«На вождение три человека в день, мы больше не просим!» — в один голос говорят директора школ водительского мастерства. После отмены «нерабочих дней» до сих пор неясно, могут ли они работать офлайн. Убытки копятся: автошколы не попали в список пострадавших отраслей, субсидий на зарплаты нет, а курсанты не могут получить заветные корочки. О том, какие меры безопасности предлагают школы, чтобы уберечь и инструкторов, и студентов, но все же учить держать в руках баранку, — в материале «БИЗНЕС Online».
Более 80% автошкол в республике частные. С конца марта из-за введения режима самоизоляции они вынуждены закрыться для посещения учащимися
ГИБДД РТ: «Все участники процесса обязаны носить маски и перчатки»
С конца марта из-за введения режима самоизоляции автошколы РТ вынуждены закрыться для посещения учащимися: кто-то преподает теорию вождения онлайн, а некоторые и вовсе пока приостановили деятельность. 12 мая ограничения для многих видов бизнеса были сняты, но работа автошкол до сих пор в подвешенном состоянии — в постановлении Роспотребнадзора их нет, а рекомендации минпросвещения РФ по отказу от проведения практики в разъяснительном письме от 16 апреля еще в силе.
По словам исполнительного директора федерации автошкол РТ Елены Витюговой, учреждения не могут открыться, пока не получат официальных разъяснений. «Пока мы делаем вывод такой, что работники могут в офис выходить. Вопрос стоит с обучением офлайн. Будем у минобрнауки пытаться получить разъяснение постановления, потому что там ничего про образовательные организации не сказано, — говорит она. — Получается, если не запрещено, то вроде как разрешено? Может, ведомство что-то разъяснит».
На помощь автошколам пришел бизнес-омбудсмент РТ Фарид Абдулганиев, направив запрос на имя заместителя премьер-министра РТ — министра образования и науки РТ Рафиса Бурганова и руководителя управления Роспотребнадзора по РТ Марине Патяшиной с просьбой до 16 мая выразить свою позицию, могут ли автошколы возобновить работу во время пандемии офлайн с соблюдением требований, предъявляемых для перевозки пассажиров легковым такси.
Но не все так просто, свою позицию должна высказать и Госавтоинспекция республики. Заместитель начальника УГИБДД МВД по РТ Дамир Бикмухаметов сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что после того, как 12 мая режим «нерабочих дней» прекратился, республиканская ГИБДД ведет подготовку к приему теоретических и практических экзаменов на право управления транспортными средствами. «Сейчас мы возвращаемся к тому, чтобы принимать экзамены при соблюдении всех средств защиты, — уточнил он. — Это касается ряда условий: социальной дистанции в учебных классах при приеме теоретических экзаменов, санитарной очистки помещений и автомобилей, замеров температуры экзаменуемых и прочих мер. Все участники процесса обязаны носить маски и перчатки. Прием экзаменов планируется начать уже на этой неделе».
Замначальника ГИБДД подчеркнул, что сейчас нет препятствий для работы автошкол. «В ближайшее время возобновится подготовка будущих водителей в части вождения по городу и преподавания теории, — добавил он. — Но с тем же условием: соблюдением всех мер предосторожности».
В салоне авто должны быть только один учащийся и инструктор, оба — в масках и перчатках; к занятиям они допускаются только после измерения температуры, а инструктор проходит предрейсовый медосмотр
«МЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ ПОТОК КРИКОВ О ПОМОЩИ»
Эти самые меры республиканская федерация автошкол, объединяющая около 190 учреждений и более 2 тыс. сотрудников, расписала подробно в своем обращении к президенту Татарстана Рустаму Минниханову еще в конце апреля, отправив его также уполномоченному при президенте РТ по защите прав предпринимателей, с просьбой оказать поддержку отрасли. Более 80% автошкол в республике частные и представлены как организации дополнительного профессионального образования, общества с ограниченной ответственностью или в форме профессиональных образовательных учреждений.
