«Антикризисный план должен быть», — призывал накануне своих соратников президент РТ Рустам Минниханов, отмечая при этом, что многие решения придется принимать «в ручном режиме». Докладывавший на заседании «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин рассказал, как в первом квартале все еще было неплохо. Впереди — ничего хорошего: сделка ОПЕК+ не перекроет падения спроса, цены на каучуки на 11-летнем минимуме, а лучший совет, который дал заслуженный нефтехимик, — наладить выпуск диоксида хлора.
Очередное апрельское заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» уже во второй раз прошло в закрытом от прессы формате
«Масочный» отчет Рафината Яруллина
Очередное апрельское заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» уже во второй раз прошло в закрытом от прессы формате. А оно было одним из важнейших — в повестке значился отчет генерала нефтехимической отрасли Рафината Яруллина за первый квартал 2020 года. В свете коронавирусного кризиса и пробивших дно цен на нефть информация любопытнейшая. К счастью, доклад Яруллина оказался выложен на видео пресс-службы президента РТ, а более подробные репортажи с круглого стола рыцарей нефтехимии дал единственный приглашенный журналист — главный редактор ИА «Девон» Анвар Маликов.
Заседание прошло уже не в камерном зале заседаний, а в большом, предназначенном для видеотрансляций и брифингов. Резон понятен: здесь было легче соблюдать социальную дистанцию. «Если смотреть вчерашний день, то количество заразившихся, к сожалению, почти в 5 раз больше. Тем более тут люди, чьи коллективы на работе… Надо соблюсти все меры предосторожности», — объяснил необычную обстановку президент РТ Рустам Минниханов. И действительно, собравшиеся гости (все, кроме докладчика, самого Минниханова и сопровождавшего его премьера Алексея Песошина) были в медицинских масках и оттого немного напоминали врачей, собравшихся на консилиум. В роли больного — нефтегазохимический комплекс республики.
Впрочем, по итогам первого квартала 2020 года, когда в России и Татарстане не было еще карантинных мер, производство увеличилось на 8%. Особенно разогнался выпуск кокса и нефтепродуктов (+19,1%), а также резиновых и пластмассовых изделий (+27%). Снизилось производство химической продукции (-2,3%), добыча нефти (-0,4%).
Собравшиеся гости (все, кроме докладчика, самого Минниханова и сопровождавшего его премьера Алексея Песошина) были в медицинских масках и оттого немного напоминали врачей, собравшихся на консилиум
Несмотря на производственные успехи, стоимость отгруженной продукции сократилась на 5%, составив около 425 млрд рублей. Ключевую роль здесь, по всей видимости, сыграл случившийся уже в марте обвал цен на нефть. Неслучайно платежи базовых предприятий комплекса в консолидированный бюджет республики сократились более чем в 2 раза! И составили 8 млрд рублей. Основная причина — падение прибыли крупнейших налогоплательщиков республики, «Татнефти» и ТАИФа. И это притом что в январе – феврале все еще было относительно благополучно. Чего же, спрашивается, ждать от второго квартала, когда пандемия коронавируса уже захватила власть над планетой?
И еще один радужный предкризисный факт: численность работников базовых предприятий комплекса увеличилась на 3%, до 70 тыс. человек. На слайде можно было увидеть, что «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим» и «Аммоний» не подкачали, увеличив персонал на 4–5%. Правда, химзавод им. Карпова оказался в аутсайдерах уже тогда, уволив аж 15% сотрудников.
Рафинат Яруллин: «Сложилась парадоксальная ситуация: импортный бензин может быть дешевле российского, причина — демпфирующий маневр нефтяной отрасли»
Шок и ОПЕК
Наконец, Яруллин перешел к текущей ситуации, продемонстрировав слайд «Последствия коронавируса для глобальной экономики», в которых в три колонки уместились «Шок спроса», «Шок предложения» и «Шок финансовых рынков». Но на нем, помимо негативных последствий, о которых всем нам известно, разместились и позитивные: развитие сервисов удаленного общения, онлайн-торговли, разработки вакцин, домохозяйств и потребительских финансов. «Негативные тенденции, начавшиеся в прошлом году, в первом квартале усугубились последствиями пандемии, — констатировал Яруллин. — По итогам января – марта сокращения объема нефтегазового комплекса пока не зафиксировано. Снижение ожидается к концу года в связи с факторами, один из которых — сокращение сбыта продукции. В марте – апреле остановили производство многие потребляющие отрасли, дополнительные ограничения появились в логистике экспорта и импорта».
Есть и хорошие новости: по словам Яруллина, в апреле в Евросоюзе и США восстановлено автомобилестроение. С другой стороны, в условиях прекращения туризма и авиаперелетов сократилось потребление моторных топлив, так что снизилась нагрузка на НПЗ. В Китае февральский показатель был минимальным за пять лет. У большинства НПЗ выросла доля дизельных топлив, спрос сохраняется в основном у грузоперевозчиков, а не у владельцев легковых авто.
