«Рабовладельческий строй закончился. Если о подобном где-то не знают, то это проблемы тех, кто не знает», — отвечает Наиль Магдеев на критику со стороны КАМАЗа в адрес резидентов ТОСЭРа, которые забирают лучшие кадры. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» мэр Челнов рассказал, нужны ли городу на самом деле 100 тыс. мигрантов, готов ли он дать «НЕФАЗам» второй шанс и почему так медленно идет создание технического вуза.
Наиль Магдеев: «От идеи транспорта большой вместимости мы не отказались. Определимся с базовым перевозчиком, который возьмет обязательства по 6 маршрутам, учитывая новые микрорайоны»
«огромного материального ущерба для города не нанесено»
— Наиль Гамбарович, одной из острых тем в Челнах стала транспортная реформа, начавшаяся в феврале после того, как КАМАЗ забрал у города большие автобусы из-за долгов по лизинговым платежам. Если вернуться на пять лет назад, когда «НЕФАЗы» появились на местных маршрутах, вы начали бы вообще реформу?
— Однозначно да, потому что тогда увидел, что в полумиллионном городе жителей перевозят на автобусах малой вместимости. Да, были допущены определенные просчеты, может, настойчивости не хватило, чтобы более тщательно выбрать подвижной состав. Кто виноват в сложившейся ситуации с большими автобусами? Мэр, фамилия его известна. Но, как сказал на сессии премьер-министр РТ Алексей Песошин, на 100 процентов один никогда не бывает виновным.
Какого-то огромного материального ущерба для автограда не нанесено. Мы заплатили за пользование автобусами 1,2 миллиарда рублей (700 миллионов из бюджета Челнов, остальное — из федерального). Цена не слишком высока для города — мы пять лет на автобусах перевозили пассажиров, каждый автобус обошелся нам в 3,3 миллиона рублей при рыночной цене сегодня в 9 миллионов. Теперь они в рамках мирового соглашения переданы КАМАЗу. МУП «Электротранспорт» будет по своим финансовым и имущественным обязательствам отвечать. Другой вопрос, хватит ли у него активов. Но исполком субсидиарной ответственности в данном случае не несет. Это, повторюсь, дело двух хозяйствующих субъектов.
От идеи транспорта большой вместимости мы не отказались. Определимся с базовым перевозчиком, который возьмет обязательства по 6 маршрутам, учитывая новые микрорайоны.
— Уже известно, какие автобусы вернутся на эти маршруты: «МАЗ», Lotos, Simaz? А может, вы не исключаете возможность приобрести «НЕФАЗы»?
— Определимся в ближайшее время. Это может быть и «НЕФАЗ». Главным окажется вопрос цены и качества. Автобусы большой вместимости будут закуплены базовым перевозчиком. Количество техники мы посчитаем с учетом трафика, расписания, строительства новых районов. У нас есть 90 дней, чтобы решить этот вопрос. Но, как вы знаете, без транспорта люди не остались — по всем маршрутам курсируют микроавтобусы.
«Главным окажется вопрос цены и качества. Автобусы большой вместимости будут закуплены базовым перевозчиком»
— Вы говорите, что рассматриваете как вариант и покупку «НЕФАЗов», но мы так поняли, что город и КАМАЗ к единому мнению не пришли, так как недавно были опубликованы фотографии возвращенных автобусов «НЕФАЗ», многие из них оказались аварийными. КАМАЗ настаивает на их неправильной эксплуатации…
— Мы пытались договориться с КАМАЗом, чтобы он оставил нам 50 автобусов на ту сумму, что мы заплатили по лизингу, но решение не состоялось. Финальный разговор МУП «Электротранспорт» и КАМАЗа произошел в суде, когда они заключили мировое соглашение. И мы считали, что тема с автобусами как спор двух хозяйствующих субъектов исчерпала себя. Обвинять во всем только «Электротранспорт» — не самая правильная партнерская позиция. Мы никогда ничего плохого про КАМАЗ не говорили, нам важна репутация и авторитет градообразующего предприятия. И сейчас не скажем. Есть такая татарская поговорка: «Сез безгә таш белән, без сезгә аш белән» («Вы нам камнем, а мы вам супом/едой»).
