Основная риторика вокруг маркировки в Республике Татарстан на данный момент связана с идеей об избыточности, высокой стоимости и сложности внедрения. Попробуем разобраться, почему ведущие IT-специалисты уверены, что правильно внедренная маркировка не только не дублирует функции системы «Меркурий», но и в ближайшее время станет must have (необходимо иметь)* для всех предприятий Татарстана.
Сегодня участники бизнеса не считывают далеко идущую цель маркировки, сводя ее лишь к получению «заветного квадратика» и отправки отчетности
От хаоса к порядку
Уместно вспомнить, что маркировка — всего лишь небольшая часть от пласта новых информационных систем и сервисов Track & Trace, экономический эффект от внедрения которой соизмерим с экономическим эффектом перехода от хаоса к порядку. Системы Track & Trace внедряются не только в России, при этом она лидирует как по количеству отраслей, охваченных маркировкой, так и по уровню проработанности регуляторной функции. К сожалению, сегодня участники бизнеса не считывают далеко идущую цель маркировки, сводя ее лишь к получению «заветного квадратика» и отправки отчетности. С этим связаны и определенные простои эксперимента в ряде отраслей, и отношение к внедрению в целом.
Татарстан исторически является модельным регионом для трансфера технологий, а маркировка — это мировой тренд и один из логичных кирпичиков, которые дополняют цифровую трансформацию бизнеса.
16 марта в комитете Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам прошел круглый стол «Внедрение обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции». Многие ждали новостей об отмене маркировки, но этого не произошло. Регистрацию в системе производителей начнут с 1 июня 2020 года, и в первую очередь в проекте должны стартовать крупные и средние производители. С 1 декабря 2020-го может начаться маркировка продукции со сроком годности свыше одного года.
Молочную отрасль ждет адаптация и настройка. Без ощутимых потерь эту историю пройдут те, у кого есть позитивный (и негативный) опыт внедрения маркировки во всей цепи поставок и компетентные кадры
Как избежать финансовых потерь и получить гарантии во время внедрения?
Комментируют IT-аналитики инвестиционно-технологического холдинга Original Group, который уже работает не только над внедрениями в молочной отрасли, но и над созданием филиала федерального учебного центра по маркировке в Нижнекамске.
«К сожалению, часть поставщиков, вошедших в эксперимент, ошибочно полагают, что важно „хорошо напечатать код“ и отослать отчет. В итоге за те же деньги клиент внедряет маркировку, а не Track & Trace, получая от процесса одни минусы и ни одного плюса», — отмечают специалисты.
Единицы поставщиков документально гарантируют, что риски по внедрению и изменению требования регулятора лежат на их плечах.
«Отвечать за работоспособность системы Track & Trace в любой ситуации несложно. Пласт Track & Trace стандартизирован и описан. Логика работа Track & Trace универсальна и диктуется мировым консорциумом GS1. Зрелая система Track & Trace элементарно подстраивается под любые изменения на государственном уровне и тем более в бизнесе. Track & Trace самостоятельно контролирует целостность данных. Самостоятельность Track & Trace и есть искомая ответственность поставщика. Под этим легко расписаться», — утверждает Равиль Гимадиев, генеральный директор Original Group — компании, входящей в топ-10 поставщиков решений Track & Trace, по данным минпромторга (бренд TraceWay).
Контрольные точки для предприятий, внедряющих маркировку.
- Методические рекомендации. Методические рекомендации, которые дает регулятор, для облегчения процесса на первом этапе не учитывают весь перечень GS1. Опыт других отраслей показывает: финальным пунктом внедрения маркировки станет внедрение системы Track & Trace для взаимодействия с ERP, WMS и другими внутренними системами и изменение всех бизнес-процессов.
- Внутренняя экспертиза. Без понимания логики регулятора и оператора невозможно спрогнозировать вектор развития системы. Без аналитики опыта других отраслей и их движения из точки А в точку Б невозможно выстраивать систему принятия решений. Книга «Track & Trace: Будущее цепей поставок» Гимадиева (Original Group) и серия отраслевых программ «Азбука Маркировки» на телеканале «Про бизнес», записанных с его участием, станут хорошим пособием на старте.
- Проектный подход. При инициации проекта должна быть создана проектная команда: ответственный за управление производственными линиями, эксплуатацию оборудования, IT и управление качеством.
- Правило Парето о маркировке. При внедрении Track & Trace на оборудование ложится 80% стоимости, но это всего лишь 20% проекта. Программные комплексы и изменение бизнес-процессов стоят нам 20% от суммы проекта, а вес ПО в проекте достигает 80%.
- Открытые API-протоколы. На рынке уже сейчас есть доступные решения для небольших предприятий. Не важно, идет речь о принтерах и камерах или об установке для сериализации, API-протоколы должны быть открыты. Закрытое API — случай клинический, который для десятков компаний в «фарме» закончился полной заменой оборудования и убытками.
Молочную отрасль ждет адаптация и настройка. Без ощутимых потерь эту историю пройдут те, у кого есть позитивный (и негативный) опыт внедрения маркировки во всей цепи поставок и компетентные кадры. На момент эксперимента в России нет специалистов по маркировке молока так же, как их еще недавно не было в «фарме» и других отраслях. Между тем у тех разработчиков, которые многократно проводили клиентов через «опасный брод маркировки» в других отраслях, есть на 100% применимые в молочной отрасли компетенции.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.