«То, что ситуация будет осложняться, — так считает каждый четвертый россиянин — 26% (месяц назад было 20%)» «Ситуация будет осложняться, считает каждый четвертый россиянин — 26% (месяц назад было 20%)» Фото: Алексей Белкин

«66 ПРОЦЕНТОВ ГОВОРЯТ, ЧТО ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ ИЗМЕНИЛСЯ В ХУДШУЮ СТОРОНУ»

Большинство россиян считают, что пандемия коронавируса и девальвация рубля изменили их образ жизни в худшую сторону. К такому выводу пришли в центре стратегических разработок в результате опроса 3,2 тыс. человек.

«66 процентов говорят, что их образ жизни изменился в худшую сторону и он им не нравится», — заявила накануне во время пресс-конференции директор центра социально-экономических исследований центра стратегических разработок (ЦСР) Лора Накорякова. По ее словам, чаще всего ухудшение образа жизни отмечают жители столицы, владельцы собственного бизнеса, те, кто получает доход от сдачи в аренду помещений и проценты от инвестиций. Однако есть лишь 11%, кто признался, что их образ жизни изменился в лучшую сторону. Чаще всего, по словам Накоряковой, так отвечали студенты. «40 процентов учащихся и людей до 25 лет отмечают, что их образ жизни изменился, и им это нравится», — добавила она.

Тем не менее оптимизм относительно будущего у россиян, согласно исследованию, уменьшился. Так, на сегодня только половина жителей говорят о том, что ситуация в ближайшее время разрешится, скорее всего, в лучшую сторону, хотя еще месяц назад этого ожидали 64%. «Ситуация будет осложняться, считает каждый четвертый россиянин — 26 процентов (месяц назад было 20 процентов)», — уточнила Накорякова.

А вот страх россиян заразиться коронавирусом за месяц не изменился — это все те же 60%. Зато есть динамика по показателю вероятности заражения — доля таких респондентов выросла на 6 п. п. — до 30%. Повышенный страх заразить отмечается среди жителей Центрального федерального округа, женщин, людей старше 60 лет, работников коммерческих организаций, людей с доходом выше среднего. Оптимистов больше среди жителей Северо-Кавказского федерального округа, студентов и тех, кто проживает один.

При этом почти каждый второй хотел бы сдать тест на COVID-19. Но 61% из них не знают, есть ли такая возможность в их регионе. Чаще всего о таком желании заявляют жители Приволжского, Уральского и Дальневосточного федерального округов. Однако порядка 18% россиян отмечают, что в их регионе есть возможность сдать тест, но для них это недоступно: либо по собственному желанию, либо дорого.

При этом почти каждый второй хотел бы сдать тест на COVID-19. Но 61% из них не знают, есть ли такая возможность в их регионе При этом почти каждый второй хотел бы сдать тест на COVID-19. Но 61% из них не знают, есть ли такая возможность в их регионе Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ВИДИМ ОБЩЕСТВЕННУЮ УСТАЛОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ И МЕР КАРАНТИНА»

Из-за режима самоизоляции и нерабочих дней, которые действовали по всей стране до сегодня, среднестатистический россиянин проводил дома 3,8 дня в неделю. При этом треть россиян выходили на улицу почти каждый день, прежде всего чтобы сходить в магазин, вынести мусор. Еще 42% из тех, кто выходил из дома, говорили о необходимости посещать работу. А 21% респондентов признавались в желании просто прогуляться и подышать свежим воздухом, и эта доля растет: еще месяц назад об этом говорили только 11% «Мы видим общественную усталость населения от ограничений и мер карантина», — отметила Накорякова. Тем не менее в течение месяца большинство старалось соблюдать рекомендации по ограничению контактов не только с людьми старшего поколения, но и со всеми остальными категориями. Так, две трети респондентов заявили, что сократили или вовсе прекратили контакты с другими людьми.

Впрочем, за шесть недель нерабочих дней изменилось восприятие принимаемых мер по ограничению распространения коронавируса. К маю на 9% снизилось количество тех, кто поддерживает режим удаленного обучения (27% против). Зато выросли следующие показатели: абсолютное большинство считает, что необходимо сохранить запрет массовых мероприятий (90%), должны быть полностью закрыты границы (87%), общепит и места развлечений (84%). «По мнению россиян, это три ключевых риска, которые могут способствовать риску развития коронавирусной инфекции», — указала директор центра социально-экономических исследований ЦСР. Любопытно, что за месяц на 20 п. п. (до 58%) увеличилось число тех, кто поддерживает строгий режим самоизоляции для всех граждан, еще 56% одобрительно отзывались о введении электронных пропусков, а 50% положительно оценили наличие штрафов для нарушителей режима самоизоляции.