— Недавно стало известно о реанимации планов по строительству трамвайных линий в городе. Как будет развиваться трамвай с учетом дефицита бюджета, который восполнялся с помощью КАМАЗа и стал предметом дискуссии на сессии?..
— Без финансовых вливаний городской трамвай дальше развиваться не сможет. Во всем мире общественный транспорт нерентабелен. В ВЭБе, который сейчас занимается с нами вопросами транспортного обслуживания, я поинтересовался, в каком городе России трамвайные перевозки окупаются, мне сказали, что таких городов в стране нет. Прочитал, что в Люксембурге сделали бесплатный проезд, но это же за счет государства, которое платит полным рублем перевозчику. Мы сегодня полным рублем не платим и хотим, чтобы транспорт был рентабельным?!
На КАМАЗе некоторые руководители недавно предложили забрать обратно у города «Электротранспорт» (трамваи), когда возникла проблема с неплатежами. Я тогда сказал: «Пожалуйста, забирайте». Но, видимо, на КАМАЗе посчитали и от этой идеи отказались.
«Обвинять во всем только «Электротранспорт» — не самая правильная партнерская позиция»
Мы надеемся и на поддержку со стороны руководства республики. Уже принято решение о дополнительной закупке трамваев для Казани, Челнов и Нижнекамска. Мы получим 5–10 новых вагонов. Что касается расширения маршрутной сети, для этого нужен проект продолжения ветки, чтобы спуститься по проспекту Беляева до Чулмана, по улице Королева подняться до первой автодороги, таким образом замкнув маршрут. Проектирование 1 километра трамвайных путей обходится примерно в 1 миллион рублей. Нам нужно 15–16 миллионов рублей, чтобы сделать проект. Будем в этом году искать финансовые ресурсы из допдоходов, чтобы заказать проект и подготовить его к 2021-му. Далее станем участвовать в федеральных программах по развитию транспорта.
— Если общественный транспорт убыточный, как будете заинтересовывать частников эксплуатировать большие автобусы и дополнительные трамваи?
— Во-первых, должен быть контракт на длительный промежуток времени, поскольку под подвижной состав берутся кредиты. У бизнеса должна быть уверенность в том, что в ближайшие 5–10 лет его с маршрута не уберут. Во-вторых, необходим экономически обоснованный тариф — если мы по нему не перевозим, нужны дотации. Если тариф сегодня, образно говоря, 30 рублей, а мы перевозим за 22 рубля, то за каждого пассажира 8 рублей из городского бюджета должны дотировать перевозчика, чтобы не привести предприятие к банкротству. Продукты питания ниже себестоимости в торговой сети же не продают или электроэнергию…
«При негативном развитии событий ситуация затронет не только КАМАЗ, но и город — отразится на покупательной способности челнинцев»
«ЧТО БЫ МЫ ДЕЛАЛИ, ЕСЛИ БЫ У НАС НЕ БЫЛО ПРОИЗВОДСТВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕМ?!»
— Помимо транспортного вопроса, городу в ближайшее время предстоит решать и другие не менее важные проблемы: по итогам 2019 года в Челнах было отмечено падение индекса промпроизводства на 7 процентов. Хотя он снизился и в соседних городах — в автограде цифра серьезнее. Есть антикризисный план, как исправить ситуацию? И как начался этот год?
— Да, прошедший год был непростой для нашего города машиностроителей: отсутствие внутреннего спроса на основной продукт (грузовой автомобиль), который выпускается в Челнах, безусловно, повлияло на показатели. Большие стройки в стране в виде крымского моста завершены, а новые на горизонте пока не появились. На падение объемов промпроизводства повлиял и уход Ford-Sollers, но закрытие завода не отразилось на ситуации с занятостью: 800 сотрудников без работы не остались — они без проблем устроились, в том числе на новые предприятия ТОСЭРа. И я задумался: что бы мы делали, если бы у нас не было производств, не связанных с автомобилестроением?! Поэтому ТОСЭР — наша палочка-выручалочка, второе дыхание для Челнов.
