1. «КРАСНЫЕ»взяли в оборот автобусную тему

Хафиз МингалимовФото: «БИЗНЕС Online»

Скандальная сессия горсовета, прошедшая на этой неделе в Челнах, вскрыла любопытную тенденцию: тема стала востребованной у коммунистов. На вопросе отобранных у города «НЕФАЗов» отыгрался лидер татарстанского отделения КПРФ Хафиз Мингалимов. Напомним, что в своей эмоциональной речи он фактически во всем обвинил КАМАЗ, хотя для проформы и сказал, что в провал транспортной реформы каждый внес свою лепту.

«КАМАЗ, помогите городу! — буквально кричал с трибуны Миргалимов. — Верните автобусы, вы их за полцены распродадите! Пенсионеры, которые в лучшие годы строили завод, и не думали, что КАМАЗ социалистический превратится в КАМАЗ капиталистический, для которого главное — прибыль. А социальные вопросы? Автогигант для города или наоборот? Владимир Владимирович Путин прощает долги на миллиарды долларов другим государствам. А КАМАЗ выставляет платежку не только городу, но и нашим пенсионерам, строителям КАМАЗа, ветеранам стройки!»

Еще одному коммунисту Владимиру Васеву давать слово на заседании не сочли нужным. Депутат обиделся и демонстративно покинул зал. Правда, потом под публикацией с горсовета от его имени появился текст.

«Я не буду повторять свою позицию, озвученную на прошлой сессии и опубликованную в прессе. Тогда на объединенной комиссии не прозвучали ответы на вопросы о погашении долгов за автобусы. Резюмируя витиеватые ответы, я понял это так. „Мы получили автобусы ценой 12 миллионов, заплатили 3, металлолом сбросили, МУП обанкротим, долги платить добровольно не будем, суды затянем, срок полномочий депутатского корпуса закончится, поэтому сидите тихо“, — ответят другие. Не хотелось бы получить повторение истории с банкротством МУП „Общежитие“, но в более крупном масштабе, когда через внебюджет были переданы активы Челнов на погашение долгов. И пока все здесь: и республика, и город, и КАМАЗ, хотелось бы понять, как будут развиваться события», — заявил Васев.

Депутат в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил, что это он оставил комментарий на сайте издания и именно данный текст готовился сказать на заседании. Он также пояснил, что «витиеватые ответы» принадлежат мэру города, который тот озвучил на комиссии горсовета за несколько дней до сессии.

Кроме того, наблюдатели отмечают, что главным выгодоприобретателем в ситуации с автобусами стал еще один коммунист из горсовета Челнов — руководитель компании «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин, именно его предприятие сейчас в одиночку решает все проблемы, связанные с городскими автобусными перевозками.

2. КАМАЗ разъяснЯЕТ свою позицию по ТОСЭРу

Андрей МаксимовФото: «БИЗНЕС Online»

Слова депутата горсовета Челнов и заодно финансового директора ПАО «КАМАЗ» Андрея Максимова о необходимости пересмотра политики ТОСЭРа, сказанные им на отчетном заседании сессии, наделали шуму федерального масштаба. Многими они были восприняты как очевидный выпад в сторону руководства города, которое всеми силами ратует за продолжение действия режима ТОСЭРа и льготы для резидентов. К примеру, один из телеграмм-каналов предположил, что путем ограничения масштабов развития ТОСЭРа автогигант пытается контролировать рынок труда, так как появление новых производств обостряет конкуренцию в этой сфере.

Пресс-службе автогиганта пришлось выступить с поправками. Как отметил ее руководитель Олег Афанасьев, слова Максимова были неправильно интерпретированы. КАМАЗ, утверждает первый, всегда выступал за развитие территории опережающего развития и даже стоял у истоков ее создания в Набережных Челнах.