Из-за режима самоизоляции и нерабочих дней, которые действовали по всей стране до сегодняшнего дня, среднестатистический россиянин проводил дома 3,8 дня в неделю. При этом 34% выходили на улицу почти каждый день Из-за режима самоизоляции и нерабочих дней, которые действовали по всей стране до сегодняшнего дня, среднестатистический россиянин проводил дома 3,8 дня в неделю. При этом 34% выходили на улицу почти каждый день Фото: Василий Иванов

«КАЖДЫЙ ВТОРОЙ РОССИЯНИН ГОВОРИТ, ЧТО ВЫНУЖДЕН ЭКОНОМИТЬ»

Тем не менее, как уже было сказано, настроения наших сограждан за прошедший месяц стабильно ухудшались. По словам Накоряковой, тому две причины. Первая связана с моральным состоянием людей, они обеспокоены неопределенностью. Вторая причина лежит полностью в экономической плоскости и связана с необходимостью экономить. «Если месяц назад дополнительная экономия касалась 25 процентов населения, то сейчас таких уже 49 процентов, то есть каждый второй россиянин говорит, что вынужден экономить на тех товарах и услугах, на которых ранее не экономил», — пояснила Накорякова. По ее словам, еще 45% респондентов изменили планы своих поездок, что также отразилось на моральном состоянии, а 43% стали внимательнее относиться к своему здоровью и здоровью близких.

При этом в ЦСР не видят предпосылок до конца 2020 года для быстрого восстановления потребительского спроса. Наибольший потенциал, по данным исследования, имеет сектор внутреннего туризма, поскольку каждый третий респондент говорит, что планирует поездки по России с целью отдыха. «По нашим оценкам, объем внутреннего туризма на ближайший год может составить порядка 1 триллиона рублей — это достаточно большая цифра в условиях кризиса», — отметила Накорякова. По ее словам, желание и возможность россиян выезжать за рубеж при этом будет уменьшаться, сокращение может составить до 30%. В среднем на внутренний туризм россияне готовы тратить не более 23 тыс. рублей на человека. Впрочем, максимальная готовность платить будет зависеть от мер поддержки населения и скорости восстановления экономики.

Наибольший потенциал, по данным исследования, имеет сектор внутреннего туризма, поскольку каждый третий респондент говорит, что планирует поездки по России с целью отдыха Наибольший потенциал, по данным исследования, имеет сектор внутреннего туризма, поскольку каждый третий респондент говорит, что планирует поездки по России с целью отдыха Фото: Сергей Елагин

35% РОССИЯН НЕ ИМЕЮТ НИКАКОЙ СТРАТЕГИИ

В то же время большинство — 58% респондентов — признались, что их доходы уменьшились, а 5% говорят, что снизились до нуля. Наиболее уязвимыми в этом смысле оказались те, кто получает зарплату в «конверте», предприниматели и жители Южного федерального округа — все они чаще всего отмечали снижение доходов.

При этом каждая пятая семья не имеет финансовой подушки безопасности — это те, кто говорит, что у них нет сбережений, чтобы пережить бездоходный период. Еще 22% отметили, что их сбережений хватит не более чем на четыре недели, 21% имеет запас на срок от одного до трех месяцев. «Однако в среднем в силу того, что высокая доля россиян, которые говорят об отсутствии финансовой подушки безопасности, приводит к тому, что средний период финансовой стабильности, возможности прожить без дохода составляет не более четырех месяцев», — уточнила Накорякова.

В будущем ситуация с занятостью тоже не внушает оптимизма. Так, по данным ЦСР, безработица может увеличиться до 17% (краткосрочный эффект), а к концу года, вероятно, индикатор достигнет 12%, что существенно выше, чем в 2019 году, — это данные на основании ожиданий бизнеса.

Зато среди населения растет обеспокоенность из-за риска потери работы, снижения доходов и обесценивания накоплений. Однако, как заявила Накорякова, на первом месте по-прежнему остается риск роста цен и существенное подорожание жизни. «На фоне этого глобального риска усиливаются все страхи по потери денежного дохода, что вполне логично», — добавила директор центра социально-экономических исследований ЦСР.

Большинство — 58% респондентов — признались, что их доходы уменьшились, а 5% говорят, что снизились до нуля. Наиболее уязвимыми в этом смысле оказались те, кто получают зарплату в конверте Большинство — 58% респондентов — признались, что их доходы уменьшились, а 5% говорят, что снизились до нуля. Наиболее уязвимыми в этом смысле оказались те, кто получает зарплату «в конверте» Фото: Алексей Белкин

При этом, по ее мнению, еще одним барьером для дальнейшего быстрого восстановления экономики и жизни в стране является то, что 35% россиян не имеют никакой стратегии, просто продолжая жить. Однако почти каждый второй (48%) признался, что продолжит сокращать затраты и экономить. Накорякова отметила, что уже месяц назад стали экономить на электронике, одежде и обуви, сейчас произошло усиление в сегменте именно одежды и обуви. «Более того, россияне говорят, что будут усиливать экономию после отмены ограничений на онлайн-услугах, в том числе на заказах продуктов питания и готовой еды», — добавила она.

Однако 24% респондентов заявили, что хотят наращивать накопления в рублях, 21% собираются хранить накопления в банке, а 13% собираются хранить сбережения в наличном виде.

«За последний месяц настроения динамично меняются — к сожалению, не в оптимистическую сторону. Меняется потребительская активность, режим экономии, происходит трансформация в потребительском сегменте, в чеках. В каких-то категориях есть потенциальное восстановление потребления (например, внутренний туризм). В каких-то категориях (скажем, ресторанные услуги) есть сдерживающие тенденции. Поэтому сфера общепита будет восстанавливаться сложнее всего», — подвела итог Накорякова.