Ряд отраслей в 2019 году продемонстрировал рост или стабильную работу. Например, увеличилась у нас в объемах строительная, пищевая и перерабатывающая отрасли, а также производство металлических изделий (завод «ТЭМПО»).
Что касается 2020-го, то январь нетипичный, поскольку полмесяца отдыхали. В январе – феврале есть определенный рост продаж, но, я думаю, это отложенный спрос с декабря – ноября прошлого года.
«На падение объемов промпроизводства повлиял и уход Ford-Sollers, но закрытие завода не отразилось на ситуации с занятостью: 800 сотрудников без работы не остались»
— В этом году новый вызов — ситуация вокруг коронавируса привела к закрытию границ с Китаем, КАМАЗ не исключил введения сокращенной рабочей недели из-за иссякающего запаса китайских комплектующих на заводе. Какие еще проблемы испытывает город в связи с напряженной обстановкой?
— Вы же понимаете, что Китай сегодня — фабрика мира. Это касается и программного обеспечения, компьютерной техники, сферы машиностроения, сложной бытовой техники, которая выпускается во многих странах. КНР сегодня является поставщиком большого количества комплектующих высокого уровня, в том числе и для машиностроительных предприятий России. Это же касается не только КАМАЗа, но и АвтоВАЗа, даже Германия заказывает комплектующие из Поднебесной!
Конечно, мы надеемся на благоприятный исход. При негативном развитии событий ситуация затронет не только КАМАЗ, но и город — отразится на покупательной способности челнинцев. Надеемся и на Всевышнего…
— И на вакцину… А город как-то готовится к возможной эпидемии, которая затрагивает все большее число государств?
— Руководством страны поставлены задачи всем соответствующим службам, создан оперативный штаб на уровне республики. У нас есть Роспотребнадзор, его подразделения, управление здравоохранения, инфекционная больница — всем им указания даны, имеются специалисты и помещения, которые готовы принять больных.
— Есть еще какие-то предприятия в Челнах, чьи руководители уже схватились за голову из-за того, что поставки из Китая прекратились? К вам с такой проблемой обращались?
— Нет таких предприятий. У всех есть определенный запас, программы действий на случаи форс-мажоров. Первый квартал уже более-менее покажет, что произошло. И рынки падают, и акции. Это не проблема только Набережных Челнов, а общемировая тенденция, и мы в данной системе координат находимся и живем по тем трендам, которые сегодня есть и в России, и в Татарстане. Повлиять на промышленную политику компаний мы не можем — у них есть свое руководство, акционеры. Каждый думает, как выйти из ситуации с наименьшими потерями.
«ТОСЭР — хороший инструмент для привлечения инвесторов и из других регионов, и из соседних районов республики»
«ЧУТЬ ЛИ НЕ СИЛОЙ ПРИХОДИТСЯ ПРИГЛАШАТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС НА БЕСПЛАТНУЮ УЧЕБУ»
— Доля МСБ в валовом территориальном продукте города занимает уже более 37 процентов (против 30 процентов годом ранее). Благодаря чему достигнут такой рост? И он ли это? Или же снижение доли КАМАЗа? Как город намерен наращивать показатель, обозначенный президентом в 40–45 процентов?
