Устроиться в «Яндекс.Такси» можно несколькими способами. Например, зайти на официальный сайт сервиса и оставить заявку. Можно выбрать трудоустройство через HeadHunter

КАК УСТРОИТЬСЯ

Устроиться в «Яндекс.Такси» можно несколькими способами. Например, зайти на официальный сайт сервиса и оставить заявку. Изначально поступаю именно так. Оставляю на сайте контактные данные, честно жду звонка или СМС. Но ни через час, ни через четыре связываться со мной никто не хочет. Перезванивают по заявке только через 6 дней, когда эксперимент по работе в такси уже окончен.

Можно выбрать трудоустройство через HeadHunter — около 20 объявлений с предполагаемым доходом до 250 тыс. рублей доступны хоть сегодня. Но везде требуется личный автомобиль. Для тех же, кто хочет ездить на арендной машине, дорога лежит на Avito.

В Казани сразу несколько таксопарков предлагают автомобили для такси в аренду. Большинство из организаций требуют посменной работы. Смена длится 12 часов и обычно начинается в 6:00 и в 18:00. Посуточная аренда брендированной машины обойдется в 1,1–1,2 тыс. рублей. Созваниваюсь по одному из объявлений. «Машины у нас Solaris и Renault на пропане. Заправляете и моете сами автомобили. Все, что сверху получаете, ваш заработок. Машины брендированы и имеют полный приоритет. Если согласны, то подъезжайте с 16 до 18 часов, с собой — паспорт и права», — объяснила менеджер таксопарка «Максимус» Диана.

Устройство на работу в таксопарк заняло два часа. Сначала трудно было найти сам офис, который располагался на улице Адоратского. Позже выяснилось, что находится нужная организация за неприметной дверью на втором этаже. В помещении видно табличку «Таксопарк Максимус». Справа лежит куча детских кресел, рядом с ними — моторные масла, антифриз и лампы ближнего света. Напротив входа стоит три стола, за левым сидит механик Василь, за центральным еще один водитель подписывает договор на аренду автомобиля. Седовласый механик Василь сразу говорит, что времени оформлять водителей у него нет. «Нас же тоже сократили. Раньше нас два человека сидели, а теперь видишь — я один. И за 10 тысяч в месяц целый день тут сижу», — недовольно бурчит мужчина.

«Водитель платит за все — топливо, мойка, шиномонтаж. Мойка вон внизу у нас. Если выехали на спущенном колесе на смену, то платит текущий водитель, а не сменщик»

ВОДИТЕЛЬ ПЛАТИТ ЗА ВСЕ

Получаю на руки для ознакомления договор аренды. Он умещается на двух страницах, бо́льшую часть которых занимают обязанности арендатора. Так, при ДТП по вине водителя арендованной машины последний обязан взять на себя «полную материальную ответственность по восстановлению ТС и судебным расходам». Причем срок возмещения не более месяца. При хищении или утрате нужно за два месяца возместить среднерыночную стоимость автомобиля. А еще дополнительно вносится задаток в 5 тыс. рублей. Далее заполняю анкету водителя, где зачем-то требуется указать личные качества, желаемую зарплату, образование, владение языками и прошлые места работы.

«Водитель платит за все — топливо, мойка, шиномонтаж. Мойка вон внизу у нас. Если выехали на спущенном колесе на смену, то платит текущий водитель, а не сменщик. Поцарапали машину, тоже оплачиваете сами. В каждой машине есть карта дефектов, на смену принимаете, сразу осматривайте, чтобы вопросов потом не было», — объяснил правила Василь. Постепенно комната наполняется другими водителями, которые пришли на пересменку.

«„Яндекс“ совсем охренели. Гарантии опять порезали до 4 тысяч рублей. И так бесплатно практически возим. Меня вот одна пассажирка просила до СНТ довезти, так я сразу сказал, что довезу до ворот и внутрь не поеду. Если не нравится, то вообще не повезу», — стал возмущаться один из водителей. Пришедший со мной новичок также вступил в беседу и рассказал, что раньше на своей машине таксовал и гарантии у него тоже упали. А из-за отсутствия разрешения на передвижение ему приходится теперь брать автомобиль в аренду.

