Заключение иностранных экспертов по МСЗ под Казанью в переводе на русский язык появилось на сайте минэкологии РТ. Как явствует из обтекаемых формулировок документа, его авторы не нашли доказательств, что завод нанесет значительный вред и причинит серьезные неудобства жителям, но у экспертов нашего издания остались вопросы к отчету. Корреспондент «БИЗНЕС Online», читая его, попытался выяснить, сколько же диоксинов, ртути, хлороводородов и прочих компонентов растает в воздухе под Казанью.
Александр Шадриков: «Первые результаты дисперсии воздуха показали, что дополнительная нагрузка загрязняющих веществ, вызванная заводом, очень мала»
ОТ ВЫБРОСОВ СПАСЕТ ТРУБА
Итак, министр экологии РТ Александр Шадриков сдержал слово: объявляя о завершении международной независимой экспертизы по строительству мусоросжигательного завода, он пообещал опубликовать отчет в переводе на русский. Прошло меньше недели, и вот вчера, в понедельник, документы в переводе появились на сайте минэкологии РТ. Напомним, что экспертизу проводили две компании: Müller-BBM GmbH и LGA. В обоих случаях эксперты положительно оценили проект, заявил Шадриков.
Что же там написано? Наиболее подробный отчет — от Müller-BBM GmbH, поэтому остановимся на его русскоязычной версии. Альтернативную экспертизу заказали в связи с сопротивлением граждан и внеправительственных организаций, говорится в документе. Согласно заданию, компании было поручено провести исследование рассеивания воздушных масс и влияния деятельности завода на здоровье человека. В исследование входит моделирование ситуации в районе промплощадки завода с учетом влияния погодных условий — скорости и направления ветра, облачности и прочей метеорологической информации. Результат — моделирование рассеивания воздушных потоков и краткая оценка воздействия на здоровье человека. Анализ проводится на основе исходных данных, предоставленных заказчиком.
В опубликованном отчете представлены первые результаты моделирования рассеивания воздуха. При этом в процессе рассеивания большинство выброшенных в атмосферу веществ перемешивается и реагирует между собой. В течение 10 часов, в зависимости от состояния атмосферы, окислы азота, серы, углерода, альдегиды, ненасыщенные органические соединения продолжают окисляться, распадаться и преобразовываться. Важно, чтобы концентрация загрязняющих веществ не выходила за допустимые параметры. Для этого выбросы источника выходят через дымовую трубу. Эти выбросы за счет тяги и так называемой термической плавучести уходят намного выше самой трубы.
В общем, если вас не испугал научный язык и химическая терминология, идем дальше. Затем все будет еще сложнее.
В течение 10 часов окислы азота, серы, углерода, альдегиды, ненасыщенные органические соединения продолжают окисляться, распадаться и преобразовываться
ЧТО РАСПЫЛЯТ НАД МСЗ: ДИОКСИНЫ, РТУТЬ И ПРОЧАЯ ХИМИЯ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА
Довольно любопытной представляется нормативная таблица массовых норм выбросов. При работе с полной нагрузкой выбросы идут со скоростью 18,9 м/с, температура на выходе — 114 градусов. Расход воздуха через трубу — около 300 тыс. кубометров в час. Вместе с ним и выносятся загрязняющие вещества.
Выглядит этот поток в трубе жутковато! Например, расчетный максимальный массовый расход по диоксиду серы — 17,7 кг/час (пыли, кстати, в 10 раз меньше), окислам азота — 35 кг; ртуть — 0,01 кг/ч, кадмий плюс теллур — 0,017 кг/ч. Выброс диоксинов и фуранов — 0,0000354 кг/ч (3,54E — 05 кг/ч); свинец, хром, кобальт, марганец, медь, никель и прочие металлы в сумме дадут 0,18 кг в час. Упоминаются также соединения фтористоводородов и хлороводородов…
В общем, в таком белом дыму явно не ароматы шоколадного завода, однако это и не новость. Все было описано «БИЗНЕС Online» два года назад — еще по результатам анализа ОВОС МСЗ. Дышать воздухом прямо из трубы никому не придет в голову — по аналогии с вашей собственной машиной. Через трубу и прочие источники (напомним опять же цифры ОВОС) вылетит 671 т различных вредных выбросов. В том числе — 2 кг кобальта, 23 кг ртути, 2 кг мышьяка, 2 кг пятиокиси ванадия и прочее. А также волнующие всех фуран и диоксины в объеме примерно 0,05 г (4,66*E — 08 т, как указано в документах) за год. Для сравнения: сейчас на территории либо рядом с Осиновским сельским поселением в воздух ежегодно выбрасывается 37 тыс. т загрязняющих веществ.
Далее в отчете приводятся таблицы осаждения всего этого богатства на жилые комплексы, находящиеся в округе. И оценивается среднегодовая дополнительная нагрузка от выхлопов МСЗ на прилегающую территорию. Напомним: сама площадка завода находится менее чем в километре от ближайших заселенных территорий. Эксперты оценили воздействие в районе Новониколаевки, жилых комплексов Осиново, поселка Краснооктябрьский. Показатели даны в микрограммах, значения околонулевые. Стоит ли этого всего бояться? Так или иначе, но эксперты приходят к выводу, который и процитировал в ходе пресс-конференции Шадриков. «Первые результаты дисперсии воздуха показали, что дополнительная нагрузка загрязняющих веществ, вызванная заводом, очень мала. Абсолютный уровень концентрации веществ представляется очень низким по сравнению с результатами моделирования рассеивания воздуха на сопоставимых предприятиях», — зачитывал министр экологии выводы Müller-BBM. Теперь это можно прочитать своими глазами — на странице 22. «Результаты моделирования рассеивания воздуха, проведенного с помощью немецкой стандартной модели, показывают более низкие концентрации соответствующих загрязняющих веществ на уровне земли, чем результаты, которые были представлены в информации о заводе», — написано там. Получается, что в информации о самом предприятии, которую предоставили экспертам, параметры выбросов оказались еще и выше, чем это рассчитали немцы по своей системе.
