Розалия Нургалеева с 2006 года возглавляет Государственный музей изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева с 2006 года возглавляет Государственный музей изобразительных искусств РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

ГЕРОИНЯ

Розалия Нургалеева с 2006 года возглавляет Государственный музей изобразительных искусств РТ. До этого она была главным художником, начальником управления городского дизайна городской администрации Казани. При ее руководстве после капитального ремонта открылась Галерея современного искусства на ул. Карла Маркса, а сейчас проходит реставрация главного здания музея, на которую из бюджета Татарстана выделены сотни миллионов рублей.

«Пандемия больше повлияла на работу музея с посетителями, а на реконструкцию нет. Ремонт главного здания ГМИИ РТ проводится очень давно, с 2017 года. Летом была полностью заменена кровля, это были довольно объемные работы» «Пандемия больше повлияла на работу музея с посетителями, а на реконструкцию — нет. Ремонт главного здания ГМИИ РТ проводится очень давно, с 2017 года. Летом полностью заменили кровлю, это были довольно объемные работы» Фото предоставлено Розалией Нургалеевой

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ?

  • Пандемия больше повлияла на работу музея с посетителями, а на реконструкцию — нет. Ремонт главного здания ГМИИ РТ проводится очень давно, с 2017 года. Летом полностью заменили кровлю, это были довольно объемные работы. С 2017-го у нас не имелось ни одной протечки, а ведь кровля очень сложная. Работы не останавливались. Наоборот, они довольно интенсивно движутся к завершению — хотелось бы в основном закончить их к Международному дню музеев и приходу Рустама Минниханова. Аппарат президента спланировал провести на нашей территории удаленное поздравление всех музеев РТ. Конечно, глава Татарстана еще и хотел посмотреть объем работ, потому что финансирование нашего объекта было очень серьезным. Само по себе здание является историческим, это памятник архитектуры федерального значения. Кроме того, это серьезный комплексный объект, в который входит не только главное здание, но и очень много флигелей, реставрационных мастерских, хранилищ и так далее.
  • Здание нам передали в 1967 году, к 50-летию советской власти. До того там находилась туберкулезная больница, и вы можете себе представить, что это было. Более 40 лет здание находилось в очень ветхом состоянии в плане перекрытий, кровли и всего остального, не говоря о коммуникациях. Сейчас у нас здесь отличный климат, витрины заменены на немецкую систему с климатом и светом, обустроены все коммуникации, связанные с системой освещения — теперь оно двойное, потолок почти полностью освещен, а за ним находятся все коммуникации, климатические устройства. Дополненный свет создает японская подвесная система. В парковой зоне появилось ощущение комфорта, чистоты, замечательной атмосферы — там обновлена брусчатка и полностью отреставрирован наш любимый фонтан, посажены цветущие и нецветущие растения, поставлена мебель и настроен свет. Везде появилась система видеонаблюдения, теперь под охраной каждая витрина, благодаря чему мы сможем показывать серебряные и особо дорогие вещи. Сделан очень большой объем работы.
  • Сейчас идут доработки, установка витрин, экранов, связи и залов, в которых мы предварительно сделаем несколько экспозиций, чтобы показать, как дух музея и наших сокровищ вольется в отреставрированное здание. Запуск музея, надеюсь, будет к июню. По крайней мере, мы будем готовиться к этому, но, возможно, данная ситуация затянется.
  • Убытки есть, но что делать? Понимаем, что мы бюджетная организация, зарплаты нашим сотрудникам дают, они работают над всеми проектами, связанными со 100-летием ТАССР, и мы с июля до декабря будем каждый месяц выпускать по такому проекту. Вся экономика страны понесла убытки и каждый человек лично, и не только в нашем государстве, но и во всем мире. Надо понимать, что ситуация немножко изменилась и что в любом случае скоро будут улучшения, и надеяться на лучшее.