Еще один из пришедших заступать на ночную смену оказался водителем скорой. Его по-дружески начали подкалывать по поводу назначения дополнительных выплат медикам Еще один из пришедших заступать на ночную смену оказался водителем скорой. Его по-дружески начали подкалывать по поводу назначения дополнительных выплат медикам Фото: «БИЗНЕС Online»

Гарантии — это заработок от «Яндекса» за совершенные поездки. Если сумма выполненных заказов меньше гарантии, то компания доплачивает водителям. Так, за первые пять поездок доплаты нет, с пятой поездки гарантия 550 рублей, с 10-й — 1 тыс. 137, с 20-й — 2 тыс. 400, с 30-й — 3 тыс. 600 и, наконец, с 35-й — 4 тыс. 200. Раньше гарантия на 35 поездок была 5 500 рублей, но ее снизили до 5 тыс. рублей, а с 8 апреля и до вызвавших возмущение водителей 4 тыс. 200 рублей.

Еще один из пришедших заступать на ночную смену оказался водителем скорой. Его по-дружески начали подкалывать по поводу назначения дополнительных выплат медикам. «Ну смотри, дали водителям 25 тысяч рублей. Часть уйдет на налоги, да и профсоюз лапу пригреет. И получается, что на руки я тысяч 20 только получу. Но это рассчитано на инфекционные бригады, а у меня обычная», — отметил водитель и поспешил удалиться из комнаты. 

Приезжающие со смены таксисты просят механика Василя выдать им деньги. «Я этого не умею, а налички нет», — быстро отрезал механик. Вскоре в помещение заходит и второй механик, Марат. Ему и предстоит подключить меня и второго новичка к таксопарку. «Так, и на какую машину тебя садить?..» — задумчиво произносит он, глядя на список из автомобилей, размещенный на стене. Всего на досках были написаны номера около 40 машин. Позже выяснится, что таксопарк «Максимус» объединяет в себе, по сути, три — «Максимус», «Кант авто» и RVS-auto. Все они различаются только комиссией с заказа. Например, «Максимус» заберет 2% от стоимости заказа, а RVS — 3,3%. С обещанием выбрать автомобиль с утра и разрешением передвигаться по Казани и пригороду отправляют готовиться к утренней смене.

Мне достается KIA Rio с механической коробкой передач и пробегом около 300 тыс. километров. «Ее чинили, но все равно вот так…»

КАКУЮ МАШИНУ ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ

Встаю в 4:30, отправляюсь в таксопарк, где меня встречает Марат. Он объясняет, что для начала работы нужно сфотографировать и отправить в «Яндекс» паспорт и водительское удостоверение. Делается это через приложение «Таксометр». Тут же к Марату подходит другой водитель. «Меня заблокировали, надо паспорт отправить. А у меня же паспорт не мой в аккаунте забит», — делится он своей бедой. Еще один водитель напоминает, что одна из машин не пройдет фотопроверку, так как разбита задняя часть. В итоге решаем перевесить госномера на заднюю часть целой машины и отправить ее фото.

Решив все серые дела, идем за машиной. Естественно, никакой медосмотр не прохожу, маску и перчатки не получаю. Мне достается KIA Rio с механической коробкой передач и пробегом около 300 тыс. километров. «Ее чинили, но все равно вот так…» — говорит Марат, показывая на обилие ошибок на приборной панели. Горят индикаторы ошибки двигателя, сбоя в работе гидроусилителя руля, неисправности системы стабилизации и низкого давления в шинах.

Сажусь за руль и выявляю еще одну неисправность — плохо включается вторая передача. Осматриваю салон — пластиковые панели со стороны переднего пассажира в грязи, задний диван в пыли и каких-то разводах. Влажными салфетками протираю пластиковые поверхности, руль и рычаг КПП. Доезжаю до ТЦ XL, включаю «Таксометр» и нажимаю кнопку «На линию».

«Рейтинг» формируется из последних 150 оценок от пассажиров. Если он падает ниже 4,5, то заказы также перестают поступать водителюФото: Дмитрий Исламов

ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ

В приложении для водителей есть несколько важных параметров. «Активность» учитывает выполнение заказов. Каждый выполненный прибавляет баллы, а при отказе от поездки отнимается до 10 баллов. Если показатель слишком низкий, то заказы перестают поступать.

«Рейтинг» формируется из последних 150 оценок от пассажиров. Если он падает ниже 4,5, то заказы также перестают поступать водителю. Для тех, у кого впервые падает рейтинг, «Яндекс» дает возможность реабилитироваться, высылая инструкции в приложение.

