В истории человечества было немало страшных эпидемий, уносивших жизни десятков миллионов людей. Так, по одной из версий, «Черная смерть» — эпидемия чумы в Европе середины XIV века — привела к исчезновению булгарского государства. А, например, в XIX веке большое место в структуре инфекционных заболеваний занимала холера. О национальных особенностях распространения болезней и не только — в материале известного казанского востоковеда Азата Ахунова.
Татарская рукопись начала XIX века, в которой говорится о том, как себя должен вести больной человек. Из фондов ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ
«БУЛГАРЫ ХОРОШО ЗНАЛИ МЕДИЦИНУ, БЫЛИ ПЕРЕДОВОЙ НАЦИЕЙ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ»
Нынешняя пандемия коронавируса, захватившая почти весь мир, показала, что, несмотря на все самые передовые технологии, мы оказались не готовы сопротивляться, казалось бы, самому обычному, хотя и хитрозакрученному вирусу. Ведь это ни чума, ни холера, ни оспа и даже ни эбола. На протяжении веков человечество страдало от многочисленных эпидемий, гибли миллионы людей, но жизнь продолжалась, несмотря на самые тяжелые и трагические потери. Homo sapiens приспосабливался ко всему, вырабатывался иммунитет, росло сопротивление болезням. Жизнь в комфортных условиях без движения, вредная пища, стрессы, плохая экология сделали свое дело — современный человек очень слаб и податлив болезням. И слишком беспечен. Эта пандемия будет для нас всех большим уроком. Для всего человеческого рода.
Мы должны извлекать уроки из прошлого. Ведь все то, что происходит сейчас, когда-то уже было, может, в другой форме и под другим названием. Да, история развивается по спирали. И никто пока не смог опровергнуть это утверждение Ксенофонта, сказанное 2,5 тыс. лет назад.
Случалось ли подобное раньше или мы впервые столкнулись с такой напастью? Можно сказать уверенно — такие трагедии случались и раньше, не раз и не два. Невозможно объять необъятное, но сделать небольшой экскурс в историю прошлого Татарстана можно. Все это было, но под другими названиями и при других обстоятельствах. Эпидемии чумы, холеры происходили в наших краях неоднократно. История — хороший учитель.
Если не углубляться далеко, начав наш экскурс в историю с Волжской Булгарии, то сразу же хочется сказать о чуме. Точнее, об эпидемии чумы, которая, согласно мнению разных ученых, и погубила это государство.
Если брать то время, то можно назвать две крупные эпидемий чумы. Первая — это «Юстинианова чума», которая началась во время правления византийского императора Юстиниана I и длилась с 541 года по середину VIII века. Она унесла жизни миллионов людей по всему миру. Попутно надо сказать о новой версии, которую в своей книге «Великолепный обмен» выдвинул известный американский исследователь Уильям Бернстайн. Он полагал, что захватившая весь мир «Юстинианова чума» обошла стороной Аравию с ее горячими песками, в которых не могли жить грызуны — основные разносчики чумы. И это, мол, дало карт-бланш арабам в распространении своей религии на соседние страны.
Вторая эпидемия чумы называлась «Черная смерть», и началась она в 1347 году в Восточном Китае. Пройдя по всей Европе, она утихла в 1351-м. Тогда погибли 34 млн человек, или треть населения Европы.
Страшная пандемия достигла и Булгара. Правда, в письменных источниках нет никаких упоминаний о Волжской Булгарии в связи с чумной пандемией. Есть только косвенные свидетельства о том, что «черная смерть» бушевала и в городах Булгарии. Однако американский и казахстанский историк Юлай Шамильоглу делает предположение, что чума проникла с юга и заразила северные районы Золотой Орды, то есть она вполне могла проникнуть на территорию Булгарского улуса. Шамильоглу делает вывод, что именно эта чумная пандемия привела к полному исчезновению булгарского государства. В качестве довода приводит тот факт, что в середине XIV века внезапно прекращается написание погребальных эпитафий с использованием старобулгарского языка.
О влиянии эпидемий можно судить по надмогильным камням-эпитафиям. Известно, что достигшее своего пика искусство резьбы по камню в начале XIV века сходит на нет после 1360 года. Фото из фонда историка и археографа Гаруна Юсупова. 1950-е годы. ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ
О влиянии эпидемий можно судить по надмогильным камням-эпитафиям. Известно, что достигшее своего пика искусство резьбы по камню в начале XIV века, сходит на нет после 1360 года. Одна из версий говорит о том, что это случилось из-за эпидемии чумы, когда во время массовой гибели населения было не до украшений, погибших хоронили где придется и как придется.
