В Татарстане завершился «секретный процесс» над бывшим начальником оперативной службы ФСКН Юрием Казакуловым. Его, уже осужденного за подброс наркотиков на Вьетнамский рынок, обвиняли в фальсификации дела о нарколаборатории в Челнах. Ее якобы накрыли в день визита шефа ФСКН России в Татарстан. Обвинение уверено: так республиканские подчиненные пытались выслужиться перед гостем. Вину Казакулов не признал. К 6 годам колонии ему прибавили еще год «строгача», но защита довольна приговором.
Юрий Казакулов был приговорен к 7 годам лишения свободы, но реально к предыдущему сроку добавили лишь год. Фатыхова осудили на 9 лет
«ОБЖАЛОВАТЬ НЕ БУДЕМ, СОВЕСТЬ НАДО ИМЕТЬ»
Судебный процесс над бывшим начальником оперативной службы УФСКН по РТ Юрием Казакуловым и его коллегой Рустемом Фатыховым завершился в Верховном суде Татарстана. На протяжении нескольких месяцев судебные разбирательства проходили за закрытыми дверями: причиной тому масса гостайн, например методология оперативной работы. Однако сегодня процесс открыли — на несколько минут. Адвокаты обвиняемых Александр Коган и Шамиль Султанов до заседания обсуждали между собой, что процесс сделали открытым ради прессы. И в чем-то они были правы: дело вызывает пристальное внимание силовиков Татарстана. Съемку, правда, все равно не разрешили. Подсудимые не выражали никаких эмоцией, а Фатыхов вообще нацепил на лицо медицинскую маску.
За что судили бывших оперов? Фактически это дело можно назвать битвой завершившейся войны между МВД и ФСКН в 2013 году, которая, к слову, чисто политически завершилась победой полиции: ФСКН была расформирована, а ее шеф Фаяз Шабаев покинул Татарстан, да и сам в декабре 2019 года был задержан за взятку. Тогда в ответ на массовые задержания в полиции, венцом которых стал арест замглавы УМВД Казани Руслана Халимдарова, органы внутренних дел инициировали несколько расследований в отношении заклятых коллег из наркоконтроля. Казакулову предъявили подброс наркотиков на Вьетнамский рынок (за него он уже получил 6 лет колонии) и создание целой нарколаборатории в Набережных Челнах, причем не для продажи запрещенных веществ, а исключительно для повышения качественных показателей ФСКН.
По документам, в квартире одной из челнинских многоэтажек ФСКН обнаружила 116 кг наркотиков, тянувших на $1 миллион. Об этом наркоконтроль отчитался даже на Первом канале. На самом деле, уверено обвинение, объемы наркотиков были в десятки раз преувеличены. Более того, находку «приурочили» к визиту в Казань на тот момент главы ФСКН Виктора Иванова. Прокуратура просила для Казакулова 11 лет лишения свободы, а для Фатыхова — 9 с половиной лет.
Федеральный судья Александр Шемуранов признал обоих мужчин виновными, однако освободил от части наказания в связи с истечением срока давности. В итоге Казакулов был приговорен к 7 годам лишения свободы, но реально к своему предыдущему сроку добавили лишь год. Фатыхова осудили на 9 лет.
«Конечно, доволен приговором. Ему добавили всего год, а по одному эпизоду и вовсе прекратили. Собственно говоря, я это и просил. Обжаловать не будем, тут, конечно, совесть надо иметь», — отметил адвокат Коган на выходе из зала.
КАК РАЗВИВАЛОСЬ ДЕЛО «ОБНОН»
Первый залп противостояния МВД и ФСКН Татарстана полыхнул 29 ноября 2013 года. Тогда следственный комитет по РТ сообщил о задержании начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД по РТ Андрея Алексеева, его коллеги по Казани Дмитрия Андриенко, старшего опера отдела Марата Садыхова и начальник полиции УМВД Казани Руслана Халимдарова. Их обвинили по множеству уголовных статей, связанных с должностными преступлениями и незаконном оборотом наркотиков.
