«Наличие региональной ответственности позволит выстроить целостную систему по пресечению правонарушений», — так минюст Татарстана объяснил инициативу правительства о внесении правок в КоАП РТ, связанную с нарушением противовирусного режима. За пренебрежение республиканскими правилами самоизоляции теперь грозит отдельный штраф. Эксперты «БИЗНЕС Online» предрекают путаницу — за какое нарушение по какой статье штрафовать? Неопределенность — прямой путь к новой волне обжалований штрафов в судах.
Комитет по законности и правопорядку Госсовета РТ одобрил законопроект об административных штрафах для тех татарстанцев, кто не соблюдает требования по предотвращению коронавирусной инфекции
«ЕСЛИ РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДЕТ СНЯТ, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ»
Комитет по законности и правопорядку Госсовета РТ вчера одобрил законопроект об административных штрафах для тех татарстанцев, кто не соблюдает требования по предотвращению коронавирусной инфекции. КоАП РТ предлагается дополнить ст. 2.17 «Несоблюдение требований нормативных правовых актов РТ, направленных на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В пояснительной записке к закону за подписью премьер-министра РТ Алексея Песошина изложен смысл нововведения: по статье 6.3 КоАП РФ ответственность наступает только в случае наличия невыполненного в установленный срок предписания Роспотребнадзора, например, если вы прибыли из зарубежных стран, обязаны пройти через двухнедельный карантин, но его нарушаете. А по статье 20.6.1 КоАП РФ ответственность предусмотрена только за неисполнение нормативных правовых актов, относящихся к правилам поведения при ЧС и угрозе ее возникновения. По мнению премьер-министра, этого недостаточно.
«Не имеется инструментов для пресечения нарушения требований нормативных правовых актов республики, <…> направленных на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекций. В этой связи в статье 2.17 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях определен самостоятельный состав административного правонарушения, который разграничен с составом, предусмотренным статьей 20.6.1 КоАП РФ», — говорится в пояснительной записке. Фактически Татарстан пошел по московскому пути, где полиция привлекает нарушителей режима самоизоляции к ответственности по статьям московского же КоАП.
«Наш состав шире, мы не связываем это с возникновением ЧС. Если режим повышенной готовности будет снят и федеральный состав не будет работать, будет [работать] только республиканская составляющая», — пояснил присутствующий на заседании министр юстиции РТ Рустем Загидуллин. Позже в минюсте нашему изданию пояснили, что поправки могут действовать и в случае снятия особого санэпидемрежима: «Наличие региональной ответственности позволит выстроить на всей территории Республики Татарстан целостную систему по пресечению правонарушений, способствующих распространению коронавирусной инфекции».
Рустем Загидуллин: «Наш состав шире, мы не связываем это с возникновением ЧС»
ОТ УСТНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДО ШТРАФА ФИЗЛИЦУ В 4 ТЫСЯЧИ
Новая статья КоАП РТ призвана устранить правовую неопределенность, говорит один из голосовавших за поправки депутатов, член комитета по законности и правопорядку Игорь Бикеев. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он пояснил, что федеральное законодательство больше регулирует либо режим ЧС (который не объявлен), либо карантинные требования к конкретным людям, например к вернувшимся из-за границы. «Получается, КоАП РФ не затрагивает вопросы ограничений, которые вводятся субъектом РФ: режим повышенной готовности, постановления кабмина — все те конкретные параметры, которые адресованы организациям и гражданам. Они установлены не федеральными органами власти, а региональными. И получается парадокс: за их нарушение не наступает ответственность по статье 6.3 КоАП. И вот этот пробел восполняет новая статья нашего закона», — пояснил депутат. И неслучайно в названии закона прописано название инфекции COVID-19: Бикеев полагает, что, когда вирус уже не будет представлять опасности, статья КоАП может быть устранена.
Какая ответственность будет грозить за нарушения режима самоизоляции? Пока все на уровне обсуждений. В законопроекте указан минимальный порог — устное предупреждение. Далее — административный штраф в размере от 1 тыс. до 4 тыс. рублей, на должностных лиц — от 15 тыс. до 40 тыс., на юрлиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей. За повторное нарушение — 5 тыс., от 40 тыс. до 50 тыс. и от 300 тыс. до 500 тыс. соответственно.