Что касается чумы, то к изучению этой проблемы, помимо историков, присоединились и ученые-генетики. В прошлом году в солидном научном журнале Cell Host & Microbe вышла статья, в которой были опубликованы результаты исследований генома чумных бактерий из средневековых захоронений трех городов: испанской Барселоны, немецкого Эльвагена и Булгара. В итоге генетики пришли к выводу, что эпидемии чумы были вызваны одним и тем же штаммом.
Пока трудно утверждать, что было в те давние времена. Этот вопрос требует дальнейших комплексных исследований. Но наряду с этим трудно поверить в то, что наши предки могли разом вымереть в результате одной эпидемии. Булгары хорошо знали медицину, были передовой нацией в этой области. Сохранились достоверные сведения о наличии в Волжской Булгарии врачей и фармацевтов, которые были известны не только у себя в стране, но и во всем цивилизованном мире. А под цивилизованным миром того времени мы понимаем Ближний Восток. Так известный арабский историк Сулейман Ибн Дауд ас-Саксини (XI век) приводил сведения о медицине из трудов булгарского ученого Аль Хамида Ибн Идриса ал-Булгари. Эти выдержки были посвящены науке эмбриологии: как появляется и развивается зародыш в чреве матери. Булгарские ученые-медики написали ряд трудов, посвященных фармакологии и фармакогнозии. Среди них можно упомянуть Бурхан ад-Дина Ибрагима Ибн Йусуфа ал-Булгари и его трактат «О простых лекарствах», который был достаточно популярен на Востоке. Известным знатоком лекарств был Тажетдин ал-Хасан ал-Булгари. В начале XIII века он жил и работал в Ираке. Он прославился своим трудом «Большое противоядие», который было обнаружен в конце прошлого века в библиотеке Меджлиса в Тегеране и издан в Казани. Его восточные коллеги называли Тажетдина ал-Булгари уникумом своей эпохи. Булгарскому ученому удалось разработать универсальное лекарство, которое помогало от кашля, болей в животе, кожных заболеваний, желтухи, тошноты и кровохаркания. А также было полезно при лечении аритмии, эпилепсии, болезни почек, слабости и депрессии.
«ВЫМИРАЛИ ЦЕЛЫМИ СЕМЬЯМИ, И НЕ БЫЛО НИКАКОГО СПАСЕНИЯ ОТ ХОЛЕРЫ»
Мы мало что знаем об эпидемиях чумы и холеры в период Казанского ханства. Сохранились лишь сведения, относящиеся к более позднему времени. Как писал в своей книге «Таварих Булгарийа» («Булгарские хроники») известный татарский историк и богослов Хусаин Амирханов (дед писателя Фатиха Амирхана), в 1623 году в наших краях случилась эпидемия холеры. По его словам, в день умирали по 400–500 человек.
Как писал в своей книге «Таварих Булгарийа» известный татарский историк и богослов Хусаин Амирханов (дед писателя Ф. Амирхана), в 1623 году в наших краях случилась эпидемия холеры. По его словам, в день умирали по 400–500 человек
Большое место в структуре инфекционных заболеваний в XIX веке занимала холера. В Казанской губернии вспышки заболевания были зафиксированы в 1871, 1892, 1910 годах. Врач Алексей Сухарев в XIX веке занимался изучением инфекционных болезней, распространенных в Казанской губернии, сравнивал влияние тех или иных болезней на представителей отдельных этносов, проживающих в этом крае. Например, анализируя цифры по малярийной лихорадке, он пришел к неожиданным для себя выводам, что татары заболевают этим недугом гораздо реже. Он связывал это с тем, что татарское население меньше обращается к врачам, но главная причина, по мнению Сухарева, была в том, что в большинстве случаев татары возводят свои дома на обдуваемых ветром возвышенностях, куда комары не могут добраться, а также ночуют в избах, а не на открытом воздухе.
Несмотря на нелюбовь к врачам, татары, по мнению врача, охотно прививались против оспы. В 1867 году у русских в его округе было сделано 599 прививок, а у татар — 812, у черемис (марийцев) — 22. Эту особенность он объяснял тем, что у татар отсутствовали религиозные предрассудки против прививок, в отличие от русских, которые полагали, что только та оспа целебна, которая приходит сама собой от Бога, а искусственная оспа (прививка) — это печать антихриста.
Обложка одной из книг Алексея Сухарева, посвященная изучению эпидемии холеры в Казани в 1892 году
В архивах сохранились сведения о том, как боролись с эпидемией холеры в 1852 году в деревне Большие Верези (ныне Арский район РТ). Люди заражались и умирали в течение суток. Вымирали целыми семьями, и не было никакого спасения от холеры. Людей хоронили по несколько человек в одной могиле. Местные власти пытались сделать, что могли — выставляли посты вокруг деревни, никого не впускали и не выпускали. Направленные в Большие Верези русские врачи ничего не смогли сделать — люди не отдавали покойников и тайно сами хоронили их ночью, даже в подполах. Участники похорон через некоторое время умирали сами. Наверное, это было связано с тем, что в случае смерти люди не смогли бы похоронить своих близких по мусульманскому обряду. Много страхов осталось от времен насильственного крещения — татары в любых действиях русской администрации видели подвох, а точнее, желание крестить их обманом или силой.
