Один из самых наболевших вопросов сегодняшних реалий: что будет с бизнесом после того, как закончится пандемия, многие ли переживут нынешний кризис? По такому поводу киновед и автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина собрала картины, рассказывающие истории предпринимательского успеха, пусть очень разного и не всегда абсолютно законного. Но, возможно, правильно выбранное кино способно не только вдохновить и мотивировать, но и подсказать способы выхода из самых безнадежных ситуаций.
1. «Гражданин Кейн» (режиссер Орсон Уэллс, 1941 год)
Сняв в 1941 году «Гражданина Кейна», Орсон Уэллс, наверное, даже не мог предположить, какой вехой в истории киноискусства станет он сам и его фильм. Режиссер привнес в язык кино новые приемы, свой почерк и собственный «угол зрения», что является неотъемлемым признаком художника-творца.
Гениальный режиссер-самоучка Уэллс сделал картину о сильном человеке, при этом сыграл в ней главную роль и выступил продюсером и сценаристом своего главного детища. Его герой Чарльз Фостер Кейн действительно победитель, он лидер, любимец миллионов и в то же время человек, которого ненавидят. Газетный магнат, богатейший человек, политик, предвыборная речь которого полна сарказма и самодовольства. Широкая самореклама, бесконечные обещания, клевета и дискредитация оппонентов — все в этом фильме не утратило современного звучания и сегодня.
12+
2. «Нефть» (режиссер Пол Томас Андерсон, 2007 год)
Это экранизация одноименного романа классика американской литературы Эптона Синклера. У Пола Томаса Андерсона получился фильм-энциклопедия. По нему вполне можно изучать историю не только маслянистой горючей жидкости, но и данного жанра. «Нефть» дала Андерсону свободу — большие тему и стиль а также полную отрешенность от запросов зрителя. У него получилась картина редкой прямоты и жестокости, некий сплав бесстрастно-спокойного темпа повествования и взрывающего его изнутри нервного рваного ритма.
Главный герой «Нефти» настолько же инфернален, насколько и загадочен: откуда он взялся, почему стал таким крутым и кто привил ему неистовую одержимость нефтью, не объясняется. Герой Дэниела Дэй-Льюиса от людей ничего не ожидает, кроме неприятностей, его излюбленное выражение лица — любопытство, с которым он наблюдает, что такого еще сделают окружающие, чтобы он возненавидел их еще больше, хотя это уже вряд ли возможно.
16+
3. «Авиатор» (режиссер Мартин Скорсезе, 2004 год)
Грандиозный киноэпос Мартина Скорсезе продолжает его серию из цикла «Великая Америка». Предыдущая часть — «Банды Нью-Йорка» — демонстрировала становление американской демократии, а «Авиатор» показывает портрет одного из тех, благодаря кому Соединенные Штаты стали грандиозной либеральной империей. Это фильм-портрет, театр одного актера, где Говард Хьюз в исполнении Леонардо Ди Каприо несет в себе огромный заряд инфантилизма вечной молодости. Именно молодая энергия исходит от людей, которые управляют данным миром и ради которых вертится планета.
Драматизм же «Авиатора» заключается прежде всего в том, что его богатый и знаменитый герой, влиятельный и успешный во всех смыслах мужчина, которому все было по колено, постоянно дрожал перед своими мелкими фобиями и, в конце концов, сошел от этого с ума.
12+
4. «В погоне за счастьем» (режиссер Габриэле Муччино, 2006 год)
«В погоне за счастьем» — биографический фильм о Крисе Гарднере, сценарий которого основан на одноименных мемуарах. Картина является также самым личным и глубоко прочувствованным проектом голливудского кумира Уилла Смита, чуть ли не впервые отважившегося напрямую заговорить о том, что его по-настоящему волнует в жизни.
Изначально кажется, будто лента повествует всего-навсего о непростом периоде в жизни будущего мультимиллионера и удачливого бизнесмена, однако режиссер Габриэле Муччино очень ловко обходит распространенные штампы типичного биографического фильма. Упоминаемая погоня за счастьем отнюдь не равносильна в картине стремлению к сугубо карьерному процветанию. Подлинное счастье обретает смысл лишь тогда, когда к данному понятию имеют непосредственное отношение близкие люди. Поучительный, вызывающий слезы фильм призывает к активным действиям, мотивирует и вдохновляет.
12+
5. «Социальная сеть» (режиссер Дэвид Финчер, 2010 год)
«Социальная сеть» — отличный фильм о создании всеми востребованного продукта, взгляд на бизнес со стороны его участников, а не простых потребителей. Темы положения в обществе и соревнования — главные в картине. И не стоит воспринимать здесь Марка Цукерберга как человека, бросившего своих партнеров, а «Социальную сеть» — как ленту о бизнесе, которому продает душу талантливый парень. Цукерберг в фильме Дэвида Финчера — не поэт, не художник, не активист-радикал, а прежде всего увлеченный программист. Это человек, нацеленный на успех, реализацию себя в мегаперспективной сфере новых технологий, а все его партнеры по бизнесу — не мечтатели, а приземленные прагматики. Финчер показывает нам восхождение Цукерберга на вершину ретроспективно и без лишнего романтизма.
