Павел Баженов Павел Баженов: «Содействие со стороны государства не толькопозволит не допустить спекулятивный рост цен, но и обеспечит своевременное снабжение в условиях разворачивающейся пандемии и падения потребительского спроса»

«Это спекуляция на сложившейся эпидобстановке»

Обращение Независимого топливного союза (НТС) к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать отрасль во время пандемии коронавируса обретает скандальные черты. Напомним, накануне письмо НТЗ было представлено в СМИ как «предупреждение риска спекулятивного роста цен» из-за мер, принятых против распространения коронавируса. «Бензин, газомоторное и дизельное топливо являются стратегически значимым продуктом потребительского и оптового рынка, обеспечивающим в том числе бесперебойные грузоперевозки товаров первой необходимости, к которым в том числе относятся продукты питания и лекарственные средства, — цитируется заявление президента союза Павла Баженова на сайте НТС. — Содействие со стороны государства предприятиям, осуществляющим деятельность в сферах нефтепереработки, перевозок, хранения и розничной реализации топлива, не только позволит не допустить спекулятивный рост цен, но и обеспечит своевременное снабжение в условиях разворачивающейся пандемии и падения потребительского спроса». Напомним, ранее с подобными просьбами о помощи к властям обращались представители ресторанного, туристического и гостиничного бизнеса и даже организаторы концертов.

В Госдуме же призвали независимые АЗС не сеять панику. Вероятные риски относительно роста цен на бензин в России должна оценивать федеральная антимонопольная служба. «Это спекуляция на сложившейся эпидобстановке, — заявил в эфире радиостанции „Говорит Москва“ член комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких. — Пока говорить об отложенном спросе не приходится. Никаким образом сложившаяся ситуация не связана с дальнейшими перспективами. Мы всегда можем спрогнозировать, что, как только цены подняли, как правило, они не опускаются». Он также подчеркнул, что изменения цен должна оценивать ФАС и «однозначно реагировать на рынок топлива». «Нам еще не хватало в этом направлении панику запустить, тогда люди начнут запасаться бочками, канистрами и так далее», — заключил депутат.

НТС же в своем обращении указал на возможное снижение спроса на топливо из-за ограничений по передвижению людей. «На фоне объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемии COVID-19 и снижения мировых цен на нефть в результате отказа стран – участников ОПЕК+ продлить соглашение по сдерживанию объемов нефтедобычи предприятия, образующие сбытовую инфраструктуру российского топливного рынка, находятся в группе риска», — говорится в обращении. Чтобы предупредить убытки и риск закрытия предприятий российского топливного рынка, авторы письма предложили несколько мер.

В частности, Баженов просит до конца года приостановить действие демпфера, который при более высоких ценах на нефть позволял сдерживать рост стоимости бензина на внутреннем рынке и поддерживал рентабельность российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В письме есть также предложение подготовить и внести законопроект об амнистии АЗС, перевозчиков топлива и НПЗ от административных штрафов. Кроме того, НТС выступил за введение моратория на налоговые проверки всех АЗС, перевозчиков и НПЗ, а также предложил временно не брать плату с перевозчиков бензина, газомоторного и дизельного топлива по системе «Платон». В числе антикризисных мер и включение в список приоритетных отраслей оптового и розничного сегментов топливного рынка.

Впрочем, после высказывания Гладких Баженов скорректировал позицию НТС. «Мы никого не пугаем ростом цен, лишь говорим о том, что топливо — это товар первой необходимости, — заявил он в интервью „Комсомольской правде“. — Особенно сейчас, когда важно обеспечить своевременный завоз продуктов и лекарств по всей стране. Без поддержки государства многие независимые производители окажутся в очень сложном положении. И так уже в прошлом году рентабельность была минимальной, на Дальнем Востоке с этим вообще беда».

В Госдуме призвали независимые АЗС не сеять панику. Вероятные риски относительно роста цен на бензин в России должна оценивать федеральная антимонопольная службаФото: «БИЗНЕС Online»

АЗС ЖДУТ СНИЖЕНИЯ СПРОСА НА 20%

С развитием карантинных мер — закрытием досуговых заведений, переводом вузов и школ на удаленное обучение — транспорта на дорогах действительно стало меньше. Сокращение коснулось и автобусных перевозок — ассоциация перевозчиков даже попросила исполком Казани уменьшить число автобусов на маршрутах из-за снижения пассажиропотока.