«По численности работающих, финансовым и прочим показателям их можно отнести, по сути, к микро- и малому бизнесу. В условиях тяжелой налоговой, арендной, других нагрузок и соответствующей помощи и поддержки со стороны государства в настоящий момент автошколы оказались под серьезным ударом», — говорится в обращении за подписью председателя федерации автошкол РТ и депутата Госсовета Татарстана Артура Абдульзянова. «Я обратился к президенту республики насчет предоставления льгот этой сфере. Понятно, фитнес-клубы, ресторанный бизнес, парикмахерские… а автошколы остались в стороне. Мы почувствовали поток предложений, криков о помощи и обратились, чтобы мы вошли в ту группу предприятий, которой необходимо оказывать поддержку. Мы ожидаем глубокий спад», — рассказ он «БИЗНЕС Online».
Первое, о чем просят автошколы, — оказать им содействие во включении в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции независимо от форм собственности. Деятельность организаций в сфере подготовки водителей транспортных средств относится к ОКВЭД «Обучение профессиональное».
Второе — разрешить автошколам возобновить практические занятие по вождению с учетом соблюдения всех санитарно-профилактических мер. Сообщество даже подготовило их перечень: в салоне авто должны быть только один учащийся и инструктор, оба — в масках и перчатках; к занятиям они допускаются только после измерения температуры, а инструктор проходит предрейсовый медосмотр; с признаками ОРВИ и повышенной температурой курсанты к занятиям не допускаются; после каждого выезда салон проветривается, а все поверхности дезинфицируются антисептиками; вождение проходит по индивидуальным учебным планам.
По словам Витюговой, разработанный перечень мер был подготовлен по кальке с других регионов, где вождение уже разрешили. Это Карелия, Архангельская область, в Оренбурге и вовсе 30 апреля дали добро обучаться в классах — не более пяти человек в помещении. В Татарстане пока просят лишь о возобновлении практики. «Многими учащимися давно теоретический курс пройден, кто-то уже и вождение начал, а сейчас они теряют свои навыки. Когда снимут ограничения, школы вынуждены будут проходить это заново, — отмечают в федерации. — С одной стороны, курсант оплатил свое обучение и больше с него денег школа брать не станет, но и бесплатно давать дополнительные занятия и уроки тоже не могут, потому что это дополнительные расходы, часы инструкторов, траты на бензин и прочее».
Владимир Гребнев: «Мы гарантируем, что после каждого студента будем обрабатывать автомобиль, выдавать маски с перчатками»
ЧАЯНИЯ АВТОШКОЛ: «РАЗ НЕТ УЧЕНИКОВ, ОТКУДА ПЛАТИТЬ ЗАРПЛАТУ?»
«Мы как руководители автошкол гарантируем, что после каждого студента будем обрабатывать автомобиль, выдавать маски с перчатками, даже очки — каждому ученику и инструктору. Если парикмахерским разрешили работать — у них там в день контактов 20, очередь стоит, там прямой контакт вообще!» — рассуждает директор автошколы «АвтоТехКазань» Владимир Гребнев. Его ученики проходят теорию дистанционно, а вождение пока заглохло. Более 70 человек не могут сдать экзамены. «Медкомиссию уже разрешили проходить. Три человека в день, мы больше не просим, чтобы не подвергать риску. Я же как руководитель заинтересован, чтобы мои инструкторы были живы и здоровы, — говорит он. — 80 процентов автошкол готово ко всем этим требованиям».
Ситуация становится критичной для всех автошкол, говорит заместитель директора автошколы «Альбатрос» Алина Осипова. В ее штате 25 инструкторов, и второй месяц они без работы. «У них почасовая оплата, они сидят без копейки денег в кармане. Любые возможности, о которых пишут, что малому бизнесу будут помогать... Мы, к сожалению, под это не попали», — отмечает она. Зарплату за апрель в компании выдали из своих резервов, но, так как сейчас нет практического обучения, учащиеся деньги не платят. «Говорят, мы будем платить, когда начнется вождение. В основном все обучаются в рассрочку. У нас ежемесячные поступления были, — объясняет наша собеседница. — Стоимость обучения — от 25 тысяч и выше, не каждый может оплатить данную сумму сразу. Около 90 процентов человек обучаются в рассрочку».