Было немало случаев, когда во время эпидемий мусульмане не пускали в свои деревни представителей русской администрации. Особой кульминации это достигло в 1897 году во время всероссийской переписи, когда татары, напуганные слухами о том, что будут крестить, а не переписывать, снимались и уезжали из России целыми деревнями.
В 1893 году татарский ученый Фас ад-Дин бин менла Махитдин в Казани издал книгу «Холера: меры и средства защиты от нее», в которой достаточно подробно описывал меры предохранения от заболевания, саму болезнь, виды и способы дезинфекции зараженных мест. Он пытался просветить своих соплеменников в необходимости профилактики. Но первые книги, посвященные теме борьбы с инфекционными заболеваниями, были изданы намного раньше. Например, в 1811 году вышла в переводе с русского брошюрка, в которой шла речь о том, как уберечь себя от оспы.
Как пишет в своей книге «Города и посады дореволюционного Поволжья» Александр Зорин, в Казани в 1879 году была создана санитарная комиссия и выделены санитарные участки.
«Особо опасными для городов, с их концентрацией населения и повышенной интенсивностью контактов между людьми (бытовых, производственных, торговых и др.) были инфекционные заболевания. Поэтому органами общественного управления уделялось внимание их предотвращению. Городовое положение 1870 года содержало сложные правила дезинфекции и гигиены, призванные не допустить распространения заразных заболеваний. При обнаружении в своих домах „прилипчивой или повальной болезни“ (равно как и при внезапном падеже скота) обыватели были обязаны немедленно извещать о том полицию или Управу. В Казани в 1881 году вышло обязательное постановление о снабжении бедных жителей дезинфекционными средствами за счет города», — отмечает ученый в своей книге.
«И ЭТО ПРОЙДЕТ!»
Начиная с первой половины XVI века среди татар получили распространение «Мәлхәмә» («Книга гаданий»). Каждая книга содержала от 14 до 25 гаданий по каждому месяцу года, там описывались различные природные катаклизмы, говорилось о том, как они влияют на жизнь человеческого общества.
Как известно, китайские власти впервые заявили о «вспышке пневмонии» в городе Ухань 31 декабря 2019 года. О чем же гласит «Книга гаданий» о декабрьских событиях? В ней говорится, что если в декабре покажется радуга с востока, то год будет трудным и горестным, почти везде будут беспорядки, восстания и даже войны с многочисленными жертвами, распространится чума. Если радуга выйдет с запада, то это также будет предзнаменованием многочисленных человеческих потерь, эпидемии чумы, которая усилится к лету. При этом само лето будет знойным и засушливым. Дешевизна всего и вся во всех землях продлится три года.
В этом декабре радугу видели жители Марий Эл и Чувашии.
Если посмотреть, что говорится о январе, то там также можно найти ряд примет, которые пересекаются с событиями нашего времени. В одном и предсказаний, например, назывались признаки эпидемии чумы:
«Если в январе произойдет лунное затмение, родится много пшеницы и фруктов. В этом году прольется много дождей, реки выйдут из берегов. В Ираке будет война, а народ Хивы будет страдать от гнета и притеснения. В Сирии начнется эпидемия чумы».
В этом году лунное затмение прошло 10 января. Вообще, по мнению астрологов, 2020 год особенный, поскольку на него выпадает сразу два солнечных и четыре лунных затмения. Такие особенные годы выделяются из общего ранга своей событийностью.
Вот еще несколько примет, касающихся января:
«Если в январе пройдет сильный дождь, пшеницы будет много. Но в Китае будет сильная чума, а некоторые другие страны захватят эпидемии болезней».
«Если в январе родится комета, то начало этого года будет спокойным, но сам год будет годом болезни. В Египте распространится чума, весь Запад придет в беспокойство. Но уродится много пшеницы, будет много меда».
«Если в январе произойдет землетрясение, то в некоторых странах начнется эпидемия чумы. В этом году турецкого султана охватит страх, в его стране будет много горя и бед. Но все это знает только Аллах».
Что качается последней приметы, то на самом деле этот високосный год начался с серии землетрясений и резкого роста вулканической активности. Подземные толчки сотрясли в январе Пуэрто-Рико, некоторые другие страны, но больше всего досталось Турции, где 24 января случилось Элязыгское землетрясение.
Приведенные выше факты говорят о том, что все это мы уже когда-то проходили. Нет ничего лучше, чем вспомнить известные, избитые, но от этого не менее мудрые слова царя Соломона, который сказал: «И это пройдет!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.