«По информированности о музейных делах, музейной ситуации мы заняли в России первое место после главных музеев — Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея» «По информированности о музейных делах, ситуации мы заняли в России первое место после главных музеев — Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея» Фото предоставлено Розалией Нургалеевой

ЧТО СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • К 75-летию Великой Отечественной войны мы сделали очень большой блок онлайн-мероприятий, связанный с освещением имен художников, прошедших через войну и погибших на ней. Это впервые — раньше мы выпускали каталоги и показывали произведения из коллекции о Великой Отечественной войне. Почти все художники были военными корреспондентами и в свободное время рисовали своих фронтовых друзей, орудия, ситуации, которые там происходили, даже экстремальные. Все это можно увидеть у нас на сайте в специальной рубрике. Мы выпустили несколько виртуальных фильмов, связанных с нашей экспозицией, коллекцией западноевропейского искусства Ольги Затеевой, нашим собранием. У нас открылась совершенно потрясающая выставка современных художников Худяковых, мы создали виртуальный фильм и о ней.
  • Сейчас готовится онлайн-экскурсия по экспозиции произведений Николая Фешина, поэтические программы, выступления творческой инклюзивной студии, которая обрела в ГСИ зал для выступлений, репетиций и нашу дружбу. Нам очень интересно с ними работать, они совершенно удивительные.
  • По информированности о музейных делах, ситуации мы заняли в России первое место после главных музеев — Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея. Это не говорит о том, что мы самые лучшие в этом — сейчас многие музеи просто стремительно и интенсивно начали работать с онлайн-программами. Подобное очень радостно, потому что не всегда удается попасть на те или иные выставки и очень интересно понаблюдать, что происходит в дружественных музеях.
  • Ситуация в стране и мире изменилась, и надо это понимать. Нужно быть готовыми к тому, что, когда нам наконец объявят, что мы можем принимать посетителей, придется очень интенсивно работать с ними. Для этого онлайн-программы и существуют — они очень продвинули все музеи ближе к посетителям, которые поняли, что данные учреждения из себя представляет и что там происходит. У людей стало больше свободного времени, и интерес к посещению наших сайтов и программ в сети очень серьезный.
  • Я думаю, что мы будем принимать большое количество посетителей начиная с июля, августа и сентября — там у нас намечены замечательные проекты. Привезем современное искусство, у нас есть договоренность по выставкам нескольких сегодняшних художников, которые представляют интерес. Конечно, мы покажем и татарстанских художников XXI века, и все это будет посвящено 100-летию ТАССР.
  • В июле – августе мы, наверное, покажем свои произведения в Третьяковской галерее, как планировали еще на май. У нас застряли работы в Екатеринбурге — пять произведений Репина, Кустодиев, Сомов и так далее. В Финляндии в художественном музее застряла наша работа — «Пейзаж с поездом» Натальи Гончаровой. И я надеюсь, что в ноябре все-таки состоится выставка из Русского музея — ежегодно мы показываем один-два проекта оттуда. В этом году, думаю, будет один проект. Надеемся, что выпустим каталог столетней художественной истории Татарстана. Также у нас будет довольно много проектов к юбилеям художников.
  • Сейчас мы прорабатываем стратегию, как работать дальше. Будем более интенсивно вкладываться в работу — каждый сотрудник, научный отдел — не только в офлайн, но и онлайн-формате. У нас состоится очень много лекционных программ и встреч с посетителями. В галерее современного искусства уже идут образовательные проекты. Детский ресурсный центр набрал большое количество детей, у нас развиты инклюзивные программы. Мы работаем с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию, это для нас тоже новая тема. Дети побывали в колонии, а в музее у них меняется мировоззрение, мироощущение. У нас есть дошкольники, родители, которые приходят вместе с детьми и теперь ждут завершения пандемии. Все эти программы внедряются почти во все музеи РТ.
  • Осенью мы провели образовательные проекты для музейных сотрудников, которые работают с посетителями, и привозили при содействии министерства культуры крупных специалистов из Русского музея. У нас есть подобная программа и на этот год, и после пандемии надеемся ее провести. Позже планируем проекты для молодых музейщиков и реставраторов. Восстановление пастельных произведений — довольно сложное, и у нас в республике нет таких специалистов. А между тем 30% произведений Рериха выполнены в сложной технике с применением пастели. Мы хотим и это освоить, а также реставрацию предметов из стекла, хрусталя, золочения. В ведущих музеях такая технология уже освоена реставраторами, а у нас пока нет. Поэтому мы будем идти семимильными шагами, чтобы расти самим и помогать другим музеям.