И, наконец, «Уровень», который формируется в конце месяца и может быть бронзовым, серебряным, золотым или платиновым. Он дает приоритет в получении заказов, а при последних двух показывает конечную точку поездки и дает возмещение неоплаченных заказов.

Первый заказ жду около часа. Забираю мужчину с улицы Адоратского, едем на 2-ю Тихорецкую. Пассажир рассказывает, что работает на заводе по производству пластиковых окон. «Стройки же идут по стране — и в Казани, и в Москве. Поэтому работаем. Нам вот выписали справки, которые разрешают по городу перемещаться. Да, народ неделю честно сидел дома. А сейчас справки появились и все на работу вышли. Где ж это видано, чтобы месяц сидеть без денег? Не знаю, понятно, что и менеджеры побежали работать — кормить семьи же надо», — рассказывает пассажир во время всей нашей поездки. Привожу его на место, и появляется следующий заказ, но из-за проблем с работой «Яндекс.Навигатора» еду не туда. Таймер прибытия к пассажиру уже показывает опоздание, и клиент отменяет заказ. Так же происходит и со следующей поездкой. Решаю отказаться от карт отечественного производства и включаю Google.Maps. Они за два дня зарекомендовали себя лучше.

Первый заказ жду около часа. Пассажир рассказывает, что работает на заводе по производству пластиковых окон. «Стройки же идут по стране — и в Казани, и в Москве. Поэтому работаем»

В районе 8 утра делаю еще две поездки — девушки добирались до работы с Павлюхина и Тулпара. Обе оказались неразговорчивыми. В 10 утра с проспекта Ямашева забираю работника банка «Русский стандарт» и удивляюсь, что они ездят в офис. «Надо финансовую отчетность готовить, проводить оплаты, да и те же кредитные каникулы оформлять. Сейчас же люди пойдут за льготами, поэтому мы и не можем сидеть дома», — объясняет молодой человек. Позже с остановки «Мусина» забираю двух гостей из южной республики, которых везу к «Ривьере». Молодые люди сразу же упираются в свои телефоны, мы едем в полной тишине.

Несмотря на заверение Марата, что машина полностью заправлена, понимаю, что закончился газ и двигатель перешел на другое топливо. Еду на заправку, заодно появляется возможность справить естественные потребности. Когда закрыты кафе, умыться или сходить в туалет можно только на АЗС. Некоторые коллеги позже признались, что могут справить нужду и во дворах, когда уж совсем сильно приспичит. Заправляюсь газом и бензином по 400 рублей на каждый вид топлива.

«Уровень», который формируется в конце месяца, может быть бронзовым, серебряным, золотым или платиновым. Он дает приоритет в получении заказовФото: Дмитрий Исламов

«еще недели две назад заказов было море»

После обеда везу с Адоратского девушку на встречу с молодым человеком. Это одна из немногих пассажирок, которая предпочитает ездить без маски. Видно, что встреча для нее внезапна — у девушки мокрые волосы, она периодически общается по телефону. При встрече молодые люди обнимаются и уходят в неизвестном направлении.

Позже со 2-й Юго-Западной забираю женщину в возрасте. В салоне появляется характерный запах спиртного. «Вот, возьмите деньги, у меня больше нет», — сразу сообщает она и протягивает 120 рублей. До конца поездки не могу посмотреть, сколько в итоге она будет стоить, и принимаю оплату, надеясь на ее совесть.

«Ой, этот карантин ввели ни к чему. Хорошо, у меня дома собака есть и я с ней гуляю. А так, Путин всех опять обманул — вот что я думаю! Что на судьбе написано, то и будет. Если суждено от вируса умереть, так и будет. Мы-то на пенсии ладно, а люди без работы сидят. Ох, сколько потом еще бед будет! Ведь говорят, что и осенью это все повторится», — возмущается женщина, параллельно рассказывая несколько уже давно разоблаченных фейков. Довезя до места, высаживаю пассажирку и вижу цену поездки — 126 рублей, с сожалением еду дальше.

С 15 часов и до конца смены не было ни одного заказа. У «Парк Хауса» паркуюсь вместе с коллегами. В часы ожидания читаю книжку, ее замечает другой таксист Сергей. Спрашивает, почему читаю «Интернет-журналистику», с улыбкой отвечаю, что хочу после таксистов пойти в журналисты. Собеседник лишь усмехается в ответ.