— Опираясь на данные налоговой инспекции по главному налогу — НДФЛ, считаю, что это рост. В 2018 году у нас было 11 955 налогоплательщиков НДФЛ, из них юрлиц — 9 460, ИП, физлиц — 2 495. В 2019-м стало 12 353 налогоплательщика, в том числе 9 773 юрлица, то есть количество предприятий увеличилось, число ИП и физлиц выросло до 2 580. Таким образом, у нас стало на 398 субъектов, уплачивающих подоходный налог, больше. Кроме того, мы видим увеличение оборота малых предприятий. В 2019 году объем отгрузки продукции резидентами промпарков вырос в 1,6 раза до 127 миллиардов рублей против 81,4 миллиарда в 2018 году. Количество рабочих мест в них в 1,5 раза увеличилось. В 2019-м было 12 тысяч рабочих мест, годом ранее — 8 275. Вот вам и подоходный налог. Это все происходит за счет того, что в Набережных Челнах создаются комфортные условия для ведения малого бизнеса, начиная от КИП «Мастер», заканчивая еще 11 промпарками. Это ведь готовая инфраструктура, дороги, электроснабжение. Где можно за 100 с небольшим рублей за квадратный метр взять готовое помещение? Только в Челнах! Рыба ищет, где глубже, а бизнес — где лучше. Сейчас мы готовим третью очередь промпарка «Развитие», потому что первая и вторая уже заполнены, а пять лет назад там было голое поле!
У нас появляются новые виды бизнеса. Мы не только помогаем, но и обучаем малый бизнес. Иногда обидно становится, потому что чуть ли не силой приходится приглашать малый бизнес на бесплатную учебу! Я им говорю: «Друзья мои, это же ваш бизнес, почему я вас должен уговаривать и учить?» Рассказываем предпринимателям о работе электронной площадки, поставщиках, о том, как выгоднее продать товар, правильно оформить документы, в какую дверь стучаться. Сегодня же не проблема произвести, у всех одна забота — продать!
В 2019 году мы получили 4,3 миллиарда рублей по различным программам с учетом всех субсидий банкам по кредитам, выданным субъектам МСБ по льготным ставкам. Например, в программу льготного кредитования под 7,5 процента годовых вошло 46 предприятий, которые получили 104,9 миллиона рублей, под гарантии гарантийного фонда — почти 200 миллионов, по программе стимулирования кредитования — 100 миллионов и так далее. Это реальная поддержка федерального, республиканского, муниципального уровня.
«Больше всех инвестиций среди ТОСЭРов страны привлекли мы в Набережные Челны, как, впрочем, и больше всех рабочих мест создали, выполнив все показатели перед федеральным центром»
— Вы сказали, сколько открылось предприятий. А сколько закрылось?
— Итоговые цифры я назвал с учетом компаний, закрывшихся по разным причинам, то есть у нас все равно рост! Увеличение НДФЛ произошло не только потому, что стало больше налогоплательщиков, но и из-за увеличения зарплаты и у бюджетников, и в частных компаниях. Например, на КБК по итогам 2018 года средняя зарплата составляла 74 тысячи рублей, в прошлом году — 79 тысяч рублей.
— Вы упомянули промпарки, но они теперь есть по всей республике, некоторые не заполнены (особенно в небольших городах, районах), поскольку ТОСЭРы перетягивают всех к себе. Это становится проблемой?
— ТОСЭР — хороший инструмент для привлечения инвесторов и из других регионов, и из соседних районов республики. В данном случае Набережные Челны решают свою задачу, и я в этом плане патриот своего города: есть люди, которые отвечают за страну, есть, кто за республику, а я, ваш покорный слуга, — за Челны. Дали нам такой инструмент (ТОСЭР) — и мы им сполна пользуемся. Да у нас есть недостатки в этой работе, но больше всех инвестиций среди ТОСЭРов страны привлекли мы в Набережные Челны, как, впрочем, и больше всех рабочих мест создали, выполнив все показатели перед федеральным центром. Хорошо подобное или плохо? Когда я возглавил город в 2014 году, главный конвейер КАМАЗа работал два дня в неделю. Каково людям оказаться в такой ситуации, когда нет работы и доходов? Есть такая татарская пословица: «Ашаган белми, тураган белә» («Ведает не тот, кто ест, а тот, кто готовит»), то есть не поймешь, пока сам не переживешь. Когда сгорел завод, ситуация тоже была аховая. Мы знаем, как может быть совсем плохо. Вывод: необходимо и дальше активно привлекать в наш город инвестиции!
