Уважаемые депутаты и приглашенные!
Современный этап общественного развития сопряжен с началом глобальных кризисных явлений на финансовых и фондовых рынках. Растет понимание того, что относительно благополучный период развития мировых экономических процессов сменился чередой испытаний.
Системные изменения, которые затрагивают институты международных отношений, мировые финансово-экономические связи, уже привносят серьезные коррективы во внешнюю и внутреннюю политику стран и регионов.
Необходимо иметь в виду, что в период подготовки программы социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года под названием "Стратегия двадцать - двадцать" и перехода к трехлетнему бюджету влияние негативных тенденций мирового экономического кризиса в прогнозах и бюджетных расходах не учитывалось. Поэтому Послание от 5 ноября текущего года Федеральному Собранию РФ Президента России Д.А.Медведева представляет собой, прежде всего, совокупность системных мер, отвечающих новым вызовам как внутри страны, так и на международной арене, где Россия вполне оправданно выступает как одно из ведущих государств мира.
Безусловно, ужесточающиеся условия диктуют необходимость внесения изменений в долгосрочные республиканские программы, сроки их реализации. Вместе с тем хочу отметить, что все это не отменяет наши долгосрочные целевые установки на развитие республики. Прежде всего, речь идет о дальнейшем формировании демократического государственного устройства с высокими стандартами качества жизни, которое опирается на гражданское общество с многочисленным средним классом и многоотраслевую экономику, органично интегрированную в общероссийскую и мировую экономические системы.
Несмотря на то, что в настоящее время влияние кризиса для нас весьма ощутимо, перспективу республики мы оцениваем как достаточно оптимистичную. Основанием для такой уверенности являются успешно реализованные в последние годы масштабные социально-экономические программы, которые показали свою актуальность и жизненность. В нынешних условиях важно суметь сохранить и преумножить достигнутый потенциал развития. Мы должны предвидеть и в пределах своих полномочий и возможностей своевременно реагировать на любые изменения, используя в полной мере свои конкурентные преимущества. Татарстанцы должны знать, что власть предпринимает адекватные меры, которые и впредь будут подкрепляться конкретными шагами. На это должен быть нацелен прогноз социально-экономического развития на ближайшие годы и трехлетний бюджет, к рассмотрению которого приступил Государственный Совет Республики Татарстан.
Мое выступление с Годичным Посланием именно в этот период связано с этими обстоятельствами.
Тактическая и стратегическая задачи республики и на данном этапе заключаются в продолжении эффективного роста. Нам важно сохранить приоритеты обучающегося региона - активно и всесторонне готовить новое поколение квалифицированных специалистов международного уровня, способных не только представлять нашу республику в мире, но и обеспечивать своей работой высокую конкурентоспособность, инновационный прорыв и высокую инвестиционную привлекательность Татарстана.
Уважаемые участники сессии!
Несмотря на серьезные внешние вызовы последнего времени, следует отметить, что для уходящего года в целом характерно достаточно устойчивое развитие страны. Ход политического процесса во многом определялся результатами выборов Президента Российской Федерации. Они ознаменовали собой завершение процесса формирования новой конфигурации государственной власти. Во-первых, обеспечение конституционной гарантии свободы личности и дальнейшего демократического развития нашего общества. Такая постановка вопроса поддерживается многонациональным народом Российской Федерации. Во-вторых, обеспечение социально-политической стабильности и преемственности.
Свой весомый вклад в этот процесс внес и Татарстан, где более 79 % избирателей проголосовало 2 марта 2008 года за Дмитрия Анатольевича Медведева. Такая высокая активность населения позволяет ставить и решать самые масштабные задачи.
Сегодня Президент Д.А.Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель самой крупной парламентской партии "Единая Россия" В.В.Путин олицетворяют собой новую политическую реальность.
Без преувеличения скажу: результатом и одновременно символом всесторонних достижений Татарстана стала победа Казани в борьбе за право проведения в 2013 году XXVII Всемирной летней Универсиады. Это решение открывает новый этап в развитии нашей древней столицы Казани. Для России проведение Универсиады станет одновременно и генеральной репетицией Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Уверен, что реализация намеченных планов многократно повысит привлекательность Казани как одного из перспективных культурных, спортивных и туристических центров страны, позволит сделать столицу и нашу республику в целом еще ближе и понятнее для всего международного сообщества.