12+
6. «Джой» (режиссер Дэвид О. Расселл, 2015 год)
Фильм Дэвида О. Расселла представляет собой трагикомичную вариацию на тему «Жизнь замечательных людей», выполненную в стиле мыльных опер 80-х. «Джой» — биография матери-одиночки, которая благодаря таланту, упорству и честности воплотила американскую мечту в жизнь. В картине рассказывается, как эта женщина пришла к тому, чтобы создать чудо-швабру, ставшую отправной точкой новой Джой — уверенной и независимой. Картина действительно основана на реальных событиях, с которыми столкнулась изобретательница и бизнесвумен Джой Мангано на пути к славе и богатству.
Но здесь интересен также режиссерский ракурс: О. Рассел рисует портрет Америки не прагматичной и капиталистической, а мечтательной и романтической, земли неосуществленных надежд, многие из которых однажды могут стать реальностью.
16+
7. «Человек, который изменил все» (режиссер Беннетт Миллер, 2011 год)
Фильм по книге Майкла Mонро Льюиса, изданной в 2003 году, об оклендской бейсбольной команде и ее генеральном менеджере Билли Бине. Победа принадлежит тому, кто больше и дольше всего в нее верит. Да, картина об этом, но «Человек, который изменил все» является отнюдь не банальной позитивно-спортивной историей и воспринимается довольно сложно. Это скорее поиск ответа на вопрос, на чем же основывается уверенность. Казалось бы, рядовое кино про бейсбольную статистику, но главным там является персонаж Билли Бина, потрясающе сыгранный Брэдом Питтом. Именно в его спокойной и невозмутимой уверенности в себе, в верности выбранной стратегии режиссер находит залог к успеху. Если внутри есть такой базис, он неизменно приведет тебя к победному финишу, и свернуть с данного пути будет невозможно.
16+
8. «Такер: Человек и его мечта» (режиссер Фрэнсис Форд Коппола, 1988 год)
Эта картина часто упоминается критиками как один из самых искренних биографических фильмов о предпринимательстве. Лента от режиссера «Крестного отца» и «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы рассказывает историю успеха Престона Такера, который бросает вызов классическому пониманию того, каким должен быть автомобиль. Выдержав конкуренцию ведущих мировых компаний, Такер становится миллионером, а его изобретения получают мировое признание. Фильм подтверждает аксиому предпринимательского успеха: мечтательность, соединенная с гениальностью, способна свернуть горы. Картина призывает к тому, что не нужно бояться рисковать и реализовывать свои идеи, а также позволяет поверить в собственные силы.
12+
9. «Стив Джобс. Потерянное интервью» (режиссер Пол Сен, 2012 год)
В 1995 году во время съемок телевизионной передачи о появлении персонального компьютера журналист и телеведущий Роберт Крингли взял интервью у Стива Джобса. Когда передача вышла в свет, оказалось, что только небольшая часть интервью была использована, а полную запись разговора считали потерянной. И только спустя годы режиссер Пол Сен нашел в своем гараже кассету с записью.
Автор интервью говорит с единственным подлинным визионером нашего времени об общем и универсальном, а Джобс здесь озвучивает все те принципы, которые через некоторое время превратят Apple из некого феномена во влиятельнейшую мировую корпорацию. Пленка же фиксирует мелочи (активную жестикуляцию, насмешливые и одновременно проникновенные интонации, живость взгляда) и показывает, что Джобс, возможно, в первую очередь был мастером риторики и убеждения, а потом уже гениальным бизнесменом.
12+
10. «ПираМММида» (режиссер Эльдар Салаватов, 2011 год)
Россия, начало 90-х. Страна в процессе болезненного перехода от сверхцентрализованной плановой экономики к рыночным отношениям. Могущественные банкиры и властные структуры в растерянности: никто не имеет понятия, как прекратить этот беспредел, а в МММ уже набралось более 10 млн вкладчиков. Заговоры, похищения людей, погони, заказные убийства и немного любви...
Несмотря на реальную подоплеку картины, историческая достоверность для ее авторов непринципиальна — их больше интересует создание романтического образа сверхчеловека, который 15 лет назад чуть не захватил финансовую и политическую власть в государстве. Создатели «ПираМММиды» — режиссер Эльдар Салаватов, а также сценаристы Сергей Крайнев и Максим Василенко — привносят в образ героя как дозу романтики, так и демонизации, но в целом основываются на психофизике актера Алексея Серебрякова, под которого с самого начала и строился проект. Герой фильма кажется сложнее и драматичнее своего прототипа: при всей своей физико-математической одаренности по душевному складу это скорее не технарь, а гуманитарий, который мог бы вслед за Остапом Бендером повторить: «Я не финансист. Я свободный художник и холодный философ».
16+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.