В ряде регионов России, включая Татарстан, цены на бензин на заправках начали снижаться В ряде регионов России, включая Татарстан, цены на бензин на заправках начали снижаться Фото: «БИЗНЕС Online»

В ТАТАРСТАНЕ АИ-92 ПОДЕШЕВЕЛ НА 18 КОПЕЕК, АИ-95 — НА 6

В ряде регионов России, включая Татарстан, цены на бензин на заправках начали снижаться. К такому выводу после недельного мониторинга пришли аналитики центрального диспетчерского управления топливно-экономического комплекса (ЦДУ ТЭК).

Сильнее всего цены упали в Сибири — стоимость АИ-92 и АИ-95 снизилась с 12 до 55 копеек. Бензин дешевел по всему Уралу, но меньшими темпами — до 15 копеек, в Татарстане топливо снизилось на 6−18 копеек. В частности, средняя цена АИ-92 в республике упала на 18 копеек до 41,57 рубля за литр, АИ-95 — на 6 копеек до 44,34 рубля за литр.

Однако летний дизель, напротив, подорожал. Максимальный скачок цены зафиксирован в Приволжском округе (+0,82 рубля за литр до 46,21). «Данный рост спровоцирован появлением новых предложений по более высокой цене в Пензенской, Самарской областях, Татарстане, Удмуртии, Чувашии», — уточняют аналитики ЦДУ ТЭК.

Ирек Сулейманов: «Зарплату пока платим в полном объеме. И банки нам идут на встречу: где-то до сентября не платим тело кредита, где-то ни тело, ни проценты» Ирек Сулейманов: «Зарплату пока платим в полном объеме. И банки нам идут навстречу: где-то до сентября не платим тело кредита, где-то — ни тело, ни проценты» Фото: «БИЗНЕС Online»

СПРОС НА БЕНЗИН УПАЛ НА 70% В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ САМОИЗОЛЯЦИИ

Снижение цен на бензин в Татарстане в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. «Да, некоторые компании снизили цену, есть такая тенденция, но незначительно: копеек на 20», — сообщил он. По его словам, каждая фирма сама принимает решение, и на снижение в РТ пошли крупные организации, но, какие именно, собеседник издания не сказал. На своих АЗС он стоимость не уменьшал. По его словам, биржевые цены на бензин стабильны, и с этой стороны поводов для снижения нет. Но зато катастрофически просел спрос: в первую неделю самоизоляции он упал на 70%, а сейчас составляет примерно половину от прежнего. «С этим тоже может быть связано снижение», — полагает директор ассоциации.

Впрочем, он считает, что снижение цен в «самоизолированной» стране вряд ли поможет компенсировать потери, поскольку жители республики не станут чаще покупать подешевевший бензин, потому что ездить на нем сможет только ограниченная категория граждан. «Возможно, заберут себе какой-то поток, но это несущественно», — полагает Сулейманов.

О перспективах дальнейшего снижения цен он рассуждать отказался. «Ситуация очень сложная, ничего не могу предположить», — подытожил собеседник издания. Но, несмотря на потери, он не считает, что режим изоляции нужно ослаблять: на первом месте сейчас здоровье людей, а не бизнес. «Я за жесткие меры. Поэтому мы не ропщем, стараемся выживать, договариваться и с сотрудниками, и с коллегами. Зарплату пока платим в полном объеме. И банки нам идут навстречу: где-то до сентября не платим тело кредита, где-то — ни тело, ни проценты», — сообщил Сулейманов.

Директор ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов настроен не столь оптимистично. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он указал на тяжелое положение своего бизнеса. «Послаблений нет ни в аренде, ни со стороны банковского сектора, реализация снизилась, а нагрузка осталась прежней, — констатировал собеседник издания. — Но никто из моих знакомых в данном бизнесе не собирается опускать цены, какой в этом смысл? Может быть, они снизились на кэптивном рынке продаж, в программах лояльности».

Ни на одной из станций не смогли достоверно ответить, что снизили цены на бензин или дизельное топливо Ни на одной из станций не смогли достоверно ответить, что снизили цены на бензин или дизельное топливо Фото: Дмитрий Исламов

«ТАТНЕФТЬ» ВЫРУЧАЮТ товары в дорогу, а «ИРБИС» выживает за счет ТАКСИСТов,

Корреспондент «БИЗНЕС Online» с утра объехал АЗС ряда крупных брендов — «Татнефть», ТАИФ-НК, «Лукойл», «Ирбис» и Shell. Ни на одной из станций не смогли достоверно ответить, что снизили цены на бензин или дизельное топливо. При этом на каждой заправке, несмотря на будний день, стояло по три-четыре автомобиля для заправки топлива. Водители в большинстве своем предпочитают ходить без масок, тогда как администраторы были в медицинских масках и перчатках. На крупных АЗС стоят специальные держатели с перчатками и предложением использовать их при заправке.