Как неоднократно отмечалось, Татарстан отличает бережное отношение к своей истории. Мы стремимся строить наше будущее с учетом лучших традиций и достижений прошлого. В этой связи следует особо выделить приближающуюся дату - 90-летие со дня образования Татарской автономной республики, которая будет отмечаться в 2010 году. Это событие сыграло важную роль в становлении государственности республики и открыло возможности для национально-культурного и экономического развития.
Сегодня Татарстан уверенно вышел на орбиту федерального и международного сотрудничества как республика, которая способна инициировать и реализовывать самые серьезные, амбициозные проекты. Этому во многом способствовало формирование конструктивных, доверительных отношений между республикой и федеральным центром, а также регионами нашей страны. Татарстан - один из наиболее последовательных сторонников развития федеративных отношений, надежная опора многонационального федеративного Российского государства.
О необходимости и роли федерализма в Российской Федерации недвусмысленно сказано в Послании Президента России. Военный конфликт на Кавказе в очередной раз продемонстрировал тупиковый характер силового решения межэтнических вопросов. Республика Татарстан не понаслышке представляет себе всю сложность урегулирования подобных конфликтов, на опыте непростых 1990-1994-х годов.
Пять принципов, провозглашенных Президентом России Д.А.Медведевым, оказались вполне адекватны сложившейся ситуации.
Поэтому в дни конфликта мы обостренно ощутили единство граждан и власти, поддержку последовательных действий руководства Российской Федерации как операции по принуждению Грузии к миру, так и признания независимости Южной Осетии и Абхазии, а также оказания гуманитарной помощи жертвам конфликта.
Трагедия Южной Осетии вновь обращает внимание на необходимость надежной защиты прав народов со стороны международных организаций. Принцип территориальной целостности не может использоваться как орудие в руках более сильной стороны, ведь в международном праве четко записано: "Каждое государство обязано содействовать, с помощью совместных и самостоятельных действий, осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов". Право народов на свободное развитие по существу неотделимо от прав человека. Международными актами необходимо руководствоваться в комплексе, не вырывая из них удобные положения на тот или иной случай. Тут категорически неприемлема практика двойных стандартов.
Вместе с тем нам ни в коем случае нельзя допустить распространения в обществе ксенофобии и шовинизма. Важно сделать серьезные выводы в части формирования эффективной внутренней национальной политики страны.
События на Кавказе еще раз высветили огромное значение, которое сыграл Договор 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Принципы, заложенные в Договоре, открыли путь к мирному, созидательному развитию отношений внутри России на его переломном этапе и на будущее.
Заключенный в результате кропотливой согласительной работы в 2007 году новый Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" создал серьезные предпосылки для дальнейшего всестороннего развития нашей республики. Пока наши усилия по наполнению Договора реальным содержанием явно не соответствуют тому потенциалу, который в него заложен.
Государственному Совету и Правительству необходимо быть более настойчивыми в реализации возможностей Договора как сегодня, так, безусловно, и в будущем.
Одним из приоритетных направлений деятельности Государственного Совета должна стать разработка, совместно с законодательными собраниями других республик, комплексного пакета предложений по совершенствованию норм федерального законодательства с точки зрения учета интересов национально-территориальных образований. Необходим также анализ возможности осуществления опережающего правового регулирования по вопросам, относящимся к совместному ведению, с учетом экономической и политической целесообразности. Следует добиваться совершенствования механизма выявления и учета мнения субъектов Российской Федерации при принятии федеральных законов.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Все более значимым фактором в развитии республики является совершенствование внешних связей и межрегионального сотрудничества. Причем акцент делается не столько на расширении международных контактов, а они есть, сколько на их эффективности.
Укрепляя международное сотрудничество на традиционно приоритетных для нас направлениях - с партнерами из государств СНГ, стран Европы и государств Ближнего Востока - Республика Татарстан становится участником процессов глобализации, вносит весомый вклад в реализацию новой Концепции внешнеэкономический политики РФ.