Вторая экспертиза представляет собой письмо от LGA Immissions- und Arbeitsschutz GmbH. В нем дается оценка технологического оборудования завода по термическому обезвреживанию отходов и высказывается мнение, что выбранное оборудование, его правильная установка и эксплуатация будут соответствовать требованиям по выбросам в соответствии с директивой Евросоюза 2010/75 / ЕС. «Строительство и эксплуатация заводов в данном случае в связи с поставленными вопросами считается допустимыми», — так зачитал результаты экспертизы компании LGA министр экологии РТ.
Сама площадка завода находится менее чем в километре от ближайших заселенных территорий
«Непонятно, почему в модели заложены заниженные значения. Немцы сами бы так не сделали»
Проектная компания Müller-BBM пользуется огромным авторитетом среди специалистов и перепроверять результаты нет никакого смысла, считает эколог, глава движения «Экологика» Георгий Каваносян. Но вопросы, по его словам, все же пока возникают к самой постановке задачи.
«Все исходные данные при моделировании процессов рассеивания требуют дополнительного обоснования. Например, значение теплотворной способности отходов зависит от морфологии самого мусора. В модель было задано значение 9.1 мегаджоуля на килограмм. Возникает вопрос: откуда взялось это значение? Кем-то была оценена морфология планируемых для сжигания отходов в Татарстане? Или данные взяли из отчетов действующих европейских заводов, где совсем другая морфология мусора и, соответственно, совершенно иные концентрации газов в трубе? Этот ключевой вопрос может поставить под сомнение применимость немецкого моделирования к реальным эксплуатационным условиям планируемого завода в Республике Татарстан», — говорит Каваносян.
Эколог обращает внимание, что расчетная загрузка топлива в модели была задана в 38,6 кг/час (338 тыс. т в год). По его мнению, она занижена минимум в 1,5 раза, так как ранее в прессе сообщалось, что мощность завода составляет 550 тыс. т/год. «Как специалист, могу уверенно заявить, что моделирование следует выполнять, исходя из максимальных проектных параметров завода, и рассматривать всегда самый негативный сценарий. Непонятно, почему в модели заложены заниженные значения. Немцы сами бы так не сделали», — считает глава движения.
Каваносян также обращает внимание, что весь газовый состав напрямую зависит от морфологии конкретных отходов, которые планируется сжигать. А как раз на данный вопрос «ни у кого нет ответа ни в Германии, ни в Москве, ни в Казани». «Это нужно отдельно изучать и выстраивать раздельный сбор отходов в Татарстане таким образом, чтобы в печь попадали определенные отходы с хорошими теплофизическими и экологическими характеристиками. Такой работы пока никто не проводил. Вопрос топлива — ключевой, а текущее моделирование использует некие исходные, непонятно откуда взявшиеся данные. Ну и в целом хотелось бы на данном этапе обсуждения проекта увидеть полноценную оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), а не частично выполненную половину главы этого документа», — заключает эколог.
Расчеты Muller-BBM Gmb проведены по немецким программам, которые, судя по всему, отличаются от российских, отмечает доцент кафедры инженерной экологии КНТИУ, кандидат технических наук Аркадий Ярошевский. И в немецких, и в российских программах расчеты проводятся для наиболее неблагоприятных условий, для характеристики источников выбросов принимаются одинаковые параметры и оцениваются выбросы одних и тех же загрязняющих веществ — оксидов азота, серы, тяжелых металлов, диоксинов, фуранов. При этом расчеты немецких специалистов показывают даже меньшие выбросов, чем те, что заложены в проект МСЗ, то есть независимое мнение западных экологов подтвердило заключение российской экологической экспертизы о допустимости реализации проекта.
«Мое мнение относительно необходимости и целесообразности проекта МСЗ и раньше было положительным, — говорит Ярошевский. — Естественно, что безопасная эксплуатация МСЗ, как и любого другого производства, требует соблюдения технологии как в части сжигания только сортированных отходов, так и в эксплуатации газоочистного оборудования. Кроме того, даже просто из уважения к жителям Осиново, необходимо обеспечить прозрачность и доступность данных контроля качества выбросов и окружающей среды».
«Данная экспертиза сделана только по параметрам рассеяния основных (но не единственных) компонентов выбросов — оксидов азота. В экспертизе нет ни слова о супертоксичных ЗВ — диоксинах и дибензофуранах, а в них основная проблема при использовании трехступенчатой системы очистки, которая, насколько мне известно, планируется на данном МСЗ. Желательно получить заключение о концентрациях в источнике выброса именно этих компонентов, не говоря о кислых газах. А также о методах контроля, которые планируется использовать для микрозагрязнений», — прокомментировала отчет Марианна Харламова, кандидат химических наук, заведующая кафедрой экологического мониторинга и прогнозирования экологического факультета РУДН.
По данным «БИЗНЕС Online», в ближайшие дни планируется провести большую пресс-конференцию с участием представителей немецких компаний Müller-BBM GmbH и LGA, на которой они вроде как дадут развернутые ответы на вопросы казанских журналистов и общественности. Так что, если читатели хотят спросить их о будущем строительстве и эксплуатации МСЗ, просим отставлять вопросы в комментариях к этой статье. Наши журналисты обязательно зададут наиболее важные и интересные из них.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 727
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.