«Автогигант всегда говорил о том, что мы за то, чтобы экономику города диверсифицировать, потому что мы хотим разделить ответственность, — утверждает Афанасьев. — Если город сильно зависит от нас, подобное и для нас плохо, так как это дополнительная ответственность, которая ложится на КАМАЗ. Так что мы всегда выступали за ТОСЭР и его развитие. Но в чем есть проблема? Еще до создания ТОСЭРа, лет 7 назад, наши специалисты посчитали, что численность города необходимо увеличивать, потому что инвестиционные планы КАМАЗа по развитию, привлечению зарубежных партнеров, модернизации приведут к тому, что работников в Челнах будет не хватать, в том числе и новым резидентам. Еще тогда Сергей Когогин на таком же заседании горсовета поднимал вопрос о том, что надо развивать инфраструктуру и привлекать не менее 100 тысяч человек в город. Сейчас (и это мнение не только КАМАЗа, но и других предприятий) тому же Haeir в Челнах не хватает сотрудников — не важно, рабочих или инженеров. Город столкнулся с кадровым дефицитом. Так что Максимов в своем выступлении заострил тему того, что дальнейшее развитие ТОСЭРа без восполнения человеческих ресурсов приведет к следующей ситуации, которая уже имеется в некоторых российских городах. Из-за нехватки рабочей силы компании вынуждены будут привлекать иногородних работников, так называемых аутстафферов, грубо говоря, гастарбайтеров. И это может привести к ухудшению криминогенной и социальной обстановки в городе. Вот в чем был посыл Максимова». 

3. Возможный альянс КАМАЗа и Sollers

Фото: president.tatarstan.ru

Одной из главных новостей понедельника стал слух, распространенный федеральными СМИ, о возможном слиянии ПАО «КАМАЗ» и Sollers. По мнению ряда источников, вероятность альянса напрашивается на фоне интереса обеих компаний к сегменту легких коммерческих автомобилей (LCV): КАМАЗ думает о выходе на этот рынок уже несколько лет, а Sollers уже сейчас один из основных игроков.

После публикации этих новостей резко выросли акции КАМАЗа и Sollers. В понедельник на Московской фондовой бирже акции первой компании с 67,7 рубля подорожали до 78, второй — с 283 до 309 рублей. К выходным произошла корректировка. Акции КАМАЗа сейчас торгуются за 72,1 рубля, Sollers — 286 рублей за акцию.

4. Руководителем исполкома Челнов может стать начальник ПАДа?

Фарид Киямов был осужден на 2,5 года колонии общего режима за растрату и злоупотребление должностными полномочиямиФото: «БИЗНЕС Online»

На должность нового руководителя исполкома Челнов источники «БИЗНЕС Online» пророчат директора МУП «ПАД» Фарида Салахова

Руководителем МУПа он стал относительно недавно, в декабре 2017 года, после того, как прежний директор ПАДа Фарид Киямов был осужден на 2,5 года колонии общего режима за растрату и злоупотребление должностными полномочиями. До этого Салахов занимал на предприятии должность главного инженера. За несколько лет до того он стал учредителем двух транспортных компаний, которые в настоящее время прекратили свою деятельность, так как были присоединены к другим организациям. Кроме того, его также называют племянником нынешнего министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина.

5. будущего начальника АТИ Челнов нашли в УВД Нижнекамска

Как сообщают источники нашего издания, должность начальника управления административно-технической инспекции Челнов достанется бывшему начальнику следствия УВД Нижнекамска Ильшату Гараеву. Он в прошлом году ушел на пенсию, а до Нижнекамска был начальником следствия в челнинском УВД.

Сам же Гараев данную информацию называет слухами. «Это слухи, предложения еще не было, у меня есть чем заниматься, я же работаю», — пояснил он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». 

Напомним, что кресло начальника управления АТИ в Челнах освободилось в начале года, когда со своего поста ушел Айрат Насыбуллин. В прошлом году он стал фигурантом уголовного дела, его подозревали в злоупотреблении должностными полномочиями и их превышении. Следствие полагало, что чиновник пытался давить на должника своего зятя, используя служебное положение. В итоге дело прекратили за отсутствием состава преступления. С Насыбуллина сняли арест 1 января этого года. Под домашним арестом он пробыл с начала августа 2019-го. 

6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ нижнекамской компании «ТРИУМФ-НК» ПОПАЛА ПОД УГОЛОВКУ

«Триумф-НК» отнюдь не фирма-однодневка, она работает в Нижнекамске уже 15 лет, параллельно открывая офисы по всей РоссииФото: «БИЗНЕС Online»

В отношении председателя нижнекамского жилищного кооператива «Триумф-НК» возбудили два уголовных дела о мошенничестве. Также 66-летняя Валентина Анисимова подозревается в организации деятельности по привлечению денежных средств и иного имущества.