2008 год отмечен такими значимыми событиями, как визиты в Татарстан Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова, Премьер-министра Азербайджана А.Раси-задэ, а также встречи Президента республики с Королем Саудовской Аравии, Премьер-министра Татарстана с руководством Кувейта и ряд других встреч и контактов с высокопоставленными лицами ведущих стран.
Возрос интерес к республике дипломатического корпуса и других официальных представителей многих и многих стран. В Казани прошли такие крупные мероприятия, как Международный форум по проблемам инвестиций, подготовленный совместно с финансовой группой "Евромани", XVI Международная научная конференция Академии наук Исламского мира, Международная инвестиционная конференция, организованная впервые совместно с Исламским банком развития. Результаты не заставили себя ждать: уже в ближайшее время начинает свою работу Кувейтско-Татарстанская инвестиционная компания, деятельность которой будет главным образом направлена на привлечение иностранного капитала из стран арабского мира в республику. Необходимо использовать эти уникальные возможности как в рамках Организации Исламская Конференция, так и в формате Группы стратегического видения "Россия - Исламский мир". Следует совместно с Исламским банком развития поработать над проведением в республике на постоянной основе Международной инвестиционной конференции, максимально расширив круг ее участников. Конференция могла бы стать особым имиджевым событием для Татарстана.
В преддверии XXVII летней Универсиады, на мой взгляд, было бы целесообразно выступить с инициативой проведения в 2009-2012 годах в республике различных международных молодежных форумов, таких, как Фестиваль молодежи и студентов стран СНГ и Балтии, Международный форум спортивных журналистов, не исключая и другие инициативы.
Тут особая роль отводится Министерству культуры республики, которое уже сейчас успешно реализует ряд резонансных проектов различной направленности как для внутреннего, так и для внешнего потребления. Есть также огромный простор для деятельности наших творческих союзов.
В области экономики ведутся перспективные работы ОАО "Татнефть" по нефтедобыче и сервисным услугам в Иране, Сирии, Ливии, осуществляются также крупные проекты с участием ведущих мировых компаний по нефтехимии, производству минеральных удобрений, инновационные проекты ОАО "КАМАЗ" и ряда других компаний. С участием наших партнеров из стран Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона реализуется ряд значимых экономических проектов, в том числе и на территории ОЭЗ "Алабуга". При этом следует закрепить практику прямых контактов с "регионами-локомотивами" развитых стран. В плодотворности подобных связей мы убедились на примере многопланового сотрудничества с Саксонией.
Признавая определенный прогресс в торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ, необходимо подчеркнуть, что наши ведущие компании при активной поддержке со стороны органов власти республики должны не просто присутствовать на рынке СНГ, но и занимать в своих сегментах лидирующие позиции. Примеры у нас уже есть.
Министерствам и ведомствам республики во взаимодействии с федеральными органами власти следует обеспечить решение вопроса по созданию действенных механизмов привлечения трудовых ресурсов в республику из стран СНГ, в том числе и путем осуществления перспективных проектов не только в высшем, но и в профессионально-техническом образовании. В этой связи следует проработать вопрос о возможности создания в Казани федерального центра профессиональной подготовки специалистов - граждан стран СНГ.
Несмотря на то, что Татарстан занимает ведущие позиции среди субъектов РФ по работе с соотечественниками, хочу сказать, что усилия в данном направлении пока еще нельзя признать достаточными. Правительству, Департаменту внешних связей, Исполкому Всемирного конгресса татар и другим задействованным структурам необходимо внести предложения по совершенствованию этой работы для рассмотрения на Координационном Совете по работе с соотечественниками при Президенте Республики Татарстан.
Это касается и деятельности представительств республики в странах ближнего и дальнего зарубежья. В итоге нам необходимо цивилизованно укреплять деловую репутацию нашей республики как надежного и перспективного партнера.
Уважаемые участники сессии!
Республика уже фактически вступила в новую избирательную кампанию. В марте будущего года состоятся выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва.
Подготовка к ним проходит в условиях сложившейся системы многопартийности, стабильности социальных отношений в обществе. Проведение избирательной кампании потребует от всех органов власти наивысшей степени ответственности, умения прогнозировать события, адекватно и оперативно реагировать на них. Важно сделать процесс выборов максимально демократичным и открытым. Предвыборный период необходимо использовать для анализа и обобщения содержательной стороны политических процессов.
