45-летний Эдуард Юнусов ведет бизнес, который традиционно остается на передовой конкурентной борьбы регионалов с федералами. Сеть Юнусовых «Челны-Хлеб» насчитывает около 50 магазинов в Закамском регионе 45-летний Эдуард Юнусов ведет бизнес, который традиционно остается на передовой конкурентной борьбы регионалов с федералами. Сеть Юнусовых «Челны-Хлеб» насчитывает около 50 магазинов в Закамском регионе Фото: «БИЗНЕС Online»

О ГЕРОЕ

45-летний Эдуард Юнусов ведет бизнес, который традиционно остается на передовой конкурентной борьбы регионалов с федералами. Сеть Юнусовых «Челны-Хлеб» насчитывает около 50 магазинов в Закамском регионе — это один из последних выживших местных игроков на рынке продуктового ретейла Татарстана со штатом около тысячи человек. В ассортименте «Челны-Хлеба» большая доля собственной продукции: компания располагает агрофирмой, кондитерской фабрикой «Тортугалия» и производством по переработке мяса под брендом Chelny Food.

«На сегодняшний день наше обеспечение средствами защиты близко к нулю, и это лишь одна из большого багажа моих претензий к министерству» На сегодняшний день наше обеспечение средствами защиты близко к нулю, и это лишь одна из большого багажа моих претензий к министерству Фото: «БИЗНЕС Online»

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?

Мы остаемся на рабочих местах, оказываем услуги. За все то время, что мы пытаемся решить вопрос безопасности труда наших сотрудников — я имею в виду закупку элементарных средств защиты, таких как защитные маски, дезрастворы, — никаких движений навстречу со стороны минпромторга не было, а ведь мы подчиняемся непосредственно этому ведомству. Раз в неделю минпромторг запрашивает наши потребности, и на этом всякое взаимодействие исчерпывается. На сегодняшний день наше обеспечение средствами защиты близко к нулю, и это лишь одна из большого багажа моих претензий к министерству.

Из-за ограничений мы фактически лишились службы клининга, потому что в этой профессии работают, как правило, женщины старшего возраста. Практически все они теперь на самоизоляции, а полы моют чуть ли не директора магазинов. Вместе с этим мы видим, что у сотрудников «Магнита» или «Пятерочки» появляются какие-то интересные маски — похоже, что в Москве у них что-то централизованно решается, а для нас, к сожалению, решений нет. Те маски, которые нам рекомендованы к покупке, пошиты из простыней. У нас нет лишних денег, чтобы тратить их на простыни по неадекватным ценам для тысячи человек, и теперь мы шьем маски сами.

Усиление евро добавило нам лишний год к сроку окупаемости оборудования, а если евро уйдет за 100 рублей, то возникнут новые вопросы. Практически все инвестиции группы компаний в валютной зоне Евросоюза. Дело в том, что на 2020–2021 годы, по прогнозам, приходилось крупное перевооружение рынка: вслед за Европой на нашем рынке уменьшается доля индустриальных хлебов и растет часть выпечки на местах, так называемого bake off, и в данный период переход на новый формат производства должен был окончательно оформиться. «Пятерочки» и «Магниты» еще в прошлом году запустили несколько магазинов с технологией bake off. Разумеется, раз тренд идет из Европы, то и лучшее оборудование закупается там, что мы и сделали. Нынешние же обстоятельства, вероятно, приостановят эту историю для отечественных инвесторов и откроют возможности для иностранных. Слабый рубль поможет зарубежным компаниям захватить наш рынок подобных полуфабрикатов, а нам останется считать копейки.

«У нас фонд оплаты труда привязан к объему товарооборота, и за март мы планируем добавить сотрудникам в среднем по 10 процентов к зарплатам» У нас фонд оплаты труда привязан к объему товарооборота, и за март мы планируем добавить сотрудникам в среднем по 10% к зарплатам Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

Падение трафика скажется на графике магазинов. Уже принято решение о сокращении рабочего дня со среды в среднем на два часа. Магазины будут чуть позже открываться и немного раньше закрываться. Но зарплату персонала, я думаю, мы сможем сохранить. Крупные игроки сегодня поощряют сотрудников за дополнительный трафик в период продуктового ажиотажа. Мы пока в полной мере сделать этого не можем, но стараемся выдать дополнительные премии. У нас фонд оплаты труда привязан к объему товарооборота, и за март мы планируем добавить сотрудникам в среднем по 10% к зарплатам. В апреле готовимся к падению трафика, но сокращать не собираемся ни персонал, ни зарплаты.

«Все, что мы хотим от правительства — это помощь в снабжении персонала средствами защиты, а в своих финансовых проблемах и отношениях с поставщиками разберемся самостоятельно» Все, что мы хотим от правительства, — это помощь в снабжении персонала средствами защиты, а в своих финансовых проблемах и отношениях с поставщиками разберемся самостоятельно Фото: nabchelny.ru

ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

Повторю, минпромторг готов распределять бюджеты и организовывать конкурсы, но от обеспечения бизнеса самым необходимым фактически устранился. Если региональный минпромторг хоть чем-то еще занимается, то за федеральным министерством мы никакой роли не видим. Как среднее предприятие, мы не подпадаем ни под меры поддержки малого бизнеса, ни под опеку крупных компаний, которые сейчас все стоят на учете. Замминистра Виктор Евтухов, который отвечает за торговлю в России, в одном из интервью прямо высказался, что минпромторг намерен оказывать поддержку крупным игрокам рынка. Это просто возмутительно.