«Еще недели две назад было море заказов. Делали по тысячи-две чистыми за день. А сейчас вообще беда стала, раза в 3 упало количество заявок. Да и „Яндекс“ гарантии существенно подрезал, хотя изначально говорили, что будут заботиться о водителях. Какая уж тут забота, когда на смену выходишь и не знаешь даже примерно, сколько домой принесешь. А выхода и не найти из ситуации — другой же работы нет. Вот куда мне устроиться?» — делится опытом водитель, пока мы пьем кофе и ждем заказа.

В 17:30 приезжаю в таксопарк сдавать автомобиль. Механик Слава недоволен количеством выполненных заказов. На мою сторону встают другие водители, которые признаются, что и у них заказов мало. «Смените мне машину. А-то у меня „коробка“ вибрирует. Мне отдает в сиденье, и получается массаж, а пассажиры пугаются», — жалуется один из водителей. Я тоже высказываю претензии к машине: при торможении бьет в руль и идет вибрация по корпусу, а из-за проблем со второй передачей приходится переключаться с первой сразу на третью. Сдаю выручку и сверху плачу за суточную аренду, Слава тут же говорит, что надо отдать еще 200 рублей на депозит. Решив не раздувать скандал, даю денег. На выходе Марат, как бы извиняясь и сочувствуя, произносит, что виной проблем и низких заработков стал режим самоизоляции и отсутствие уровня в приложении.

«Еще недели две назад было море заказов. Делали по тысячи-две чистыми за день. А сейчас вообще беда стала, раза в 3 упало количество заявок»

 «Побольше вам клиентов и без такого запаха»

Второй день также начинается в 4:30. Через час — уже в таксопарке и получаю другую машину. Это тоже KIA Rio на «механике», но из проблем у нее только вырванный правый отражатель фар и спустившее переднее левое колесо. На новую смену выхожу в другом таксопарке, поэтому повторяю процедуру фотографирования документов и машину. «Подальше фотографируй, чтобы повреждений не было видно», — советует новый механик. В салоне протертые сиденья из кожзама, в бардачке нашлась пустая упаковка от сухариков — «подарок» оставил сменщик. Вновь протираю руль и ручку КПП, выбрасываю мусор и отправляюсь на стоянку к ТЦ «Савиново».

В приложении жму кнопку выхода на смену. Первый заказ появляется только через два часа. Везу с Ямашева на Профсоюзную мужчину с характерными признаками похмелья. Он признается, что едет в гараж, а не на работу. «Побольше вам клиентов и без такого запаха», — с улыбкой желает он и выходит из машины.

Еще через два часа из отделения ПФР на Ямашева везу пожилого мужчину в Советский район. Интересуюсь, зачем он приехал в пенсионный фонд во время карантина. «Да пенсию получать. Я сюда езжу, чтобы моя не знала, сколько пенсия. Я же „чернобылец“, но вот такой ситуации, как сейчас, давно не припомню. А дома чего сидеть? Ну подхвачу вирус, умру, так и мне лет-то уже сколько?» — пустился в философские рассуждения пассажир.

Следующими гостями моей машины оказываются два китайца, которые поехали работать на одну из промышленных баз на Бухарской улице. Один из них более-менее сносно говорит по-русски и, садясь в машину, кидает: «Привет». «Нет, нас не обижают. Мы же давно уже приехали, еще до начала эпидемии. Работаем в Казани с другими китайцами, платят нормально — на жизнь хватает. Работы у нас меньше не стало, но на улицу стараемся реже выходить», — говорит на ломанном русском молодой человек. В промзоне ловить заказы бессмысленно, поэтому возвращаюсь на Квартал.