В парламентской работе в современных условиях необходимо существенно повысить планку профессионализма в законотворческом процессе. Одновременно Государственный Совет должен более чутко реагировать на настроения различных слоев населения, отлаживать прямые и постоянные контакты с общественностью. Открытость и ответственность во взаимоотношениях с населением всегда были и будут характерной чертой парламентской деятельности. Наконец, необходимо повысить роль парламента как школы профессиональной политической деятельности.
С учетом всего этого мы вправе ожидать по итогам парламентских выборов в марте 2009 года существенное обновление состава Государственного Совета РТ.
В то же время важно сохранить накопленный законотворческий опыт и преемственность политического курса. Для нас очень важна ответственная, взвешенная позиция нового парламентского большинства в условиях дальнейшего повышения роли Государственного Совета при формировании органов исполнительной власти.
Вновь хотел бы подчеркнуть, что государственные структуры готовы к открытому диалогу со всеми конструктивными политическими силами, которые получат кредит доверия избирателей и будут представлены в новом составе республиканского парламента. Как вы знаете из Послания Президента России, сейчас для этого открываются новые возможности.
Не следует забывать и о том, что менее двух лет остается до новых муниципальных выборов. Считаю важным в оставшееся время объективно проанализировать весь ход муниципальной реформы, имея в виду, что законодательство с 2009 года должно действовать в полном объеме. В центре внимания республиканской власти и органов местного самоуправления прежде всего должны находиться вопросы, связанные с укреплением налоговой базы муниципальных образований, совершенствованием механизма их взаимодействия с государственными и общественными институтами, укреплением кадрового потенциала.
* * *
Тенденции успешного политического и экономического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания людей, безусловно, формируют благоприятные условия для развития гражданского общества, усиления роли его институтов. Причем уровень развития некоммерческих организаций становится одним из важных показателей здорового, открытого и стабильного социума.
Основным представителем интересов некоммерческого сектора республики является Общественная палата РТ. Трехлетний опыт работы показал, что в целом эффективность ее деятельности и необходимость в ней растет. Подчас это даже вызывает некоторое раздражение у отдельных чиновников, считаю, что это неплохо. Считаю, было бы правильным, если бы в дальнейшем Общественная палата формировала на своей площадке взаимодействие всех общественных организаций республики, представители которых не входят в ее состав.
Также заслуживают поддержки инициативы по созданию общественных советов при органах исполнительной власти и местного самоуправления. Правы те руководители муниципальных образований, которые уже приступили к практическим шагам в этом направлении. Надо идти дальше.
Более предметной проработки со стороны Правительства республики и Общественной палаты требует вопрос совершенствования механизма учета общественного мнения при принятии управленческих решений, организации работы в соответствии с утвержденным перечнем публичных приоритетов. Кроме того, следовало бы ускорить разработку системы грантовой поддержки общественных организаций по первоочередным направлениям. Я просил бы это не затягивать.
* * *
Краеугольным камнем, основой нашего социального благополучия и развития было и остается межнациональное и межконфессиональное согласие.
Важным основополагающим документом, который в концентрированном виде представляет татарстанский опыт и наши устремления в этнической сфере, стала принятая в 2008 году Указом Президента республики Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан.
Концепция нацелена на обеспечение социально-политической стабильности, развитие традиций межнационального согласия, веротерпимости и этнокультурного взаимообогащения проживающих в республике народов.
Качественным отличием данного документа от аналогичных является то, что принципиальные подходы республиканской этнической политики прошли испытания временем, я бы сказал, обрели статус жизненности.
Важную роль в общественной жизни играет Ассамблея народов Татарстана. Этому способствуют изменившиеся организационные основы, прежде всего, работа филиалов и представительств на местах. Главам муниципальных образований следует обратить самое пристальное внимание на этот важнейший участок работы, поскольку именно от ситуации на местах, от того, насколько деликатно и последовательно решаются вопросы этнического развития и межнациональных отношений, во многом зависит национальное самосознание и социальное самочувствие наших граждан.