Администратор АЗС «Татнефти» пояснила нашему корреспонденту, что, заступая на смену, не заметила разницы в ценах на топливо по сравнению с прошлым периодом. «Сложно сказать, что цена на топливо упала. Да, стали заправляться немного меньше. Раньше большой поток был в понедельник и пятницу, сейчас такого ажиотажа нет. Не стали и меньше покупать продукции в наших магазинчиках, нет-нет да и возьмет водитель что-нибудь в дорогу», — сообщила женщина.

На станциях сети «Ирбис» рассказали, что спасаются за счет водителей такси. «У нас они основной контингент. Правда, мы заправляем их газом, но все равно заезжают и другие водители. Цены у нас стабильные, скачков не замечали. Предлагаем водителям кофе, сосиски, и спрос на них не упал. Таксисты как раз берут этот перекус. Кстати, сосиску не хотите?» — обратилась администратор АЗС.

На АЗС ТАИФ-НК предложили обратиться в пресс-службу компании за комментариями и попросили не мешать работать.

«На фоне дальнейшего падения внутреннего потребления и конкуренции производителей эта тенденция может обостриться» «На фоне дальнейшего падения внутреннего потребления и конкуренции производителей эта тенденция может обостриться»

снижение розничных цен объясняют поведением оптового рынка 

По словам исполнительного директора ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамары Сафоновой, мы наблюдаем небольшую коррекцию биржевых цен на оптовые партии бензина в сторону снижения. Но на фоне дальнейшего падения внутреннего потребления и конкуренции производителей эта тенденция может обостриться. Впрочем, значительного уменьшения цены не произойдет. «В текущих условиях для резкого снижения цен на моторное топливо в России необходимо уменьшить и налоговые обременения, — объяснила она „БИЗНЕС Online“. — Так, например по итогам за март 2020 года расчетный демпфер имел отрицательное значение, а именно 12,6 тысячи рублей по бензину и 6,9 тысячи по дизельному топливу, что увеличивает выплаты в бюджет, которые ложатся на плечи собственников НПЗ».

Наша собеседница напомнила, что, с одной стороны, демпфер был задуман как механизм для предотвращения повышения цен на моторное топливо на внутреннем рынке, но отрицательный демпфер в период падения нефтяных цен, наоборот, становится компонентом стоимости, влияющим на поддержку цен на текущем уровне. «Кроме того, акциз и НДС (заложенные в цену топлива — прим. ред.) являются фиксированными ставками, не зависящими от конъюнктуры рынков», — подчеркнула она. 

Отметим, что, пока цены на топливо в России практически не меняются, в других странах — Европе и США — происходят системные сдвиги. К примеру, стоимость галлона бензина в некоторых штатах Америки опустилась до 99 центов, что равно примерно 18 рублям за 1 л, вследствие падения мировых нефтяных котировок.

«Если говорить о процентном соотношении, то текущее падение в России находится в рамках статистической погрешности, — заметил аналитик компании „Алор брокер“ Алексей Антонов. — И цены на бензин как оставались высокими, так и продолжают, несмотря на заявление президента о том, что ситуацию на топливном рынке надо регулировать. Парадоксальная история, когда цены на нефть снизились с 70 до 20 долларов, а стоимость в России в общем-то продолжает оставаться на тех же уровнях, какими они были при 70 долларах за баррель».

Он замечает в происходящем исполнение указаний президента. «Многие нефтяные компании просто пошли на некое уменьшение своей маржи на внутреннем рынке, — добавил собеседник издания. — Это не более чем административный ход. А если брать другие рынки, допустим США, то там доля сырья в стоимости топлива составляет где-то 60 процентов. И в случае падения цен на сырье стоимость бензина, соответственно, уменьшается. У нас же ценообразование на бензин складывалось из НДПИ и стоимость самого сырья в бензине составляет где-то 20 процентов, не более. Все остальное — налоги».

Начальник планово-аналитического отдела ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан» Людмила Александрова связывает снижение цен на АЗС с оптовым рынком. «На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже рыночные цены [на бензин] очень упали, и отпускные цены у нефтеперерабатывающих заводов-изготовителей тоже снизились, — заметила она. — Я думаю, уменьшение цен на автозаправочных станциях связано именно с этим».