У каждого руководителя – собственный набор правил управления. Директор крупнейшего мирового производителя меховых изделий рассказал о своих.

Идеальный руководитель львиную долю ответственности перекладывает на замов и других сотрудников. Я, скорее, руководитель-диспетчер. И 95% всех производственных вопросов проходят через меня.

Есть люди, которые сначала решают одну задачу, потом другую. Я не отношусь к их числу. Я одновременно решаю сотни вопросов. Нужно, конечно, их ранжировать на те, которые не терпят отлагательства, и на те, которые можно отложить, но я по-другому устроен. Это у меня с детства. Моя тетя даже дала мне прозвище Раисполком – я всегда знал, что, где и почем.

У меня нет дистанции с подчиненными. Если ее будет устанавливать руководитель, сотрудники воспримут это как не уважение. Это против моей натуры. Я за то, чтобы люди сами устанавливали комфортную для них дистанцию с начальством.

Вопрос двух-трех людей должны рассматривать двое-трое, а не десять-пятнадцать человек. Обычно производственное совещание я провожу по такой схеме: пять минут за столом переговоров – распределение дел, финансовые вопросы, остальное время – за чаем. Раз в месяц – большое совещание на полчаса. Остальные – короткие и спонтанные. Я директивно запретил своим замам проводить совещания более одного часа.

Любит человек работать или не любит – это его дело. Для меня главное, чтобы у него это хорошо получалось. У нас на производстве есть процессы, которые любить сложно, но результат может это компенсировать. Единственный минус – обычные функционер никогда не создаст ничего гениального.

Жесткие решения необходимы. Всю жизнь вычищал поле от людей не компетентных, и иногда делал это жестоко. С возрастом стал более компромиссным и иногда рефлексирую, увольняя людей.

Инициатива должна быть вознаграждена. И не только деньгами. Деньги – вещь хорошая, но быстрорастворимая, а человеку нужен стимул постоянно. Сейчас мы хотим восстановить доску почета у проходной.

Личное время сотрудников неприкосновенно. Сам я с семи утра на работе, но мне так удобно: пока никого нет, я многое успеваю. Что касается подчиненных, я не сторонник, чтобы люди в ущерб семье задерживались на работе.

Повышенный тон и эмоциональные выплески – не что иное, как слабость. Подобное позволяю себе крайне редко и только с теми, кто может мне ответить.

Деньги не портят, портит нежелание их зарабатывать. Я сам начал бизнес с десяти лет. И довольно успешный: разводил и продавал рыбок. Деньги у меня были всегда, и не думаю, что они меня испортили.

Я никогда не отсутствую на работе больше, чем пять-семь дней. Все делаю быстро. Быстро уехал, быстро отдохнул, быстро вернулся. Мне крайне тяжело работать с флегматиками. Я не совпадаю с ними в быстроте реакций.

Непорядочность выводит меня из себя. Если человек "затер" проблему раз, потом второй – для меня это повод с ним расстаться.

Если проблема есть, значит, есть и способы ее решения. Я готов принимать личное участие в поиске этих решений. Но считаю, что правильно, когда этим занимаются люди, непосредственно для этого поставленные.

У меня никогда не было приемных часов. Я в любое время открыт для общения с любым, кому это нужно.

Ни один человек не может быть одинаковым в любой ситуации и в любой компании. В компании с незнакомыми людьми я довольно часто зажат, в компании друзей – открыт, а на производстве я всегда ровный.

Работать с родственниками – не лучший вариант. Мой сын работает со мной. И дома мы продолжаем обсуждать рабочие проблемы. Временами меня это раздражает.

Я стремлюсь к порядку во всем. Но порядок на собственном столе дается мне с трудом. Я иногда специально выделяю время для уборки в входные или праздники. Но результат заметен только первые несколько часов нового рабочего дня.

У меня нет никаких особенных требований к внешнему виду сотрудников. Я не считаю, что дресс-код может повлиять на результат. Кстати, в торговых центрах мне флаеры и рекламные буклеты никогда не предлагают. Видимо, я выгляжу
Недостаточно презентабельно.

Секретарь должен быть хорошим не для руководителя, а для тех, кто приходит в приемную. Если она опаздывает минут на пять-семь, я молчу, но если в приемной кто-то ждет, а ее нет, не выдерживаю и делаю замечание.

Жизнь, конечно, больше бизнеса. Но, когда с близкими все в порядке, я ставлю работу на первое место.


Журнал "Бизнес и жизнь" (Казань), ноябрь 2008