Позже к высокопоставленным полицейским в деле ОБНОН добавились старший оперуполномоченный отдела «К» МВД Наиль Сафиуллин и Яков Кононенко. По версии следствия, Андриенко и Сафиуллин в 2009 году подкинули жителю Казани наркотики. Да вдобавок применили к нему спецсредства и физическую силу, простым языком — пытали. Позже, уже в 2013-м, Халимдаров, Алексеев, Садыхов, Андриенко и Кононенко, утверждал следком, предложили ранее судимому жителю Казани Олегу Кучаеву подбросить знакомому наркотики. Но Кучаев, заверял СКР, раскрыл план оперативников своей будущей жертве.
Все задержания происходили с максимальным эффектом: в Казань из Москвы прибыла специальная группа МВД из управления собственной безопасности. А здание республиканской полиции несколько дней охраняли автоматчики. Позже дело Халимдарова и Ко изъяли у татарстанских следователей и передали в главное следственное управление СК России, которое начало расследование с нуля.
Позже в отношении Халимдарова было возбуждено еще одно уголовное дело. По нему задержали сотрудников подразделений МВД по РТ Рашида Шайдуллина, Валерия Ковылина и Анатолия Ходько, а также экс-сотрудника центрального аппарата МВД РФ Владимира Егорова. Следствие считало, что 2005 году с целью искусственного выявления международного канала поставки наркотиков участники дела ОБНОН купили в казахстанском Костанае более 9 кг гашиша и похитили жителя этой страны Сумбата Оганова. Мужчину переправили с наркотиками в Набережные Челны, где тот был задержан и по сфабрикованному делу осужден на 13 лет. В итоге дело ОБНОН ушло в Московский областной суд. Суд признал доводы следствия верными и приговорил Халимдарова и Егорова к 10 с половиной годам заключения, Ковылина — к 9 годам, Шайдуллина и Ходько — к 8 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.
Другое уголовное дело Халимдарова, где вместе с ним фигурантами проходят Алексеев, Садыхов, Андриенко и Кононенко, сейчас в закрытом режиме рассматривается в Нижегородском областном суде. По нашим данным, процесс вышел на финишную прямую.
По версии следствия, в 2011 году Казакулов организовал подброс наркотиков на Вьетнамском рынке Казани. Якобы сотрудники ФСКН подкинули торговцам чемодан, где, по документам, было 10 кг героина
«ОТВЕТКА» ИЗ МВД
Республиканское МВД с ответным ударом не затянуло. Сразу после задержания Халимдарова защитники полицейских опубликовали видео с Олегом Кучаевым, на котором он рассказал уже об искусственном создании и крышевании группировок Госнаркоконтролем РТ. А еще о том, что эфэскаэнщики выбивали из него показания на коллеги из МВД. Слова Кучаева спровоцировали уголовное дело в отношении Казакулова. К слову, самого Кучаева, несмотря на такую исповедь, чуть позже осудили на 12 лет и 8 месяцев за наркотики.
Казакулов в какой-то степени был публичным лицом и на первых ролях в УФСКН. Именно он с помощью пресс-службы сообщал о громких наркотических делах. А в 2013 году за безупречную службу получил медаль «За доблестный труд».
Начальник оперативной службы был уволен со службы 10 октября 2014-го. А уже через две недели Казакулова в больнице, где он проходил лечение от микроинсульта, задержали оперативники. И на следующий день доставили в Советский районный суд. Следствие подозревало его в покровительстве наркопреступности и искусственном улучшении показаний ведомства.
По версии следствия, в 2011 году Казакулов организовал подброс наркотиков на Вьетнамском рынке Казани. Якобы сотрудники ФСКН подкинули торговцам чемодан, где, по документам, было 10 кг героина. На самом же деле героина там было лишь 100 г, а все остальное оказалось сахаром и чаем. А еще всплыл и эпизод с нарколабораторией в Набережных Челнах. «Изъятие поспособствовало повышению рейтинга управления ФСКН по РТ с 10-го места в 2010 году до 1-го места в 2011-м по Приволжскому федеральному округу», — отмечали тогда в СКР.
К слову, во время обжалования ареста бывший сотрудник УФСКН по РТ, добиваясь свободы, обронил фразу: «Хотел бы добавить, что год свыше 400 человек мы [с моим подразделением] отправляли в места лишения свободы. Я попрошу это учесть, если вы изберете в отношении меня меру пресечения в виде домашнего ареста». Но суд к нему так и не прислушался. Свою вину Казакулов так и не признал.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.