КАК ПРИБОРОСТРОИТЕЛИ СУМЕЛИ ОБРАТИТЬ КРИЗИС СЕБЕ НА ПОЛЬЗУ
ОАО Казанский завод «Электроприбор» - одна из немногих средних производственных компаний в РТ, которая умудряется обходиться без привлечения кредитов и при этом наращивать основные финансовые показатели. В первом полугодии 2011 года предприятие в очередной раз продемонстрировало увеличение выручки – на этот раз на 12,4%. В деталях отчета компании разбирался аналитический центр «БИЗНЕС Online».
РЕКОРДНАЯ ВЫРУЧКА И СТОИМОСТЬ ЧИСТЫХ АКТИВОВ
Как известно, конец 2008 года и первая половина 2009 для многих крупных компаний РТ связаны с серьезными провалами по всем показателям. На этом фоне особняком стоит
ОАО Казанский завод «Электроприбор». Его чистых активы и выручка от реализации росли в кризисный период, продолжается этот рост и сейчас – судя по отчету компании за первое полугодие 2011 года.
В январе-июне 2011 года компания повысила стоимость чистых активов на 6,5% (22,5 млн. руб.) до максимальных 366,6 млн. руб.
Если говорить о таком ключевом показателе, как выручка, то его удалось увеличить на 12,4% (43 млн. руб.) - также до рекордных 389,6 млн. руб. в сравнении с 346,6 млн. руб. за аналогичный период 2010 года. Правда, при этом себестоимость выросла аналогичными темпами, что позволило получить прирост валовой прибыли на 9,7% (5,38 млн. руб.) до 61,13 млн. руб. Хотя эталонным здесь остается показатель первых 2 кварталов 2009 года (92,82 млн. руб.), который превосходит результат аналогичного периода 2011 года на 52% (31,69 млн. руб.). Отметим, что такой колоссальный результат в кризисный период для других предприятий стал возможен из-за резкого снижения себестоимости продукции. Иначе говоря, поставщикам пришлось снижать цены, в то время как спрос на продукцию данного завода оказался сверхустойчивым.
В 2011 году предприятие освоило новые типы замочных изделий и в феврале официально зарегистрировало свой хорошо узнаваемый логотип ELP.
В число потребителей автомобильной продукции «Электроприбора» традиционно вошли предприятия группы «КАМАЗ», а также «Соллерс -Елабуга» и «Димитровградский завод радиаторов».
Примечательно, что в процессе роста оборота, снизились коммерческие расходы на 20% (1 млн. руб.) до 3,93 млн. руб. В итоге, операционная прибыль выросла на 12,6% (6,38 млн. руб.) до 57,2 млн. руб. за первое полугодие 2011 года.
Однако отрицательное сальдо прочих расходов и доходов (-10,89 млн. руб.), которое оказалось существеннее отрицательного результата первого полугодия 2010 года (-7,05) на 55% (-3,84 млн. руб.) не дало шансов получить более высокую чистую прибыль.
Заметим, что для предприятия характерен весьма высокий уровень прочих расходов, в которые регулярно включаются различные взносы и отчисления. Так, по итогам 2010 года только добровольных взносов в различные ассоциации было выплачено на сумму свыше 18 млн. руб.
Итак, несмотря на рост выручки и валовой прибыли, чистая прибыль сократилась на 13,5% (4,58 млн. руб.) до 29,28 млн. руб. за первое полугодие 2011 года в сравнении с 33,86 млн. руб. за аналогичный период 2010 года.
Производительность труда выросла в унисон выручке от реализации на 12,8%, в то время как объем денежных средств, направленных на оплату труда сократился на 4,8% (4,18 млн. руб.) до 82,55 млн. руб. При этом по итогам 2010 года на благотворительность и спонсорство компания выделила сумму порядка 4 млн. руб.