* * *
Сегодня татарский мир и Татарстан невозможно представить друг без друга. Решения, выработанные IV съездом Всемирного конгресса татар, стали главным ориентиром в этнокультурном развитии и консолидации татарского народа на ближайшие годы. Исполкому Всемирного конгресса татар, совместно с Федеральной национально-культурной автономией татар России, необходимо и дальше добиваться организационного укрепления национального движения, повышения его авторитета. Сохранение этнокультурной идентичности народа, родного языка, системы национального образования, самобытной культуры, а также воспитание молодого поколения в духе преданности традициям и обычаям предков являются основополагающими в самочувствии любой нации. Мы в наших действиях должны исходить именно из этих ценностей.
Как вы знаете, справедливое недовольство вызвало в национальных республиках исключение 309-м Федеральным законом национально-регионального компонента из образовательного стандарта. По данному противоречащему конституции Российской Федерации решению нами внесены соответствующие предложения Президенту и в Государственную Думу Российской Федерации об отмене данной поправки, в чем нас поддержал 21 субъект федерации. Есть основания полагать, что разум восторжествует и вопрос будет решен. Будучи уверенным в сохранении национального компонента в образовательных программах нашей республики, я в то же время считаю возможным нам и самим оптимизировать преподавание отдельных предметов и их объемы.
Хочу подчеркнуть: для нас также является очень важным сохранение изучения родного языка во всей образовательной системе многонациональной Российской Федерации.
* * *
В стране началась подготовка к Всероссийской переписи населения 2010 года. Республиканским органам следует активно включиться в эту работу. Отмечу лишь, что стремление к получению объективных данных о социально-демографическом и этническом положении должно не разъединять, а напротив, объединять людей.
В республике накоплен достаточно большой опыт государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, который хорошо известен и признан за ее пределами.
Примечательно, что продолжает расти интерес к духовно-нравственному потенциалу религии, происходит становление религиозных организаций как активных участников развития гражданского общества. Такое сотрудничество нужно только приветствовать.
Повышенное внимание в последнее время уделяется религиозному образованию. Активно возрождаются различные типы учреждений. При этом важно, что высшие религиозные учебные заведения ведут подготовку не только по стандартам религиозного образования, но и по светским предметам и специальностям.
Учитывая непрекращающиеся попытки проникновения на территорию республики чуждых нам религиозных воззрений и течений, важно осознать, что именно традиционное религиозное образование становится самым эффективным противоядием от экстремизма. Именно профилактические, просветительские цели преследует принятая Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы, реализация которой потребует консолидации усилий как государственных, так и общественных институтов. В этом же контексте следует рассматривать и создание при Академии наук РТ Центра исламоведческих исследований. Вместе с тем мы вправе рассчитывать и на более последовательную и позитивную позицию в этом вопросе духовных лидеров основных конфессий Татарстана.
Определенное напряжение в обществе вызывают продолжающиеся односторонние попытки введения в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации предмета "Основы православной культуры". Это противоречит светскому характеру государства, его Конституции, ведет к нарушению единства многонационального российского народа и мирного сосуществования различных конфессий.
Как я уже неоднократно говорил, наш осознанный выбор - преподавание интегрированного курса "История религий". Результаты эксперимента показали, что это является адекватным ответом на вполне естественный рост общественного интереса к религии.
* * *
Активное развитие в республике средств массовой информации, представляющих собой один из наиболее действенных институтов современности, позволяет соответствовать самому широкому спектру интересов татарстанцев. Уходящий год во многом стал переломным для отрасли средств массовой информации. Акционирование государственных СМИ и создание ОАО "ТАТМЕДИА" дали возможность повысить конкурентоспособность и информационную привлекательность местных изданий и телеканалов.
Важную роль в формировании положительного имиджа и повышении инвестиционной привлекательности республики играет сотрудничество с ведущими российскими информационными агентствами: Интерфакс, ИТАР-ТАСС, РИА-Новости и другими. С учетом подготовки к проведению Универсиады 2013 года необходимо и далее активно расширять рамки сотрудничества, в том числе с привлечением крупных зарубежных средств массовой информации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.