«Новичкам в такси сейчас делать нечего, если только нет лишних денег на благотворительность, а к ней я пока не готов»

Затем на четыре часа наступил перерыв в заказах. Еду на привычное место у «Парк Хауса». Встречаю там водителя Тимура, который ездит на оклеенном автомобиле от Uber. «У тебя мало заказов, потому что все сливки собирают владельцы золотого и платинового статуса. И они видят поездки, поэтому набирают „коротышей“, чтобы получить гарантированную выплату. Тебе как раз и попадаются самые невыгодные дальние поездки. По сути, если они за одну поездку получают 100 рублей чистыми, то ты максимум 50, а то и меньше. Раньше еще повышенные коэффициенты были, а теперь они разве только по утрам в районе Зорге и проспекта Победы появляются, так что лучше утром сразу же туда направляться. Тут правила рынка такие, не стоит думать, что все честные и тебе сочувствуют. Это, может, в таксопарке все улыбаются да подбадривают, а за каждый заказ, особенно сейчас, могут и глотку перегрызть. Каждый под себя гребет, как может. И обижаться не на кого, „Яндекс“ сам такие правила игры установил. Да, сейчас стало сложнее, но те, кто давно работает, все равно по 25–30 тысяч в месяц будут делать. А новички не выживут, может, оно и к лучшему, у нас хоть конкуренции будет меньше, а заказов — больше. Ты лучше в организацию устраивайся водителем на постоянку, чтобы одного человека возить. Или в автокурьеры по типу Ozon, а не в такси», — дает по-настоящему жизненный совет коллега.

В районе 14 часов заказы, наконец, возвращаются. Первый приходит вновь из управления ПФР на Ямашева с комментарием — «у подъезда». Приходится созваниваться и уточнять, где конкретно встречать. В машину садится женщина, но всю дорогу она проводит в телефоне. Следующим пассажиром становится молодой человек с улицы Закиева. «Я в кофейне работаю. Сейчас кофе навынос предлагаем. У нас и так не очень удачная локация, людей было не так много, а сейчас еще меньше. Сложно сказать, нужен ли этот карантин. По нам он однозначно ударил, и непонятно, что будет дальше. Но пока как-то работаем, собираем изо дня в день по копеечке. Про льготы от государства пока ничего не знаю толком, что-то слышал, но конкретики нет», — делится мыслями бариста.

В 15 часов получаю заказ со 2-й Юго-Западной улицы, садится молодой человек с большим пакетом продуктов, из которого торчат несколько баллонов пива и нехитрые снеки. Салон вновь заполняется ароматом недавнего возлияния. На вопрос о наличии справки на перемещение молодой человек тихонько произносит несколько нецензурных слов. Всю поездку он смачно жует жвачку (не особо помогает), я же стараюсь поскорее финишировать.

Следующая заявка — из Республиканского клинического онкодиспансера. В машину садятся мужчина и женщина, оба пассажира — с грустными лицами. Спрашиваю про наличие справки, мужчина принимается доставать документ. Успокаиваю его, что это не для меня, а на случай остановки сотрудниками ГИБДД. И действительно, во время поездки на проспекте Победы началась массовая проверка. Вспоминаю, что я могу двигаться по полосе общественного транспорта, хитрость помогает мне объехать проверку, доставляю пассажиров на Зорге. Под конец смены принимаю заказ от улицы Миля до деревни Куюки, но так как сдавать машину нужно через 30 минут, от него отказываюсь и теряю 4 балла «Активности».

В таксопарке уже ждет Марат. «Ну что? Так и не получается?» — оказался первый вопрос. Пришлось признать, что и в этот раз стоимость суточной аренды не удалось отбить. «Я поэтому сейчас и сам не таксую. У меня серебряный уровень, но и для меня вряд ли будет выгодным», — посочувствовал механик.

«Коронавирусная» арифметика

Две смены в таксопарке были проработаны в глубокий минус. Если оперировать цифрами, то получается следующая картина.

В расчете нет затрат на питание, так как корреспондент обедал дома. Коллеги-таксисты говорят, что еду берут с собой, чтобы не терять заказы, и едят на ходу, перекусить и попить кофе можно заехать в кафе. Повезло и с погодой, так как в случае дождя пришлось бы дополнительно отдать за мойку автомобиля еще 100–150 рублей. Плюс водители тратятся на покупку антисептиков, перчаток и масок. Частью заработка могли бы стать чаевые, но их клиенты не оставляют. 

Пока пишу материал, из таксопарка поступает звонок — нужно определить дни выхода на смену. Понятно, что предпринимателям невыгодно терять человека, который готов платить по тысяче рублей за машину. Автомобили нужно окупать, да и давать зарплату Марату, Василю, Славе и другим механикам. Однако новичкам в такси сейчас делать нечего, если только нет лишних денег на благотворительность, а к ней я пока не готов. Отказываюсь.