«Реставрационные мастерские обновлены, хранилища оснащены новейшим оборудованием» «Реставрационные мастерские обновлены, хранилища оснащены новейшим оборудованием» Фото предоставлено Розалией Нургалеевой

ПОМОГУТ ЛИ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Мы верим, что меры поддержки непременно появятся и 18 мая президент будет говорить об этом с директорами наших музеев РТ. Надеяться нужно, но больше стоит рассчитывать на себя. И это было бы правильно — на главное здание усадьбы Сандецкого выделено полмиллиарда рублей! Это гигантские деньги! Посмотрите, в какое состояние приведена галерея современного искусства. Это еще примерно такая же сумма. Реставрационные мастерские обновлены, хранилища оснащены новейшим оборудованием, у нас есть потрясающее приспособление для реставрации — гигантский стол с подогревом, водой, который помогает реставраторам работать быстрее и качественнее. У нас появились зарубежные микроскопы, которых никогда не было.
  • И внимание уделяется не только нашему музею — в Национальном музее открыты хранилища, многое сделано в Свияжске, Болгаре. Когда мы бываем на всероссийских конференциях и говорим о том, что происходит в Татарстане, у всех наших региональных коллег глаза полны изумления. В других регионах — ни у наших соседей, ни в более отдаленных — нет таких вливаний в культуру и музейное дело.

«Я думаю, что отрасль восстановится, потому что музей и для детей, и для взрослых — самое безопасное место пребывания» «Я думаю, что отрасль восстановится, потому что музей и для детей, и для взрослых — самое безопасное место пребывания» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • Я думаю, что отрасль восстановится, потому что музей и для детей, и для взрослых — самое безопасное место пребывания. Сейчас и ведущие музеи думают о продаже билетов онлайн, сокращении количества посетителей, систематизации процессов посещения, чтобы избежать скопления людей.
  • В главном здании ГМИИ РТ мы можем одновременно принять только 100 человек: это историческое здание, и расстояние между стенами небольшое. Будем продавать билеты заранее и направлять людей и в другой музей, то есть создадим единый билет. Думаю, это не такие большие проблемы и мы их решим.
  • Посетитель будет, потому что сейчас посещение зарубежных музеев ограничено. Международный туризм немножко затухнет, и поэтому станет развиваться внутренний. А это бесконечные планы, в том числе в нашей республике: здесь большая система достопримечательностей, люди могут приехать в Казань, посетить наши музеи, а дальше отправиться в Чистополь, Елабугу, Свияжск, Раифу, потратив не такие большие средства на гостиницу и пребывание.
  • Мы давно понимаем, что надо развивать внутренний туризм — это поддержка экономики в городе и республике. Я думаю, что музеи заработают — по крайней мере, у меня очень большая надежда, что с сентября это однозначно случится. Как раз начнут учиться студенты, а число молодых посетителей в последнее время, до эпидемии, в ГСИ значительно увеличилось. На Худяковых в день приходили около 2 тыс. человек, это довольно много для нас. Мы договорились о продлении данной выставки, и я надеюсь, что молодежь к нам придет. Конечно, по ходу дела станут возникать и трудности. Понимаем, что просто не будет никому в мире, но мы все преодолеем. У нас нет другого пути. Делай свое дело хорошо, и будь что будет.
  • У всех музеев потрясающие руководители, я преклоняюсь перед ними. Все уже находят какие-то пути выхода из сложившейся ситуации. Мы помогаем друг другу, делимся собраниями, сейчас идет разговор о том, что в Кремлевском музее после реставрации будут вводиться присутственные места, там появятся новые экспозиции. Концепции разработаны, и произведения станут собираться в том числе из наших музеев, чтобы показать культурное богатство республики. Это тоже выход, мы поддерживаем друг другу, будем помогать и в дальнейшем. Я очень надеюсь на своих друзей и коллег.