Еще один стрессовый фактор — прекращение сделки ОПЕК+. 1 апреля марка Urals опустилась до $10,5 за баррель. 12 апреля сделку возобновили, однако, по словам Яруллина, она не перекроет планируемый профицит, а восстановление спроса он прогнозирует не раньше отмены карантинных мероприятий. Так что многие компании объявили о снижении операционных и инвестиционных расходов на 20–30% относительно первоначальных планов на 2020 год.
Несмотря на все демпферы, в Татарстане объемы переработки нефти в первом квартале выросли на 20%
Важно распределение квот на сокращение нефтедобычи. «Татнефть» в первом квартале уже снизила добычу на 0,8%. В марте среднесуточная добыча упала до минимального значения за полтора года. Буквально вчера, кстати, Наиль Маганов вновь заявил, что предприятие готово на снижение в рамках новых договоренностей. Но вот как поделят между собой сокращение российские компании — пропорционально, как раньше, или как-то иначе — пока этот вопрос, судя по замечанию Яруллина, не закрыт. И нашим нефтяникам продолжение этих дискуссий, надо сказать, не сулит ничего хорошего, так как именно в Татарстане много старых и низкодебетных месторождений.
Упали и оптовые цены на бензин, хотя розничные практически не изменились. «Сложилась парадоксальная ситуация: импортный бензин может быть дешевле российского, причина — демпфирующий маневр нефтяной отрасли», — отметил Яруллин. Низкие цены на нефть повлекли дополнительные платежи по моторным топливам в феврале и марте, которые производители должны уплатить в федеральный бюджет. (К слову, глава ТАНЕКО Илшат Салахов говорил «БИЗНЕС Online», что, по его расчетам, демпфирующий механизм все же не съедает полностью дополнительную маржу от снижения цен на сырье.) Для защиты рынка временно ограничен импорт нефтепродуктов, однако, по мнению Яруллина, более актуальным решением была бы корректировка демпфера. Он считает, что нужно обнуление таких выплат в бюджет.
Несмотря на все демпферы, в Татарстане объемы переработки нефти в первом квартале выросли на 20%. Прирост выпуска автобензина составил 12%, дизтоплив — 11%. Основной прирост пришелся на ТАНЕКО. Однако все это было еще до драматического падения спроса на топливо как в России, так и за ее пределами.
В условиях коронавируса увеличился спрос на отдельные виды химической продукции. «Нэфис Косметикс» увеличил производство продукции аж на треть по сравнению с прошлым годом
Антикоронавирусные производства
В условиях коронавируса увеличился спрос на отдельные виды химической продукции. Так, например, «Нэфис» оказался востребован по мылу, моющим и чистящим средствам, «Аромат» — по антисептикам, «Татхимфармпрепараты» — по лекарствам, «Кварт» — по резинкам для медизделий, «Эластик» и «Полиматиз» — по нетканым материалам. «Нэфис Косметикс» увеличил производство продукции аж на треть по сравнению с прошлым годом. «Позис» повысил объемы производства кварцевых рециркуляторов. Яруллин отметил и других нефтехимиков-молодцов, сориентировавшихся на антикоронавирусную продукцию.
Для дезинфекции улиц и помещений в Китае активно применялся диоксид хлора, сказал Яруллин. В России производства этого продукта сейчас нет. В советское же время было три таких завода. «Необходимо проработать возможность организации такого выпуска в Татарстане», — заявил нефтехимик. В целях предотвращения рисков развития инфекции нужно организовать у нас производство респираторов, а также этилового и изопропилового спирта. Кроме того, он считает, что надо освободить от акцизов производителей антисептиков в большой таре (на это жаловался президенту «Аромат»).
Ожидается, что в 2020 году мировой рынок шин потеряет до 20%. Шинный комплекс «Татнефти» постарался увеличить объемы, но до уровня 2018-го все же не дошел
Шины докатились
Крупные химические компании РТ в основном продолжили деятельность в период самоизоляции, так что из-за вируса особо не пострадали. Вырос выпуск пластиков, моющих средств, минеральных удобрений. КОС увеличил производство на 3%, произведены рекордные объемы поликарбоната, этилена и полиэтилена. Зато НКНХ снизил объемы производства на 4%. На низком уровне остается производство каучуков и СКИ. При этом Яруллин связал это не столько с падением мирового спроса на шины, а с тем, что шинный комплекс «Татнефти» переориентировался на собственное сырье с приобретенного «Тольяттикаучука».
Впрочем, и ситуация в мире не сулит производителям из Татарстана ничего хорошего. Фьючерсы на синтетический каучук на токийской бирже упали до 11-летнего минимума — $1,3 на килограмм. Ожидается, что в 2020 году мировой рынок шин потеряет до 20%. Шинный комплекс «Татнефти» постарался увеличить объемы, но до уровня 2018-го все же не дошел.
У «Аммония» выпуск продукции вырос на 6% — за счет аммиачной селитры и карбамида. Цены на карбамид не очень радуют, хоть и слегка подросли в феврале – марте. Многострадальный химзавод им. Карпова снизил объемы продукции почти на треть.