«Считаю, что решение о создании программы развития моногородов не должно подвергаться сомнению»
«РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ ЗАКОНЧИЛСЯ»
— На недавней сессии горсовета вы отчитались, что резиденты ТОСЭРа перечислили налогов в 3 раза больше, чем получили налоговых преференций, и обогнали КАМАЗ. В экономику города они инвестировали 15,6 миллиарда рублей, создав 5,6 тысячи рабочих мест. Какие прогнозы по ТОСЭРу на ближайшие годы с учетом снижения требований по объему инвестиций и количеству создаваемых рабочих мест?
— Снизили порог вхождения — это хорошо, но, к сожалению, после трех лет для резидентов убрали самую главную льготу по платежам в пенсионный фонд, поэтому мы в своих прогнозах осторожны. Во-первых, оставшиеся предприятия должны выйти на проектную мощность, во-вторых, исполнительный комитет работает по привлечению инвесторов. В ближайшее время мы можем увидеть еще несколько компаний в ТОСЭРе — документы по двум уже находятся в листе ожидания. Планируется дополнительный объем инвестиций на 2020 год на 8 процентов — 1,2 миллиарда рублей и 300 новых рабочих мест.
Доля ТОСЭРа в объеме экономики города растет: если рассматривать показатель отгруженной продукции, в 2016 году доля выручки резидентов составляла 1,7 процента, в 2019-м — 7,5 процента. В 2020 году ожидаем, что она увеличится до 10 процентов. Это диверсификация экономики. Она происходит за счет строительных материалов и металлобработки (62 процента), производства бытовой техники (22 процента), пищевой промышленности (9 процентов), производства спорттоваров (1 процент) и прочего. Когда мне говорят, что для иностранцев ТОСЭР открыли, я отвечаю, что 65 процентов резидентов — это российские малые и средние компании.
— Вы попросили премьер-министра РТ Алексея Песошина выйти в правительство РФ с инициативой сохранения налоговых преференций для резидентов ТОСЭРа по страховым взносам на весь период действия особого статуса. Предложение в итоге будет пролоббировано?
— Будем пытаться. Это сделает ТОСЭР еще более привлекательным.
— С другой стороны, подобное создает проблемы компаниям, которые таковыми льготами не пользуются. Как оцениваете выступление на сессии горсовета камазовского депутата, призвавшего не открывать новые производства в связи с дефицитом кадров?
— Любой человек имеет право высказывать свою точку зрения. Я считаю, что городской парламент — это место для дискуссий. Но хотел бы отметить, что программа развития ТОСЭРов инициирована президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным после известных событий в Пикалево. Я нисколько не сомневаюсь в высокой компетенции правительства России, тем более президента нашей страны. Считаю, что решение о создании программы развития моногородов не должно подвергаться сомнению. Тем более что эти инструменты хорошо работают. Территория опережающего социально-экономического развития в Челнах показала свою высокую эффективность, потому считаю абсолютно неприемлемым сворачивать ТОСЭР, мы на подобное никогда не пойдем. Я еще в самом начале, в январе 2016 года, сказал, что это уникальная возможность для города изменить структуру экономики. Если за данный короткий промежуток времени в 10 лет такое удастся, то челнинцы будут молодцы. Если нет, то мы навсегда останемся моногородом. Поэтому я считаю, что нам дан исторический шанс и мы им должны воспользоваться — стать городом, где выпускают не только хорошие грузовые автомобили, но и бытовую технику, высококачественные продукты питания, электротехнические товары, продукцию для стройиндустрии. Например, только завод «ТЭМПО» около 5 миллиардов рублей инвестиций вложил. Таких примеров немало.
«На ТЭМПО средняя зарплата составляет 44 тысячи рублей»
— А средняя зарплата на ТЭМПО и у других резидентов какая?