Однако председатель совета муниципальных образований РТ Экзам Губайдуллин в своем отзыве на законопроект не согласился с размерами штрафов, так как они установлены на уровне Москвы. «Учитывая уровень материальной обеспеченности граждан, проживающих на территории Республики Татарстан, предлагаем в законопроекте установить пониженный размер штрафных санкций за указанные правонарушения», — предлагает в своем письме Губайдуллин.
Члены комитета под председательством Шакира Ягудина одобрили предлагаемый законопроект. Он будет вынесен на голосование сразу в первом и третьем чтениях на заседании Госсовета в четверг, 23 апреля. Докладчиком выступит министр юстиции Загидуллин, содокладчиком — заместитель председателя комитета по законности и правопорядку Александр Чубаров.
Члены комитета под председательством Шакира Ягудина одобрили предлагаемый законопроект
«Меры против Covid-19 могут реализовываться и после снятия режима повышенной готовности»
Поясняя депутатам законопроект, Загидуллин ссылался на аналогичный опыт других регионов, в частности Москвы и Московской области. Действительно, еще 2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон о поправках в КоАП Москвы, которыми вводятся штрафы за нарушение режима самоизоляции гражданами. За день до этого закон был принят Мосгордумой. В КоАП Москвы ввели новую ст. 3.18.1 «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы». «Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 тысяч рублей», — говорится в новой статье московского закона. Как видим, режим повышенной готовности и режим самоизоляции прямо упомянут в московских поправках. Татарстанские же правки более широки, и ни режим повышенной готовности, ни самоизоляции в них не упоминается. Более того, в пояснительной записке специально указывается, что одна из целей поправок состоит в том, чтобы отвязать борьбу с коронавирусом от режима ЧС или угрозы ЧС.
Напомним, Татарстан, как и Москва, официально живет сейчас в режиме повышенной готовности к ЧС. Он введен в РТ распоряжением президента РТ от 19.03.2020 №129 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно закону, такие режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» ст. 11 №68-ФЗ). Конкретные ограничения, которые налагает режим на граждан, были прописаны в нескольких постановлениях кабмина РТ. При этом режим повышенной готовности действует до «особого распоряжения».
Татарстан, как и Москва, официально живет сейчас в режиме повышенной готовности к ЧС
Следует ли понимать предложенные кабмином поправки в КоАП РТ так, как они прописаны: что они будут действовать и после «особого распоряжения», прекращающего режим повышенной готовности?
Министерство юстиции РТ ответило на этот вопрос положительно: принятые поправки действительно могут действовать и после снятия особого режима. «Меры, направленные на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции, могут реализовываться и после снятия режима повышенной готовности. В этих условиях федеральный состав, установленный статьей 20.61, не будет применяться, и наличие региональной ответственности позволит выстроить на всей территории Республики Татарстан целостную систему по пресечению правонарушений, способствующих распространению коронавирусной инфекции», — говорится в ответе министерства на запрос «БИЗНЕС Online». А без новых поправок инструментов для борьбы с нарушителями недостаточно, считают в министерстве. Разграничение сходных составов административных правонарушений (между КоАП РФ и КоАП РТ) будет осуществляться исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, пояснили в ведомстве.
Новая статья КоАП РТ призвана устранить правовую неопределенность, говорит один из голосовавших за поправки депутатов, член комитета по законности и правопорядку Игорь Бикеев. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он пояснил, что федеральное законодательство больше регулирует либо режим ЧС (который не объявлен), либо карантинные требования к конкретным людям — например, вернувшимся из-за границы. «Получается КоАП РФ не затрагивает вопросы ограничений, которые вводятся субъектом РФ: режим повышенной готовности, постановления кабмина, — все те конкретные параметры, которые адресованы организациям и гражданам. Они установлены не федеральными органами власти, а региональными. И получается парадокс: за их нарушение не наступает ответственность по статье 6.3 КоАП. И вот этот пробел восполняет новая статья нашего закона», — пояснил депутат. И не случайно в названии закона прописано название инфекции COVID-19: Бикеев полагает, что, когда вирус уже не будет представлять опасность, статья КоАП может быть устранена.