Пластмассовые изделия пользовались большим спросом: выросло производство пленок, полиэтиленовых сумок, решетчатой тары, дверных блоков. Резиденты «Химграда» увеличили выручку на 21%. «Данафлекс» запустил производство экологичных пленок, которые подлежат вторичной переработке.
Рустам Минниханов: «Если потеряем коллективы квалифицированных работников, обратно собрать их будет сложно»
Чем поддержать
В условиях пандемии в ряде зарубежных стран малый и средний бизнес получает прямую помощь из бюджетных фондов, заметил Яруллин. В Германии создан специальный фонд поддержки технологических стартапов. «В России же основные меры сконцентрированы на отсрочке проверок, налоговых и кредитных платежей», — добавил нефтехимик, отметив, впрочем, и последующий, второй, пакет мер. Он говорит и о проблеме импортных комплектующих. «Компаниям, которые в условиях кризиса нашли новые рынки сбыта продукции, нужна поддержка в части компенсации логистических затрат и получении кредитов на расширение производства», — уверен он. Яруллин сказал, что наиболее эффективный способ поддержки — финансирование компаний напрямую, как в США и Турции.
В кризис 2008–2009 годов адресная поддержка топливного сектора поспособствовала развитию НПЗ. Полегчало как нефтяному, так и нефтеперерабатывающему сектору. По мнению Яруллина, господдержка нужна в особенности начинающим инвестпроектам, видимо, намекая на развернутое в Нижнекамске строительство этиленового комплекса. Поддержал Яруллин ТАИФ и по части обратного акциза — по его словам, он необходим как для новых, так и для действующих производств.
До сих пор нет официального решения по созданию особой экономической зоны «Алма», с тревогой отметил Яруллин. А ведь в Татарстане на льготы будущей ОЭЗ рассчитывают уже десятки производств. Они должны их получить уже в 2021 году. На этом 12-минутный доклад был завершен.
«Ситуация непростая, — включил микрофон Минниханов. — У нас есть группа, которая отвечает за коронавирус. (Тут поднялся с места министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов.) Сложно пока сказать, что к чему, в ручном режиме нам надо будет принимать много решений». «Антикризисный план должен быть», — резюмировал он доклад, отметив заметное падение доходов бюджета по итогам марта. По его словам, «падение будет, но его глубина пока непонятна».
В частности, он высказался за поддержку нефтесервисных компаний, которые оказались в сложном положении из-за сокращения заказов — сидевший в зале бенефициар «ТаграС-Холдинга» Шафагат Тахаутдинов наверняка оценил эти слова. «Если потеряем коллективы квалифицированных работников, обратно собрать их будет сложно», — подчеркнул Минниханов и рекомендовал Маганову временно перепрофилировать трудовые ресурсы на строительство объектов, дорог и другие сферы.
Ректор КФУ Ильшат Гафуров добавил, что на базе университета в ближайшее время будет открыта лаборатория для тестирования на COVID-19
Лаборатория тестирования на Covid-19 в КФУ и спасение пчел в КГАУ
Далее последовали доклады приглашенных ученых. Так, уже весьма известный в России куратор антикоронавирусных разработок — вакцин и тестов — директор научно-клинического центра (НКЦ) прецизионной и регенеративной медицины Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Альберт Ризванов предложил создать в Татарстане международный центр по мультиомиксной диагностике и терапии онкозаболеваний. Мультиомиксная медицина — одно из направлений персонализированной (прецизионной) медицины. Она включает в себя глубокий анализ организма с применением различных технологий, или «омиксов». Комбинируя их, можно определить состояние организма, найти биомаркеры болезней для постановки точного диагноза и лечения.
Одним из направлений работы НКЦ может стать фармакогенетика — подбор лекарств в зависимости от индивидуальных генетических особенностей человека. Другими перспективными направлениями, по мнению Ризванова, могут стать иммунотерапия, создание персонифицированных вакцин, таргетная доставка препаратов с помощью генетически модифицированных стволовых клеток человека.
Эта методика пригодна также при диагностике и лечении коронавируса. Ректор КФУ Ильшат Гафуров добавил, что на базе университета в ближайшее время будет открыта лаборатория для тестирования на COVID-19.
Помогут не только больным людям, но и отравленным пчелам. В Татарстане планируется наладить производство инновационных биопрепаратов BIONOVATIC для растениеводства, рассказал ректор Казанского государственного аграрного университета Айрат Валиев. В 2019 году аграрная отрасль России столкнулась с рядом проблем: и климатические аномалии, и нашествие насекомых-вредителей, и массовая гибель пчел от пестицидов. Новые препараты позволят снизить зависимость от импорта и сдерживать цены на продукцию в условиях экономического кризиса. Кроме того, штаммы очищают почву от остатков пестицидов.
Интеллектуальные права на разработки уже переданы индустриальным партнерам университета — высокотехнологичным компаниям, сообщил ректор и отметил, что у Татарстана есть возможность вывести республику в лидеры агробиотехнологий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 162
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.