— На ТЭМПО средняя зарплата составляет 44 тысячи рублей, в АПК «Камский» — 40 тысяч, «Полихим Системс» — 51 тысяча, на фабрике «ЗаряД» — 43 тысячи, в «Венских вафлях» — 43,6 тысячи, НЧТЗ — 47 тысяч рублей.
Вот резиденты, которые кому-то, видимо, создают проблемы по кадрам. Поэтому считаю, что Андрей Александрович (Максимов — депутат горсовета, финансовый директор ПАО «КАМАЗ» — прим. ред.) не прав, что ТОСЭР не надо развивать. Его и дальше нужно развивать — он дает людям хорошую возможность выбирать лучшую работу. Да, это конкурент, в том числе КАМАЗу, — подготовленные кадры могут уйти. Но рабовладельческий строй закончился. Если о подобном где-то не знают, то это проблемы тех, кто не знает. Не выступил же гендиректор КБК и не стал ставить задачу руководству города: «Найдите мне кадры». Я всем говорю: «Не надо никуда за границу ездить учиться, всем нужно сходить на картонно-бумажный комбинат и посмотреть, как в тех же экономических условиях, при той же налоговой системе, агрессивном рынке, практически не привлекая кредитные средства, заниматься обновлением основных фондов, закупать современное оборудование и платить такую высокую зарплату». Он (Андрей Фомичев — гендиректор КБК — прим. ред.) же не только платит зарплату хорошую, но и сохранил соцпакет (санаторий-профилакторий, например), который многие «эффективные» управленцы позакрывали. Кроме того, открыл завод в Подмосковье, ежедневно думает над сокращением издержек и не ищет виноватых на стороне. Я ему недавно звонил поздравить с юбилеем, думал, что в такой день именинник дома, а когда он трубку взял, то там иностранная речь была слышна. Оказалось, что находится в Германии на переговорах. То есть директор даже в свой день рождения думает о производстве, развивает его — конечно, предприятие будет успешным.
А некоторым вечно кто-то мешает, но рецепт известен: плати работникам хорошую зарплату, предоставь хороший соцпакет или реши жилищный вопрос. В Советском Союзе, чтобы на КАМАЗ людей привлечь, платили достойную зарплату и предоставляли жилье. Сегодня наша республика создала условия для предприятий — построены и оборудованы ресурсные центры. Теперь задача компаний — растить из молодых людей специалистов, платить им достойную зарплату, проводить автоматизацию, роботизацию.
Что касается ТОСЭРа, то его уже не остановить — нам за четыре года понравилось, что в Челнах появляются новые компании, компетенции, направления для молодых людей, которые могут проявить себя в разных отраслях. Сегодня он собирал машины, завтра пошел выпускать колбасу, а потом — холодильники. Мы не должны загонять людей в какие-то рамки. При этом надо помнить, что КАМАЗ — наш стержень, позвоночник. Но городу нужно дальше развиваться. Если бы мы не по тому пути пошли, мне бы уже давно сказали, что я не тем занимаюсь! Правительство закрыло бы ТОСЭРы. Но нам Рустам Нургалиевич Минниханов ставит задачу увеличивать долю малого и среднего бизнеса, активно развивать ТОСЭР.
«Взрывного роста, возможно, не будет, но город станет развиваться, поскольку будущее за крупными агломерациями»
«МЫ ПРИБЛИЖАЕМСЯ К 560 ТЫСЯЧАМ НАСЕЛЕНИЯ»
— Что касается трудовых ресурсов, то и вы, и представители КАМАЗа неоднократно говорили, что население Челнов необходимо увеличивать. Но современное производство требует все меньше людей, надо ли нам становиться городом гастарбайтеров, нужны ли нам эти 70–100 тысяч человек, ведь подобное повлечет за собой и расходы на инфраструктуру — школы, садики? Куда расти городу?