Игорь Бикеев (в центре) полагает, что, когда вирус уже не будет представлять опасность, статья КоАП может быть устранена
«С коллегами обсуждали — и никто не понимает. А законы должны быть понятны»
Тем не менее законопроект вызвал непонимание в юридической среде. «Для чего нужен новый состав? У нас народ и так замечает, что вводится много новых штрафов вместо конкретных мер поддержки. Необходимость нового штрафа неочевидна. Может быть, она и есть, но она не указывается в тех материалах, которые размещены на сайте Госсовета», — говорит адвокат Ильдар Хабибуллин. По его словам, сейчас все ситуации, связанные с нарушением правила поведения при режиме повышенной готовности, в полной мере охватывает статья 20.6.1 КоАП РФ. А в пояснительной записке к законопроекту РТ не указаны конкретные случаи, из-за которых необходимо вводить изменения в КоАП РТ. «Мне кажется, в такой ситуации надо заниматься позитивным законотворчеством. И избегать избыточного регулирования. Ведь регулируют там, где проблемы. А здесь сейчас какая проблема, которую надо регулировать? Есть статья 20.6.1 — вот ее и надо применять. А зачем вводить новую статью, если старая не применяется? От введения нового штрафа эффективность вряд ли повысится», — рассуждает Хабибуллин. «Если вас привлекут по новой статье КоАП РТ, например, за нахождение без маски в магазине, а вы обжалуете со ссылкой на статью 20.6.1 КоАП РФ? Скорее всего, суд должен будет прекратить производство по такому административному делу», — полагает он. В пояснительной записке сказано, что статья 20.6.1 не распространяется на «иные правила, установленные в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации». И в этом, по словам Хабибуллина, главный вопрос: а какие они — эти «иные правила?» «У нас режим повышенной готовности введен, правила поведения установлены — и что именно статья 20.6.1 не охватывает, какие гипотетические случаи? Может, к правилам поведения не все относится? Кого штрафовать хотят, против кого направлена эта норма? Предпринимателей, которые не обеспечивают 10-минутный перерыв в парикмахерской? — задается вопросом адвокат. — С коллегами обсуждали — и никто не понимает. А законы должны быть понятны. Очень хотелось бы услышать объяснение такому нововведению».
Старший юрист юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Алия Алтынбаева все же находит смысл новой статьи. По ее мнению, власти озаботились этим после того, как встретили «сопротивление» судов. Изначально всех нарушителей самоизоляции штрафовали по статье 6.3 КоАП РФ, однако ВС РТ приостановил рассмотрение таких дел в райсудах, напоминает она.«Видимо, сначала не продумали этот момент. Но полицейские же не просто сами по себе ходят, штрафуют: видимо, было распоряжение, какие-то разъяснения им давали, что так можно делать. Они и сделали. А суды по-другому посчитали. Не прошло у них это», — рассуждает юрист. Статья же 20.6.1 КоАП РФ подразумевает штраф при ЧС или угрозе ее возникновения, подчеркивает Алтынбаева. «Но у нас ЧС сейчас нет, и она не может быть применима в таких условиях. То есть у нас по факту есть режим самоизоляции, но нет нормы, которая бы позволяла штрафы налагать», — объясняет наш собеседник. «И возникла дилемма — по какой норме вообще штрафовать? Какую санкцию-то применять? Вроде 6.3 не применяется, 20.6.1 — тоже. Раз ЧС нет, и что тогда, как штрафовать людей? Поэтому вносят изменения в КоАП РТ именно по коронавирусу — о несоблюдении требований нормативно-правовых актов, связанных с COVID-19», — отмечает юрист. По словам Алтынбаевой, с точки зрения «юридической техники» эта статья верна и удобна для штрафующих. «То есть сейчас кабмин может любой нормативно-правовой акт вынести, и статья сразу будет на этот акт распространяться. Например, если завтра кабмин вынесет постановление, что вообще нельзя на улицу выходить ни при каких условиях — комендантский час какой-нибудь, — то это автоматически будет применяться. И не нужно будет ничего снова вводить», — полагает юрист.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 137
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.