Все, что мы хотим от правительства, — это помощь в снабжении персонала средствами защиты, а в своих финансовых проблемах и отношениях с поставщиками разберемся самостоятельно. Конечно, мы четко видим сегодня, что нынешние обстоятельства стали «кому-то войной, а кому-то мамой родной». Некоторые рассчитывают сыграть на ситуации и быстро выручить легкие деньги. Напряженность с такими контрагентами есть, но мы пока не хотим переводить контакты с ними в плоскость антимонопольного законодательства. Есть и порядочные поставщики, которые трудятся в прежнем режиме и со старым ценообразованием, обеспечивают заказы на пределе своих возможностей.

Что касается отсрочки по налогам и кредитам, то это даже не полумера, а просто ни о чем. Предприниматели денег не печатают, как они будут рассчитываться впоследствии? Кроме того, несмотря на заявление правительства РФ, банки по факту не готовы пересматривать сроки платежей. Они предлагают собирать документы, но конкретикой касательно механизмов работы до сих пор не обладают.

«На сегодняшний день такие игроки, как «Яндекс.Еда» или Delivery Club, традиционно запрашивают за доставку 30 процентов от стоимости товара. Мы, к примеру, такой процент отдавать не можем» На сегодняшний день такие игроки, как «Яндекс.Еда» или Delivery Club, традиционно запрашивают за доставку 30% от стоимости товара. Мы, к примеру, такой процент отдавать не можем Фото: «БИЗНЕС Online»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

В нынешних условиях мы не можем обеспечить население всем привычным ассортиментом, но я думаю, что в ближайшее время снабжение продуктами питания придет в норму. Что касается бизнеса в принципе — огромное количество компаний уйдет с рынка. Малый бизнес, как всегда, в зоне риска. Уважаемые чиновники решили со следующего года пересадить всех с ЕНВД на УСН — то есть налог будет исчисляться от товарооборота. Люди и без коронавируса гадали, что им делать, а теперь и вовсе… Они же в большинстве своем работают в сфере услуг. Взять тот же туризм — хоть внутренний, хоть международный: этой отрасли никак не выжить. Я бы предложил отсрочить переход на УСН еще на год.

Мы, конечно, сейчас получаем определенный профит за то, что работаем с белыми зарплатами, а все те, кто получал в конверте, уже оказались на улице. Прежде мы сталкивались с ситуацией: соискатели, бывало, предпочитали устроиться на сером рынке труда, выгадав при этом несколько тысяч к зарплате. Сейчас эти люди уволены без компенсаций, а у нас появились желающие устроиться на работу, причем это не пенсионеры.

Эпидемическая обстановка дала толчок стремительному уходу продаж в онлайн, в том числе продуктов питания. Вероятно, этот факт сформирует устойчивую привычку у покупателей. Я думаю, около 10% оборота продуктов питания окончательно закрепятся в формате интернет-продаж. К этому нужно готовиться — создавать программные продукты, усиливать службы доставки. На сегодняшний день такие игроки, как «Яндекс.Еда» или Delivery Club, традиционно запрашивают за доставку 30% от стоимости товара. Это очень большие цифры — мы, к примеру, такой процент отдавать не можем. Надеемся, что подъем рынка доставки усилит конкурентную среду и позволит снизить комиссию, потому что интернет-продажи продуктов — это, судя по всему, ближайшее будущее. Вероятно, мы займемся усилением этого направления.

Эдуард Юнусов: «Не стоит страшиться обстоятельств. Мне кажется, они мобилизуют нас и сплачивают» Эдуард Юнусов: «Не стоит страшиться обстоятельств. Мне кажется, они мобилизуют нас и сплачивают» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВАШ СОВЕТ ДРУГИМ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

Мне казалось, что мы уже вышли в стабильный рынок, но текущая ситуация совершенно неординарна. За четверть века, которую я отработал, мы сейчас проходим, наверное, один из самых тяжелых периодов. Но все равно, не стоит страшиться обстоятельств. Мне кажется, они мобилизуют нас и сплачивают. Да и для чиновников это хорошая проверка на соответствие. Что же касается валюты — думаю, ценник ее уйдет за 100 рублей, и это может означать новые возможности для российских производителей, по крайней мере, в сфере машиностроения для пищевой промышленности.

От нервов и напряжения ничего не меняется, только здоровье горит, поэтому берегите себя и своих близких. Я надеюсь, послабления налогового законодательства все же должны последовать, малый бизнес этого заслуживает. Проблема ведь не в кризисе, а в том, что нашему государству малый бизнес не нужен, и оно продолжает активно это демонстрировать. Россия — страна монополий.