Участники рекламного рынка Казани в октябре потеряли до 20-30% заказов. По их мнению, во всем виноват финансовый кризис - в целях экономии многие компании в первую очередь сокращают именно рекламный бюджет. Не исключено, что уже в скором времени мы увидим существенный откат после многих лет бурного развития рынка наружной рекламы, который будет выражаться в множестве пустых биллбордов и уменьшении количества игроков рынка.  

- Мы отмечаем снижение заказов по наружной рекламе на 15-20%. Если сентябрь еще прошел нормально, то в октябре снижение заказов стало более ощутимым. Эта же тенденция продолжается и в ноябре, - рассказала газете "Бизнес Онлайн" Ирина Горохова, коммерческий директор рекламной фирмы Ads. – Многие банки сворачивают свои программы. У нас крупные инвестиционные компании должны были заказывать рекламу, но потом отказались.

Проблемы испытывают как компании, работающие в сфере наружной рекламы, так и занимающиеся размещением рекламы на других носителях, в частности, в СМИ, как традиционных, так и электронных. Так, рекламное агентство ReAspekt, по словам его директора Нияза Гараева,  вынуждено было по желанию заказчиков приостановить сразу несколько крупных проектов в Интернете. 

- Наши клиенты, а это в основном крупные игроки в своих сегментах рынка – банки, строительные компании, девелоперы – существенно сократили свои рекламные бюджеты, - говорит Гараев. - Отток начался с сентября. Объемы размещения рекламы в СМИ упали, в среднем, в два раза.

Не отрицает падения на рынке рекламы и Александр Гурьянов, генеральной директоры рекламной компании ООО "Омега":
- Процент потерь у всех разный. Многое зависит от вида рекламы - в "наружке" процент снижения заказов составляет до 30-40%. Если у рекламной компании есть крупные клиенты, то по ним кризис не сильно ударит. Если клиенты мелкие, то в связи с кризисом такая фирма может скатиться чуть ли не до банкротства.

- Слабые агентства закроются, останутся те, кто сможет перестроить свою работу на эффективные решения, - говорит Ленар Файзутдинов, директор казанского представительства агентства Media Group. - Рекламный рынок рос, но не качественно, а количественно. В Казани 300-400 фирм зарегистрированы как рекламные организации. Но не секрет, что в части креатива столица Татарстана - не самый передовой город. Это следствие бурного роста экономики, когда клиент и потребитель не требовали большого креатива. Надо было просто заявить о том, что фирма продает колготки, народ шел и покупал. Сейчас выживет тот, кто предложит лучше, качественнее и креативнее.

О росте рекламы в ближайшем будущем представители компаний не говорят.

- Прогнозы - дело неблагодарное. Понятно, что сейчас расходы на рекламу сокращаются в первую очередь. Но, тем не менее, существовать совсем без рекламы мы не сможем. Многие работы уже спланированы, хотя людям планировать становится все сложнее. Поэтому идет сокращение программ. Сложная ситуация будет в январе-феврале. Это и так месяцы затишья, а тут еще экономическая ситуация накладывает свой отпечаток, - отметил Артур Закиров, директор агентства наружной рекламы "Лариса-сити".

- Надеюсь, что с мая ситуация начнет изменяться в лучшую сторону. Знаю, что сейчас некоторые агентства вообще сидят без работы, есть мелкие заказы на 5-10 тысяч рублей, но они погоды не делают, - говорит Гараев.

- Запущенные проекты все работают. До марта есть представление, чем будем заниматься. Новые запускать клиенты пока не спешат, - отмечает Файзутдинов. – Интересно, что сейчас у региональных игроков есть хороший шанс подвинуть федералов. Есть динамично развивающиеся фирмы-клиенты, которые могут вырваться в лидеры.
 
О сокращении сотрудников в рекламных фирмах руководители пока не говорят. Но признают, что многие будут активнее использовать сдельную систему оплаты труда.
- Если раньше у менеджеров, дизайнеров были достаточно большие оклады плюс проценты, то сегодня оклады становятся минимальными, - отметил директор агентства ReAspekt.

- В дальнейшем, я надеюсь, ситуация на рынке стабилизируется. О росте пока речь не идет, но хотя бы все успокоилось. Как бы ни была печальной ситуация на рынке, все равно реклама – это двигатель торговли, - уверен Гурьянов.

Ирина Калентьева, Владимир Казанцев