Основные показатели деятельности
Наименование показателя |
1 полугодие 2011 |
1 полугодие 2010 |
1 полугодие 2009 |
1 полугодие 2008 |
Изменение 1 полугодие 2011 к 1 полугодию 2010 |
|
Абсолютное |
Относительное, % |
|||||
Стоимость чистых активов эмитента, млн. руб. |
366,6 |
344,1 |
302,9 |
268,1 |
22,5 |
6,5 |
Выручка от реализации, млн. руб. |
389,62 |
346,64 |
257,51 |
240,49 |
42,98 |
12,4 |
Себестоимость, млн. руб. |
328,49 |
290,89 |
164,69 |
219,9 |
37,60 |
12,9 |
Затраты на 1 рубль продукции, руб. |
0,843 |
0,839 |
0,640 |
0,914 |
0,004 |
0,50 |
Валовая прибыль (убыток), млн. руб. |
61,13 |
55,75 |
92,82 |
20,59 |
5,38 |
9,7 |
Коммерческие расходы, млн. руб. |
3,93 |
4,93 |
5,02 |
3,06 |
-1,00 |
-20,3 |
Управленческие расходы, млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Операционная прибыль (убыток), млн. руб. |
57,2 |
50,82 |
87,79 |
17,52 |
6,38 |
12,6 |
Проценты к уплате, млн. руб. |
0,09 |
1,06 |
1,43 |
0,84 |
-0,97 |
-91,5 |
Прочие доходы, млн. руб. |
26,61 |
27,97 |
9,42 |
6,34 |
-1,36 |
-4,9 |
Прочие расходы, млн. руб. |
37,5 |
35,02 |
52,29 |
18,58 |
2,48 |
7,1 |
Чистая прибыль (убыток), млн. руб. |
29,28 |
33,86 |
33,35 |
0,64 |
-4,58 |
-13,5 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
238 |
211 |
154 |
142 |
27 |
12,8 |
Среднесписочная численность, чел. |
1637 |
1643 |
1677 |
1696 |
-6 |
-0,4 |
ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ЗАЙМОВ
Стоит отметить и некоторые особенности ОАО Казанский завод «Электроприбор» в структуре капитала.
Традиционно на предприятии сохраняется весьма низкий (не более 58%) уровень нагрузки привлеченных средств на собственный капитал, а также показатели ликвидности с запасом превышающие рекомендуемые. Все это помогло «Электроприбору» с успехом пережить кризисный период, мы помним, как серьезно пострадали, а то и вовсе покинули рынок компании с высоким уровнем долга.
Хотя в первом полугодии 2011 года и произошел резкий скачок нагрузки на 24,3% до 81% в сравнении с 56,7% за аналогичный период 2010 года.
При этом коэффициент текущей ликвидности понизился на 0,76 до 1,89 (норма 2 и более).
Свой существенный вклад в изменение показателей внес крутой рост кредиторской задолженности на 78,7% (105,3 млн. руб.) до 239,23 млн. руб.
В то же время, завод обходится абсолютно без займов, рассчитывая в своей деятельности на прочность отношений и высокую заинтересованность в сотрудничестве, как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей.
Подводя итог, можно отметить, что ОАО Казанский завод «Электроприбор» демонстрирует яркий пример устойчивого коммерческого иммунитета и грамотного финансового менеджмента.
Основные показатели устойчивости и ликвидности
Показатели | 1 полугодие 2011 | 1 полугодие 2010 | 1 полугодие 2009 | 1 полугодие 2008 | Изменение 1 полугодие 2011 к 1 полугодию 2010 | |
Абсолютное | Относительное % | |||||
Собственный капитал+резервы млн. руб. | 366,6 | 341,7 | 302,9 | 268,1 | 24,90 | 7,3 |
Долгосрочные займы и кредиты, млн. руб. | 0 | 5,15 | 9,91 | 9,91 | -5,15 | |
Краткосрочные займы и кредиты, млн. руб. | 0 | 7 | 20,4 | 15 | -7,00 | |
Кредиторская задолженность, млн. руб. | 239,23 | 133,89 | 113,02 | 112,4 | 105,34 | 78,7 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % | 81,0 | 56,7 | 56,0 | 58,2 | 24,30 | |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,89 | 2,65 | 2,61 | 2,31 | -0,76 | |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,50 | 0,63 | 0,54 | 1,57 | -0,13 |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.