К выпуску в «Альбатросе» готовились 150 человек, но не успели сдать вождение. На переобучении по разным категориям находятся еще 70 граждан. «Есть те, кто на категорию А. Те же, кто учится на грузовые автомобили, ждут этого элементарно для возможности работать и сейчас не могут окончить обучение, чтобы найти или сменить сферу деятельности», — сетует представитель автошколы. После снятия карантинных мер весь этот поток людей, по ее словам, массово пойдет на вождение и в школах будет твориться полный хаос.
«Меры предосторожности [должны быть] такие же, нисколько не больше, чем в такси. Это надо разумно как-то решать. Ладно, один месяц перетерпели!» — говорит и директор автошколы «Алан Авто» Николай Степанов. В его штате 14 человек — это преподаватели, административный персонал и инструкторы. Проводить теорию дистанционно в школе не против, но основная проблема сейчас с вождением и выплатой зарплаты. «У нас деньги идут только от учеников, а, раз их нет, откуда платить зарплату? — объясняет он. — Что такое вождение? Это один инструктор сел рядом с одним учеником. Опасной ситуации нет. Если человек на карантине... Никто не пойдет на вождение, если у него есть проблемы со здоровьем».
Из-за тяжелой финансовой ситуации с рынка может уйти более 70% заведений, что приведет к повышению цен на их услуги
В ОЖИДАНИИ МЕР: скидки на аренду, рассрочка кредитов
«Автошколы не могут воспользоваться теми федеральными льготами, которые предоставлены другим организациям. У большинства автошкол в аренде находятся помещения, которые им предоставляют частные лица, они в основной массе не идут на отсрочки. Нет поддержки по получению субсидии из расчета одного МРОТ», — говорит Витюгова.
К примеру, у «Альбатроса» 13 классов, два из них — в аренде, и пока скидку сделали только по одному помещению. Аренда в среднем стоит от 30–40 тыс. рублей плюс коммунальные услуги. «Сказали, что скидок не будут делать, дадут отсрочку. Но, как ни крути, даже если ее брать, там в месяц набегает сумма, которую нужно отдавать. За три месяца около 100 тысяч выйдет. А есть текущие расходы: зарплаты, содержание площадки», — рассказывает Осипова. Под одно помещение в школе также взяли кредит в Сбербанке и обратились за отсрочкой платежей, но пока положительного ответа нет.
«Банки даже разговаривать не хотят. Мы в том году взяли кредит на миллион рублей для автошколы на новый учебный автомобиль, 17 процентов ставка. Основной вид деятельности у нас — грузоперевозки, и он входит в пострадавшую отрасль. Но в данной ситуации Альфа-Банк даже разговаривать не хочет — 17 процентов, иди отдыхай!» — сетует и директор «АвтоТехКазани». С арендодателями также ведут диалог, но на скидки они идут неохотно. Брать беспроцентный кредит на зарплату Гребневу также не под силу. «Кредит — приговор, только отсроченный. 11 лет я этого ребенка вынашивал, и под нож пустить теперь жалко автошколу», — подытоживает он.
По данным национального союза ассоциаций автошкол, в России сейчас работает более 7,5 тыс. таких организаций со штатом порядка 150 тыс. человек. Из-за тяжелой финансовой ситуации с рынка может уйти более 70% заведений, что приведет к повышению цен на их услуги. Еще в конце марта союз обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину, а потом и в минэкономразвития РФ, чтобы эту сферу включили в список пострадавших от пандемии отраслей. Под письмами подписалась и татарстанская федерация, но ответа пока не поступило.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.