Все это стало результатом десятков заявлений в полицию на председателя кооператива, которые написали разгневанные горожане. Дело в том, что «Триумф-НК» перестал возвращать деньги, которые жители Нижнекамска несли в организацию в надежде заработать на процентах. При этом «Триумф-НК» отнюдь не фирма-однодневка, она работает в Нижнекамске уже 15 лет, параллельно открывая офисы по всей России.

Кооператив покупает квартиры своим пайщикам, а также привлекает деньги под процент. Вот именно со вкладами у «Триумф-НК» и начались проблемы — компания перестала возвращать вложенные средства. В итоге за прошлый год и первые месяцы этого в суде оказалось несколько сотен исков вкладчиков. Впрочем, недавно кооператив выступил с официальным заявлением, что выплачивает долги по 15 млн рублей в месяц. Если удастся сохранить такой темп выплат, то с проблемами «Триумф-НК» обещает расквитаться до конца года. Финансовый провал же в компании объясняют информационной атакой конкурентов, которая заставила вкладчиков раньше времени забрать деньги, что подкосило благополучие организации.

7. Какие автобусы появятся в Челнах?


После того как Набережные Челны остались без больших автобусов из-за того, что по решению суда 190 «НЕФАЗов» возвращены КАМАЗу, в городе чуть было не случился транспортный коллапс. На остановках начали скапливаться люди, и стало расти количество жалоб на работу общественного транспорта.

В конце этой недели на проблему обратил внимание президент Татарстана Рустам Минниханов, который поручил решить ее в максимально короткие сроки. Как рассказал корреспондентам «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Пассажирские перевозки» Тятюшкин, город заявился на участие в федеральной программе, которая финансирует на 60% приобретение автобусов исключительно низкопольных, большой вместимости и работающих на газе. Такие машины в России выпускаются под марками «НЕФАЗ», Liaz и Volgabus. Все они имеют примерно одинаковую стоимость и вместимость более 100 человек. Но, появится ли эта техника в Челнах, пока под вопросом. Если участие Челнов в госпрограмме подтверждено не будет, то есть запасной вариант также в виде трех моделей — Lotos, «МАЗ» и Simaz.

«В понедельник мы запускаем на месяц Lotos производства „РариТЭКа“, — рассказал Тятюшкин. — Будет еще и „МАЗ“ средней вместимости, и ульяновский автобус Simaz. Но это уже заказчик станет решать. Потому мы и берем их на месяц, чтобы понять, нужны они или нет. Чтобы потом не говорили, что вот опять частники завезли какую-то ерунду, ни сесть, ни подняться, пол высокий, сиденья неудобные».

Отметим, что собираемый из китайских комплектующих на «РариТЭКе» Lotos вместимостью 76 человек продается за 9 млн рублей. Но эта техника на газе также подпадает уже под другую программу, по которой оплачивается от 1 млн до 3,4 млн рублей стоимости. Даже без учета этой скидки неплохим приобретением для перевозчиков могут оказаться белорусские «МАЗы» средней вместимости в 72 человека, так как стоят 6,2 млн рублей. Самые дешевые ульяновские Simaz, созданные на базе японских Isuzu, при вместимости в 42 человека стоят 4,3 млн рублей, но они также подпадают под субсидию на газомоторную технику. Кстати, власти Ульяновской области своим перевозчикам оплатили 50% стоимости Simaz, так что там они обошлись дешевле Ford Transit.

8. В Елабуге создадут комиссию, которая проверит ТЦ «Мираж» на соответствие строительным нормам


Известный в Елабуге бизнесмен и экс-депутат горсовета Василий Баранов заявил, что становится видеоблогером и на собственном YouTube-канале собирается «без купюр рассказывать о коррупционных проявлениях в районе, халатности и беспечности отдельных предпринимателей, из-за которых могут пострадать обычные жители нашего родного города». Первый выпуск был посвящен деятельности ТЦ «Мираж», который, по мнению Баранова, может обрушиться или сгореть.