— В Челнах уже не 534 тысячи человек, часть проживает в Тукаевском районе, поэтому мы приближаемся к 560 тысячам. Да, возможно, не появится необходимости в 100 тысячах трудовых мигрантов в связи с автоматизацией, цифровизацией. Взрывного роста, возможно, не будет, но город станет развиваться, поскольку будущее за крупными агломерациями.
— Каков прогноз численности населения автограда на ближайшие 10 лет?
— Думаю, что в районе 580–600 тысяч. Необязательно по прописке, а по факту.
— Еще у нас со структурой населения сейчас проблема — к 2030 году каждому третьему жителю будет 65 лет и старше. Молодежь уезжает…
— Уезжают, например, учиться на врачей, военных. Да, только 25–30 процентов возвращаются. Но ведь и приезжают к нам из соседних городов, районов, так как есть рабочие места, — баланс положительный в Челнах! Плюс рождаемость у нас растет.
«Основную скрипку в создании вуза играют КФУ, КАМАЗ и город — вся тройка заинтересована в появлении Технического университета»
— Тем не менее проблема оттока молодежи есть. Как удерживать ее? В городе один самостоятельный вуз. Почти 1,5 года прошло, как президент РТ заявил, что нам нужен Технический университет. Какие подвижки имеются в вопросе создания вуза?
— Основную скрипку в создании вуза играют КФУ, КАМАЗ и город — вся тройка заинтересована в появлении Технического университета. Путь длинный, начиная от того, что мы хотим, какие условия должны создать, что за возможности есть у КФУ, какие пожелания и планы у КАМАЗа. Это вопрос федерального уровня, над ним работают президент Татарстана, КФУ через министерство, КАМАЗ. Есть поручения в части строительства общежития по линии правительства РТ, факультета автоматизации КФУ. Сегодня ведутся проектные работы. Пока идет формирование концепции вуза, связанного не только с машиностроением, но и с автоматизацией, цифровизацией, IT-технологиями с учетом востребованности специалистов.
Проблема с кадрами есть. Крупные предприятия сами готовят себе специалистов, например, КБК контрактует молодых людей, направляет на учебу в Санкт-Петербург, платит стипендию, они возвращаются к ним на работу. Чем не схема? Что другим мешает так поступать? Бизнес тоже должен думать о кадрах. А пока у нас какой-то иждивенческий подход — фирму создали, но не придумали, где брать специалистов. Надо контрактовать молодых людей уже в старших классах, учить в вузах и брать на работу. Стали жить в рыночных условиях, следовательно, необходимо менять подходы в подготовке кадров.
— На заседании горсовета по итогам 2019 года премьер-министр РТ обратил внимание на проблему АУЕ в Челнах. На ваш взгляд, почему произошло развитие подобных сообществ в относительно благополучные по сравнению с 90-ми годы? Как нужно решать проблему, ведь она находится не только в правоохранительной, но и в социальной плоскости?
— Говорить, что АУЕ, молодежные группировки появились только в Челнах, абсолютно несправедливо — они возникли по всей России, в том числе благодаря людям, освободившимся из мест лишения свободы. Создаются различные деструктивные группы, в том числе с воровской идеологией, в соцсетях, в которые попадают молодые люди с неокрепшими жизненными взглядами. То, что в Челнах об этом заговорили открыто и гласно, — наша осознанная политика. Ряд уголовных дел в городе был возбужден. Рецепты в данном случае общеизвестные: совместными усилиями правоохранительных, надзорных, контролирующих органов, семьи и школы мы сможем искоренить группировки.
Согласно последним исследованиям, живому общению с детьми родители уделяют всего лишь 15 минут в день! Поэтому нужно заниматься с детьми, особенно когда их мировоззрение только формируется, а не уповать только на школу, кружки. Родители должны знать, на каких сайтах проводит время ребенок, куда ходит, с кем дружит. Собрания в школах на данную тему уже провели. Используем все инструменты! Проблема глубокая, вопрос не снят с повестки.
Окончание следует.
Газета «БИЗНЕС Online» благодарит отель KamaRooms за содействие в организации интернет-конференции.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 127
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.