Несколько участников рынка сбыта нефтепродуктов указали на падение спроса на топливо. Владельцы АЗС ждут усугубления этой ситуации по мере ужесточения карантинных мер в связи с распространением коронавируса. Владелец ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил некоторое снижение спроса на топливо. «Пока сложно судить о масштабах, карантин же стали объявлять только на прошлой неделе, — сказал он. — Это (меры против коронавируса — прим. ред.) должно проявиться на текущей неделе, и число транспорта на дорогах стало снижаться тоже сейчас».

Собеседник издания прогнозирует снижение спроса на уровне от 10 до 20%. «Затянем пояса, что делать, повышение цен мы пока не планируем», — заключил он. 

Незначительное падение спроса заметили в Челнах и связывают это с тем, что люди стали реже выезжать на работу. «Дома сидят, оттуда многие трудятся, я связываю только с этим пока», — говорит учредитель сети АЗС «Чулманнефтепродукт» Мунир Загитов. Однако вскоре чаша спроса качнется в обратную сторону, полагает собеседник издания. «К весне начнется дачный сезон, бабушки, дедушки станут выезжать на машинах, рынок восстановится», — прогнозирует он. Поддержка же отрасли, считает бизнесмен, нужна. «Мы не отказываемся от помощи никогда, — отмечает он. — Если вот оптовые цены упадут, нам бы хорошо стало. В прошлом году маржа была очень минимальная. Потому, я надеюсь, в 2020-м такого не окажется. У меня бабушка всегда говорила: „Во время войны выжили и сейчас выживем!“».

Ринат Гаптельхаков, владелец группы компаний «Транзит Сити» (сеть АЗС Irbis), говорит, что снижение потребления топлива пока незначительное — в пределах 5–10%, но ситуация идет по убывающей. «На городских заправках проливы однозначно уменьшились, это и по дорогам видно — стало свободнее ездить, очередей на заправках меньше. Подобное связано и с ценой евро, и с коронавирусом, все поспособствовало снижению спроса», — отмечает он.

Бизнесмен добавляет, что критической ситуации на рынке при этом нет, поскольку снизились оптовые цены на моторное топливо, что позволяет работать в рамках рентабельности. «Есть такие отрасли, как туризм, отельный бизнес, вот они сильно теряют в доходах. У нас есть [придорожный] отель, и мы чувствуем, что по трассе люди стали меньше передвигаться, жизнь замедлилась», — говорит он.

Ирек Сулейманов Ирек Сулейманов: «То, что будет завтра, мы знать не можем, и не нужно спекулировать такими заявлениями. Если судить по ситуации на сегодняшний день, я вам категорично заявляю: это полная ерунда»

«МЕДИЦИНСКИХ МАСОК НЕ ХВАТАЕТ, НЕ ХВАТАЛО ЕЩЕ И ЭТОГО!»

«Никаких предпосылок к повышению цен на бензин и дизельное топливо в России нет и в помине!» — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов, поясняя, что высказывает не только свое личное мнение, но и позицию Российского топливного союза (РТС).

Он опровергает информацию НТС о том, что якобы возможен рост цен на бензин в России из-за пандемии коронавируса. «То, что будет завтра, мы знать не можем, и не нужно спекулировать такими заявлениями. Если судить по ситуации на сегодняшний день, я вам категорично заявляю: это полная ерунда», — говорит собеседник издания.

Он отмечает, что правительством РФ и РТ предпринимаются гигантские усилия, чтобы поддержать простых граждан и бизнес, так что «в этой ситуации создавать такой информационный повод весьма некорректно». Сулейманов напоминает, что в критической ситуации, которая сложилась в 2018 году в связи с резким ростом оптовых цен на бензин, правительством были приняты действенные меры по уравновешиванию рынка моторного топлива, благодаря чему удалось избежать разорения и ухода с рынка огромного количества заправщиков.

«Нас слышат, нам идут навстречу, и в данной ситуации ставить какие-то ультиматумы просто излишне. Я бы очень не хотел, чтобы такая информация вызвала у наших жителей ажиотаж. Сегодня медицинских масок не хватает, не хватало еще и этого!» — возмущается он.

Роберт Гилязиев Роберт Гилязиев считает, что Национальный топливный союз, используя ситуацию с коронавирусом, пытается «вытряхивать деньги из бюджета под видом того, что независимые АЗС оказались в беде»

«КРУПНЫЕ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ БУДУТ ПЫТАТЬСЯ ГОВОРИТЬ, ЧТО У НИХ УБЫТКИ. НО УБЫТКОВ НЕТ!»

Начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов кабмина РТ Роберт Гилязиев также не видит на рынке какой-то критической ситуации, в связи с которой заправщиков нужно срочно спасать. «На Санкт-петербургской международной товарно-сырьевой бирже с начала марта наблюдается серьезное снижение цен. Стоимость нефти падает, так что они (компании, торгующие топливом,прим. ред.) тоже были вынуждены снизить оптовые цены. На данном этапе считаю, что во введении мер поддержки для организаций, реализующих моторное топливо, нет необходимости. Тогда нужно будет всех и всея поддерживать. Но есть ли в бюджете такой запас денег? АЗС крупных компаний ни в коем случае не надо поддерживать, у них запас прочности большой. На мой взгляд, на сегодняшнем этапе делать это преждевременно», — говорит он.

Гилязиев считает, что Национальный топливный союз (НТС), используя ситуацию с коронавирусом, сегодня пытается «вытряхивать деньги из бюджета под видом того, что независимые АЗС оказались в беде». 

«На днях глава „Роснефти“ Игорь Сечин заявил, что себестоимость добычи нефти — 3,1 доллара за баррель, а ее продавали за 60 долларов. Мы и не знали, что она такая низкая, предполагали, что порядка 6 долларов за баррель, а оказалось 3 доллара! И сегодня крупные нефтяные компании будут пытаться говорить, что у них убытки. Но убытков нет! Раньше, пользуясь отсутствием контроля, организации пытались зарабатывать как можно больше, а сейчас у них заработки уменьшаются», — заявляет глава управления ТЭР.

Он говорит, что не наблюдает значительного снижения потребления топлива. «Я не вижу, что люди стали меньше ездить. Сегодня же все предприятия, все учреждения работают. Какая-то часть сотрудников переходят на удаленный режим, но заводы же не могут дистанционно работать. Поэтому я не думаю, что определенное понижение потребления топлива есть, но очевидно, что резкого падения нет», — отмечает Роберт Файзиевич.

Механизм демпфера сейчас работает против нефтяных компаний, и поэтому логика в действиях НТС естьФото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

«Если они начнут резать инвестиции в переработку или останавливать заводы, все это нам аукнется»

Механизм демпфера сейчас работает против нефтяных компаний, и поэтому логика в действиях НТС есть, говорит директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Логика демпфера заключалась в том, что, когда цена на нефть была высокой, правительство компенсировало нефтяным компаниям расходы, связанные с их отказом от чрезмерного экспорта сырой нефти. То есть он был более выгоден, чем продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке. Нефтяные компании соглашались сохранять прежнее количество переработки, а правительство им компенсировало разницу, — объясняет он. — Сейчас ситуация другая. Компании вынуждены доплачивать правительству за то, что они продают нефтепродукты на внутреннем рынке. Притом сказать, что рентабельность у этой истории сильно выросла, нельзя. Сейчас все обвалилось и все варианты хуже».

Эксперт согласен с тем, что нефтяные компании сегодня так же нуждаются в поддержке, как и предприятия сферы туризма или авиаперевозок. «Если они сейчас начнут резать инвестиции в переработку, отказываться от запланированных ремонтов или, не дай бог, останавливать заводы, все это нам аукнется в дальнейшем довольно сильно», — говорит он. Потому отказ от демпфера и прочие льготы в текущей ситуации обоснованы, иначе сложившаяся ситуация может болезненно ударить по переработке, а значит, в перспективе создать риски для роста цен на внутреннем рынке. Но сейчас его ожидать не стоит, так как это политический вопрос, особенно после заявлений Владимира Путина о недопустимости роста. «Будет прямой приказ, и компании этого (роста цен на бензин — прим. ред.) не допустят. Но, когда ситуация нормализуется, они все равно постараются свои издержки компенсировать, потому почему не попробовать договориться на берегу?» — заключает Симонов.

«Что их поддерживать? Независимые НПЗ сейчас должны уронить цены как во всем нормальном мире. Нефть рухнула, а бензин не опустился!» — категорично отреагировал на письмо НТС представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин. Прогнозы о снижении спроса он считает необоснованными, так как всеобщего карантина в России и в Татарстане в частности пока нет: люди продолжают ездить на работу, ходит общественный транспорт, а пробки по утрам якобы такие же. «У нас вообще интересная ситуация в стране, бензин растет независимо от цены на нефть. Во всем мире АЗС привязаны к цене на нефть, у нас же наоборот. Она упала — бензин подорожал. Какой-то своей жизнью независимой бензин живет, — возмущен Хайруллин. — Пора бы уже по рыночным условиям жить, а не просить все время поддержки государства. Если на 20–30 процентов снизят цену на бензин, спрос окажется ажиотажный! Будут люди заправляться, запасаться. Что им переживать-то?!»