимую задолженность, чтобы потом ее погасили на основании судебного приказа. Как и почему это происходит — неясно. Выдачу судебных приказов в таких случаях — конечно, при наличии сомнений, — надо свести к минимуму, подчеркнул Гилазов.
Увеличилось число административных дел — на 7%, до 107 тысяч. Здесь «лидерство» у категории дел по взысканию налогов и других сборов. При этом в прошлом году татарстанцы стали чаще оспаривать действия судебных приставов, а также выросло число дел о ликвидации региональных партий — их было 10.
А вот число дел по КоАП, рассмотренных мировыми и районными судьями, упало на 10 и 13% соответственно. В первых самые частые дела — о неуплате штрафов, во вторых — о мелком хулиганстве. Всего за год по статьям КоАП суды наказали 150 тыс. человек, из которых 91 тыс. получили штраф. При этом сумма штрафов значительно упала — сразу на 44%, до 800 млн рублей. Кроме того, были наложены штрафы уже за неуплату штрафов — 289 млн рублей (на 68% ниже, чем в 2018-м). Позиция судей, накладывающих «штрафы на штрафы», тем более в отношении злостных неплательщиков, вызвала у Гилазова вопросы. «Тенденция очевидна: в целом объемы невзысканной денежной массы административных штрафов растут, обнуляясь с истечением сроков давности взыскания», — подытожил председатель ВС.
РУСТАМ МИННИХАНОВ: «СЛУЖУ СУДЕБНОМУ СООБЩЕСТВУ»
Резюмируя доклад, Гилазов сформулировал главную задачу для судебной системы Татарстана. «Сохранение высокого качества отправления правосудия в условиях, когда функция по формированию единообразной судебной практики перешла к новым судам, — сказал он. — Нам необходимо „держать руку на пульсе“ и в режиме реального времени отслеживать все тенденции и изменения, судьбу вынесенных нами судебных актов». Затем председатель ВС РТ добавил, что отдельно обращался к председателям райсудов.
Он сослался на ставшее уже хрестоматийным послание Владимира Путина Федеральному Собранию в январе этого года, в котором глава государства в очередной раз напомнил, что судьи должны добиваться безусловного доверия к себе. «Поэтому прошу всегда помнить о том, что от нас, наших действий и компетентности, ответственного отношения к делу зависит настоящее и будущее многих людей и уровень их доверия к нам», — сказал он.
Президент Рустам Минниханов, выступая с трибуны, отметил проблему большой нагрузки судей. «Главное, чтобы это не сказалось на качестве [работы]», — отметил он и обратил внимание на особую категорию дел — о взыскании алиментов. Особенно важно это в свете недавнего послания Путина, поставившего задачу улучшить демографию, подчеркнул президент РТ.
«Принципиальная и взвешенная позиция судов при рассмотрении такой категории дел должна быть гарантом исполнения родителями своих обязательств по содержанию детей», — сказал Минниханов.
Перед властями, в свою очередь, стоит вопрос создания комфортных условий для мировых судей, отметил глава республики. А для судебного сообщества этот год — юбилейный для мировой юстиции — будет поводом для подведения итогов, анализа практики и обмена опытом, подчеркнул президент. После его слов состоялось награждение судей. Да и сам Минниханов не остался без награды — Гилазов вручил ему юбилейную медаль «150 лет Казанскому окружному суду», отметив, что президент Татарстана оказался в числе первых обладателей данной награды. «Служу судебному сообществу», — кратко ответил Минниханов.
Зявдат Салихов (слева): «Обеспечение безопасности судов очень актуально на фоне недавних происшествий с применением оружия в судах РФ»
КАК ОБЕСПЕЧАТ БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОВ ПОСЛЕ МОСКОВСКОГО ЧП С РУКОВОДИТЕЛЕМ УФСИН
Начальник управления судебного департамента РТ Зявдат Салихов прошедший год назвал насыщенным — были введены системы аудиопротоколирования и автоматического распределения дел, построены новые здания трех судов (Чистопольского, Тукаевского, Зеленодольского). По программе ремонта судов почти завершены работы в здании Буинского суда, теперь на очереди — если заявка будет одобрена — Советский, Кировский, Рыбно-Слободский, Лаишевский и Набережночелнинский суды. «Хочу отметить, что мы ушли от практики размещения судов в неприспособленных зданиях», — подчеркнул Салихов.
На содержание судов в прошлом году ушло 2,36 млрд рублей, из которых бо́льшая часть — на содержание судей (1,84 млрд). К слову, на оснащение судов средствами защиты и их техобслуживание в прошлом году было выделено всего 17 млн рублей. «Обеспечение безопасности судов очень актуально на фоне недавних происшествий с применением оружия в судах РФ», — отметил Салихов, сделав отсылку к ЧП в Чертановском суде Москвы. Там в феврале этого года экс-начальник управления одного из управлений ФСИН Виктор Свиридов совершил самоубийство, услышав обвинительный приговор. Как выяснилось, он пронес с собой в зал суда наградной пистолет — оружие якобы было в сумке, которую досмотрели ненадлежащим образом. Судебному приставу, досматривавшему посетителей, уже предъявлено обвинение в халатности.
Впрочем, каких-то усиленных мер по обеспечению безопасности после московского ЧП в Татарстане применять не стали. «С помощью удаленного доступа к системам видеонаблюдения судов регулярно осуществляется мониторинг исполнения служебных обязанностей судебными приставами и конвойной службой МВД», — объяснил Салихов.
Сейчас в райсудах работают более 2 тыс. госслужащих с высшим образованием, заявил Салихов, отмечая стандартную проблему — нехватку кадров. Текучка, уверен он, связана не только с низкой зарплатой, но и с отсутствием реальных перспектив карьерного роста, считает начальник управления судебного департамента РТ. Более того, ни для кого не секрет, что судебная система сталкивается с проблемами при назначении судей, отметил он. Одна из них — это заполнение сведений о доходах, но самая, пожалуй, серьезная — это конфликт интересов.
Салихов подчеркнул, что в прошлом году все анкетные данные судей были проанализированы, а выявленные факты довели до сведения совета судей РТ. Впрочем, где и сколько нарушений было обнаружено, на конференции не озвучили. Тем не менее кое-какие данные до этого озвучил Гилазов: кадровая комиссия аппарата президента России отклонила 7 кандидатов в судьи РТ, еще один претендент отозвал документы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.