По утверждению блогера, площадь двухэтажного ТЦ составляет более 5 тыс. кв. м, хотя введен он был в эксплуатацию как небольшой одноэтажный объект в декабре 2012 года. После трагедии в «Адмирале» местная прокуратура инициировала проверку ТЦ и выявила, что его опасно эксплуатировать, и он был закрыт 9 апреля 2015 года.

«Как вы думаете, сколько времени потребовалось собственникам для устранения всех нарушений? — задает вопрос своим зрителям бизнесмен. — Всего две недели! Проведена экспертиза частной компанией, которую суд почему-то принял во внимание, и эксплуатация здания была разрешена. Но безопаснее объект при этом нисколько не стал. Он такой же опасный».

Экс-депутат утверждает, что собственники ТЦ намеренно занизили площадь своего объекта, чтобы избежать контроля со стороны Госстройнадзора, который бы вряд ли принял такой объект в эксплуатацию, и заявляет также, что, когда в суде решался вопрос о возобновлении эксплуатации «Миража», старший инспектор Госстройннадзора Марат Миннабутдинов пояснял, что не может дать суду заключение, что ТЦ безопасен для эксплуатации, и оценку, что здание не рухнет. Тем не менее суд, по словам Баранова, встал на сторону собственника, «доверившись экспертизе, проведенной на скорую руку». 

Отметим, что бенефициаром ТЦ «Мираж» принято считать известного в Елабуге предпринимателя Рашита Хабирова. Он является заслуженным строителем РТ, заслуженным строителем РФ и почетным гражданином города. С начала 80-х годов бизнесмен возглавляет в Елабуге предприятия, занятые в сфере дорожного строительства, является меценатом. В начале нынешнего года топонимическая комиссия Елабуги предложила даже назвать его именем одну из улиц города, асфальт на которой он восстановил за свой счет. Правда, пока, по сообщениям источников «БИЗНЕС Online», окончательное решение не принято. 

9. Турки возвращаются в Нижнекамск

ТАИФ и турецкая компания «Гемонт» подписали контракт на возведение комплекса «Этилен-600» (на фото: гендиректор ТАИФа Руслан Шигабутдинов (справа) и главный советник по развитию Альберт Шигабутдинов (в центре)Фото: president.tatarstan.ru

На неделе ТАИФ и турецкая строительная компания «Гемонт» подписали контракт на возведение олефинового комплекса «Этилен-600». Турки должны достроить объект к лету 2023 года. В самый же разгар работ на площадке в Нижнекамске компания соберет около 6 тыс. сотрудников. На «Этилене-600» планируется выпускать 600 тыс. т этилена, а также пропилен, бензол и бутадиен. Этилен используется в производстве полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата, а из них, в свою очередь, делают пленки, пакеты, бутылки, трубы, изделия для автомобильной и медицинской промышленности и пр.

Приезд турок может подстегнуть развитие авиаперевозок в регионе. Напомним, что «Гемонт» уже работал в Нижнекамске — на строительстве КГПТО «ТАИФ-НК». Тогда турки давали маятниковую миграцию, которая обеспечивала рентабельность рейсов между Бегишево и Стамбулом. С тех пор было несколько попыток возобновить рейс, но они проваливались. Сейчас же появляется новый шанс.

К тому же, как отмечают эксперты, ожидать, что турки оттянут на себя весь объем работ, не стоит — на подрядах будут трудиться местные компании, перепадут заказы и местным производителям стройматериалов и комплектующих.

10. Челнинцы против вышки МТС


Челнинцы впервые смогли в суде добиться временного запрета на эксплуатацию базовой станции сотового оператора. Работа вышки ПАО «МТС» возле дома 31/08 приостановлена на два месяца. В начале января эксперты Роспотребнадзора по требованию жителей дома провели замеры мощности электромагнитного излучения и выявили превышение предельно допустимых показателей более чем в 2 раза.

В МТС вину за нарушение возложили на подрядчиков, которые неправильно смонтировали базовую станцию, так что азимут излучения приходился на окна квартир. Как бы то ни было, источник «БИЗНЕС Online» в Роспотребнадзоре утверждает, что количество подобных вышек сотовой связи в Челнах будет только расти, так как операторам необходимо исполнить президентский проект «Доступный интернет».